Диалог культур во имя гражданского мира и согласия
план-конспект урока на тему

Сценарий мероприятия и презентация по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_meropriyatiya.docx26.91 КБ
Файл dialog_kultur1.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Диалог культур во имя

гражданского мира и согласия.

 Аннотация

Урок  по теме «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» проводится в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (завершающий урок по модулю «Основы мировых культур»), предназначен для учащихся 5-х классов,  подводит детей к пониманию того, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу, формирует уважительное отношение к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Урок направлен на личностно-ориентированное обучение учащихся. В ходе него  дети опираются на свой жизненный опыт. Благодаря использованным методам (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение) и приёмам передачи знаний (сюжетный рассказ, эвристическая беседа, описание) актуализируется внимание учащихся,  дети умело «включаются» в учебно-познавательную работу, становятся активными участниками учебного процесса. При изложении материала используются компьютерные технологии, межпредметные связи: ИЗО, технология, история, литературное чтение, музыка.

В ходе урока ребята знакомятся с ключевыми понятиями темы: толерантность, культура народов, дружба. В процессе развиваются музыкальные и художественные способности детей, воображение, формируются навыки межличностного общения, умение рассуждать, учатся анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.
           Материал
 данного урока  может быть использован не только в рамках курса, но и на уроках обществознания, а также полезен при проведении внеклассных бесед духовно-нравственного содержания.

Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

   Уроки такого плана нравятся детям, т.к. ребята, узнавая что-то новое, могут поделиться своими знания, опираясь на жизненный опыт.

Урок - творческий отчёт

          по теме: Диалог культур во имя гражданского мира и согласия.

 

Цель урока: - создать условия для формирования ценностей культуры мира,      толерантности и уважения к другим религиям.

Задачи урока:

Обучающая: раскрыть что такое «культура мира», ее отличие от культуры войны, показать неоднозначность понятия «мир».

Развивающая: развивать у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, религий, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Воспитывающая: поднять проблему установления мира и гармонии в окружающей действительности и самом себе. Наметить пути решения этой проблемы.

Основные понятия: толерантность, мировые религии, культура народов, духовные ценности, дружба.

Форма урока: урок – творческий отчёт.

Возраст участников: 5 класс.

Методы изложения материала: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение.

Приёмы передачи знаний: сюжетный рассказ, эвристическая беседа, описание.

Оборудование для урока:

Для учителя: доска, мел, весёлые и грустные смайлики,  палочка, песня «Я, ты, он, она», песня «Ты, да я, да мы с тобой», «Лезгинка»,

Для учащихся: рабочие тетради, цветные карандаши, цветная бумага, листочки дерева, ножницы, контур человека, клей.

Межпредметные связи: ИЗО, технология, история, литературное чтение, музыка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

 (рассказ о клонировании овечки Долли, о запрете клонирования человека).

- Было бы интересно жить, если бы мы все были одинаковые?

III. Работа с мифами и легендами.

- Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Об этом существует красивая легенда североамериканских индейцев, которую естественно создали люди. Послушайте!

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли чернокожие люди. А потом боги, уже боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

- А почему люди говорят на разных языках?

По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев. Однако сосна всегда остается сосной и елью,  ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, например, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ? (Язык, культура, национальный характер, религия, традиции).

Тема сегодняшнего урока записана на доске, давайте хором прочитаем её.

В каждом из нас течет кровь наших предков. А они могли быть людьми разных национальностей. 

Пусть у людей будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

IV. Работа в тетради.

1. Нарисуйте в тетради контуры  человека.

              – Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.  Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

           (звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой»)

           Проверка выполнения задания и запись на доске качеств характера.

                          Вывод: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.
– Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно.

Мы – россияне, принадлежащие к разным социальным группам, разным национальностям и вероисповеданиям – единый народ.

Далее – из истории появления религий на территории России (из учебника ОРКиСЭ).

- Мы о мировых религиях узнали очень много, об этом – это видно из ваших презентаций. Пожалуйста, слово предоставляется 1 группе.

1. Религии мира

2. Христианство

3. Праздники христианства и иудаизма

- Ребята, вот мы и закончили изучение  курса  ОРКиСЭ. Мы многое узнали о других религиях и культурах. Давайте же подумаем теперь вот над каким вопросом: а существует ли что-либо общее в различных мировых культурах? Каковы духовные ценности той или иной религии? 

4. Нравственные заповеди в религиях мира

Заповеди иудаизма и христианства

Десять заповедей. Первые четыре предписывают человеку верить в единого Бога и не поклоняться другим богам.

 Следующие шесть заповедей показывают, как мы должны относиться к другим людям: чтить отца и мать, не убивать, не красть, сохранять верность в браке, не лгать и даже в мыслях не покушаться на то, что принадлежит другому.

Нравственное учение ислама

Человек – высшая ценность.

 Человек не имеет права лишать жизни другого человека, в том числе и самого себя. Почтительное отношение к родителям, особое почитание матери.

Доброе отношение к соседям.

 Запрет употреблять спиртное.

Учение о поведении человека в буддизме

Ответственность за других. Почитание других божеств. Не допускать гнев. Сострадание всем живым существам.

Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа.

Отказ от воровства.

Отказ от лжи.

Отказ от супружеской неверности.

Отказ от употребления алкоголя.

Религии разные, нравственные заповеди – одни.

V.   Дерево толерантности.

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: "Давайте спрячем ее на дне океана”. "Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: "Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: "Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

           А сейчас проведем творческую работу. Оденем в листочки «Дерево толерантности». Я беру листочек и читаю написанное на нём слово, а вы решаете, подходит ли оно нашему дереву.

VI. Давайте поиграем.

Игра "Возьму с собой”

– А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

А я буду добавлять при этом "Возьму вас с собой” или "Не возьму с собой”.

Не забудьте, что палочка "волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача "волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Вопросы по итогам игры:

1.Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)

2.Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)

3.А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).

Игра «А я считаю так…»

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

    ¬ весна лучше осени;

    ¬ самый важный предмет – математика;

    ¬ играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;

    ¬ лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

    ¬ самое прекрасное домашнее животное – кошка;

    ¬ самая классная музыка – хип-хоп;

    ¬ заниматься рыбалкой – старомодно;

    ¬ изучать иностранный язык легче, чем физику;

    ¬ война – это всегда плохо;

    ¬ учиться без «2» и «3» невозможно.

Игра «Пересади».

Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).

– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?

Вывод: у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими.

Игра "Испорченный телефон”.

– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 3–4 ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: "В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четверти в 2012 г.”.

– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.

VIII. Рефлексия. 

 В конце  мне бы  хотелось  сказать, что наш  класс – это маленькая семья. Все мечтают, чтобы в их семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани. А что  же для этого нужно?

Детское братство. Хоровод дружбы.

 _А сейчас я предлагаю вам попробовать сделать всем вместе из бумаги символ братства.

   1. Возьмите альбомный лист бумаги  сложенный гармошкой.

   2. Вырежьте по контуру сложенную фигурку. Придерживайте бумагу, чтобы  слои не смещались.

   3. Раскройте гармошку – у вас получатся держащиеся за руки человечки. Им  можно нарисовать лица.

   - А теперь давайте склеим руки крайних человечков вместе – получится хоровод дружбы.

(Звучит песня «Я, ты, он, она».)

           Очень важно жить в дружбе, и тогда  братская дружба станет непобедимой силой.

Традициями добрососедства испокон веков славился русский народ.

 Земля русская собиралась веками; за её целостность и безопасность заплатили жизнями миллионы русских людей. Они надеялись, что когда-нибудь жить станет легче и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам – и их труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали нам беречь нашу Родину. Свято следовать этому завету – значит быть патриотами.

   - Гордитесь, дети, своей страной, прославляйте её добрыми и нужными стране делами, учитесь, чтобы стать полезными своей стране, помните святые страницы истории своего города и старайтесь идти по миру с миром.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия Урок – творческий отчёт Автор: Курзина Т. Е. Учитель музыки и ИЗО

Слайд 3

Овечка Долли

Слайд 12

ДИАЛОГ КУЛЬТУР во имя гражданского мира и согласия

Слайд 13

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...

Презентация творческих работ учащихся 5-6 кл. ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.

В презентации представлены творческие работы учащихся 5-6 кл.  по теме "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность.  Работы  вып...

Презентация творческих работ учащихся 8 класса ГОУ СОШ №544 Московского района г. Санкт-Петербурга, победителей районной олимпиады по ИЗО 2009 года. Тема: "Культура мира в лицах и костюмах". Китай в диалоге культур.

В презентации представлены творческие работы учащихся 8 классов нв теу "Культура мира в лицах и костюмах" Китай в диалоге культур - мифы и сказки, традиции и современность. Работы выполнены в смешанно...

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассказывается о внеклассной работе с обучающимися для углубленного изучения культурных особенностей немецкоговорящих стран....

Диалог культур во имя гражданского мира и согласия

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника и композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература распола...

Диалог культур. Фестиваль "Дружба народов мира"

Разработка внеклассного мероприятия в рамках недели географии....