Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»
    статья по теме

    Чихватова Наталья Станиславовна

    Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, что является актуальным в свете требований ФГОС. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

    Чихватова Наталья Станиславовна,

    учитель английского языка МБОУ СОШ №4 города Коврова

    Владимирской области, заместитель директора по УР

    Более 10 лет МБОУ СОШ №4 города Коврова целенаправленно занимается поиском, адаптацией, разработкой эффективных подходов и форм организации  гражданско – патриотического воспитания, которое  имеет мощный потенциал стабилизации и развития, обеспечивающий передачу от поколения к поколению системы актуальных знаний, способов мышления и норм жизнедеятельности, позволяющих личности эффективно осваивать новую действительность.

    С 2008/09 учебного года МБОУ СОШ №4  города Коврова (с кадетскими классами) является региональной экспериментальной площадкой по теме: «Разработка и апробация модели «Школа - центр гражданского становления»». (Приказ ДО 89 от 19.02.2009г). В мае 2011 года школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки, на базе ОУ открылся муниципальный ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию. (Приказ УО № 165 от 05.05.2011г).

    В ОУ накоплен большой опыт работы педагогов в данном направлении, имеются положительные результаты формирования гражданских компетенций, воспитания патриотов. В данной работе показана система работы учителей школы иностранного языка по гражданско-патриотическому воспитанию на уроках  и во внеурочной деятельности.

    Большое значение  в становлении патриота и гражданина  играет использование краеведческого материала на уроках. Анализ современных учебников по иностранным языкам показывает, что в них содержится обилие материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемых языков. Вместе с тем, информации о нашей стране, тем более об отдельных регионах, городах в учебниках предоставлено недостаточно, а наша задача – культивировать любовь к родному краю, научить школьника говорить на иностранном языке о том, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

    Работая по УМК М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием» со 2 по 11 классы, в начале года мы пересматриваем тематическое планирование с учётом использования регионоведческого материала на всех этапах иноязычного образования, принимая во внимание возрастные особенности обучающихся, их интересы, склонности. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой, учатся уважать ценности народов изучаемого языка и родного края, вступают в «диалог культур».  Мы считаем, чем обширнее область знаний фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

    Приведу пример использования регионоведческого материала в 9 классе.

    Тематика общения

    Включение регионоведческого компонента

    1 четверть

    1

    Каникулы — время приключений и открытий. Как и где может подросток провести каникулы.

    Оздоровительные лагеря Владимирской области. Знаменитые лагеря России. Любимые места отдыха в районе.

    4

    Организация досуга: отдых на природе, совместное посещение автошоу, рок-концерта. Обмен впечатлениями.

    Мини справочник для туриста по Владимирской области (концерты, театры, музеи, заповедные места). Город Ковров – город воинской славы.

    5

    Родная страна. Культурная жизнь столицы: места проведения досуга: театры (The Bolshoi Theatre, the Maly Theatre), цирк (the Yuri Nikylin Circus) и др. Заказ билетов в кино.

    2 четверть

    7

    Путешествие как способ познать мир. Транспорт вчера и сегодня. Из истории путешествий: факты из жизни великого путешественника В. Беринга, трагедия "Титаника". Путешествие по пиратской карте. Происхождение географических названий.

    Транспорт в Коврове. История Ковровского троллейбуса. Происхождение названий

    9

    Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и родная страна. Географическое положение, основные географические и некоторые исторические данные о Великобритании, США и России. Государственная символика (флаг, герб), гербы регионов России. Знание других народов — ключ к взаимопониманию. Достопримечательности: история памятника Игла Клеопатры (Cleopatra's Needle), Tower Bridge in London, Eiffel Tower in Paris.

    Символика Владимирской области и Коврова, о культурных особенностях региона (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), выдающиеся людях города и области, их вклад в науку и мировую культуру.

    4 четверть

    13

    Пути получения образования. Проблемы выбора профессии подростками (на примере Великобритании и России). Популярные современные профессии. Умение составлять резюме. Роль английского языка в моей будущей профессии.

    Вакансия профессий в Коврове и области.

    Профессиональные заведения Владимирской области.

    15

    Мир моих увлечений: экстремальные виды спорта (удовольствие и последствия). Спорт для здоровья.

    Наследие олимпиады в Сочи для жителей России

    Логическим продолжением преподавания иностранного языка с краеведческим подходом стала разработанная программа элективного курса для кадетских 9х классов «Героические страницы прошлого нашей страны», который расширяет тематику общения, делает процесс обучения личностно-ориентированным, помогает обучающимся в изучении иностранного языка в профильных кадетских классах, способствует преемственности ступеней образования (школа – вуз). Имея межпредметное интеграцию с историей России и обществознанием,  данный элективный курс  интересен учащимся, так как имеет военно-историческую тематику, расширяет и углубляет знания и умения, которые приобретаются на уроках английского языка и истории.

    Программа элективного курса дополняет школьную общеобразовательную программу по английскому языку по следующим темам:

    1. Выдающиеся люди;
    2. Великие события в жизни России;
    3. Моя семья;
    4. Профессии и мои планы на будущее.

              В целях формирования положительной мотивации  используются групповые, парные, индивидуальные и коллективные формы работы, а также учебная дискуссия и исследовательский проект. Программа элективного курса размещена на сайте образовательного сообщества «Открытый класс» по адресу http://www.openclass.ru/node/342835.

    Кроме того, мы насыщаем гражданско-патриотической тематикой внеклассные мероприятия, которые проводятся как в рамках предметной недели, так и в рамках проведения общешкольных мероприятий. За время проведения эксперимента наработан банк внеурочных разработок учителей английского, немецкого и французского языков. Формы проведения данных мероприятий самые разнообразные от викторин до театрализованных постановок. Вот несколько из них:

    1. презентация «По литературным местам Владимирской области»,
    2. викторина «Женщины в истории России»,
    3. круглый стол «Как выбирают президента в РФ и США»,
    4. викторина по теме «Президенты нашей страны»,
    5. брейн-ринг по творчеству А.С.Пушкина «Здесь русский дух – здесь Русью пахнет»,
    6. защита проектов «Ковров – город воинской славы»,
    7. круглый стол «Сталинградская битва глазами современников» с просмотром фильма, сделанного американскими авторами.

    Большое значение в формировании социокультурной компетентности имеет кабинет иностранного языка, поэтому в учебных кабинетах регулярно обновляется познавательная информация как силами учащимися, так и  педагогами. Регулярно проводятся выставки творческих и проектных работ с последующей общественной экспертизой учащимися, учителями и родителями.

    Учитывая современные условия образования и необходимость формировать информационную грамотность, коммуникабельность и сотрудничество, социальные и межкультурные качества личности, мы используем образовательные ресурсы Интернета. Результаты своей исследовательской деятельности по теме «Мой любимый город» учащиеся школы размещают на специально созданной страничке информационного центра http://wiki-imc.edukovrov.ru. С интересом учащиеся участвуют в образовательных проектах на сайте wiki-vladimir, «Просвещение», «Открытый класс» и достигают хороших результатов:

    1. всероссийский конкурс «Наша страна - наше наследие» -  четыре работы учащихся школы и два проекта педагогов размещены на сайте «Просвещения»,
    2. региональный конкурс сочинений о родном крае – 1 место,
    3. сетевой интегрированный проект «Числительные меры и веса: математическое многоборье» - призёры.  

    Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение краеведческого материала в содержание занятий иностранного языка способствует воспитанию гражданской идентичности и межкультурному общению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

    Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

    Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

    Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

    Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

    Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

    обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся по французскому языку через использование кейс-технологии"

    Данный материал является обобщением инновационного педагогического опыта в  модульной технологии...

    Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

    Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

    Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы

       Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся через дистанционное обучение в условиях реализации ФГОС

    Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качес...