Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
статья на тему

 Егорова Анна Юрьевна

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii_egorova.odt120.32 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ

учитель иностранных языков : Егорова А.Ю.

 по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

     

       Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей-инвалидов реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием информационных технологий. За 2009-2011 г. системой были охвачены более 70% от общего числа детей , которым это было показано.

   Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующие программы инклюзивного образования.  20 марта 2009 года на базе ОГАОУ БИЮЛИ  начал работу Белгородский Центр Дистанционного Образования.

Исходя из этого, перед учителем  стоит задача по-новому организовать учебный процесс. Интеграция интерактивных технологий на уроке иностранного языка в рамках дистанционого образования – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

  Знакомство с информационной оболочкой нашего образовательного сайта и использование его на практике убедило педагога в том, что разнообразие тем, видов деятельности, увлекательность компьютерного обучения вызывают огромный интерес у обучающихся. Обучение посредством современных информационно-компьютерных технологий дает возможность развивать самостоятельность учащихся, учит объективно оценивать свою деятельность и корректировать ошибки. Каждый обучающийся, даже самый слабый, стремится добиться лучших результатов в работе с виртуальным учителем.

   В нашем центре имеются огромные возможности для организации дистанционного обучения.  Образовательное учреждение в полном объеме обеспечено оборудованием для использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе. Каждому ребенку и учителю выдается оборудование фирмы Apple и производится полная техническая поддержка со стороны центра. Наше учреждение обеспечивает необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения.

                      Возможности программы Skype в обучении иностранному языку.

Программа Skype - это уникальная возможность для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и по иностранному языку. Для ученика это обучение в высоко интенсивном режиме, для педагога – возможность организации урока на высочайшем уровне и мобильного использования своего времени.

При обучении иностранному языку помощь данной программы просто неоценима. Можно проводить урок и традиционным способом: объяснять материал устно, проводить вопросо-ответные задания. Можно переписываться с учеником в SMS- чате, это удобно при проведении диктантов на буквы, буквосочетания, слова.

Но особый интерес у детей вызывают задания с использованием функции демонстрации экрана, когда мы включаем в урок мультимедиа. Среди них:

- презентации Power Point. Использую презентации в основном при введении нового лексического материала, а также как «хранилище» правил чтения и грамматических правил. Презентации либо пересылаю детям, либо размещаю на нашем  сайте дистанционного обучения http://www.bel-shkola.ru/.

- файлы Word и Paint. Мне очень нравится использовать данные программы при объяснении новых правил. Стараюсь не давать их в готовом виде, создаю проблемные ситуации, выделив цветом, шрифтом, проведя на экране мышкой, показываю ученику на то место, куда нужно обратить внимание. Предлагаю детям сравнивать, анализировать и самим выводить правило. Вся эта работа сопровождается изменениями на экране, которые делаю я под «руководством» моих учеников.

- флэш-анимация. Использую приложение к учебнику « English» Кузовлева В.П.. Здесь много заданий тренировочного плана. Сделав их на уроке, прошу ребят выполнить их еще раз в качестве домашнего задания. При этом сразу же даю задание повышенного уровня, которое дети выполняют с опорой на предыдущее – «Расскажи о себе», «Расскажи от имени героя», «Придумай вопросы герою» и т.п.

- видео. В основном это многочисленные ресурсы Интернета: мультики, песенки, сказки. Данные задания помогают увеличить время пребывания детей в англоязычной среде до максимального. А это означает и развитие англоязычного слуха, и пополнение лексического запаса, и т.д. В основном предлагаю их в качестве «отдыха». Но всегда интересуюсь, что понравилось больше всего.

Skype - великолепная возможность проведения группового урока. Это особенно важно для детей с ОВЗ, т.к. помогает развивать, но гораздо чаще формировать их межличностные отношения друг с другом, а заодно и их родителей между собой. Использую парные и групповые формы работы на уроках повторения и во внеурочной работе, при подготовке конкурсных заданий. Стараюсь создавать пару или группу так, чтобы дети были разного уровня подготовки. Это полезно и для «сильных» детей, т.к. они не только могут попробовать себя в роли лидеров, но и приучает их к ответственности за общий результат. Тем более важно это и для «слабых» ребят, для которых благодаря общению с более успешными детьми снимаются некоторые психологические барьеры.

Таким образом, применение программы Skype позволяет разнообразить учебный процесс и усилить мотивацию обучающихся, развить их навыки межличностной коммуникации, а значит почувствовать себя полноценным членом общества. А для педагогов – уникальный шанс поднять свой методический и языковой уровень, создать более яркие и содержательные формы работы.

            Индивидуальный подход на уроках иностранного языка в условиях дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

     Дистанционное образование – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.

   Центр, где я работаю учителем иностранных языков, осуществляет образование детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья с помощью программы общения Skype и других средств ИКТ. Моя нагрузка составляет 32,5 часа, это 34 ребенка и каждый ребенок неповторим, у каждого свои индивидуальные особенности здоровья, это учащиеся с сохраненным интеллектом, желающие и требующие уровень знаний как у всех, они осваивают компьютерные технологии и различные программы. Рабочее место ребенка и учителя оснащено: компьютер, вебкамера, микрофон, колонки, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат,  специализированные: клавиатура, мыши, планшеты. Технически ребенок хорошо обеспечен, методически – проблема, так как нет непосредственного контакта с учеником, и передо мной, как учителем иностранных языков, встают ряд вопросов.

 Как оживить английский и немецкий языки? Как показать диалог культур через экран компьютера? Как подобрать и выдать материал, достаточный для хорошего уровня сдачи ЕГЭ, ГИА и при этом учесть особенности ребенка и его возможности здоровья? Решением стала - индивидуализация обучения за счет адаптации формы учебного материала согласно возможностям здоровья ребенка.

Дети-инвалиды по зрению. Особую роль в системе обучения слабовидящих и частичнозрячих детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в следующих вариантах: аудиолекция (аудиозапись теоретического учебного материала), аудиотренажер (компактно сформулированные вопросы и задачи, которые записаны через определенный временной интервал, необходимый для ответа/решения), аудиотест, аудиопособие (аудиозапись любого сопровождающего учебный процесс материала). Все эти материалы создаю с помощью программы «Гараж Бенд».

ДЦП верхних конечностей. Учащимся с данным заболеванием трудно держать ручку, поэтому записей в тетради мы не делаем. Но, подобрав им правильную клавиатуру и компьютерную мышь, мы научились печатать, и у нас появилась электронная тетрадь, в которой набираем текст, создаем простые таблицы, через различные задания на уроках и дома. Использование на уроках различных флеш-анимации, тестов, электронных учебников, позволяет развивать мелкую моторику рук и быстрее и качественнее запоминать и закреплять изученный материал.

Прогрессирующая дистрофия мышц. На уроках и при подготовке домашней работы с такими учащимися чаще использую видеоматериалы, флеш-анимации, презентации, устные формы работы, аудиоматериалы, электронный учебник. Подобранные специальная компактная клавиатура и задания позволяют ребенку во время обучения не напрягать мышцы рук так, как это происходит при работе на обычной клавиатуре и с учебником.

Для учащихся с нарушением слуха использую на уроках презентации, тестовые флеш-анимации, электронный учебник, а звуковая настройка микрофона учителя и наушников ученика позволяет легко общаться во время учебного процесса.

ДЦП нижних конечностей. Использую разнообразные формы работы и заданий. Но считаю нужным обратить внимание на формирование умений работать с тетрадью, конспектировать учебный материал, используя рисунки и схемы.

    Резюме:

     Подбор, создание и подача учебного материала, с учетом индивидуальных особенностей, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет не только насытить ученика большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Подобные технологии целесообразны на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Структурирование и индивидуализация большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности, все это позволяет учащемуся полноценно овладеть базовыми знаниями по предмету.

 

                                    Библиографический список

 1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. - 2002- № 2.

 2. Веб-сайт Гете института: www.goete.de

 3.Веб-сайт, электронный конструктор тестов:  www.discoveryeducation.com

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: «Академия», 2004.

5. Инновационные технологии в преподавании немецкого языка: материалы областной научно – практической конференции с международным участием (г.Белгород, 31 марта 2010г) /- Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010 -248с.