Диссеминация опыта учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением проектной деятельности»
проект

Кравчук Александра Александровна

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации. Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Диссеминация-возможность позиционировать себя, представить свой педагогический опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский летний педагогический практикум, г. Анапа

Диссеминация опыта

учителя начальных классов Борисовой Александры Александровны

по теме: «Формирование социокультурной компетенции учащихся через образовательную деятельность с применением  проектной деятельности»

Слайд 1. В настоящее время общество характеризуется инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека.

Слайд 2. В связи с этим, возникла идея компетентностного подхода, реализованная во ФГОС. Их отличительной особенностью для обучающихся, воспитанников с ОВЗ и инвалидностью является усиление практической жизненной направленности образования. Одной из ключевых компетентностей является социальная компетентность, то есть готовность и способность личности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, адаптированности и мобильности в окружающей среде.

Слайд 3. Воспитанники интернатных учреждений помимо закономерного набора проблем детей: последствия депривации, интернатное жизнеустройство, негативный опыт жизни в некоторых асоциальных семьях имеют ещё ряд проблем, влияющих на перспективу их успешной интеграции в обществе:

  1. Проблема интеллектуального развития, которая выражается в особых образовательных потребностях, в неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабо развитого мышления. У воспитанников плохо сформирована картина мира и жизнеспособности в нём.
  2. Проблема эмоционально-волевого развития, что выражается в неадекватной самооценке, неорганизованности, повышенной тревожности, агрессивности, недоверчивости, эмоциональной нестабильности, пассивности.

Слайд 4. Ребёнку необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих моделей и стратегий, поэтому формирование и развитие социокультурной компетентности обучающихся - одно из важнейших направлений работы педагогов коррекционной направленности.

Слайд 5. Целью использования проектного метода при обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии является создание такой модели работы с детьми, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации вторичного дефекта, что поможет его социальной адаптации в окружающем мире. 

Слайд 6. Успех проектной деятельности заложен в осуществлении личностно – ориентированного подхода к воспитанникам.

Основные правила, которыми я руководствуюсь в организации деятельности:

- Какой бы ни была группа, она сделает гораздо больше, чем один человек.

- Участие каждого члена группы повышает производительность в целом.

- Не обязательно знать все ответы, чтобы найти решение.

- Слов "Не умею, не могу, не получается"! Есть слова: "Я учусь! Я научусь!"

Поскольку я работаю в своём классе одна, то и проект у меня такой, который включает учебную и внеурочную деятельность.

Слайд 7. Проект «Весёлые нотки» - это долгосрочный проект. По типу является творческим с практико-ориентированной направленностью. Не смотря на название, он содержит в себе все элементы певческой, сценической, ритмической, танцевальной, духовно-нравственной культуры. Именно наблюдаемая мной душевная чёрствость и безэмоциональность ребят, побудила к его разработке.

Цель проекта: воспитание художественно-эстетической, творческой социокультурной личности.

Основные задачи проекта:

- Образовательные: через знакомство воспитанников со сценическим искусством формировать речевые навыки; учить выразительному и естественному исполнению песен, театрализации,  декламации.

- Воспитательные: воспитывать организованность, внимание; прививать навыки сценического поведения; умения не бояться людей.

- Развивающие: развивать музыкальные, ритмические и сенсорные способности ребят и потребности школьников в адекватном эмоциональном самовыражении.

Слайд 8. Работа над проектом даёт мне возможность творческого сотрудничества; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; создает для детей ситуацию успеха; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

Слайд 9. Я учу ребят в процессе своей работы вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей и ролей, разрешению конфликтов договорным путём, слушанию другого, учиться просить помощь. Эти навыки формируются как в групповой, так и индивидуальной работе.

Слайд 10. Для повышения эффективности формирования социальной компетентности использую драматизации с разыгрыванием ситуаций, игровые упражнения, направленные на обучение детей принимать решения, вступать в контакт, сотрудничать с окружающими.

Слайд 11. Работа в проекте побуждает обучающихся участвовать в принятии решений, повышает их инициативность, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной.

Чтобы у обучающихся возникал и развился интерес, считаю, необходимо создавать определенные условия педагогической деятельности:

• Организация занятий, где ребёнок вовлекается в процесс поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

• Занятия - интересные и разнообразные для каждого ребёнка.

• Подбор посильного и понятного материала, мотивирующего детей на получение новых знаний, нового опыта.

• Материал занятий должен быть ярким, запоминающимся, а сам педагог должен быть эмоциональным и заинтересованным в результате обучения, т. к. это оказывает глубокое воздействие на ребёнка.

Слайд 12. В ходе занятий я стараюсь организовать свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы они взаимообучали друг друга, обмениваясь информацией. Для этого создаю посильные проблемные ситуации, организовываю работы в парах, в группах, чтобы ребята умели высказаться и отстаивать своё мнение, выслушать мнение другого. Таким образом, постоянно стимулирую формирование прочных социальных связей в группе и с другими людьми.

Слайд 13. Так же применяю инсценировку отдельных проблемных ситуаций, ввожу элементы тренинговых упражнений, что создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания ситуации. Такие занятия предоставляют детям возможность раскрыть индивидуальные способности и умения, что в конечном итоге повышает готовность и способность личности ребенка к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.

Слайд 14. Вроде всё просто и обыденно для нас, но именно активные методы обучения и воспитания позволяют выстраивать определённую систему взаимосвязи у ребят. А проектная деятельность это один из способов активизации, информатизации и социализации образовательного процесса в нашем классе.

Наша деятельность в проекте носит больше творческий, социокультурный характер, но тем не менее имеет место быть и:

- помощь в организации хозяйственно – бытового труда;

- изготовление соответствующего реквизита, пособий для деятельности;

- помощь в проведении режимных моментов;

- организация и проведение занимательных игр;

Слайд 15. - участие в акциях, прогулках и экскурсиях;

- проведение и участие в общешкольных мероприятиях.

- обучение настольным, дидактическим играм;

- разучивание подвижных игр, логоритмических упражнений;

- тематическое рисование;

- оформление выставок и другие.

Слайд 16. Содержание проекта реализуется через разовые и продолжительные подготовки, акции, операции, конкурсы в ходе классных и внеклассных мероприятий, участии в мероприятиях по плану общешкольного проекта.

Оценивание степени сформированности соответствующей компетентности у воспитанников класса происходит по следующим параметрам:

- степень самостоятельности или общей работы в проектных заданиях;

- степень вовлеченности в работу и четкость выполнения отведенной роли;

- практическое использование раннее полученных знаний и умений;

- количество информации, использованной для выполнения проекта.

Слайд 17. Работа в проектах различной направленности, анализ её результатов показывают приобретенный воспитанниками опыт в коллективных творческих делах. Показывают хорошие результаты участия в проектной деятельности все воспитанники класса, а некоторые ребята даже и высокий уровень. Именно благодаря проектной деятельности ярко проявились «Маячки» нашего школьного коллектива, которые проявляют не только самостоятельность, последовательность, но и творческие задумки. Вклад у всех разный, посильный для каждого ребёнка. Но он есть от каждого ученика. Это доказывает действенное влияние на формирование жизненных позиций учащихся согласно их возрасту, возможностям, способствует успешной социализации и культурному развитию как личности нашего общества.

Список литературы по организации проектной деятельности:

  1. Взятышев В.Ф. «Методология проектирования в инновационном образовании»/Инновационное образование и инженерное дело. – М. 1995г./
  1. Раппопорт А.Г. «Границы проектирования» /Вопросы методологии, №1. 1991.
  2. Проект «Гражданин» - способ социализации подростков. /Народное образование, № 7, 2000/.
  3. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184

Интернет ресурсы по проблеме организации проектной деятельности.

www/likt590.ru/hfmyatka,pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся....

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".

В данном докладе представлена классификация  проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....