Формирование социокультурной компетенции обучающихся через организацию внеурочной деятельности по немецкому языку
статья по немецкому языку по теме
Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию социокультцрной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sociokulturnoy_kompetencii.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В Государственном Стандарте уровня обученности по иностранным языкам отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными и страноведческими знаниями. Коммуникативную компетенцию невозможно сформировать без знания социокультурного фона.
Кроме того, обучение иностранному языку через ознакомление учащихся с культурой страны изучаемого языка является одним из базовых принципов обучения предмету. Так, приобщение к культуре другого народа не только делает изучение немецкого языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения.
Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются тематические, страноведческие, художественные, публицистические тексты. Газетный текст, в данном случае, рассматривается как одно из эффективных средств формирования социокультурной компетенции учащихся. Он обладает национально-культурной спецификой, проявляющейся на уровнях семантики, синтаксиса и структуры.
Работу с немецкой прессой целесообразно проводить в качестве кружковой работы в старших классах, что помогает более углубленно изучать страноведческий материал. Для этого разработан комплекс упражнений для обучения учащихся чтению журнала “vitamin de” и газеты “Die Zeit”. Отобранный газетный материал дополняет работу по основному учебному пособию. В 9 классе - учебно-методический комплект (УМК) „Schritte 5“ (Шаги 5), авторов И.Л. Бим, Л.И Рыжова и др. и УМК „Deutsch“ (Немецкий язык) для 10-11 классов, авторы И.Л. Бим, Л.В. Садомова, М.А. Лытаева. Это обуславливается тем, что тематика статей данных печатных изданий совпадет с тематикой учебных пособий. Помимо тематики текстов учитывается также и тот спектр проблем, которые затрагивают тексты, поскольку тематика и проблематика текстов, соответствующая интересам и возможностям учащихся, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения, расширяет знания учащихся.
Однако, наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и позволяет многократно увеличить его эффективность.
Одним из способов развития социокультурной компетенции учащихся является проведение традиционных немецких праздников с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных блюд и атрибутов к празднику.
Ежегодно в гимназии проводятся традиционные немецкие праздники: Рождество, День Святого Валентина, День Матери, Пасха. Наиболее необычным получился праздник «День Матери», который проходил в рамках недели иностранного языка. Учащиеся организовали мастер-класс немецкой кухни «Готовим для мамы». На праздник были приглашены мамы, и они вместе ребятами имели возможность самим приготовить штрудель и печенье плэтцхен и затем вместе с детьми попить чай, побеседовать.
Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции, бесспорно, является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.
В 2011 году учащиеся 9 – 11 классов гимназии провели две недели в Германии городе Шляйц (Тюрингия) по программе школьного обмена. Ребята посещали местную гимназию и жили в немецкой семье. Также для них были организованы экскурсии в города Ваймар, Йена, Берлин, где ребята имели возможность посетить знаменитые достопримечательности, например, дом И.В. Гёте, символ Берлина - Бранденбурские ворота, Всемирные часы и другие. За это время школьники получили уникальный жизненный опыт, поближе познакомились с культурой изучаемого языка, нашли новых друзей. Несколько недель проведенных за границей значительно увеличили мотивацию к изучению немецкого языка.
Помимо этого, краеведческий материал также приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе этого материала можно моделировать вполне реальные коммуникативные ситуации: беседа о родной стране, о ее столице, о родном городе с гостем из-за рубежа, проведение экскурсии для гостей на немецком языке и т.п. Так, ребята совместно с педагогом подготовили экскурсию в хакасскую юрту и школьный музей на немецком языке, и она была использован для встречи иностранных гостей из Австрии: Элизабет Фергайнер (2009), Флориан Шмерляйб (2011).
Таким образом, внеклассная работа по немецкому языку играет существенную роль в развитии личности гимназистов. У ребят наблюдается повышение мотивации к изучению предмета, интерес к стране изучаемого языка. Учащиеся, посетившие Германию, поддерживают переписку со своими зарубежными друзьями, а подготовленные экскурсии по юрте и школьному музею на немецком языке будут использоваться учащимися для встречи других гостей из немецкоязычных стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности на немецком языке в рамках реализации ФГОС.
Образовательная среда, с одной стороны, создает новые знания, придавая информации личностные смыслы. Но с другой стороны, полученные знания позволяют расширить среду их применения, порождая при этом н...
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».
Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
Проблемно-ценностное общение как форма и организация внеурочной деятельности по немецкому языку
Иноязычное образование начинается со школьной скамьи. По ФГОС с начальной школы, в частности со 2 класса, также в виде внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по иностранному языку включает в...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре
Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...
Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...