Внеклассное мероприятие по теме: "ЗОЯ И ЛИЗА: ПАМЯТЬ, ГОРДОСТЬ, БОЛЬ"
материал (5, 6, 7 класс) на тему

Криммель Оксана Викторовна

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны; пробудить уважение к героическим подвигам З.Космодемьянской и Л.Чайкиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbor_druzhiny.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  Пичаевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Беляева Владимира Прокофьевича

"ЗОЯ  И  ЛИЗА:

ПАМЯТЬ, ГОРДОСТЬ,

БОЛЬ"

Торжественный сбор дружины, посвященный памяти Героев Советского Союза Зои Космодемьянской  и  Лизы     Чайкиной

Подготовила старшая вожатая:

Криммель Оксана Викторовна

                           Пичаево, 2013

Цель: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны; пробудить уважение к героическим подвигам З.Космодемьянской и Л.Чайкиной.

Задачи:

Воспитание патриотических чувств.

Ожидаемые результаты

После завершения работы и проведения торжественного сбора дружины учащиеся будут знать:

1. когда происходила Великая Отечественная война;

2. о  подвигах юный героинь Великой Отечественной войны.

Ход мероприятия:

 Старшая вожатая:               

   В календаре 2013 года есть две особенные даты: в этом году исполнилось бы 90 лет со дня рождения Героя Советского Союза Зои Космодемьянской и 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. Старшему поколению не нужно объяснять, почему в календаре знаменательных дат отдельной строкой отмечены эти события. Потому что оно выросло на героических примерах отечественной истории. И две фамилии Героев Великой Отечественной войны – Космодемьянская и Чайкина – о многом говорят бабушкам и дедушкам сегодняшних молодых. Но знают ли молодые что-нибудь о «героях иных времён»? Если только ребята, конкретно интересующиеся историей войны, участники поисковых отрядов и военно-исторических клубов… Но Россия всегда была крепка своей исторической памятью, передачей историко-патриотических традиций от поколения к поколению. И чтобы не прервалась связь времён, чтобы не рушился российский менталитет под агрессивным натиском чужих идеалов, библиотеки активно занимаются просветительской деятельностью в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В помощь сотрудникам библиотек предлагаем сценарий мероприятия памяти героев Великой Отечественной войны.

       Что гибель нам? Мы даже смерти выше,

        В могилах мы построились в отряд

        И ждём приказа нового. И пусть

        не думают, что мёртвые не слышат,

        когда о них потомки говорят.

                                     Николай Майоров

                                                                                                     

1чтец:  «…Любите Россию! – громко произнесла Лиза. – Нет ничего дороже. Я счастлива умереть за Родину». Раздался залп. Короткий, резкий. Но люди видели, что Лиза не сразу упала, а стояла ещё какое-то время и протягивала к ним руку, словно призывала и одновременно просила о помощи. Потом упала, застыла. Навсегда».

2чтец:  Это отрывок из документальной повести журналистки Ирины Шведовой о Герое Советского Союза, отважной партизанке Лизе Чайкиной. Она погибла 22 ноября 1941 года.

3 чтец: Ах, если бы латы и шлем мне достать,

            Я стала б Отчизну свою защищать…

            Уж враг отступает пред нашим полком,

            Какое блаженство быть храбрым бойцом.

 Эти строки из стихотворения немецкого поэта Гёте записала в своём дневнике Зоя Космодемьянская ещё до войны. Как боец диверсионной группы она погибла 29 ноября 1941 года.

4 чтец: Зоя и Лиза…Они отдали жизнь за свободу своей страны почти в одно время, не зная друг друга, но ни на минуту не сомневаясь  и не выбирая иного пути из фашистского плена.

5 чтец:  Они погибли молодыми. Зое было 18 лет, а Лизе 23 года. Но после 22-го июня 1941 года перед народом вопрос встал только так: идти на жертвы и бороться за свою свободу или безропотно подчиниться захватчикам. История ещё не знала такого массового героизма, мужества, стойкости и отваги, какое проявило в годы Великой Отечественной войны молодое поколение нашей страны.

6чтец:Прославленный маршал Георгий Константинович Жуков отмечал в своих воспоминаниях: «Я считаю, что молодёжь принесла главную жертву в войне… Многие из них только-только узнали вкус жизни. Девятнадцать-двадцать лет – лучший возраст в обычной человеческой жизни. Всё впереди. А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулемётный огонь… Мы, люди старшего поколения, этого не забудем. Важно, чтобы и молодые не забывали».

7ЧТЕЦ:  Из 11 603 Героев Советского Союза 7 тысяч – молодёжь до 30 лет. Каждый день войны рождал героев. Наряду с мужчинами занимали место в боевом строю и девушки. За боевое отличие свыше 100 тысяч девушек награждены орденами и медалями, 87 удостоены звания Героя Советского Союза. Давайте ближе познакомимся с двумя из них – Зоей и Лизой, с фрагментов биографии которых началась наша встреча.

8ЧТЕЦ:  Зоя Анатольевна Космодемьянская, первая женщина – Герой в Великой Отечественной войне. Её родина – село Осиновые Гаи («Осиновый лес») на севере Тамбовской области. Здесь она появилась на свет 13 сентября 1923 года. Был у неё младший брат Шура, Александр Космодемьянский, тоже Герой Советского Союза, танкист, погиб в апреле 1945 года.  Их мать, Любовь Тимофеевна Космодемьянская, написала книгу о своих  доблестных детях «Повесть о Зое и Шуре». Послушаем эти воспоминания, чтобы представить себе какой была Зоя…

8ЧТЕЦ:.   «Выбрав свободный час, я зашла к учительнице Лидии Николаевне. Она сказала, что «Зоя очень прямая, очень честная девочка. Она всегда говорит правду в глаза…она отстаивает то, что справедливо… Ребята её любят и уважают… Очень упорная девочка. Ни за что не отступит от того, что считает правильным.  Ребята понимают: она требовательна к ним, но и к себе». Зоя и Шура вели дневники. Но «Зоя относилась к дневнику добросовестно и серьёзно, как ко всякому делу, за которое бралась: записывала часто и события излагала подробно. …сохранился дневник за весну и лето 1936 года (Зое 13 лет). Вот запись от 7 июля: «Я гуляю, бегаю, помогаю бабушке в работе. Мне приятно выполнять её указания…купаюсь три раза в день, хожу в библиотеку. Прочла много интересных книг…».

9ЧТЕЦ:  Любовь Тимофеевна вспоминает и такой случай. Однажды в 10 вечера Зоя поспорила с подружками, что не побоится пройти одна весь Тимирязевский парк (семья уже жила в Москве). И они заключили пари: девочки поедут на трамвае до конца парка, а Зоя придёт туда пешком. Было темно, холодно и шёл сильный дождь, но Зоя выиграла пари. Этот случай ярко раскрывает характер пятнадцатилетней Зои. Брат Шура был удивлён: «С чего ты стала таким способом доказывать свою храбрость? Даже я понимаю, что это неправильно». На что Зоя честно ответила: «А я, думаешь, понимаю? Но только мне очень хотелось попугать девочек: шла-то по лесу я, а боялись-то ведь они!» И они с братом засмеялись.

10ЧТЕЦ:  В повести матери  Зои есть глубокие слова о внутреннем мире подростка. Приведём этот отрывок целиком, может быть, он поможет вам понять самих себя или увидеть различие между вами и довоенными подростками ХХ века. Итак, «В жизни юноши, подростка важен каждый час. Перед ним непрестанно открываются новые миры. Он начинает самостоятельно мыслить и ничего не принимает на веру, в готовом виде. Он всё передумывает и решает заново: что хорошо, что плохо? Что высоко, благородно и что подло и низко? Что такое настоящая дружба, верность, справедливость? Какая у меня цель в жизни? Не напрасно ли я живу?.. Жизнь ежечасно, ежеминутно пробуждает у молодого существа всё новые вопросы, заставляет искать, думать; каждая мелочь воспринимается необычайно остро и глубоко. И далее: «Книга – давно уже не отдых или развлечение. Нет, она – друг, советчик, руководитель. «То, что в книгах, то всегда правда», - говорила Зоя, когда была маленькая. Теперь она подолгу думает над книгой, спорит с ней, ищет в книге ответа на то, что её волнует.

          И каждая новая книга для Зои и Шуры событие; обо всём, что в ней рассказано, дети говорят, как о подлинной жизни; о её героях горячо спорят, их любят или осуждают.

          Встреча с хорошей книгой – умной, сильной, честной – это так важно в юности! А встреча с новым человеком нередко определяет весь твой дальнейший путь, всё твоё будущее. В жизни моих детей всегда много значила школа. Они любили и уважали своих учителей…»

11ЧТЕЦ:   «И Зоя и Шура очень сдержанно, даже осторожно проявляли свои чувства. По мере того как они  подрастали, эта черта в характере обоих становилась всё определённее. Они, как огня, боялись всяких высоких слов. Оба были скупы на выражение любви, нежности и восторга, гнева и неприязни. О чувствах ребят я узнавала скорее по их глазам, по молчанию… «Он хороший человек»,- говорила о ком-нибудь Зоя, и этого было достаточно – я знала: она очень уважает того, о ком говорит».

12ЧТЕЦ:  И ещё: «Для меня не было новостью, что Зоя умеет работать серьёзно, добираться до самых глубоких источников, до самой сути дела, умеет уходить в свою тему с головой. …сколько было прочитано об Отечественной войне 1812 года! Зоя бредила именами Кутузова и Багратиона, описаниями сражений, с упоением повторяла наизусть целые страницы из «Войны и мира». Готовясь к докладу об Илье Муромце, она составила длинный список редких книг, которые я с трудом разыскивала в различных библиотеках. (Может быть, здесь стоит обратиться к аудитории: «Не напоминает ли вам отношение Зои к подготовке докладов вашу учебную деятельность? Хотя сегодня она и проходит на другом технологическом уровне, компьютерно-проектном?)

          Зоя училась очень хорошо, хотя многие предметы давались ей с трудом. Над математикой и физикой она просиживала иногда до глубокой ночи и ни за что не хотела, чтобы Шура ей помог. Решение задачи Шура кладёт рядом, но Зоя даже не глядит в ту сторону». Брату, который частенько приносил тройки, она говорила об учёбе: «Это твоя работа, понимаешь? Ты не имеешь права недобросовестно относиться к своей работе!»

13ЧТЕЦ:  Зоя была живой, весёлой девушкой, с прекрасным чувством юмора, любила принимать гостей. Она легко чувствовала себя среди взрослых, но среди сверстников у неё была только одна подруга Ира. Об этом Зоя так говорила матери: «Это у Шуры полкласса друзей. А я так не могу». В её дневнике есть запись о дружбе: «дружба – это значит делиться всем, всем! Иметь общие мысли, общие помыслы. Делиться радостью и горем. Мне кажется, неправду пишут в книгах, что дружат люди только противоположных характеров. Это неверно: чем больше общего, тем лучше. Я хотела бы иметь такого друга, которому могла бы поверять всё». (В данный момент можно предложить ребятам подискутировать на эту тему).

14ЧТЕЦ:   Личный дневник – это большое, чистое зеркало, где отражается каждое движение ума и сердца его владельца. Зоя в своём дневнике часто записывала цитаты, высказывания известных людей или литературных героев. Например, «Уважай себя, не переоценивай. Не запирайся в свою скорлупу и не будь однобокой. Не кричи, что тебя не уважают, не ценят. Больше работай над собой, и больше будет уверенности». Может быть, этот совет из прошлого кому-нибудь из вас, сегодняшних, пригодится.

15ЧТЕЦ:  Наверное, кто-то из вас думает сейчас: «Зачем такое большое вступление? Когда же мы узнаем о подвиге Зои Космодемьянской, и в чём он состоит?» Но, поверьте, подвиги не совершаются на пустом месте и любым человеком. Чтобы совершить героический поступок, надо быть готовым к нему. И своим рассказом мы хотим раскрыть вам источники подвига Зои, показать, какой она была и почему смогла поступить так и не иначе в трагически сложившейся военной ситуации.

16ЧТЕЦ:  Из вышесказанного уже понятно, какой твёрдой и целеустремлённой натурой была Зоя. Хочется привести ещё один красноречивый пример: Зое поручили обучить грамоте пожилую женщину. Как-то Любовь Тимофеевна принесла билеты на концерт в Большой зал консерватории: «Исполнялась Пятая симфония Чайковского. Зоя очень любила её и уверяла, что каждый раз слушает её с новым наслаждением. «Чем музыку больше слушаешь, тем сильнее она действует», - считала Зоя. Но это был четверг, день занятий, и Зоя не пошла на концерт. «Ну и характер! Ну и характер!» – твердил брат, который предлагал (подумаешь! один раз!) пропустить урок с пожилой женщиной». Вот так Зоя поступилась своими личными интересами ради долга. (Можно прослушать фрагмент симфонии).

17ЧТЕЦ:  В 1940 году Зоя тяжело заболела менингитом. После лечения её отправили в санаторий, где она познакомилась с писателем Аркадием Гайдаром. Девушка и автор популярных в то время книг («Тимур и его команда», «РВС», «Голубая чашка», «Чук и Гек») подружились. Когда Зоя уезжала, писатель подарил ей свою книгу с дарственной надписью - ответом на Зоин вопрос «Что такое счастье?»: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Родиной». Как вы думаете, ребята, эта гайдаровская формула счастья приемлема в веке ХХI?

18ЧТЕЦ:  Из-за болезни Зоя пропустила школьные занятия, ей пришлось догонять одноклассников. Но весь класс был рад её возвращению, успевающие ребята  активно стали помогать в освоении учебного материала. А 21 июня 1941 года был выпускной вечер. Зоя надела новое платье, купленное на деньги, заработанные братом Шурой. Школьный бал прошёл весело, красиво. Наступило утро 22-го июня… (Показать по возможности фрагмент из фильма «Дом, в котором я живу»).

19ЧТЕЦ:  Война! Короткое, страшное слово. Любовь Тимофеевна так вспоминает это день: «Мы знали: война – это смерть… что война – это разрушение, несчастье и горе. Но в тот далёкий первый день мы даже и представить себе не могли всего, что принесёт нам война. Мы привыкли уважать человеческое в человеке, мы не знали, что звери, по виду не отличимые от людей, могут бросить грудного ребёнка в огонь. «Да, теперь вся жизнь пойдёт по-другому», - сквозь зубы сказала Зоя. Шура стремительно повернулся к ней: «Может, и ты собираешься воевать?» «Да! – почти зло ответила Зоя».

20ЧТЕЦ:  В октябре 1941 года Зоя добровольно вступает в диверсионный отряд. 17 ноября она присылает родным записку, что уходит на задание и по возвращении их навестит. Но прошёл декабрь, заканчивался январь, а вестей от Зои не приходило… Только 7 февраля 1942 года матери официально сообщили о гибели дочери. Как это было?

21ЧТЕЦ:  Зоя дважды направлялась в тыл противника. Второе задание стоило ей жизни. Партизанская группа ставила шоссейные мины, нарушала связь, поджигала дома, в которых остановились гитлеровцы. В селе Петрищево её схватили, когда она пыталась поджечь конюшню. Зою жестоко пытали, но группу она не выдала. Под именем партизанки Тани фашисты её повесили 29 ноября 1941 года. Зоя назвалась именем своей любимой героини времён Гражданской войны Татьяны Соломахи, погибшей в 1918 году. Посмертно Зоя Космодемьянская была удостоена звания Героя Советского Союза.

22ЧТЕЦ:   Впервые страна узнала о подвиге Зои 27-го января 1941 года из статьи под названием «Таня» в газете «Правда» фронтового корреспондента Петра Лидова (демонстрация фотоматериалов с интернет-сайтов). Он опросил жителей села, встретился с её фронтовыми товарищами. Последние слова Зои были «Товарищи! Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов!». Товарищи Зои вспоминали, что с ней «было не страшно. Она всё делала очень точно, спокойно, уверенно. Поэтому все любили ходить   с нею в разведку. В лесу у костра она читала наизусть стихи Маяковского, тем самым поднимая боевой дух группы». Такой была Зоя, первая женщина- Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне.

23ЧТЕЦ:  Так случилось, что несколькими днями ранее 22-го ноября 1941 года была расстреляна одна из руководителей молодёжного подполья в Калининской области Лиза Чайкина. В сложнейших условиях борьбы в тылу врага молодёжь стала той авангардной силой, которая явилась надёжной опорой партизанского и подпольного движения на оккупированных территориях. Молодые партизаны и подпольщики проводили диверсии, добывали разведсведения для армии, с помощью листовок, бесед укрепляли веру народа в неизбежность разгрома фашистских захватчиков.

24ЧТЕЦ:  Имя двадцатидвухлетней  партизанки Лизы Чайкиной навечно вписано в героическую летопись Великой Отечественной войны. В 1939 году Елизавета Ивановна Чайкина стала секретарём Пеновского райкома комсомола, т.е. вожаком местной молодёжи. Когда район заняли немецкие оккупанты, она создала подпольную организацию в составе 15 человек и с группой в 26 человек ушла в партизанский отряд. Участвовала в сражениях, минировала дороги, взрывала мосты, ходила в разведку, проводила разъяснительную работу среди населения. На одном из хуторов её предали двое местных жителей (позже по приговору партизан они были расстреляны). Девушку пытали, но место расположения партизанского отряда она не выдала. Не добившись ничего, фашисты Лизу казнили.

25ЧТЕЦ:  Как много общего в подвиге Зои и Лизы! А были ли они похожи и в жизни? Какой была Лиза Чайкина? Послушаем воспоминания её мамы Ксении Прокофьевны: «Лиза в детстве разбедовая, бойкая была девчушка. С первого класса на «отлично» училась. Сердцем чистая, правдивая, натурой твёрдая и упорная». (Правда, напоминает Зою?) После школы Лиза прибегала к матери в поле, где женщины убирали лён, чтобы рассказать им то новое, что сама узнала. Родная деревня Руно находилась в глухих валдайских краях, новости доходили не сразу, да и новый человек был редкостью. Завидев Лизину белёсую голову в конце поля, женщины смеялись: «Бежит наша газета!» По инициативе Лизы в селе была организована библиотека (в то время изба-читальня). Вскоре Лиза возглавила молодёжную полевую бригаду. С подругами они выращивали самый лучший лён в районе. Но мирная жизнь закончилась на рассвете 22-го июня…

26ЧТЕЦ:  В первых числах июля 1941 года фашистские войска вступили в пределы Калининской (ныне Тверской) области. Оккупанты огнём и мечом вводили новый порядок: запылали деревни, на площадях зачернели виселицы, тысячи людей были брошены в концлагеря. Лиза прошла ускоренный курс военной подготовки и организовала во всех деревнях Пеновского района обучение молодёжи военному делу. Она учила ребят бросать гранату, обезвреживать зажигательные бомбы, стрелять из винтовки. Но очень скоро встал вопрос о формировании партизанского отряда, и Лизе поручили подбор связных для работы в тылу врага. Нужны были не просто храбрые, а ещё и стойкие ребята: все понимали, что в случае провала враг не пощадит. И ни один из тех, кого назвала Чайкина, не струсил, не предал, не отступил. Погибшим связным было по пятнадцать-шестнадцать лет. Володя Павлов, Зина Голицына, Коля Фокин, Ваня Шершнёв, Вася Иванов пали смертью храбрых при выполнении боевых заданий. Их имена свято чтут на малой родине (демонстрация интернет-материалов о музее Е.Чайкиной).

Старшая вожатая:

  У героев всегда бывает две жизни: одна – короткая, обрывающаяся могилой, и вторая жизнь, проходящая через время. Зоя и Лиза…Эти имена – легенды. Мужественно сражалась молодёжь на фронтах и в тылу Великой Отечественной. Молодое поколение той военной поры вместе со всем народом отстояли честь, свободу и независимость нашей Родины.

        Как у памяти, у подвига нет возраста: он никогда не стареет, потому что, подобно эстафете, передаётся от поколения к поколению благодаря исторической памяти, сохранению документов, воспоминаниям свидетелей, мемориальным музеям и памятникам, произведениям искусства. Вершатся людские судьбы, перекраиваются границы государств – неизменной остаётся память о героизме сыновей и дочерей нашей Родины. И долг каждого россиянина – бережно хранить память о героях и гордиться великой историей Отечества.    

(Звучит песня «Вечный огонь» («От героев былых времён…») из кинофильма «Офицеры», муз. Р.Хозака, сл. Е.Аграновича)

                             От героев былых времён

                             Не осталось порой имён.

                             Те, кто приняли смертный бой,

                             Стали просто землёй, травой…

                             Только грозная доблесть их

                             Поселилась в сердцах живых.

                             Этот вечный огонь,

                             Нам, завещанный одним,

                             Мы в груди храним!

Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Афганистан - наша память и боль"

      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:Продолжить формирование целостного представления об истории России;Продолжить формирование военно-патриотических ценностей, любви и уважения к Род...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Память сильнее времени..."

Мероприятие предназначено для обучающихся 5-9 классов.Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераз...

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию "Афганистан - наша память и боль"

Данное мероприятие посвящено выводу советских войск из Афганистана.Возраст 13-15 лет...

Внеклассное мероприятие "Минувших лет святая память"

Внеклассное мероприятие "Минувших лет святая память..." проведена в рамках празднования 75 летия Великой Победы....

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Эхо войны и память сердца"

Технологическая карта внеклассного мероприятия составлена для обучающихся 8-9 классов (АООП, вариант 1)....

сценарий внеклассного мероприятия "Афганистан-наша память и боль..."

сценарий внеклассного мероприятия "Афганистан-наша память и боль.." для обучающихся 7-9 классов...

Внеклассное мероприятие Урок мужества "Холокост- память поколений"

Внеклассное мероприятие  Урок мужества "Холокост- память поколений"...