"Организация проведения массовых праздников и зрелищ"
статья по теме

Пальцева Марина Юрьевна

в данной статье рассматриваются различные виды праздников, формы театрализованных представлений. этапы работы над сценарием. Предназначена для начинающих режиссеров, руководителей детских театральных коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

    Организация проведения массовых праздников и зрелищ

«Если вы хотите сделать народ трудолюбивым и деятельным, дайте ему празднества».

 Жан-Жак Руссо

«Пусть все эти праздники будят благородные чувства».

Робеспьер

             В школе кроме уроков у ребят масса разных  интересных дел: секции, кружки, клубы по интересам. Поездки, соревнования, конкурсы, смотры и, конечно, праздники. Трудно представить себе жизнь детского коллектива без праздника. Считаю, все дела ребят должны быть яркими, эмоциональными, должны организовываться так, чтобы дети ощущали подъем, испытывали чувство причастности к общей работе, радовались тому, что сделано.

Безусловно, это нелегкая педагогическая проблема, и в ее решении очень многое зависит от педагога, руководителя, организатора, от их мастерства, творческой инициативы, фантазии.

Из далекого педагогического прошлого помню цитату В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А все это – составляющие праздника.

Действительно, праздники вносят в жизнь ребят романтику, красочность, торжественность. Помогают развивать творческие способности. Они вводят детей в мир прекрасного, приобщают их к искусству, художественной литературе.

К сожалению, иногда приходится слышать от учителей: «Итак, праздники закончились, поразвлекались, и хватит. Теперь за дело». Но ведь праздник – тоже дело! Большое и важное дело в процессе нравственного, эстетического воспитания. Праздник прерывает будничную работу, но должен привлекать людей к «праздничной работе» сердца и разума.

Участие детей в празднике – это своеобразная форма духовного самовыражения и нравственного обогащения учащихся. Праздник призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.

            Но праздники только тогда становятся действенной формой всестороннего гармонического развития личности, когда они правильно организованы. Но сначала надо уточнить, что это за категория – праздник?

Центральную часть праздника занимает  театрализованное представление. Под театрализованным представлением понимают род театральной деятельности; по словам Чечетина, «этот древнейший и всегда новый род искусства смыкается и во многом сливается с так называемым профессиональным искусством, но имеет свои особенные многообразные черты».

Итак, существуют четыре основных вида театрализованных представлений:

  1. Музыкально-литературная композиция
  2. Агитбригада
  3. Театрализованный концерт
  4. Театрализованное празднество

Музыкально-литературная композиция. Главнейшие отличительные особенности точно отражены в самом названии. Литературная – это значит, что в основе сценария обязательно лежит хорошая художественная или научная литература. Музыкальная – это значит, что музыка не вспомогательное выразительное средство, она наравне с литературным материалом является частью представления, его драматургическим элементом.  Все остальные элементы театрализации (хореография, видеоряд) в той или иной мере могут и должны иметь место в композиции, но доминирующие элементы – музыка и литература, соединенные путем умелого творческого монтажа в единое целое. Часто музыкально-литературная композиция бывает центральным эпизодом какого-либо вечера, встречи.

Агитбригада – небольшой коллектив самодеятельных артистов, средствами искусства ведущих пропаганду чего-либо, помогающих распространять хороший опыт, изживать недостатки, критически относиться к негативным явлениям нашей жизни. Предшественниками современной агитбригады - театрализованные прологи, агитплакаты, агитационные суды 20-х годов двадцатого века, «Синяя блуза», ТРАМы – оказывали большое влияние на зрителя, являлись действенным средством агитации и пропаганды.

Тематический театрализованный концерт представляет собой органический сплав различных видов искусств: музыки, литературы, театра, эстрады, кино, цирка. Широкая жанровая палитра дает возможность создавать программы различной тематики, активно вовлекая зрителя в действие, в котором связующей нитью отдельных номеров является оригинальная игра конферансье.

Театрализованное празднество имеет богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. Массовые празднества родились в Древней Элладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово «эортология», т.е.  наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерии Западной Европы, превращавшие площади и улицы в огромный театр, традиционная игра в «Майского короля», популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, празднества Французской революции, старославянские «игрища», русские народные гулянья «под горами» и «под качелями» - все это та или иная разновидность театрализованных празднеств. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном творчестве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

В результате эволюции и видового становления театрализованное празднество представляет собой комплекс культурных и художественных мероприятий, присутствующие на которых выступают и как зрители, и как участники действия одновременно. Широка современная тематика праздников. Это Праздники города, двора, улицы; спортивные праздники, фестивали искусств, календарные праздники, профессиональные праздники, фольклорные праздники и народные гуляния, детские праздники. Все они имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований, обусловленных нормами праздничной жизни и обрядово-зрелищными формами праздничной культуры.

Зрелищность, театральность – одно из первых требований к празднику. Всегда нужно помнить о знаменитой триаде, которую имел в виду К.С. Станиславский, говоря о сценическом воплощении любого произведения: важно все сделать для того, чтобы мысль, заложенная автором в произведении, находила свое отражение в действии на сцене, а это, в свою очередь, вызывало чувство у зрителей.

            Как правило, для каждого театрализованного праздника создается специальный сценарий – драматургический фундамент будущего действа. В «строительный материал» входит и народное творчество, и стихия музыки, и сокровищница живого слова, живопись, графика, и пластическая образность пантомимы, танца. Умелое соединение всех элементов и подчинение их одной цели – сценическому воплощению авторского замысла возможно лишь при использовании основного принципа сценарного построения – творческого монтажа. Основной монтажной единицей является номер. Он должен быть относительно коротким, т.к. он является составной частью другого, более крупного действенного цикла – эпизода, который, в свою очередь, тоже часть единого действия всего представления.

Можно выделить несколько групп номеров: разговорные, пластико-хореографические, музыкальные, смешанные, оригинальные. В театрализованных представлениях чаще всего встречаются: миниатюра, интермедия, парный конферанс, эстрадный монолог, лирическое стихотворение, песня, пластический этюд, хореографическая картинка, игровой номер, буффонада, танец, массовая сцена. При монтаже необходимо уметь организовать основные композиционные моменты: экспозицию (ситуацию), основную часть, финал.

Ситуация – это ввод в действие, короткое вступление в представление. В массовых празднествах функцию ситуации могут выполнять костюмированные шествия, торжественные ритуалы, игровые моменты. По Мейерхольду, «начало должно быть увлекательным, заманчивым, должно обещать».

Основная часть включает в себя главные циклы действия и серединный – так называемый кульминационный момент. К кульминации действия следует так подготовить зрителя, чтобы возник момент соучастия, который рождает новый заряд эмоций. Часто бывает, что на бумаге определить взаимоотношения кульминационных точек можно лишь предположительно, окончательная ясность приходит на сводных репетициях и общих прогонах.

Финал – момент, завершающий единое действие. Он несет в себе особую смысловую нагрузку, т.к. является наиболее подходящим моментом для максимального проявления активности всех участников выступления. Уровень образности и эмоциональности финала определяется конкретной темой представления.

Как правило, работа над сценарием праздника начинается с «чистого листа»: у режиссера массовых представлений нет готовой пьесы, ее сначала надо придумать и написать. У него нет и постоянной труппы, которая есть в театре, ее надо собрать самому режиссеру на свой страх и риск. Сценические площадки часто бывают разными: парк, площадь, зал. Постановочная группа – единый слаженный творческий организм. Без него не обойтись даже самому талантливому режиссеру. Режиссер – руководитель, от него зависит, чтобы постановочный коллектив стал действительно творческим и жизнеспособным. В. Немирович-Данченко выделил три основных грани профессии режиссера:

  1. Режиссер – толкователь (истолкователь смысла, идеи драматургического материала).
  2. Режиссер – зеркало (он должен чутко воспринимать грани индивидуального дарования актера, его возможности, он сплачивает в ансамбль различные творческие индивидуальности).
  3. Режиссер – организатор (он – руководитель, глава большого коллектива, должен уметь постичь психологию другого человека, найти общий язык с «трудными» членами коллектива, заразить, убедить, увлечь своими идеями и энергией, оказать эмоционально-волевое воздействие на других).

Часто режиссер массовых театрализованных представлений является одновременно и драматургом. И.М. Туманов писал: «Практика показывает, что в разработке драматургии праздника, концерте ведущая роль отводится самому режиссеру. Да, профессиональный режиссер должен в сценарии мыслить не менее логично, чем профессиональный драматург».

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и соответствующие им звенья сценария: сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, монтажный лист. При постановке литературно-музыкальной композиции, агитбригады и театрализованного концерта существует одна форма сценарной записи – литературный сценарий, представляющий собой подробное описание будущего представления. Создание сценарного плана часто совпадает с процессом изучения материала. Именно в это время возникает общее представление, видение будущего представления. Это представление и оформляется сначала в сценарный план. Выделяются только части празднества. Затем, с продолжением работы, конкретизируются детали. Уточняются, добавляются новые моменты, и на основе этого формируется развернутый сценарный план. В процессе работы над литературным сценарием еще более конкретно определяется и уточняется общая структура всего празднества, устанавливается необходимый темп представления, динамика действия. Одновременно с этим присутствуют задания художнику, композитору, балетмейстеру, актерам; также дается описание хореографических и пластических композиций, светозвуковых, фоновых и других изображений. Третий, почти заключительный момент работы – это написание рабочего сценария (монтажного листа), включающего в себя все, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Здесь конкретно и точно определяется репертуар, коллективы, исполнители, административная часть – время прибытия коллективов, транспорт, размещение, задания всем спецслужбам.

         Итак, создание сценария – трудоемкая, важная работа. У каждого режиссера, как у творческой личности, есть свои приемы, свои «изюминки». Хорошо иметь несколько экземпляров сценария: для помрежа, ведущих исполнителей, осветителей, музыкального оформителя. Многое уточняется на репетициях, которые являются важным этапом в подготовке к празднику.

Считаю, что злоупотреблять репетициями не надо: чем лучше написан сценарий и чем качественнее проведена работа с различными службами, тем меньше нужно репетиций.

В любом творческом деле я следую девизу» «Дерзайте – вы талантливы! У вас все получится!»

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

Организация спортивно-массовых праздников на спортивном стадионе

Презентация в которой рассмартивается быт города в период блокады...

Организация и проведение массовых мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни и физической культуры

Текст лекции подготовлен: Третьякова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионал...

Программа краткосрочного курса по технологии организации и проведения массовых игр «МАСТЕР ИГРЫ»

Целью данного курса является обучение детей технологии организации и проведения игр с залом....

Подготовка, организация и проведение массовых мероприятий

Дети с особыми образовательными потребностями –дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.Потребность в д...

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий

Документы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий...

Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах.

Организация и проведение массовых мероприятий на лыжах с учащимися 10-11 классов  С 2005 года в стране реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье», одной из основных ...