"Раз в крещенский вечерок..."
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Канунникова Лидия Викторовна

Классный час, посвящённый празднованию Рождества Христова и Крещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Раз в крещенский вечерок»

Цели мероприятия:

-дать общее представление о русских православных  праздниках;

- проанализировать влияние исторических событий на культуру человеческого бытия;

- воспитывать интерес к изучению истории нашей страны;

Учитель: -На какие три большие группы делятся все праздники? (государственные, православные, языческие) Приведите примеры. Сегодня мы поговорим о православных праздниках.

Презентация

Учитель:       Сегодня мы подробно поговорим о зимних праздниках.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова "святой".

Первый святочный праздник – Рождество.

-Какое событие празднует в этот день православный народ? (рождение Христа)

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

- Как он называется? (сочельник)

- Почему он так называется? (Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.)

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа  путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

 - Где родился Иисус Христос? (Мать Иисуса Христа Мария положила дитя в в кормушку для скота на свежее сено. Никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на Младенца и согревали своим дыханием).

На рождество молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни.

-Как они назывались? (колядки)

- О чём в них пели? (славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.)

Ведущие

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж ты, дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Будем ждать-пождать

У ворот стоять!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Ведущие

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала пели, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать.

.На Новый год были специальные поздравления.

Ведущие

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания.

Гадали и взрослые, но вопросы  у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.

Конкурс «Гадальная книга»
Ведущая: Вы должны будете капнуть краской на лист бумаги, сложить ее вдвое, затем разворачиваете, постарайтесь понять, на кого или на что стало похожа клякса. По ней можно узнать свое будущее

                                                                               

Крещение – третий праздник Святок.

- С каким событием связан этот праздник?

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Ведущие

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

Ведущая: Нам надо разделиться на 2 команды. Команда «женихов» и «невест». После выбора команды рассаживаются в 2 ряда спинами друг к другу.
Выбирать «женихов» и «невест» будем с помощью шуточного гадания, которое раньше очень любили проводить в Рождество на Святках. Я буду произносить слова:
Как на Святки в Рождество(3р)
Девушки гадали,
Чтоб узнать, где их жених,
Валенок бросали.
Затем я брошу валенок в ту сторону, где сидят «женихи». Им станет тот, возле кого валенок упадет. А после слов:
Как на Святки в Рождество(3р)
Женихи гадали,
Чтоб узнать, где их невеста,
Валенок бросали.
Я брошу в сторону «невест».

Учитель: Сейчас, я приглашаю выйти «женихам» и «невестам» на середину зала и течении 2 минут разглядывают друг друга. Затем поворачиваются спиной друг к другу. Я буду задавать вопросы, а вы должны будете правильно ответить.
Примерные вопросы: 
1. Какие глаза у твоей «невесты» («жениха»)
2. Какие носки у «жениха»
3. Какого цвета юбка у твоей «невесты»
4. Какие сережки у твоей невесты
5. Какой нос у твоего «жениха»
Вот мы и узнали, кто из вас лучше знает свою половинку.
Награждение самой внимательной команды.

Учитель: У меня в руках книга (любая). Вы должны будете задавать вопрос, затем называете страницу и строку сверху снизу. Я буду зачитывать эту строку, которая и будет ответом на вопрос.

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

После  праздников начиналась пора свадеб. Девчат и ребят выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы, пели частушки.

Частушки

 

Дети исполняют частушки.

 

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно –

Пропоем мы вам частушки

Очень замечательно!

 

Бойко Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуску не дает.

 

Уж я топну ногой

Да притопну другой –

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

 

Встал наш Ваня на носок,

А потом – на пятку,

Стал он «русскую» плясать,

А потом – вприсядку.

 

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою – воробей,

Под другою – серый гусь,

А плясать-то не боюсь!

 

Пойду плясать

По соломушке –

Раздайся, народ,

По сторонушкам!

 

Эх, шире круг,

Рукавички с рук.

Моя правая нога

Захотела трепака.

 

Ох, елочки!

Ох, сосеночки!

Пошли плясать

Две сестреночки!

 

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ох, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

Игра «Нос»

 Несколько участников игры садятся друг за другом на лавку, впереди – водящий. Сидящий за водящим закрывает ему глаза руками. Кто-нибудь из игроков выходит и, слегка подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен встать и указать того, кто это сделал. Если водящий ошибается, то его за нос отводят на прежнее место и дергают опять, пока он не даст верный ответ. Когда водящий отгадает игрока, на его место садится другой участник, выбранный при помощи считалки.

Учитель: мы с вами сыграем в игру «Мигалки»
Играющие разбиваются на пары, выбирается водящий. Один из пары должен сесть на стул, а второй встать за его спиной, опустив руки. Водящий тоже садиться на свой стул и незаметно мигает кому- нибудь. Тот, кому он мигнул, старается перебежать к водящему, а его партнер старается его удержать. Если игроку удается убежать, он встает за водящим, а его партер на стул и становиться водящим.

Учитель Начинается наш аукцион, но необычный. Я давать задания. Например, назовите пословицу и поговорку, и кто последний назовет, тот т получает конфету.
Примерные вопросы для аукциона: 
• Назовите русские народные песни
• Народные праздники
• Русские народные сказки
 

Учитель.  Давайте с вами вспомним, как назывались месяцы в старину. 
Я называю старинное название месяца,  а вы ищете на столе карточку с его современным названием. карточку с современным названием.
Январь - просинец
Февраль - бокогрей
Март - протальник
Апрель – снегогон
Май - травень
Июнь- хлеборос
Июль – страдник
Август - жнивень
Сентябрь – хмурень
Октябрь – грязень
Ноябрь - листогной
Декабрь - студень

Приметы:

1. Зимою звезды ярко блестят – к… (морозу).

2. Кошка стены скребет – к… (метели).

3. Кошка лезет на печь – к… (морозу).

4. Дым столбом из трубы идет – к… (морозу).

5. Снег прилипает к деревьям – к… ( теплу).

6. Туман зимою – к… (оттепели).

Учитель Ну, вот и закончилась наша программа. Сегодня вы познакомились с шуточными гаданиями, веселыми русскими народными играми и потехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по русской обрядовой поэзии "Раз в Крещенский вечерок..."

Урок литературы из цикла " Русская обрядовая поэзия"  "Раз в Крещенский вечерок..." проводится 18-19 января в 7-8 классах....

"Раз в крещенский вечерок" В. А. Жуковский баллада "Светлана"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по программе Кутузова при изучении темы "Литературная баллада. Баллады В. А. Жуковского"...

"Раз в Крещенский вечерок!"

Познавательно-развлекательное мероприятие...

Урок внеклассного мероприятия в 5 классе "Раз в крещенский вечерок..."

Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное устному народному творчеству, традиционным обычаям и обрядам святочного периода.Цель : формировать представление о культуре народного творчества, познак...

"Раз в крещенский вечерок"

Внеклассное мероприятие, приуроченное к Рождеству, целью которого является возрождение утраченных традиций...

"Раз в крещенский вечерок..."

Внеклассное мероприятие по технологии для 7-8 классов....

Сценарий рождественского представления "Раз в крещенский вечерок..."

Данный материал представляет собой сценарий новогоднего представления. Может быть реализован педагогами - организаторами и учителями любого образовательного учреждения. Осуществляется как интерактивно...