Разработка урока литературы по русской обрядовой поэзии "Раз в Крещенский вечерок..."
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Канунникова Светлана Федоровна

Урок литературы из цикла " Русская обрядовая поэзия"  "Раз в Крещенский вечерок..." проводится 18-19 января в 7-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prazdnik_raz_v_kreshchenskiy_vecherok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник « Раз в Крещенский вечерок »

Канунникова Светлана Федоровна,

учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

Урок проводится ближе к Крещению. 18-19 января. Дети в русских народных костюмах.

Задачи урока: Знакомство детей с обычаями русского народа, особенностями обрядовой поэзии. Воспитание уважения к народным традициям.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского. Выходят чтецы.

- Рождественские вечера!

Ах, как давно всё это было…

Метель в окно стучалась так,

Как никогда.

И пахло чем-то милым, вечным,

Рождественские вечера…

Воспоминанья, тени, блики

Средь золота и серебра –

Забытые слова и лики,

И – возвращение добра,

Рождественские вечера…

Чтец 1: Рождество…Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж Рождество Христа – великий святой день на все времена. Это было…лет назад.* Но каждый год весь мир ждёт чуда Рождества, вспоминает старый заброшенный сарай. Вифлеемскую звезду, волхвов и их дары. Каждый год зажигаются свечи, источают дивные запахи накрытые столы, таинственно манят с любовью приготовленные подарки.

Под музыку Чайковского ангелочки выносят Звезду.

Чтец 2: Католический мир встречает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православный с 6 на 7 января. Но для всех это светлый, духовный, высокий праздник.

Рождественская песенка на немецком языке.

Чтец 3: В рождественскую ночь начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что было, что будет, чем сердце успокоится».

Чтец 4: Легенды рассказывают, что до Нового года празднуют святые, а после начинаются бесовские потехи. Про это Н.В.Гоголь писал: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. И тут через трубу одной хаты клубами повалил дым, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле». Ребята, а вы помните, как называется эта повесть? («Ночь перед Рождеством»)

Выходит чтец:

Настали Святки.

То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима.

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо.

И всё равно: надежда им

Лжёт детским лепетом своим.

(На сцене – Бабушка и Внучка, одна читает вслух, другая вяжет носки.) Звучит музыка Эдварда Грига «Утро».

Внучка:

Раз в Крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

– О-о! А что это такое – «кормили счётным курицу зерном»?

Интересно… Бабушка!

Бабушка: А-а, это, значит, гадание такое есть: курицу приносят в горницу, где заранее приготовлены вода, крупа и кольца – золотое, серебряное и медное. И вот, если чья курица будет воду пить – у той муж будет пьяница, какая курица крупу клевать будет – та жди мужа богатого.

Внучка: Бабушка, а кольца зачем?

Бабушка: А вот если курочка золотое колечко выберет – всю жизнь девушке в деньгах прожить, ежели серебряное, серединка на половинку, а уж если медное выберет – тогда в нищете придётся жить.

А пока курица зерно клевала, пели такую песенку:

Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко серебряное.

Ладо ладу.

Кому мы поём,

Тому честь воздаём.

Внучка: Ой, бабушка, как интересно! А мы с подружками сегодня собирались гадать, только не знаем как.

Бабушка: Да, девки все любопытные. Будущее все хотят знать, только теменью всё сокрыто. Кто знает, куда судьба повернёт…А уж нынешние молодки гаданья не помнят, это правда.

Внучка: Бабушка, научи, расскажи, пожалуйста, как в старину гадали!

Бабушка: Да уж научу, пожалуй, что с тобой делать. Слушай, внучка. Все-то святочные вечерки и ночки все гадают, судьбу выгадывают. Вечерние-то гадания не очень боязные. Девицы выходят на улицу, гуляют, да к прохожим пристают, имя выпрашивают, через оглобли прыгают, а по перекрёсткам с пирогами да зеркалами ходят. А вот полуночные гадания – те жуть! Девушек-то из баньки, бывало, родственнички выносили обморочных.

Внучка: Да ты что, Бабуля! Что с ними было?

Бабушка: Уж теперь не узнаешь, что там случалось – то ли в зеркалах что увидала, то ли домовой подшутил.

Внучка: Вот бы попробовать!

Бабушка: А не страшно, Милая?

Внучка: С тобой не страшно!

Бабушка: Коли не страшно, вот тебе миска с водой, зеркало да свеча горящая. Смотри на отражение огня в воде и говори так: «Суженый-ряженый, приходи ко мне наряженный…» Да несколько раз говори, а то не услышит.

Темнота, свет лишь от свечи. Внучка повторяет слова.

Звучит мистическая музыка (Пер Гюнт. В пещере горного короля.)

Страшные фигуры появляются и водят зловещий хоровод.

Внучка в испуге вскакивает и отскакивает от зеркала:

– Бабушка, страшно. Не хочу я знать про жениха своего, я без гадания выберу себе самого лучшего.

Бабушка: Да, хлипкая молодёжь пошла, пугливая…обращается к детям: Кто хочет в гадании участвовать? (6 человек)

Только для начала надо заворожиться – очертить круг по солнцу.

Дети чертят круг.

– Дети, надо хором сказать: «Мы в кругу, черти за кругом!»

– Ну, что ж, мы начинаем.

Горшки хором:

Хлебу да соли долог век, слава!

Барышне нашей боле того

Кому мы спели, тому добро.

Кому вынется, скоро сбудется, скоро сбудется, не минуется

(Повторяется перед каждым гаданием)

Горшок 1:

Полотенце! Полотенце далеко расстилается,

Кому станется, тому сбудется.

(Ждёт тебя дорога, путешествие)

Горшок 2:

Булка! Мышь по горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

(В твоем доме достаток будет, благополучие)

Горшок 3:

Сей, мать, мучицу, пеки пироги,

К тебе будут гости,

Ко мне – женихи.

(Кому колечко достанется – свадьба близко)

Горшок 4:

Лента! Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шёлком переплетаючи,

Златом перевиваючи.

(Лента – к богатству, прибыли)

Горшок 5:

Деревянная щепка!

Кому эта щепка достанется,

Тому сбудется, не минуется,

Тому жить богато,

Ходить хорошо!

(Щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни)

Слышны крики, шум, смех, чьё-то пение.

Внучка: Бабушка, что это такое?

Бабушка: А это похоже, ряженые пришли. Без них какое же Рождество. Заходите, гости дорогие, мы вам рады!

(К детям) – Если в святочную ночь вы, открыв дверь, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь – к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угостить.

Ну, встречайте ряженых! (Бабушка встаёт, кланяется в пояс. Все хлопают в ладоши.)

Ряженые:

Добрый вечер тому, кто в этом дому!

Коляда, коляда,

А бывает коляда накануне Рождества!

Коляда пришла,

Нам забавы принесла!

Кто даст пирога,

Тому рожь густа!

С колоска – полмешка,

С зёрнышка – пирог,

С полузёрнышка – блинок.

Коляда, коляда,

Подавай еду сюда.

Конфет коробок

Или вилы в бок.

(См. колядки в приложении)

Бабушка: Ну, внученька, угощай гостей дорогих.

А с чем же вы к нам пожаловали? Что в подарок принесли?

Ряженые:

1. – Принеси мы вам шутки печёные да загадки толчёные, кто их отгадает, пусть сам себя и поздравляет.

2. – А вот за что купил, за то и продаю.

Купил за пятак, продал по рублю.

3. – Русские потешки, скоморошьи пересмешки!

А вот послушайте загадки,

Не горьки, не кислы и не сладки.

Кто их отгадает, тот весь год забот не узнает.

1. – Маленький Данилка застрял в дырке.

2. – А вот вам вторая. Самая смешная: с ушами, а не слышит.

3. – Ну, ладно, вот загадка третья, ни за что не ответите:

В брюхе баня, в носу дырка, одна ручка и та на спине.

4. – Вот ещё одна загадка. У кого за носом пятка?

5. – Катался колобком, пока не стал носком.

– Всех загадок не загадаешь, пора нам поиграть. Мы будем играть в фанты. Внучка будет придумывать задания для тех, кого я позову. Согласны? Тогда начали!

Что сделать участнику…(5 человек)

(Пройти на руках, спеть, изобразить что-либо, сплясать, строить рожи и т.д.)

Ряженые:

– Задержались мы у вас, добрые хозяева, пора и честь знать.

– А на прощание желаем тому, кто в этом дому,

Чтобы все здоровы были.

Чтобы праздники любили

И обряды не забыли.

(Все участники выходят)

Чтец: Полночь бьет, а в сердце трепет.

В этот тихий час

Духи светлые незримо

Окружают нас.

Внучка: Вьются легким хороводом,

В очи нам глядят.

Все: «С Новым годом, с новым счастьем», - тихо говорят.

Чтец: Да, Рождество, Новый год, Крещение друг от друга недалеко, так что поздравляем вас со всеми праздниками.

Все: Мы желаем счастья вам!

(Все поют песню «Мы желаем счастья вам!»)

Учитель: Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Все, что было, вспоминая,

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Святочники:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка, горох, чечевичка.

На поле копнами, на столе пирогами.

С Новым годом, с новым счастьем!

С Новым годом, со всем родом,

Чтобы здоровы были, много лет жили! (Осыпают зерном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Календарно-обрядовый фольклор»....

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....