Общешкольный классный час " Веселые нотки"
проект

Жукова Светлана Николаевна

Данный  сценарий  предлагается для итоговой проверки знаний у учащихся младших классов, с помощью не стандартных приемов обучения. в увлекательной игровой форме рассматриваются азы нотной грамоты. Впервые эта музыкально - познавательная игра была проведена в 2015 году. За последние несколько лет мероприятие проходило неоднократно, вносились коррективы с целью улучшить подачу информации о нотной грамоте, активизировать процессы запоминания младших учащихся, сделать мероприятие еще более увлекательным, интересным и  веселым. Эта музыкально - познавательная игра может быть использована при проведении общешкольных мероприятий для проверки знаний, умений инавыков у младших учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий общешкольного мероприятия для учащихся младших классов «Веселые нотки»

Автор и ведущая: С.Н. Жукова

Дата проведения: 27.10.2022

Место проведения: Концертный зал ДМШ № 5

Концертмейстер: Рожок Н.В.

Цель мероприятия – развить, закрепить и обобщить теоретические знания, начальную музыкальную грамоту в игровой форме.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые преподаватели и родители!

Мы с вами находимся в доме, где живет музыка, здесь живет волшебство. А детки, которые ходят в музыкальную школу -  волшебники, ведь  именно они, научившись понимать нотную грамоту, играют на музыкальных инструментах и дарят нам волшебный мир музыки. У музыки есть свои помощники, которые помогают звучать красиво.

Включить песню Золушки «Хоть поверьте, хоть проверьте»

Ой, ребята, слышите? Что это за волшебные звуки? Так это к нам в гости Золушка пришла! Давайте ребята встретим Золушку и похлопаем вместе с ней дружно в такт! (Ведущая собирает детей в круг и дети под музыку хлопают в ладоши в такт 2 куплета песни, затем дети садятся на места.).

Ребята, для того, чтобы научиться читать, что надо знать? Правильно, буквы. А чтобы играть на музыкальных инструментах, что надо знать? 7 нот. Правильно. Я приглашаю на сцену своих помощников, они прочитают вам стихи про нотную грамоту.

  1. При солнце звучат и звучат при луне,

Знакомые песни в чудесной стране,

Семь ноток волшебные песни творят,

И вечно готовы служить для ребят!

  1. Как по нотам нам узнать,

Где на клавишах играть?

Вот задача, вот загадка,

Но к загадке есть отгадка.

Ключ к загадке отыскался,

Этот ключ – ключом назвался,

Чтобы помнить постоянно,

На второй линейке стана,

Завитой красивый знак,

Нарисуем мы вот так.

Он помощник наш отличный,

Мы зовем его ключ соль,

Все нам скажет ключ скрипичный,

Нотной азбуки король!

  1. Стихотворение, где живет каждая нота.

Музыкальный дом.

Нарисуем на страничке

Пять линеек – нотный стан.

Ноты , звонкие сестрички,

Мы построим домик вам!

На добавочной линейке,

На коротенькой скамейке

Восседает нота ДО,

Не мешает ей никто.

А под первою линейкой

Рядом РЕ всегда сидит,

Ест конфеты и печенье,

Растолстела и ворчит.

Видишь первую линейку?

МИ стоит, как на ступеньке,

Нотки в гости приглашает,

Всех соседей угощает.

Между первой и второй

ФА застряла с  головой,

Очень тесно ей бедняжке

И вздыхает нотка тяжко.

На второй линейке СОЛЬ

На обед жует фасоль,

Посыпает густо солью,

Оттого зовется СОЛЬ.

Между третьей и второй

Нотка ЛЯ у нас живет –

Голос звонкий, озорной,

Целый день она поет.

Вот на третьей на линейке

Громко плачет нота СИ.

А о чем она рыдает,

Лучше у нее спроси!

По ступенькам, по линейкам

Прогулялись мы на славу,

И про ноты все узнали,

И про первую октаву.

  1. Динамика

Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир музыки. Давайте представим, что мы находимся в лесу.  Когда мы находимся в лесу, то чтобы не потеряться, как надо крикнуть А –У ? Правильно, громко. Когда мы говорим громко, то на музыкальном языке – это форте. А когда мы хотим сказать так, чтобы нас не слышали? Как надо сказать? Тихо. Шепотом, а тихо – это пиано на музыкальном языке.

Игра «Эхо» (форте и пиано).

Ведущая говорит громко:  А –У! КУ – КУ! КАР –КАР! КВА – КВА! ТУК – ТУК! ЧИК – ЧИРИК! Дети хором отвечают на пиано такие же слова.

Игра «Веселые пчелки».

Ведущая: А теперь в наш волшебный лес прилетело много пчел. Давайте превратимся в пчелок и полетаем. Только уговор: летим издалека, а издалека пчел не слышно, мы начнем шепотом (пиано), а когда будем приближаться, то будем усиливать звук. Как сказать на музыкальном языке,  усиливая звук?  Крещендо!  Правильно. Концертмейстер играет хроматическую гамму на крещендо и один учащийся, взяв мягкую игрушку , показывает , как пчелка летит издалека на цветок, остальные дети изображают жужжание от шепота до сильного звука.

А теперь наоборот. Пчелки набрали много меда и летят веселые   в свои домики. Сначала громко жужжим, а улетая, все тише и тише. Как на музыкальном языке сказать постепенно тихо? Диминуэндо! Молодцы,  ребята! Итак, в музыке  звуки отличаются своей силой!

Концертмейстер играет хроматическую гамму на диминуэндо.

Рассмотрим рисунок в красках. Показать 2 рисунка (один красочный, другой однотонный).

Ведущая: Какой из этих рисунков красивее и почему? Дети характеризуют рисунки .

Так и в музыке есть краски, только музыкальные,  которые раскрашивая мелодию в разные цвета или оттенки, заставляют ее звучать выразительно.

Итак, Динамика – сила звука, которая изменяется от очень тихого звука до очень громкого звука. А какие вы знаете динамические оттенки в музыке? Давайте повторим. Молодцы! Хотите послушать сказку про кота? Каким он был и что с ним приключилось? Тогда слушайте. Но внимание, давайте договоримся, я читаю  сказку и выделяю слова на русском языке, например  громко,  тихо. Делаю остановку и вы мне хором отвечаете на музыкальном языке форте или пиано.

                                          Сказка про кота.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы  и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко , настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел – вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко , крича он всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» -

И в рассыпную они понеслись.

(А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся  и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Вот и сказка вся.

Е. Королева.

  1. Высота звука

Мы с вами повторили, что звуки по силе бывают неодинаковыми, но различаются не только силой. Каждый звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального.

Учащаяся читает стих про регистры.

У рояля много клавиш,

Ты их всех звучать заставишь,

В крайних слева бас гудит,

Будто он всегда сердит (концертмейстер играет Ребиков «Медведь»)

В крайних справа звук высок,

Будто птичий голосок (концертмейстер играет Григ «Птичка»)

В средних клавишах как раз, тот же голос, что у нас. (концертмейстер играет  «Едет, едет паровоз» и дети все вместе поют).

Игра «Рисуем высоту звука».

Высоту звука можно условно изобразить с помощью линии. У нас получится прямая или кривая, в зависимости от исходной мелодии. Пример: концертмейстер играет мелодию на одном звуке, а ведущая поет песенку «Андрей – воробей» и рисует мелом на доске прямую линию , мелодия стоит на месте. Или играется мелодия  вверх или вниз и показывается, как нарисовать кривую линию, в зависимости от исходной мелодии.

  1. Прозвенел звонок
  2. Начался урок
  3. Едет, едет паровоз.
  4. Василек
  5. Андрей – воробей
  6. Петушок, петушок
  7. Здравствуйте, ребята!
  8. Здравствуйте!
  9. Как под горкой
  10. Торговал старик золой
  11. Начался урок
  12. У кота
  13. Воркота
  14.  Вот иду я вверх!
  15. Вот иду я вниз!

  1. Длительности.

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки. Но любая мелодия окажется малопривлекательной, если звуки будут одинаковые по своей продолжительности, или , как говорят педагоги по своей длительности.

Сказка про длительности

Жила была большая дружная семья:

Прабабушка,  две бабушки, мамы с папами и ребятишки.

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтоб веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали, они думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано, сделано.

По дороге бегут ребятишки ,

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Раз и, два и, три и, четыре и,

Видишь, как быстро они бегут?

Мамы с папами их услыхали,

И шаги свои вмиг сосчитали:

1 и 2 и 3и 4 и

Вот, что у них получилось.

Ну и бабушки, чтоб не отстать,

Тоже стали шаги считать.

Вот так:

1 и 2 и        3 и 4 и

Тут прабабушка тихо сказала:

- А я тоже шаги сосчитала

1 и 2 и 3 и 4 и

Ой, как медленно шла она!

Гуляли, они гуляли,

Считать шаги устали.

И пошли домой отдыхать,

Значит сказку пора кончать.

Е. Королева.

Игра «Кто рядом шагает?»

На сцене 2 ученика в роли мамы и папы – это четверти, ребятишки – шалунишки  - восьмые. Раздать шумовые инструменты и под музыку играть попеременно, потом одновременно четверти и восьмые.

Поменять пары на других учеников и продолжить игру в роли прабабушки  и бабушки, используя шумовые инструменты.

Шумовой оркестр

 На сцене построить детей и выдать шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасы, треугольники, кастаньеты, трещотки, врубель). Репетировать группами, затем все вместе играть .

Концертмейстер играет РНП «Ах, вы сени, мои сени»

  1. Ритм.

Попробуйте внимательно рассмотреть орнамент. В каждом орнаменте отдельные  его элементы повторяются. И повтор этот отличает одна особенность – ритмичность (показать рисунок с орнаментом или гирлянду). В музыке мы тоже можем услышать ритмичность: длинные, короткие, средние по  длительности звуки равномерно, упорядоченно образуют ритмические рисунки.

Ритм – яркое , выразительное средство, длинные, короткие, средние длительности чередуются, то есть повторяются. Благодаря ритму мы можем отличить марш от польки, песню от танца.

Игра «Угадай»  

Угадайте, что можно под музыку – петь, маршировать или танцевать. Ведущая с концертмейстером играет:

  1. Гречанинов «Вальс».
  2. «Колыбельная Умки»
  3. Шуман «Марш»
  1. Лад.

Давайте представим, что случилась в музыке беда – рассыпались музыкальные звуки, разладилась музыка. Давайте пересчитаем, не потерялся ли  какой нибудь звук? Споем все ноты подряд. Дети поют под аккомпанемент (Гамма До мажор).

Что получилось? Правильно, гамма. Смотри, звуки оказываются     и сами не желают валяться кучей, как попало. Оказывается и в простой гамме есть  чудесная сила, которая наладила в гамме музыку, она так и называется – Лад.

О двух ладах разговор особый. С давних времен живут в музыкальном мире два брата – лада. Крепко друг за друга держатся , но и поспорить любят.

- Я мажор (радуется один)

- Я минор (грусти другой)

Предложить детям спеть РНП

«Во поле береза стояла»

«Песенка про львенка и черепаху»

Итак ,  мы с вами повторили и закрепили сегодня :

Динамика  - сила звука, Высота звука, Длительности, Ритм, Лад.

Вы были большие молодцы! Спасибо нашим помощникам (перечислить) и концертмейстеру.

Спасибо, за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок России. Сценарий общешкольного классного часа для старшеклассников, посвящённый 20-летию Российской Конституции конференция-встреча с депутатом Государственной Думы РФ

- Могучая и державная- Бескрайняя, хлебосольная- Необъятная и великая- Это наша Россия- Наша Россия богата традициями- Культурой- Многонациональным народом- И сильна Россия только тогда, когда она еди...

Аналитическая справка о проведенном общешкольном классном часе

Аналитическая справкао проведенном общешкольном интегрированном классном часе «Белое и черное в человеке, или последствия наших пороков»...

Общешкольный классный час "Стоп, спайс!" (о вреде курительных смесей - миксов)

В разработке, которая строится в форме беседы исполь зуется материал  о вреде, который наносят миксы организму человека. В ходе классного часа демонстрируется презентация. Классный час заканчивае...

Методическая разработка психологической разминки на общешкольном (классном) родительском собрании "Кофе-брейк".

Психологическая разминка "Кофе-брейк" поможет педагогу-психологу или классному руководителю снять психологическое сопротивление присутствующих и настроить их на позитивное общение....

Общешкольный классный час + презентация

Общешкольный классный час...

общешкольный классный час "Мы помним..."

Цель: привитие навыков гражданско-патриотического воспитания, уважения к историческому прошлому нашей Родины.Задачи:- ознакомление с героическим прошлым Родины в преддверии праздника Великой Победы...

Разработка общешкольного классного часа для об-ся 1-11 классов Всероссийский урок ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ

Общешкольное мероприяти знакомит шольников с историей возникновения комплекса ГТО...