Познавательная программа "Памятные даты России"
методическая разработка по теме

Шамаева Мария Олеговна

Познавательная программа "Памятные даты России"  адресована детям начальной школы и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проводится в форме конкурсных соревнований между командами. Состоит из шести тематических блоков. В каждый блок входит исторически познавательная часть и конкурсно-игровая, которая включает в себя: интеллектуальные и творческие задания.

     В программе используется фото и видео материалы, игровой реквизит, музыкальное сопровождение. Благодаря тому, что программа сопровождается интересной и познавательной информацией, иллюстрациями и музыкальным оформлением, участники команд не только проявляют свои способности, но и узнают много нового, полезного и интересного.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «СОВРЕМЕННИК»

Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                                                                   

«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

Краткосрочная досуговая программа

Составители:

 педагоги-организаторы

Шамаева Мария Олеговна,

Проворнова Татьяна Валерьевна.

Санкт-Петербург

2017/2018 уч. год

Краткосрочная досуговая программа

«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

Цель программы:

Способствовать развитию чувства патриотизма у детей.

Задачи программы:

  1. Знакомство с историей формирования вооруженных сил нашей страны;
  2. Проявление познавательной активности;
  3. Проявление физического и творческого потенциала.

Пояснительная записка

     Программа адресована детям начальной школы и направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проводится в форме конкурсных соревнований между командами. Состоит из шести тематических блоков. В каждый блок входит исторически познавательная часть и конкурсно-игровая, которая включает в себя: спортивные элементы, интеллектуальные и творческие.

     В программе используется фото и видео материалы, игровой реквизит, музыкальное сопровождение. Благодаря тому, что программа сопровождается интересной и познавательной информацией, иллюстрациями и музыкальным оформлением, участники команд не только проявляют свои способности, но и узнают много нового, полезного и интересного.

Условия реализации программы:

Место проведения - актовый или спортивный зал.

Время проведения – 60 минут.

Количество участников – 2 команды от 8 до 12 человек и болельщики команд.

Необходимое оборудование:

Экран, видеопроектор, звуковая аппаратура, микрофоны.

Художественное, музыкальное оформление:

Видеоряд: «Российская армия», «Будущий солдат».

Видеозаставка: «Конница», «Лоцманы», «Самолеты», «Викторина для командиров», «Медсёстры», «Шифровка».

Реквизит:

  • Бумажный скотч;
  • Напольный флагшток;

  1. «Конница»:
  • Деревянные лошадки 2 штуки;
  • Напольные фишки 6 штук.

  1. «Лоцманы»:
  • Картонные «лодки» 2 штуки;
  • Напольные фишки 6 штук.

  1. «Самолеты»:
  • Цветная бумага 10 листов;
  • Парты 2 штуки.

  1. «Викторина для командиров»:
  • Каска (коробка) 1 штука;
  • Распечатанные вопросы.

  1. «Медсёстры»:
  • Туалетная бумага 10 рулонов.

  1. «Шифровка»:
  • Конверты 2 штуки;
  • Распечатанные пословицы;
  • Поднос.

Костюмы ведущих:

Стилизованные под военную форму плащ-палатки и пилотки.

Ожидаемые результаты:

  • Осмысление детьми ценности патриотического чувства.
  • Осознание детьми своих возможностей и способностей в творческой сфере.
  • Приобретение детьми практических навыков и умений при выполнении физических и интеллектуальных заданий.
  • Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

  • «Как и когда появилась Красная армия» А. Сатурн
  • И. Минц, Е. Городецкий «Документы по истории Гражданской войны в СССР.» Политиздат при ЦК ВКП (б).
  • Интернет страница «Мы родом ... Летопись: Люди, места, события, свидетельства.».
  • Журнал  «Военная Россия - Подводные лодки», издательство: Медиахауз,

год: 2006

  • Энциклопедия современной военной авиации / склад. В. П. Морозов, В. А. Обухович, С. И. Сидоренко. - М.; Минск : АСТ; Харвест, 2001..
  • «Военная Литература». Мемуары.
  • Интернет страница Подвиг фронтовых медсестер в годы Великой Отечественной войны "У каждого из нас была своя война".
  • «История шифровального дела в России» Т.Соболева.

СЦЕНАРИЙ

краткосрочной досуговой программы

«ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

Пролог

«День защитника Отечества»

Действующие лица:

Ведущая 1

Ведущая 2

Звучит фонограмма «Несокрушимая и легендарная красная армия» №1

Зрители проходят в зал. Гаснет свет.

Видеоряд: «Российская армия» №1

Выходят ведущие.

Ведущая 1: Здравствуйте дорогие друзья. Приветствуем всех-всех в этом зале!

Ведущая 2: Мы рады встрече с вами. И наша встреча посвящена...

Вместе: Защитникам Отечества!

Ведущая 1: 23 февраля, наша страна праздновала День защитника Отечества. Два десятка лет назад этот праздник носил несколько иное название - День Советской Армии и Военно-морского флота. Тем не менее, смысл и значение праздника остаются прежними и по сей день.

Ведущая 2: В многолетней героической истории Советской Армии и Военно-морского флота количество исторических побед и подвигов не знает своего точного числа. В годы Великой Отечественной войны, в жестокой битве с немецким фашизмом, Советская Армия смогла отстоять свободу и независимость нашей Родины.

Ведущая 1: И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира. День 23 февраля уже давно стал особенным днем для всего российского народа и в этот день в Москве на Красной площади проходит военный парад.

Ведущая 2: Во все времена своей истории военная служба была делом чести каждого мужчины, а преданное служение своему Отечеству — высшим смыслом жизни и службы воина.

   Ведущая 1: Вы - будущие мужчины и будущие герои стремитесь вырасти мужественными, сильными и достойными защитниками своего Отечества.

Ведущая 2: И сегодня у вас есть возможность продемонстрировать эти качества.

Эпизод I

                                                               «Конница»

Ведущая 1: Ребята, представьте, что вы солдаты. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», – гласит народная мудрость.

Ведущая 2: Кто знает, как называется род войск в котором для ведения боевых действий используется верховая лошадь?

 

Ребята отвечают.

Видеозаставка «Конница» №1

Самые активные приглашаются на площадку,

 по 5 человек от класса.

На площадке размещается несколько напольных фишек.

Команды получают «Лошадь».

Задание: каждый участник верхом на лошади проходит дистанцию

 огибая змейкой фишки.

Во время объяснения задания выносится реквизит.

Звучит фонограмма: «Марш Буденного» №2

Проводится конкурс.

Дети возвращаются на свои места.

В это время уносится реквизит.

 

Ведущая 1: Обладая высокой подвижностью и манёвренностью в сочетании со стремительным и мощным ударом, кавалерия во многих сражениях играла решающую роль.

Ведущая 2: Но в середине 50-х годов, в связи с развитием средств массового поражения и переходом к полной моторизации армии кавалерия как род войск прекратила своё существование, и кавалерийские части были расформированы.

Гаснет свет в зале.

Видео: «Русская кавалерия» №2

Эпизод II

                                                        «Подводные лодки»

Ведущая 2: Наверняка многие мальчишки хотели бы служить в военном флоте. Для этого непростого дела нужны определенные навыки: смекалка, закалка… ещё? (Ребята отвечают). Ребята, какие военные    корабли вам известны? (Ребята отвечают: крейсер Аврора, Варяг и др.).

Видеозаставка «Военные корабли» №2

Те дети, которые отвечают на вопросы,

приглашаются на площадку, по 5 человек от класса.

Ведущая 1: А кто на корабле или подводной лодке прокладывает путь, избегая подводные препятствия?

Тот, кто ответил – будет «лоцманом».

На площадке размещаются две напольные фишки.

Команды получают «подводные лодки».

Задание: «лоцманам» необходимо перевезти всю команду,

 огибая напольные фишки на «остров».

Во время объяснения задания выносится реквизит.

Звучит фонограмма: «Экипаж - семья» №3

Проводится конкурс.

Дети возвращаются на свои места.

В это время уносится реквизит.

Ведущая 2: А в наше время появились крупнейшие военные корабли, которые называются авианосцы. Называются эти корабли так, потому что основная ударная сила их – авиация. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолетов. Для этого корабль оснащён огромной полетной палубой с которой взлетают и приземляются самолеты. Также, ангарами для самолетов где происходит техническое обслуживание и заправка.

Ведущая 1: Стоимость постройки и содержание этих кораблей настолько велика, что в настоящее время только десять стран имеют на вооружении авианосцы, в этом числе и наша страна.

Гаснет свет в зале.

Видео: «Авианосцы» №3

Эпизод III

                                                             «Самолеты»

Ведущая 1: Самолеты – это, пожалуй, одно из самых удивительных изобретений человечества за последние годы, даже сама мысль о том, что такая огромная «стальная птица» может подняться на тысячи километров над землей поражает. Ребята, а какая бывает авиация? (Ребята отвечают: истребительная, штурмовая, бомбардировочная, разведывательная, специальная, транспортная).

Видеозаставка «Самолеты» №3

Активные дети приглашаются на площадку.

Команды получают бумагу.

Задание: все участники складывают самолетики, после чего устраивается «воздушный бой».

Звучит фонограмма: «Песня авиаторов» №4

Проводится конкурс.

Дети возвращаются на свои места.

Ведущая 2: Первые самолеты в боевых целях начали применяться во времена Первой Мировой войны. До этого самолеты были лишь развлечением для публики. Во времена войны с помощью самолетов узнавалось расположение сил противника. Затем со временем начали устанавливать оружие на самолеты и таким образом их роль при боевых действиях значительно возрастала.

Ведущая 1: Всего одно столетие понадобилось людям для того, чтобы научиться создавать самые совершенные боевые самолеты, они оснащены современным вооружением таким, как пушка, ракеты, бомбы, мины.  На высоте 17,5 км, это 34 Останкинских башни, они развивают сверхзвуковую скорость. Могут проводить дозаправку в воздухе, поэтому увеличилась дальность полетов.

Гаснет свет в зале.

Видео: «Боевые самолеты» №4

Эпизод Iv

                                                 «Викторина для командиров»

Ведущая 2:  В бою важны не только технические возможности. Но и ни один бой не   был бы выигран, если бы не было выдающихся полководцев и командиров.

Ведущая 1: Ребята, а каких полководцев и командиров вы знаете? (Ребята отвечают: Суворов, Жуков, Кутузов и др.).

Видеозаставка «Знаменитые полководцы» №4

Ведущая 1: И к нам на площадку я приглашаю командиров от каждой команды.

На площадку выходят командиры команд.

Ведущая 2: Чтобы выиграть бой нужна не только сила и сноровка, но и умственные способности. И наши командиры сейчас это нам продемонстрируют.

В это время выносится реквизит.

Вопросы достаются из коробки поочередно.

Задание: командиры должны ответить на вопросы.

Вопросы:

1.Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

2. Почему копьё и щит – неразлучные друзья и враги?

(Они всегда вместе. Копьё поражает, щит защищает)

3. Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою» (Суворов)

4. Как называют «бойца невидимого фронта?» (Разведчик)

5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга)

6. Морской повар. (Кок)

7. Утренняя команда. (Подъем!)

8. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).

Командиры возвращаются на свои места.

В это время уносится реквизит.

Ведущая 1: И действительно, как говорил выдающийся полководец -  Александр Васильевич Суворов «Воевать надо не числом, а умением». Можно привести множество примеров выдающихся стратегий боевых действий.

Ведущая 2: Например, во время Ледового побоища на Чудском озере Александр Невский, зная тактику немецких рыцарей, которая заключалась в том, что ратные шеренги выстраивались клином, позволяющем стремительно прорвать оборону войск противника, принял гениальное решение. Он выстроил у Чудского озера в начале линию пехоты, а за ней груженые обозы.

Ведущая 1: Таким образом, немецкие рыцари при отступлении пехоты завязли в обозах, а конница Александра Невского с флангов нанесла сокрушительный удар по ратным шеренгам немцев, которые не смогли быстро перестроиться для ответного удара. И таким образом было выиграно это сражение.

Гаснет свет в зале.

Видео: «Ледовое побоище» №5

Эпизод v

«Медсёстры»

Ведущая 1: В военном деле за многие годы проявили себя и женщины, в первую очередь это были «медсестрички», так ласково медсестер называли раненные бойцы.

Видеозаставка «Медсестра» №5

Ведущая 2: В следующем нашем конкурсе участвуют девочки, которые правильно ответят на вопросы:

                      Что используют для перевязки?

                       На чем можно перенести раненного?

                       Чем можно обработать рану?

                       Какой опознавательный знак у медсестры?

                       Чем измеряют температуру?

На площадку приглашаются мальчик и

5 девочек от каждой команды,

девочкам выдается рулон бумаги,

 одновременно девочки бинтуют мальчику:

 одна – правую руку, вторая – левую,

 третья – правую ногу, четвертая – левую, пятая – голову.

Задание: перебинтовать «раненного бойца».

Звучит фонограмма: «Медицинские сестры» №5

Проводится конкурс.

Дети возвращаются на свои места.

В это время уносится реквизит.

Ведущая 1: Из истории мы знаем, что императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, и его дочери чтобы помочь раненым вовремя I Мировой войны получили медицинское образование и помогали раненым в многочисленных лазаретах Царского села, Петербурга и его окрестностях.

Ведущая 2: Так же мы знаем о подвигах медсестер во время Великой Отечественной войны, которые на своих хрупких плечах выносили раненых прямо из-под обстрела. И порой ценою своей жизни спасали воинов.

Гаснет свет в зале.

Видеоряд: «Медсестры» №6

Эпизод vI

«Шифровка»

Ведущая 2: В армии есть специалисты, которые называются шифровальщиками. Что такое шифровка вы конечно знаете.

Ребята отвечают.

Видеозаставка «Шифровальщик» №6

Ведущая 1: И сейчас вам предстоит расшифровать полученное послание.

В это время выносится реквизит.

Командиры получают шифровки

и с помощью своих команд они должны

 расшифровать послание.

Задание: сложить и прочитать зашифрованные послания.

1 команда – «Кто за Родину горой, тот истинный герой.»

2 команда – «Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.»

 Звучит фонограмма: «Мгновения» №6

Проводится игра.

Дети возвращаются на свои места.

В это время уносится реквизит.

Ведущая 2: Наши специалисты-шифровальщики с честью справились с возложенными на них задачами. Руководители молодой Советской республики понимали, что необходимо создавать свою собственную шифровально-секретную службу.

Ведущая 1: По отдельному распоряжению Ленина приказам Реввоенсовета от 13 ноября 1918 года было создано “Шифровальное отделение” со штатом в 14 человек. Кстати, именно этот день – 13 ноября с того времени ежегодно отмечается в нашей стране как “День шифровальщика”.

Финал

Ведущая 2: Сегодня, подводя итоги нашей игры, мы увидели, что подрастают будущие защитники отечества и мы поздравляем вас, дорогие ребята, с праздником. С праздником настоящих мужчин!

Гаснет свет в зале.

Видеоряд: «Будущий солдат» №7

Набирается свет. Выходят ведущие.

Ведущая 1: Спасибо дорогие друзья за то, что вы к нам пришли.

Ведущая 2: Еще раз поздравляем всех с праздником.

Вместе: До новых встреч!

Звучит фонограмма: «Служить Отечеству» №7

Дети выходят из зала.

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаменательные даты России

Классный час, посвященный 630-летию Куликовской битвы и 1000-летию города Ярославля...

Памятные даты России. К 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова.

Презентация к урокам интегрированного курса Искусство 8-9 по теме: Роль мскусства в сближении народов. Работа выполнена на Всероссийскйи Конкурс совместных разработок пары учитель-ученик ГОРДОСТЬ ОТЧИ...

Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».

Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОЙ ВИКТОРИНЫ «ПАМЯТНЫЕ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ РОССИИ В 2013-2014 УЧЕБНОМ ГОДУ»

        Викторина проводится в рамках реализации Программы гражданско-патриотического воспитания на 2011-2015 гг., Года культуры в России и в рамках методической недели в ОУ...

Методическая разработка "Знакомство с праздничными и знаменательными датами России как средство патриотического и нравственного воспитания дошкольников"

Серия занятий объединена общей целью – знакомство детей с праздничными и знаменательными датами России, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но имеющих важное значени...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Исторические даты России и годы правления царей

Исторические даты России и годы правления царей...