Открытое мероприятие "патриотизм" в кадетском корпусе
классный час (5, 6 класс) на тему

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

Сценарий проведения открытого мероприятия патриотической направленности в кадетском корпусе расчитанный на кадет 1-ого года обучения в Казачьем кадетском корпусе г Городовиковска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_meropriyatie_-_patriotizm.docx56.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

«КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИМ. О. ГОРОДОВИКОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

по теме «Патриот в современной России»

Выполнил:

воспитатель 2 взвода

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

 Городовиковск  2015

Пояснительная записка

         Сегодня  время трудное, но интересное. У молодых людей,  больше возможностей для самореализации и карьерного роста, чем еще пятнадцать - двадцать лет назад, но вместе с тем для этого каждый должен максимально использовать свой творческий потенциал. Особенно это касается молодых, которые мыслят по-новому и готовы принести своей стране пользу.

 Молодежь должна стремиться гораздо активнее участвовать в общественной и политической жизни страны.

Наши кадеты  в самом начале своего жизненного пути, но именно им придется развивать то, что начато сегодня.

      Тема патриотизма – очень важная и больная тема для нашей страны. Как пробудить в наших кадетах чувства любви к Родине? Нельзя  заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. В связи с этим и возникла идея провести открытое мероприятие  «Патриот в современной России».

План открытого мероприятия

Тема: « Патриот в современной России»

Цели:                                                                                                                                           воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей;                                                                           воспитание нравственности учащихся,   ответственности за свои поступки;

     определить роль патриотизма в жизни современного общества;

  • Задачи:                                                                                                                                 выявить отношение кадет к проблемам патриотизма;
  • сформировать у кадет  понятия и представления, связанные с патриотизмом;
  • способствовать осознанию кадетами  понятий Родина, патриот, долг перед Отчизной;
  • развивать у кадет  познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции;
  • воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине.

Форма проведения: Беседа, Презентация слайдов.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, карта мира, указка, стенды с  патриотической тематикой, карточки с высказываниями.

Оформление: Эпиграф на доске  

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»

Словарь С.И.Ожегова

Предварительная подготовка к мероприятию:

1.Проведение анкетирования.

2.Подбор и изучения материала по данной теме.

3.Подготовка мультимедийной презентации, карточек.

4.Подготовка кабинета.

Ход мероприятия

(играет песня И. Кобзона – «С чего начинается Родина»)

(Слайд №1)

Добрый день  уважаемые гости и кадеты! Каждое время в истории диктует свои правила. Государство, для своего существования и функционирования на благо народа постоянно нуждается в поддержке, нашей с вами поддержке. Наша поддержка состоит в проявлении любви к Родине, своему Отечеству, в патриотизме. Вот  сегодня на нашем мероприятии мы с вами поговорим о том, что такое патриотизм, что значит быть патриотом и что для каждого из нас означает слово Родина?

        Я хочу послушать вас, ответьте мне на вопрос  что значит быть патриотом?

(ответы кадет)

Давайте посмотрим, что же понимали под патриотизмом знаменитые философы, писатели, общественные деятели. (Карточки с высказываниями у кадет)

Если мы заглянем в толковый словарь, то увидим такое определение этому слову:

ПАТРИОТИЗМ  – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

-Так что же значит любить свою родину?

(ответы учащихся)

 

(слайды о природе 7 штук)

 У каждого человека, когда он слышит слово «Родина» возникают какие-то ассоциации, у кого-то это родной дом, у кого-то это поле, березки, сад около дома, бескрайние степи, животные,  а какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?

-Считаете ли вы себя патриотами?

-В чем же проявляется ваш патриотизм?

Давайте разберёмся, что есть патриотизм?

(слайды о природе закончились – стоит слайд «Патриотизм и т.п.»)

Для того чтобы немного прояснить ситуацию в отношении к патриотизму мы проводили следующую  диагностику:

(слайд – таблица)

Вопрос

Ответ

Ответ

  1. Как вы считаете, должны ли быть развиты чувства патриотизма и гражданственности у современного молодого человека?

 Да-20

 Нет-0

  1. С какими чувствами у Вас ассоциируется слово «патриотизм»?

Чувство гордости за свою страну-4

Чувства ответственности и долга перед Родиной-16

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

Да -15

Нет-5

  1. Испытываете ли вы гордость за свою страну?

Да-20

Нет-0

Значит, для нашего  взвода эта проблема тоже актуальна. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить Её разлюбить. Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья. Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как "земля отцов, предков". Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколений в поколение.

(слайд «Символы России» – на российском флаге)

      Раз вы являетесь патриотами сейчас мы проверим знаете ли вы символы нашего государства и что они означают.

Назовите символы нашего государства? (герб, гимн, флаг)

(слайд Герб – 3 штуки)

      Наука об изучении гербов называется геральдикой. Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана Ш, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

      Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.

       Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

    Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов.

     Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

(Слайд «Российский флаг» - 3 шт. На 3 –м – музыка)

Российский флаг

     Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.

      История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам.

       По другой версии: на Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

(Слайд – Российский флаг развивается + музыкальн рассказ о цветах)

Прослушайте, пожалуйста, небольшой фрагмент, повествующий  о цветах  современного флага России, (музыка ФЛАГ РОССИИ)

(слайд – «Государственный Гимн)

Гимн России

       Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм.

       Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

       Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Наверное, не найдется у нас в стране человека, не знающего его стихов – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие.

       Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

        Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах. Как слушают гимн? (Ответы кадет).

Правильно,  его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. – включить слайд + там сразу гимн)
(Слайд – «Карта России» + гимн России куплет и припев)

(Звучит гимн Р.Ф.) – 1 куплет и припев. (все встают)

(Слайд – «Карта России как флаг» + Берегите Россию!)

После гимна выходит кадет Зодбаев К.

Кадет Зодбаев К.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

С.Синицын

Физкультминутка

Остается!!! (Слайд – «Карта России на фоне флага» + Берегите Россию!)

Молодцы, ребята, а теперь давайте немножко отдохнём, встанем и проведём физкультминутку. (кадет Черныш А)

Упражнение для глаз

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Упражнение для мышц тела

А теперь насос включаем,

(делаем руками движения будто качаем воду насосом)

Воду из реки качаем. (волнообразные движения руками)

Влево – раз, (наклонились влево) вправо – два (наклонились вправо)

Потекла ручьем вода! (присели на корточки, руки подняли вверх).

(Повторить упражнение два-три раза). 

Я:  Молодцы, а теперь продолжаем наше мероприятие.

(Слайд «Великая Отечественная Война 1941 – 1945)

      Говоря о патриотизме, о любви к нашей Родине, нашему Отечеству, как вы думаете, какой период в истории нашей страны мы просто обязаны с вами вспомнить? (Великая Отечественная война) В этом годовщина 70 лет Победы.

      Конечно же, Великая Отечественная война. Когда советские люди, не думая о своей собственной  жизни, спасали свою родину от захватчиков, они не знали слова выгода, нажива, замерзали, голодали, но шли вперед. А сколько подростков добавляли годы, чтобы пойти на фронт. Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется.

Долг живых – никогда не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от немецкого рабства. Мы у них в вечном долгу. А что же ими двигало в борьбе с врагом? Как вы думаете, товарищи кадеты?

Но только ли тех, кто воевал, мы можем назвать патриотами страны?

      А те, кто был в тылу, им ведь тоже было нелегко!

      Многие женщины, имея на руках маленьких детей, о которых нужно было заботиться, работали на заводах и фабриках.

    Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками. Они делали все для Родины, потому что ими двигал патриотизм! Вот они и были настоящими патриотами.

Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

(Презентация – патриоты – герои ВОВ 1941-1945 гг.)

А теперь, ребята, у вас были индивидуальные задания.

(кадеты рассказывают о своих сверстниках – героях а на экране их фото)

(Слайд с Фото Зоя Космодемья́нская)

Зоя Космодемья́нская – (Эрендженов Эренцен)

(родилась 8 сентября 1923 — погибла 29 ноября 1941)

 Зоя была активной участницей   диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Согласно официальной советской версии — партизанка.

Зоя участвовала во многих диверсионных операциях.  Ее группа  препятствовала подвозу боеприпасов, горючего, продовольствия и живой силы,  взрывая и поджигая мосты, минируя дороги.

    Все поставленные задачи Зоя выполняла успешно.

    Но в конце ноября 1941 г. Зою схватили немецкие захватчики, когда она пыталась поджечь  хату, в которой квартировали немцы, чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Хозяйка избы, в которой пытали героиню, рассказала, что четыре гитлеровца, раздев догола девушку, опрокинули её на скамейку и одновременно били ремнями и резиновыми дубинками. А после этого вывели ее на мороз полураздетую. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была повешена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года. На грудь ей при этом повесили табличку с надписью  «Поджигатель».

    Зоя Космодемьянская была первой женщиной, удостоенной  звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях.

(Кадет уходит – выходит другой и смена слайда)

(Слайд с Фото Лёня Голиков)

Лёня Голиков – (Манджиев Бадма)

(17 июня 1926 — 24 января 1943)

 Подросток – партизанГерой Советского Союза.

    Леня был бригадным разведчиком 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей.

Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно – фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленинаорденом Отечественной войны I степенимедалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени.

    13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «ЛугаПсков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Героя Советского Союза.

24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

(Кадет уходит – выходит другой и смена слайда)

(Слайд с Фото Валя Котик)

Валя Котик – (Натыров Бадма)

(родился 11 февраля 1930 — погиб 17 февраля 1944)

    К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

    В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Спасибо, ребята. Мы услышали всего три истории, а сколько их было!!!

Давайте почтим  память всех погибших за Родину людей минутой молчания.

(включить Слайд и музыка – Минута молчания – метроном)

(далее слайд – Герои – патриоты Калмыкии)

   !!! Каждый уголок нашей огромной страны богат и гордится своими героями, патриотами. У нас в Республике Калмыкия так же есть герои, настоящие патриоты.

Обратите внимание на экран.

(Слайды с портретами героев)

(по очереди портреты) Это Зигуненко  Илья Ефимович, Лазарев  Георгий Меркурьевич, Попов  Фёдор Григорьевич,  Городовиков  Басан Бадьминович,  Городовиков  Ока Иванович.  Их именами названы улицы, школы г. Городовиковска. Наш кадетский корпус носит имя О.И. Городовикова. Эти люди внесли огромный вклад в развитие нашей страны, нашей республики.  О каждом из них можно бесконечно долго рассказывать. Как вы считаете, можно ли сказать назвать их патриотами?  (ответы ребят)

    Сколько жизней было положено ради своей любимой страны, сколько человеческих судеб было сломано ради того, чтобы мы с вами жили и строили наше будущее. Эти люди возложили на нас с вами огромную ответственность, они спасли страну для нас, чтобы мы с вами заботились о ней, берегли ее. Нельзя по-настоящему любить Родину, быть ее патриотом не зная ее героического прошлого. Итак, ребята, говоря о патриотизме наших солдат, об истоках массового героизма в годы войны,  необходимо  помнить,  что  они  родились  в  борьбе  за светлое дело —  за жизнь, честь, достоинство, независимость нашей  Родины.  Ради жизни  на  земле. Уже  сам  образ жизни нашей  страны,  воспитание  молодого  поколения  нацеливают человека на  самое  главное  в жизни —  служение Родине, народу.

О роли кадетского движения в формировании патриотизма и любви к Родине.

(нам расскажет кадет Урсинов Б)

Хотелось бы также обратить ваше  внимание на воспоминания выпускника Орловского кадетского училища, полковника в отставке  Гарольда Григорьевича Кузнецова.

    «Семилетний опыт жизни в пацаньем коллективе, это кадетское училище – настоящая школа жизни.   С утра и до вечера,  с вечера до утра все вместе.  Из взрослых – только офицер-воспитатель.  Вот эта жизнь в мужском коллективе, обустроенная командирами  в правильных отношениях, она помогает человеку стать гражданином, патриотом.  Всегда оставаться настоящим порядочным Человеком. С правильными принципами и жизненными установками. И это объединяет людей.   Такое  закладывается в кадетстве, там мы все были, словно братья. Это остаётся навсегда. Сколько я видел ребят, прошедших школу кадет, не встречал людей непорядочных. В них заложено правильное понимание государственности, патриотизма, чести, товарищества.»

Вы, ребята, должны помнить, что корни человека связаны  с  прошлым  его  страны.  Человек,  истинный  гражданин своей страны, настоящий патриот должен знать ее историю, а также историю военных  лет,  знать  своих  героев,  тех,  кому  он  обязан жизнью.

(слайд №41 природа и надпись)

 Вы заботитесь о природе, не ломаете ветки, кусты, не бросаете мусор на улице – все это проявление патриотизма. Вы проявляете заботу о младших ребятах, уважаете старших, всегда спешите на помощь товарищам – все это и является составляющей патриотизма. Патриотизм – состоит из мелких деталей, наших поступков, поведения.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Вы согласны со мной?

Ну а закончить наше мероприятие хотелось бы стихотворением Владислава Морева  «Кто Патриот?»

(выходят кадеты, строятся лицом к залу)

(Слайд «Патриот – это…….»)

Выступление кадет

Кто Патриот?

Кто Патриот? Слепец, дерущий глотку,

Что горд за то, чего он не Познал,                       Зодбаев К

Ущербный Хам, вгрызающийся в Водку,

Что всё имел, но пропил и проспал?

Помилуйте! Опомнитесь! Окститесь!

Отриньте Ложь, прозрейте наконец        Борисов Н

Кто Вам ценней – Кикимора иль Витязь,

Мощь Святогора иль Кощей-Наглец?

Тот Патриот, кто видит Недостатки,

Достоинства Величье не затмив,                      Афанасьев Н

А не орёт, что «всё у нас в порядке»,

Дорогу Исправленью преградив;

Не отравляйте ни Себя, ни Прочих

Кошмарной Ложью, мечащей Икру,

Не закрывайте с Ненавистью Очи,                            Эрендженов Э.

Когда Другие Вам не по Нутру!..

Лишь Так – без «поучающего Пальца»,

В Себе открыв Понятий верных Свод,         Копейка Е

Вы скажете без глупых Экзальтаций:

«Я Истинный России Патриот!..»                 - все вместе

Рефлексия

  1. Понравилось ли вам наше мероприятие?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Возможно, вы бы хотели что-то добавить?
  4. Какие выводы для себя вы сделали?

Всем большое спасибо за активное участие!

(все расходятся, звучит песня И. Кобзона – «С чего начинается Родина», Любэ – «Гимн Родине»)

Используемые источники

1.Бобрик Н.Д. Патриотизм: знак вопроса. «Школьная библиотека», №2, 2000

2.Цветкова О.Н. Государственные символы России: история и современность. 3.«Классный руководитель», №2, 2008

4.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

Этот урок посвящен русским первооткрывателям-выпускникам кадетских корпусов. Построен на сообщениях учащихся и презентации....

Презентации к уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов"

К уроку "Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов" я подготовила несколько презентаций.Представляю некоторые из них:1. Как воспитывали русского офицера.2. Колчак А.В.3. Чок...

Рогулькина Наталья Дмитриевна, преподаватель ИЗО, Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ» г.Москва, 2011 год Разработка открытого урока «Детский портрет»

Рогулькина Наталья Дмитриевна,преподаватель  ИЗО,Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»г.Москва, 2011 годРазработка открытого урока«Детский портрет»Характеристики урока: от...

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Библиотечный фонд музея Корпуса пополнился сборником «Военные училища и кадетские корпуса Русской императорской армии в Москве. XIX – начало XX вв.»

Библиотечный фонд музея пополнился сборником документов "Военные училища и кадетские корпуса Русской императорской армии в Москве.XIX - начало XX вв." "...простая справедливость требует, чт...

Кодекс кадетской чести Первого Московского кадетского корпуса

Презентация подготовлена в рамках программы дополнительного образования и используется на занятиях в военно-историческом кружке "Долг. Честь. Отечество. Польза."Настоящий «Кодекс кадетской чести» сост...

Доклад "История кадетских корпусов. Первый кадетский корпус".

К данной разработке прилагается презентация, которая содержит документальные данные и фотографии....