Проект к профессиональному конкурсу "Учитель года -2019"
проект

Замулина Вера Станиславовна

Образовательный проект на тему: "Применение театральной педагогики в урочной и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_zamulinoy-1.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Любите ли вы театр так, как я люблю его…»-под этими словами великого критика Виссариона Белинского, наверное, подпишется любой человек, истинно преданный сцене и театру.

1 слайд

Я, Замулина Вера Станиславовна, преподаю русский язык и литературу в Гошеченской средней общеобразовательной школе имени Н.И. Жиронкина уже 30 лет.

2 слайд                          

В рамках многолетнего опыта изучения проблем интеграции был разработан данный проект.

3 слайд                  

Актуальность проекта связана с внедрением новых ФГОС, с новыми требованиями к результатам обучения и воспитания. Поэтому введение театральной педагогики в теорию и практику школьного образования вызвано потребностью реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень духовного развития личности.

4 слайд                    

Стремление к качественным изменениям в области содержания образования позволяет выделить противоречия:

- между преобладанием электронной культуры и отсутствием интереса к обучению,

-между недостатком интегративных связей школьных предметов и преимуществом традиционных форм обучения.

5 слайд                  

ДАННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОЗВОЛИЛИ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ:

и задачи

6 слайд               

1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - 2015-2016 годы

2 этап - ОСНОВНОЙ - 2016 -2019

3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ - 2019 – 2020

7 слайд

Что такое «школьная театральная педагогика»?

Это любая форма работы, которая позволяет ребенку почувствовать себя в разных ролях в учебном процессе.

8 слайд                  

Свою деятельность я ориентирую на пошаговую систему вовлечения детей в школьную театральную педагогику.

Слайд 9               Шаг 1

Каковы элементы театра на этом этапе?

Это и этюд, и инсценирование, и ролевая игра.

Слайд 10        

Пример этюда на действия с воображаемым предметом на уроке литературы в 5 классе по произведению А.С. Пушкина. «Сказка о мертвой царевне…». Царица обращается к своему зеркальцу.

Ролевая игра-это еще один прием театральной педагогики.

В практике моей работы есть обобщающий урок по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро». Для заключительной части мы написали сценарий «Прощание с Васюткой», в котором герои –кукла и ребята. Они разговаривают с Васюткой-куклой, анализируют его поведение в лесу, дают советы герою, указывают на его ошибки, на его достоинства и прощаются с ним.

Инсценировка- одно из самых эффективных заданий. Так, на уроках можно разыгрывать небольшие сценки.

Слайд 11        Видеоурок (на уроке русского языка)

Слайд 12      Шаг 2.

На данном этапе приведу примеры элементов театра на уроках.

В 8 классе по произведению Н.В. Гоголя «Недоросль» учащиеся читают комедию, показывая дикцией, мимикой и жестами эмоциональное и физическое состояние героев.

Ролевая игра «Кто я?». Ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое или о «себе», учащиеся угадывают, кто он.

Инсценирование посредством ролевого исполнения по составленному сценарию.

(Приведу пример фрагмента урока, где учебный материал представлен в форме  инсценирования.)

Слайд 13            видео Митрофанушка

Слайд 14        

Успех – самый лучший воспитатель, он дает главное: уверенность в собственной силе и в самом себе. И вселить такую уверенность помогает театральная педагогика на 3 этапе.

Реально живший исторический персонаж (или писатель) участвует в уроке как помощник учителя. Учитель может сам вести урок в образе героя.

Дети познают технологию театра. Урок, выстроенный по законам искусства, содержит в себе логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах.

Так, например, по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ребятам был предложен вопрос: «Кто, на ваш взгляд, является главным героем романа?» Были высказаны и обоснованы разные предположения: Мастер, Маргарита, Воланд со свитой, Иешуа, Понтий Пилат, Иван Бездомный. Учитель предложил с помощью карточек с этими именами составить схему взаимодействия этих героев. В результате споров-размышлений и рождается урок, который ведет к основным проблемам романа.

Не всегда удается задействовать всех детей в инсценировке. Остальные не только зрители, но и справедливые члены жюри. Оценивать работу артистов им помогают сигнальные карточки.

Слайд 15

Одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков.

Например, урок-зачет по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Учащимся дается задание по группам инсценировать отрывок из пьесы. На уроке выступают не только «артисты», но и участники «группы обеспечения» (аргументируют выбор костюмов, декораций, афиш и т. д.). Выполнение заданий развивает креативное мышление. Возникает вопрос об оценке учащихся на таких уроках. После выступления последней группы учащимся предлагается выбрать лучшую постановку, лучшего исполнителя мужской роли и женской.

Слайд 16      

Вот фрагмент рассуждения ученика:  …….

17 слайд      

Еще один пример театрального урока по нескольким произведениям. Урок-заседание художественного совета по произведениям «Клоп» В. Маяковского и «Собачье сердце» М. Булгакова в контексте времени.

На заседании совета  решается вопрос  о возможности постановки в театре юного зрителя данных произведений. Учитель выступает в роли председателя художественного совета. Он направляет ход обсуждения , вносит поправки, делает обобщения, подводит итоги.

Слайд 18

Использование элементов театральной педагогики позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.

Слайд 19       

Позиция самостоятельного поиска истины и проверка её практикой – вот принцип обучения на 4 этапе.

Театральные уроки – это именно та стихия, которая способствует росту личности. На них закладывается фундамент будущих спектаклей.

20 слайд                

Во внеурочное время для учащихся организован  классный театр «Литературная гостиная». Работа театра- это универсальный способ интеграции.

21 слайд     

За 2 года поставлено несколько спектаклей.

С каждым спектаклем ребята становятся все более раскованными, не боятся сцены.

22 слайд                  

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это кафедра, с которой можно много сказать миру добра»

23 слайд              Видео -спектакль «Вечно живые»

24 слайд           Шаг 5

Критерии оценивания результатов проекта

- Степень удовлетворенности достигнутыми результатами

- Степень комфортности пребывания учащихся и педагогов в новом творческом деле

- Самооценка результатов деятельности

- Качество образовательного продукта через участие и победы в конкурсах

Слайд 25                  

Какую бы форму работы мы ни выбрали, её необходимо закрепить. Я предлагаю ученикам задание «Проба пера». Мир, полный эмоций, должен находить отражение в создании творческих работ.

Слайд 26

Положительные результаты от использования театральной педагогики подтверждаются участием воспитанников в работе интеллектуально- творческих конкурсах разной направленности и значимости, призерами или лауреатами которых они становятся;

27 слайд

уровнем сдачи ОГЭ и ЕГЭ по предметам;

28 слайд

Итогом внеурочной деятельности стали выступления  моих учеников на школьной  сцене с театральными постановками.

29 слайд

Почему же из многих технологий я остановилась именно на театральной педагогике?  В чем ее новизна?

Театральная педагогика позволяет активизировать процесс познания и сотворчества.

30 слайд

Идея совместить свое увлечение и свою профессию оказалась действенной. Театр и школьный урок! Эти два понятия могут жить вместе!

31 слайд

Приглашаем в наш театр «Муравейник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к профессиональному конкурсу "Учитель года -2019" (презентация)

Образовательный проект на тему: "Применение театральной педагогики в урочной и во внеурочной деятельности"...

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2019"

Материалы к конкурсу "Учитель года - 2019"...

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года - 2019"

Урок математики в 5 классе. Тема урока: "Действия с десятичными дробями"...

Итоги муниципальных конкурсов профессионального мастерства "Учитель года-2019" и "Воспитатель года - 2019"

Приказ о подведении итогов муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2019" проходил с 19 по 21 марта 2019 года по двум номинациям: "Учитель года" и "Воспитатель года"...

Ссылки размещения материалов Семёновой А.Н. для IX областного конкурса профессионального мастерства «Педагог-эколог года – 2019»

Технологическая карта, фотоматериалы урока - https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/05/04/tehnologicheskaya-karta-uroka-uchitelya-biologii-zelyonovskogo Аннотация к уроку  - htt...

Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2019» в номинации «Учитель года».

Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2019» в номинации «Учитель года»....