Зеленые Святки
методическая разработка

Колычева Тамара Ивановна

На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Данная разработка праздника предназначена для обучающихся 7 - 10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenye_svyatki.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зеленые Святки

Цель: способствовать формированию нравственных ценностей  нашего народа через игру, сказку на основе традиций празднования православного праздника Троицы

Задачи:

- формировать понимание особенностей  празднования  православного праздника Троицы ;

 -воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, уважительное отношение к миру природы ;

-выработать правила поведения в природе

Оборудование: платочек, ленточки, нарядные русские костюмы, веночки на голову из березовых веток

Главные действующие лица:

Хозяйка – учитель

Берёзка – ребенок или взрослый

Русалка –  учитель

Звучат русские народные песни. Желательно  на улице возле березки

Входит хозяйка праздника.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые

Здравствуйте хорошие!

Всем здоровыми быть желаем!

 С праздником поздравляем!

Святой Троицей!

Праздник пришел - гостей привёл!

Встречайте не с лестью, а с честью!

Под русскую народную музыку входят дети. Становятся в круг.

Хозяйка:

Начало лета - буйство растительности, море цветов и трав. Июнь – месяц ласково называют светозаром, земляничником, разноцветом. На июнь приходится один из самых главных православных праздников - Святая Троица (Пятидесятница). Троица приходится на 50-й день после Пасхи. Седьмая неделя после Пасхи называлось «зелёными святками». Троица – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Троицу можно сравнить с Солнцем: Солнце – шар бесконечный во всех направлениях. Как Бог Отец бесконечен и вездесущ. Бог Сын – свет, излучаемый Солнцем. Дух Святой – тепло от Солнца. Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Поэтому праздник её рождения именуется днем Святой Троицы.

РЕБЕНОК(1):
Благослови, Троица!
Позволь нам в лес пойти гулять!
Нам венки завивать
И цветочки срывать!
РЕБЕНОК (2):
А мы в лес пойдем
И цветочков нарвём.
Совьём венок                                                                                                      
На круглый годок!
РЕБЕНОК (3):
Близ тебя, березонька,
Красны девицы поют.
Под тобой, березонька,
Девицы венки плетут!
Хозяйка:
В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке - символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось что она: оберегает дом от молний и грома, капустные грядки от гусениц.

Входит Берёзка, встаёт в центр круга.

Берёзка:
Я берёзонька белоствольная.

Надену платьице всё зеленое.

Всё зеленое, всё шелковое.
Дождичек пройдет - солнышко блеснёт!

Ветерок повеет - всё шуметь буду.
Девушек звать буду!

Придите вы, девушки, Придите вы, красные!
Хозяйка: В Троицу девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов, ходили в лес завивать берёзку, загадывали на свадьбу, на желания. Давайте для берёзки песню споём.

Исполнение песни и хоровод «Во поле береза стояла»

Дети украшают Берёзку лентами. (бантики с липучкой)

РЕБЕНОК (1) (обращаясь к березе).

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем.
РЕБЕНОК (2):
Радуйтесь, березы.
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут.
Вам пироги несут!
РЕБЕНОК (З):
Березку прославляли:
«Белая березонька,
Ходи с нами гулять.
Пойдём песни играть!»

 Берёзка:

Вот какая нарядная я стала! Украсили меня лентами, цветами! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою.
Хозяйка: 

На Семики – седьмую неделю после Пасхи – парни, девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

Игра – эстафета «На санях»:

Родители «впрягаются в сани» и везут детей как на повозке. Повозкой служит плотный материал, украшенный лентами.

Хозяйка:

Происхождение праздника Троицы связано с деяниями Иисуса Христа после его Вознесения и заботами о распространении его учения среди всех народов мира. По преданию, благодаря сошествию Святого Духа апостолы – ученики Иисуса Христа – заговорили на языках всех народов, населявших землю, и получили возможность проповедовать учение Христа повсюду, среди всех народов тогдашнего мира. Богословы утверждают, что в этом событии участвовала Святая Троица – Дух Святой исходил от Бога-отца, а послан он был Богом-сыном.

О Троице в народе говорили: «Утром пляшут, днём плачут, вечером скачут…»

 Дети читают пословицы и поговорки:

Троица перстов крест кладет.
Бог любит Троицу.
Без Троицы дом не строится.
Троица – троицей, а трех свечей на стол не ставят.
На Троицу мужики вяжут, вяжут голики.
Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.
На Троицу дождь – много грибов

Конкурсы

1. «Легенды о цветах»

В славянской древности эти цветы называли разрыв травой за то, что они как бы помогали находить и разрывать подземные клады. В народе это растение называют цветком - ключиком, думая, что оно отпирает двери к теплой погоде, к теплому лету. А вот что рассказывает об этих цветах древнерусская легенда...

Всю долгую зиму небесная Лада томится в плену густых туч и туманов. Но весной, когда пламенный цветок Перуна- молния взломает стены темницы, умытая вешними водами богиня любви, солнца и согласия является в мир с щедрыми дарами - дождями и теплой погодой. Там же, куда упала первая молния, и вырастают цветы, чтобы своими ключами цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев. Вулканологи утверждают, что эти растения предсказывают извержение вулканов.

Что это за растение?

(первоцвет, примула)

  1. По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова Любава вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы - символ чистоты, любви и грусти. Что это за цветы?

(ландыш)

  1. 3. Этот цветок и сорванный долго не увядает. Цветок любит селиться на холмиках, образующихся при рытье ям и канав, когда песок выбрасывается на поверхность из более глубоких слоев почвы. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с живущими родственниками и друзьями.

В народе его часто называют кошачьими лапками потому, вероятно, что нежные бархатистые соцветия его по форме схожи с кошачьими лапками и мягки, как их подушечки.

Есть у этого цветка и легендарное имя - нечуй-ветер. По преданиям, нечуй-ветер помогает слепым открывать клады, заклятые клады. В ночь на Ивана-Купалу с нечуй- ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать цветок разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как только она появится - взять в руки заступ и быстро разрывать землю: заклятый клад должен быть под ногами.

Назовите этот цветок.

(бессмертник)

4. Одолень-трава наделена свойствами охранять людей едущих в иные дальние земли, от разных бед и напастей. Ее вкладывали в  ладанку и носили как амулет. Корень этого растения держать в доме очень хорошо, по мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия, с ним можно ходить по разным судебным учреждениям, чтобы выиграть тяжбу, с ним можно победить сердце молодой девушки. Что это за цветок?

(лилия)

5.А теперь проверим домашнее задание. Дети готовили рассказ или инсценировку о лекарственных растениях - цветах. Представление. (Календула, медуница, герань луговая - журавельник, любка двулистная, ромашка, василек) (жюри оценивает задание)

6.«Кто больше знает песен о цветах». Каждая команда поет по одной строке, побеждает та, которая пропоет последней. Болельщики также могут участвовать.

6.Конкурс «Косички»

 У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Выходят две девочки, заплетают косу, кто быстрее и аккуратнее.

Игры.

Хозяйка: Березка белая – символ расцвета природы. Она укрыла Богородицу и Христа в непогоду.
На Троицу девушки совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой.

1.Приглашение с букетом

На середину зала ставится стул, на который садится девочка. В руках у нее букет цветов. Руководитель говорит: на этот танец обычная форма приглашения отменяется, приглашать можно только того, кто сидит на этом стуле. Сейчас на нем сидит девочка, приглашать ее будут два мальчика, с одним она пойдет танцевать, а другому отдает букет, и мальчик занимает ее место. Приглашать мальчика пойдут две девочки и опять повторится то же самое: с одной он пойдет танцевать, а другая с букетом сядет на стул, ожидая приглашения. По условиям игры тот, кто окажется на стуле в момент окончания музыки и танца, получит этот букет в качестве приза. Во время игры руководитель должен следить за тем, чтобы на стуле никто не засиживался.

2. Народная игра «В садовника»

Один из участников игры выбирается садовником: все остальные берут себе названия цветов. Садовник переговаривается с цветами:

Я садовник молодой,

Хожу летом и зимой!

Все цветы мне надоели,

Кроме розочки одной!

  • Ой!

Что с тобой!

Влюблена!

В кого?

В тюльпан...

  1. Игра «Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой

платочек. Все хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.
5.Игра «Ручеёк»
Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок – души умерших девушек - утопленниц или детей, умерших некрещенными. Поэтому вся неделя называлась «русальной» и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. А мужиков и видных парней утаскивают к себе на дно, чтобы работали на них.

Звучит таинственная музыка.

 Входит Русалка.

Я русалка. Когда-то мы были речными богинями. Хотели проникнуть в тайну величия Божьего… За это нас Бог наказал, лишив образа и подобия Своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса. А тех, кто находился в доме – сделал домовыми, в лесах – лешими, а в воде – русалками.
Хозяйка: Когда все цветет на земле, они странствуют по берегам, прячась в лесах и рощах, где качаются на ветвях или разматывают пряжу, похищенную у тех крестьянок, которые ложатся спать без молитвы. Не ходите по ночам на речки и озера: русалки защекотят и утащат к себе.   

Русалка:   На ребят мы зубки точим,

Мы их малость пощекочем.

Перед тем, как уходить,

Начинаем всех ловить!

Хозяйка: Ребята, чтобы русалки не защекотали, надо на земле начертить крест.

Игра с Русалкой

Русалка гоняется за ребятами, пытается их пощекотать. Если убегающий успевает нарисовать (символически пальцем начертить)  на полу крест, его русалка не трогает.

 Берёза:А теперь уходи,
Душу не береди,
Ребят не пугай,

Девчат не ругай!А не то кресты на земле рисовать будем!
Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!

Гость праздника: девочка. Танец. Художественная гимнастика.

Хозяйка: 

Ну что ж, народ празднующий? Если сейчас выйдет хороводница - девица, да вынесет каравай, цветами украшенный, да положит его на центр скатерти на поляне - значит начнётся мирская трапеза! Расстилайте и вы скатерти, усаживайтесь Красна девица вносит каравай украшенный цветами. Хлеб-соль и мир вашему дому! Устроем, люди-добрые, троицкую трапезу! Сядьте поближе к земле, пусть земля силы Вам даст!

Заканчивался праздник трапезой: девушки садились под березкой и угощались наваристой ухой, блинами, да пирогами русскими. На Троицу также положено было делать яичницу, варить квас. Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой.

Вот и наш праздник заканчивается. Приглашаем всех отведать Троицкий пирог.

Хозяйка и Берёза:

Пусть сердца раскроются

На Святую Троицу! 

Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом.

 

Литература

  1. Сценарии Православных праздников. 4.1. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса, 2003. – 96 с.
  2. Сценарии Православных праздников. 4.2. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса. 2004.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего внеклассного мероприятия "Святки.Неизвестные традиции"

С давних времен наши предки славяне  встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали,  зазывали, заманивали песнями, плясками, угощением, с почетом провожали, п...

Сценарий "СВЯТКИ, ВЫ СВЯТКИ, СВЯТЫЕ ВЕЧЕРА"

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.ВЕЧЕР ОТДЫХА....

Беседа "Народный календарь в январе: Рождество, Святки" для детей 6 класса коррекционной школы VIII вида.

Методический материал для детей коррекционной шкоолы 8 вида. Дети познакомятся с историей возникновения праздника Рождества, Святками, колядками. А также узнают, какие существуют приметы о погоде в Ро...

внеклассное мероприятие"Веселые святки"

Внеклассное мероприятие для учащихся и родителей.Цель мероприятия:развитие творческих способностей учащихся....

Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир""

Социально-экологический проект "Создание зеленого уголка "Зеленый мир""  посвящен проблеме озеленения и создания зеленой зоны в школе. В данной работе дается планирование прое...

Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»). Конспект урока для 8 класса.

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. Методические приемы: аналитический метод, метод «Кро...