Главные вкладки

    Устный журнал для школьников «В мире пунктуации»
    классный час (7 класс)

    Евдокимова Евгения Владимировна

    Данное Описание материала: Данное  внеклассное  мероприятие  целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы  в школе.

    Интеграция познавательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».

    Цель: расширение знаний обучающихся в области пунктуации;

               углубление и развитие интереса  к изучению  русского языка:

               формирование творческой активности обучающихся.мероприятие проводится в школе  для мальчиков и мужчин – учителей или родителей. Такая форма  позволяет  сплотить детей и взрослых и способствует социализации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_mire_punktuatsii.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБ ООО «Хорошковская СШ» Павлоградского района Омской области

                                     Устный журнал  для школьников       

                                                 «В мире пунктуации»                                                                                 

                                                              Автор: Евдокимова Евгения Владимировна

                                                                       Учитель  русского языка и литературы

            Адрес:  646765 Омская область, Павлоградский район, С.Хорошки, ул.10 лет Совхоза, 17/2

    Описание материала: Данное  внеклассное  мероприятие  целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы  в школе.

    Интеграция познавательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».

    Цель: расширение знаний обучающихся в области пунктуации;

               углубление и развитие интереса  к изучению  русского языка:

               формирование творческой активности обучающихся.

    Демонстрационный материал: страницы журнала, красочно оформленные.

    Раздаточный материал: карточки с текстами стихотворений С.Есенина.

                                             Ход мероприятия.

    -Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы узнать много нового, интересного о казалось бы, простых, на первый взгляд вещах. Кто из вас когда-нибудь задумывался, откуда в русском языке взялись знаки препинания и для чего они нужны? Никто.

    Сегодня наш  «Устный журнал»  посвящён вопросам синтаксиса и пунктуации. Вы не только узнаете  интересные сведения о  происхождении знаков препинания, но и порешаете  логические задачи, поразмышляете над интересными вопросами.

    -Итак, открываем первую страничку нашего журнала

                                        «Это я знаю и помню прекрасно».

    -Перед вами – листы с отрывками из стихотворений известного поэта.

    Задание: За определённый период времени (4-5мин.) расставить знаки препинания.

    1.Не жалею не зову  не плачу

    Все пройдёт как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный

    Я не буду больше молодым.

    2.Мне осталась одна забава

    Пальцы в рот  да весёлый свист.

    3.Сыпь тальянка звонко

    Сыпь тальянка смело

    Вспомнить что ли юность ту что пролетела?

    Не шуми осина не пыли дорога

    Пусть несётся песня к милой до порога.

    4.Оглядись спокойным взором

    Посмотри во мгле сырой

    Месяц словно жёлтый ворон

    Кружит вьётся над землёй.

    -Вы узнали автора всех этих замечательных стихотворений? (С.Есенин).

    -Кто затруднялся в выборе того или иного знака препинания?

    -Прочитайте отрывки из стихотворений со знаками препинания.

    -Вот мы и убедились, что постановка знаков препинания -  дело не простое.  Когда же появились они в русском языке? Чтобы узнать это, мы открываем вторую страницу нашего журнала «Из истории русской пунктуации». 

    (рассказ учителя):

    -Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века  текст писали или вообще без промежутков, или делили на нерасчленённые отрезки.

    Из рукописи 15 века: «пошёлкнязьсемёнъдмитриевичсуздальский  пришёлсвойскомкновгородунижнему  аснимцаревич   ентякстысячьютатар  людижезатворилисьвгороде»

    -Прочитайте эти предложения. Согласитесь, очень трудно понять смысл.

    Затем первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех знаков была введена точка (с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

    Появление и упорядочение знаков препинания связано с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века использовались такие знаки, как  запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак.

    Несколько позже появляется  восклицательный знак. Позднее был использован новый знак – скобки, который назывался в ту пору «вместным» знаком. К концу 18 века  появляются тире, кавычки,  многоточие. Знак тире  первым  стал  применять Карамзин, русский писатель и историк. В грамматических трудах тире впервые упоминается у языковеда А.А.Барсова, ученика Ломоносова. Этот учёный называл тире «молчанкой».

    И другие знаки препинания раньше имели  иные наименования: точку с запятой  в 16 веке называли «подсталия», а в 17 веке -  «полуточие». Восклицательный знак  именовали «удивным», а кавычки – знак «пресекательный», «отменительный».

    Знак переноса вначале относили к  пунктуационным знакам, и называли «единитным».

    -Интересно, не правда ли? Давайте подумаем, почему же  знакам препинания  были даны  такие  названия? Мы открываем третью  страницу журнала «Надо подумать!»

      1. Почему восклицательный знак  сначала был назван «удивным»?

      2.Почему скобки называли раньше «вместным» знаком?

      3. Почему тире было названо «молчанкой»?

      4.Почему знак переноса называли «единитным»?

    -Какой из знаков мы употребляем чаще всего на письме? (запятую)

    -Хотите узнать, как от одной  маленькой запятой зависела жизнь человека? Слушайте историю  «Кровавая запятая».

    -Один богач в Древней Руси оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование?

    1.Поставить статую, золотую  пику держащую.

    Или 2.Поставить статую золотую, пику держащую?

    Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика  хоть и недёшево обошлась бы им, но этот расход был в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была им не по карману). Вопрос так и остался открытым.

    -Второй случай  тоже связан с  предложением, написанным без знаков препинания. «Помиловать нельзя казнить». От постановки  запятой зависела жизнь человека:

    1.Помиловать нельзя, казнить.

    2.Помиловать, нельзя казнить.

    Этот пример восходит к историческому факту,  когда Английский король Эдуард восстановил против себя  претензиями иналогами большинство подданных. Против него составился заговор, во главе  которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провёл 8 месяцев, ожидая решения своёй участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

    Всё зависело от того, как прочитать текст:

    1.Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.

    2. Эдуарда убить, не смейте бояться (полезно).

    Тюремщики поняли уловку королевы и прочли  письмо так,  как ей хотелось.

    Получилась «КРОВАВАЯ» запятая.

    -Для того, чтобы точно передать смысл предложения, вы должны уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях. Открываем пятую страницу нашего журнала  «А я бы поступил так».

    Задание А: какие ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, привели к искажению смысла в предложениях? Исправьте их.

    1. Рогатый скот?

    В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

    Ответ: В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

    1. Рябчики говорят?

    Рябчики говорят, охотники любят спать на деревьях.

    Ответ: Рябчики, говорят охотники, любят спать на деревьях.

    3.Солнце блеяло?

    Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

    Ответ: Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.

    4.Ждала скамейка?

    Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

    Ответ: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.

    5.Кто же пришёл?

    -Все ли здесь?

    -Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, Олег ещё не пришли.

    Ответ: Здесь только Ваня. Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, Олег ещё не пришли.

    Задание Б: в предложении расставить запятые шестью способами:

    Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

    Ответы:

     Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

    Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

    Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

    Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

    Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

    Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

    -Шестая  страница нашего журнала  «Викторина».

    1. Слово, выражающее предположение. (очевидно)

    2.Слово, показывающее, что действие происходило прежде. (бывало)

    3.Слово, выражающее, что  сообщает не автор, а кто-то другой. (говорят)

    4.Просторечное слово, выражающее предположение. (видать)

    5.Слово, обозначающее, что сказанное   относится к воспоминаниям, и поэтому может быть неточным. (помнится)

    6.Просторечное слово, показывающее, что сведения почерпнуты из слухов (слыхать)

    7.слово, выражающее неуверенность. (кажется)

    8.Слово, выражающее полную уверенность. (безусловно)

    9.Слово, выражающее  нетвёрдую уверенность, сомнение.(пожалуй)

    10.Слово, выражающее предположение.(вероятно)

    11.Разговорное слово, передающее  стремление кратко подытожить сказанное, выраженное покороче.(словом)

    12.Слово, передающее чувство радости.(счастье).

     

    Итоги занятия. Аукцион мнений.

    -Сделайте вывод о роли знаков препинания в речи человека и его  жизни.

                                          Занятие окончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.

    Материал может быть использован и на уроках русского языка, и  во внеклассной работе с учителем.  Упражнения расширят и углубят сведения  по данной теме: " Предложение как речевое выска...

    Урок-повторение "В мире синтаксиса и пунктуации"

    Повторить сведения об обособленных и однородных членах предложения, вводных словах. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Сложные предложения"....

    Создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города

    Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и кра...

    Устный журнал "Подросток в мире вредных привычек"

    Цель классного часа: формировать  у  подростков представления о здоровье как  важнейшей  оставляющей  человеческого благополучия  и  о  здоровом  образе...

    Устный журнал "В мире пунктуации"

    Презентация  для  проведения  внеклассного  занятия по  русскому  языку...

    Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников

    Язык народа – важнейший признак нации и выразитель ее духа. Национальный язык должен всегда находиться в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны быть озабочены куль...

    Конспект урока по развитию устной речи и окружающему миру для учащихся 2 класса на тему "Фрукты"

    Конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...