Сценарий проведения внеклассного мероприятия "900 дней"
материал

Нурматова Маргарита Таиповна

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "900 дней"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «900 дней »

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой

Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Видео «Выпускники  Ленинградских школ -1941 г.»

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в этот год беда стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

Ведущий.1

Воспоминание блокадника «Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят - пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...» 

Видео «Начало войны»

Ведущий.2
Спокойную жизнь советских людей прервали  зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути.Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И… всюду трупы людей, которые ещё недавно думали о будущем, мечтали о любви и счастье.Всё это и есть война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ведущий.1

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Ведущий.2
8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.Смерть входила во все дома.Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Ведущий.1Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах неизменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать городи… в конце концов – сдадут его.Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»Но гитлеровцы просчитались.-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Ученик

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

*Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили :«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

Ведущий.2 Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения

А женщины рыли окопы вокруг города, Солдаты устанавливали противотанковые укрепления, Началась эвакуация мирных жителей, Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Ведущий.1Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». 

УЧЕНИК

Как бы ударом страшного тарана

Здесь половина дома снесена

И в облаках морозного тумана

Обугленная высится стена

Ведущий.2 Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Воспоминания Милютина Зоя Александровна « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
Ведущий.1 11 сентября 1941 гола был произведен первый полный учет продовольствия. Результаты — более чем плачевные

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток;
  • Крупа и макароны на 30 суток;
  • Мясо и мясопродукты на 33 суток;
  • Жиры на 45 суток;
  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток. 

Ведущий.2 Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.. Над городом в полный рост поднялся бледный призрак голода. 20 ноября нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов, остальным 125. Но даже в том кусочке хлеба, который получал ленинградец, почти половину составляли заменители. Один ленинградский учёный Щербатенко разработал рецепт хлеба, который включал:50% ржаной муки,15 % целлюлозы,10% солода.25 % соевой муки, отрубей и обойной пыли.

 Видео  «Блокадный Ленинград»

Ведущий.1 Это был горький блокадный хлеб - грубый, морщинистый. Но это был хлеб, и он спас многих ленинградцев от голодной смерти.

 Норма — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паек начат потихоньку расти.

Ведущий.2 Пытаясь заглушить муки голода, люди ели домашних животных и птиц. Варили суп или студень из столярного клея. Употребляли в пищу лекарства. Многие ездили на Бадаевские склады, собирали комья мёрзлой земли.

Ведущий.1 Воспоминания «Когда машина обогнула площадь, внезапно нам открылись черные клубящиеся горы дыма, подсвеченные снизу пламенем. Все это громоздилось в небе, взбухало, пускало страшные завитки и отроги. Шофер повернулся и сказал глухо:— Немец бомбы бросил и поджег продовольственные склады . Сгоревшие Бадаевские склады — центральная кладовая Ленинграда, его «продовольственное сердце». Зловещий дым, жирный, смолистый и тяжелый, — это были горящий сахар, мука, масло ..» 

Ведущий.2 Правда, сахар, превратившийся во время пожара в густой сироп, ещё раньше организованно собрали и переработали. Но «бадаевская» земля считалась ценным продуктом. Её глотали, запивая кипятком, или вымачивали и пили чуть сладковатую мутную воду. 
видео

Ведущий.1 Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом

УЧЕНИК

Лютует беспощадная зима

Снарядов гул висит над Ленинградом

И, словно люди, падают дома

Лежат в снегу дома и люди рядом

Но далеко, за лесом, там,

Где белый лед сомкнулся с белым небом

Уже идут, идут машины к нам

Идут по Ладоге машины с хлебом.

Ведущий.2 Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания: не работали водопровод и канализация; не было электроэнергии и топлива в 30-40- градусные морозы; стоял транспорт; везде скапливались нечистоты, город заваливался снегом, забивался льдом. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель. За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.Резко возрастает заболеваемость цингой, дистрофией.

Видео «Интервью блокадницы »

Ведущий.1  Смерть носится по городу и всё сильнее взмахивает страшной косой. Умирают взрослые, умирают дети. Уже в ноябре умерло более 11 тысяч человек (почти все от голода), в декабре более 52 тысяч. Обессиленные люди падали у станков, в школах, на улицах, падали, чтобы больше не подняться. А в холодных и тёмных квартирах оставались маленькие умирающие дети, высохшие от голода, старчески сморщенные, молчаливые… Многие трупы оставались незахороненными, неубранными…Были слёзы и не стало слёз. 

Видео «Пискарёвского кладбища.»

Ведущий.2 Огонь. Вечный огонь. Он трепещет на ветру. Он не гаснет в снег и дождь. Он ещё ярче ночью. Этим священным огнём зажжены сердца наши – в них жгучая боль за павших, в них светлая благодарность к ленинградцам, которые погибли, но отстояли свой город..

Ведущий.1 Вечный огонь. Вечный факел Пискарёвского кладбища. Он зажжён в память о тех, кто лежит вокруг него, кого не досчитались в 44-ом.

Ведущий.2 Это пламя - искра вечного факела светлой памяти и благодарности всех поколений, прошедших войну.

Ведущий.1 Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Минута молчания.

Ведущий.2 Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. Трудно поверить, но когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, дети учились. В классах сидели в пальто, в перчатках и шапках, чернила замерзали от мороза. От голода таяли классы, редели ряды учителей, великую роль играла тарелка школьного супа.

Ведущий.1 Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. В школах было тихо, никто не бегал. Лица у детей бледные, со страшными синими кругами под глазами, носы заострились. Это признаки дистрофии. Скоро привыкли к тому, что на уроках начали падать учителя, потом и дети.

УЧЕНИК
Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Ведущий.2Не хватало досок на гробы, не было сил, чтобы похоронить родного человека, товарища, друга. Промерзшая земля не поддавалась ни кирке, ни лому. В январе горком партии принял постановление «О производстве земляных работы. На Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы. 

УЧЕНИК

Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чем то скажу, но они не услышат. 
Спрошу — не ответят …
A в комнате — трое, 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю: не встанут. 
Я все понимаю …
Зачем же я хлеб натри части ломаю?


Ведущий.1 Общие ямы... Зима была жестокая, морозы доходили до 30 и 40 градусов, 25 января из-за нехватки топлива, торфа замерли машины последней электростанции. 
Ведущий.2 Правительство делало все, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

Ведущий.1 Первая блокадная весна входила в город медленно. Морозы держались долго. Улицы города не убирались всю зиму они были покрыты снежно-ледяным панцирем. Страшно выглядели дворы домов, заваленные золой, мусором, нечистотами. 

Ведущий.2Все эти тяготы на своих плечах переносили и дети ,мужественно,героически....

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. 
- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. 
- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
- Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда». В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. 
Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

УЧЕНИК
В блокадных днях мы так и не узнали: 

Меж юностью и детством где черта? .. 
Нам в сорок третьем выдали медали 
И только в сорок пятом — паспорта 
И в этом нет беды, но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, что мы не будем 
Ни старше, ни взрослее, чем тогда

под музыку «Колыбельная для ангела» из к/ф «Список Шиндлера».

Ведущий.1 Кто не перенес эти суровые испытания и не узнал радости победы в память о них был открыт монумент “Цветок жизни” 28 октября 1968 года.. Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

УЧЕНИК

Склонившись над мглой снеговою,

Девочка с ведёрком пустым

Чуть движется, а за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мёртвую мать.

На развороченном пути стоит мальчишка лет пяти.

В глазах, расширенных истома и щёки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?» «Дома».

«А где твой дом, сынок?» «Сгорел».

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он точно знает: хлеба нет.

Ведущий.21943 год.12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады. 

УЧЕНИК
О дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо! 
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, 
В сияю ш их слезах твое лицо. 
Пусть эти слезы сердце успокоят …
А на врагов — расплавленным свинцом 
Пускай падут они в минуты боя 
За все, за всех, задушенных кольцом. 
За девочек, по-старчески печальных, 
У булочных стоявших, у дверей, 
За трупы их в пикейных одеяльцах, 
За страшное молчанье матерей

Ведущий.1 Запись от 27 января 1944: «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все» 

 Ведущий.2  Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют! Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

Видеофрагмент «Освобождение Ленинграда»

Ведущий.1 Прошли годы! И ещё пройдёт время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.

Ведущий.2 Давно отгремела война. Заросли кустарником и травой окопы, зарубцевались раны. Но великая Родина – мать и по сей день склоняет свою поседевшую голову над могилами своих сыновей и дочерей, погибших ради мира на земле.

Ведущий.1 Миллионы жизней унесла война, и каждая из них – великий подвиг. Вот почему память о них живёт и будет жить в наших сердцах. Задача каждого человека – сделать всё возможное, чтобы ни наша страна, ни любая другая никогда не узнали всех ужасов войны, всех тех бед, которые она несёт с собой.

                                      Песня «Люди помните!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по английскому языку для 5-6 классов.

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по английскому языку для 5-6 классов....

Сценарий проведения внеклассного мероприятия посвящённого Дню защитника Отечества

Ход проведения конкурса:Конкурс-смотр начинается с построения участников и докладов командиров юнармейских взводов председателю жюри о готовности школьников к испытанию. Форма доклада: "Товарищ предсе...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия "Папа, мама, я – спортивная семья"

Цели и задачи:Укрепление здоровья детей и их родителей. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы. Пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Место проведе...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по ПДД «Знаем Правила движения как таблицу умножения»

Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации вызывает серьезное беспокойство. С каждым годом интенсивность дорожного движения растет, количество автотранспорта увеличива...