Социокультурный проект "Русские традиции"
проект

Иванова Анна Романовна

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на его духовно-нравственное становление. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству воспитывают в них нравственные чувства и развивают мировоззрение. Все это обусловило выбор темы программы:  «Русские традиции как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Программу предполагается осуществлять каждый год с сентября по май. Каждое мероприятие состоит из 3 блоков. Первый блок – информационно-познавательный (повествование о том или иной традиции и т.п.), второй - театрально-игровой (танцы, песни, игры в определённой тематике мероприятия), третий - практический (мастер-класс). Использование такой формы предоставления информации, считаем наиболее продуктивной для освоения основ духовно-нравственного воспитания через приобщение младших школьников к русским традициям, беря за основу психо-возрастные особенности данного периода развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_traditsii.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы

Социокультурный проект

«Русские традиции»

Выполнили: педагоги

дополнительного образования

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

п. Панковка, Новгородская область, 2014

Содержание

Введение

3

Характеристика целевой группы проекта

5

Механизм реализации проекта

7

План осуществления проекта

8

Ожидаемый результат проекта

13

Необходимые ресурсы проекта

14

Бюджет проекта

15

Заключение

16

Список использованной литературы

17

Приложение

Введение

«Народ, который не знает своей

культуры и истории – презрен и легкомыслен»

Н.М.Карамзин

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка. [1]

В своей работе мы сделали главный акцент на эмоциональную сферу ребёнка, а именно её благополучное развитие посредством приобщения его к знаниям русских народных традиций. Данная тема является актуальной, так как широкое распространение и развитие массовой культуры в обществе, особенно для подрастающего поколения, ставит под угрозу социализацию ребёнка, усвоение им традиционных форм деятельности общества. Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.[2]

Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. В эпоху массового распространения и развития высочайших информационных технологий, по новому начинаешь относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Передавать и усваивать накопленный опыт поколений дошкольникам лучше всего в художественно-эстетической форме, так как оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, живопись,  народный танец и творчество. Всё это  пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.[3]

Исходя из выше сказанного нами была определена цель проекта – создание условий для поэтапного освоения детьми дошкольного возраста основ русских традиций.

На основе поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. приобщение детей к народному творчеству;
  2. привитие любви к народным традициям;
  3. расширение представлений о культуре русского народа;
  4. развитие эстетического и нравственного вкуса;
  5. пополнение знаний детей в области русского фольклора;
  6. создание условий для проявления творческой активности детей.

Методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный метод теоретического анализа и синтеза научной литературы по психологии, педагогике;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (беседа, анкетирование,); эмпирические методы, включающие количественный и качественный анализ полученной информации.

Характеристика целевой группы

Дети старшего дошкольного возраста – 5,5-7 лет.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях.[4]

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.[5]

Вышеперечисленные особенности детей дошкольного возраста подчёркивают важность взаимодействия его с взрослыми людьми. Особенно ценен тот взрослый, который преподносит ребёнку новую информацию для него в незатейливой лёгкой для восприятия и запоминания форме.

Исследование в рамках проектной деятельности

Перед началом проекта нам необходимо было определить проблематику и актуальность нашего исследования. Проведя анализ источников таких как: программы для работы с детьми дошкольного возраста, беседуя с администрацией дошкольного учреждения и проведя анкетирование, мы выявили, что такая работа как знакомство дошкольников и русскими традициями проводится на низком уровне или не проводится вообще. Свои выводы мы основывали на результатах проведённого  анкетирования, целью которого было выявление необходимости работы с детьми дошкольного возраста по вопросу  приобщения их к знаниям о русских традициях.  Нами было опрошено 200 человек – родители детей дошкольного возраста п. Панковка Новгородского района в возрасте от 25 – 35 лет – 100 чел., а также дети дошкольного возраста старшей группы в возрасте от 6 до 8 лет. (4 группы детского сада по 25 чел. в каждой (100 детей)). Итоги опроса были следующие: на вопрос: «Необходимо ли проведение социокультурного проекта «Русские традиции?» - положительно ответили 87% респондентов, 13% респондентов выразили возможную необходимость проведения подобного типа работы с детьми. 80% родителей не знают, какие русские народные праздники являются главными в определённый месяц года и 20% могут назвать праздники. На вопрос: «В какой форме Вы видите знакомство детей дошкольного возраста с русскими традициями?» 70% респондентов ответили, что в игровой, 20% в художественно-творческой и 10% в песенной форме. Около 87% детей знают только такие праздники как «Новый год» и «Пасха».

На основе полученных результатов нами был получен запрос на то, чтобы организовать работу с дошкольниками по вопросам приобщения их русским традициям, на основе чего нами был разработан план мероприятий, который в итоге сформировался в единый социокультурный проект «Русские традиции».

Механизм реализации проекта

Реализация проекта включает три этапа.

1. Подготовительный этап (01.09.2014 – 30.09.2014) включает в себя следующие мероприятия:

- определение состава рабочей группы проекта;

- распределение обязанностей внутри группы;

- проведение опроса среди родителей детей старшей группы детского сада;

- обработка результатов и выявление наиболее подходящего направления работы;

- разработка необходимых методических материалов;

- определение места и времени проведения мероприятия;

- поиск ресурсов для реализации проекта;

- организация заседаний рабочей группы.

2. Основной этап (01.10.2014 – 30.06.2014). Данный этап представляет собой непосредственное проведение мероприятий и включает:

- работа с администрацией и воспитателями детского сада;

- знакомство с детьми;

- развешивание афиш, раздача флаеров и оповещение детей и их родителей о мероприятиях;

- проведение ежемесячных мероприятий;

- заключительная ярмарка-выставка «Русские традиции».

3. Заключительный этап (01.04.2013 – 11.04.2013). Данный этап включает в себя:

- подведение итогов реализации проекта;

- повторная диагностика и анализ полученных результатов;

- оформление проекта;

- подготовка и проведение круглого стола со специалистами Центра (рефлексия).

План осуществления проекта

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

1.

Определение состава рабочей команды, распределение функций и обязанностей.

10.09.2014

15.09.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

Ильина Е.Ю.

2.

Поэтапная разработка мероприятий и методического материала (содержание проблемы, цель и задачи проекта, целевая аудитория, ресурсное обеспечение)

16.09.2014

25.09.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

3.

Поиск ресурсного обеспечения.  Определение места и времени мероприятия.

26.09.2014

30.09.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

4.

Корректировка сценария, оформление текста проекта, репетиция мероприятия, закупка материала.

1.10.2014

5.10.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

5.

Проведение мероприятия «Покров»

13.10.2014

15.10.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

6.

Определение места и времени мероприятия. Корректировка сценария, оформление текста проекта, репетиция мероприятия, закупка материала.

20.10.2014

12.11.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

7.

Проведение мероприятия «Кузьминки». Проведение мастер-класса.

27.11.2014

28.11.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

8.

Подведение итога первых мероприятий, фото и видео отчёт.

29.11.2014

30.11.2014

Дроздова А.А.

Иванова А.Р.

9.

Подготовка к празднику

«Новогодний сюрприз».

Разработка сценария, распределение ролей.

5.12.2014

10.12.2014

Дроздова А. А

Иванова А.Р.

10.

Репетиция праздника, подготовка атрибутики и костюмов.

10.12.2014.

19.12.2014.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

11.

Праздник «Новогодний сюрприз».

20.12.2014.

25.12.2014.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

12.

Подведение  итогов, анкетирование родителей.

25.12.2014

27.12.2014.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

13.

Подготовка к празднику «Крещение» разработка сценария, покупка материала для мастер–класса. Расклеивание афиш, и раздача флаеров.

8.01.2015

17.01.2015

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

14.

Проведение праздника, «Крещение».

Подготовка и оформление фото и видео материала на сайт.

19.01.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

15.

Подготовка к «Масленице».

Составление сценария, привлечение школьников для организации, распределение ролей, подготовка  атрибутики «чучело», «солнце», а также мастер-класса.

2.02.2015.

9.02.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

16.

Масленичная неделя.

10.02.2015.

16.02.2015

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

17.

Изучение истории праздника «Сороки». Подборка фольклорных песен, подготовка к мастер – классу по лепки из соленого теста.

19.02.2015.

7.03.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

18.

Праздник « Сороки». Проведение мастер-класса по изготовлению изделий из солёного теста.

Выставка поделок из соленого теста.

15.03.2015

19.03.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

19.

Праздник « Пасха». Подготовка сценария, изучение истории праздника. Подготовка материала для мастер – класса по украшению пасхальных яиц.

25.03.2015

10.04.2015

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

20.

Реализация праздника «Пасха»: проведение игр, песен, танцев, катание яиц - русская забава.

Мастер-класс. Ярмарка поделок.

12.04.2015

14.04.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

21.

Подготовка к празднику «Егорий Вешний»: составление сценария, покупка реквизита, подборка музыкального материала. Подбор мастер-класса.

23.04.2015

15.05.2015.

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

22.

Проведение праздника «Егорий Вешний», мастер-класс.

16.05.2015

18.05.2105

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

23.

Подготовка и проведение праздника «Троица». Экскурсия к дереву береза, завязывание ленточек.

25.05.2015

1.06.2015

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

24.

Подведение итогов проекта. Организация выставки фотографий детей, участвовавших  в мероприятиях в течение года, поделок. Работа с детьми по изготовлению самого запомнившегося праздника. Беседа,обсуждение. Игры на свежем воздухе.

1.06.2015

Дроздова А. А.

Иванова А.Р.

*Каждое мероприятие, проведенное в рамках проекта освещается на сайте учреждения: http://zvrnov.edusite.ru/ .

Ожидаемый результат проекта

По итогам реализации проекта «Русские традиции» мы планируем получить следующее:

  1. Дети познакомятся и освоят основы русского фольклора;
  2. Освоят невербальные средства общения;
  3. Научатся выражать свои чувства и эмоции, а также понимать других людей;
  4. Формирование уверенности в ребёнке;
  5. Формирование интереса к фольклору и театрализованным играм;
  6. Развитие моторики, внимания, творческих способностей ребенка в ходе освоения различных художественно-творческих техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  7. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение мероприятий в рамках проекта.

Итогом проекта должно стать не только всестороннее развитие ребёнка и активизация родителей, но ещё немаловажным станет тот факт, если определённая часть детей станет посещать художественные или танцевальные студии и у них появится желание заниматься и развиваться. Это может стать одним из факторов дальней успешной и творческой  жизни ребёнка.  

Оценка результатов проекта и мониторинг

Проект «Русские традиции» находится на стадии реализации, поэтому можно только подвести промежуточные его итоги.

Мониторинг освоения знаний о традициях русского народы мы осуществляем с помощью анкетирования участников и их родителей.

По результатам промежуточного мониторинга мы выявили, что:

- дети стали более раскрепощенными и внимательными, хорошо запоминают особенности того или иного праздника (свободно рассказывают о нём на следующем мероприятии и родителям), родители также подчёркивают, что их дети заинтересованы данным видом деятельности)

- задания во время творческой мастерской выполняют аккуратнее, внимательнее, знают, к какому празднику изготавливается вещь. Происходит усложнение работы с различными материалами, с которыми дети справляются без затруднений.

В ходе анкетирования также выявлено, что 95% детей без затруднений называют и рассказывают о проведённых нами мероприятий и 5% рассказывают при небольшой помощи родителей. 100% родителей и детей изъявили желание участвовать в дальнейших мероприятиях в рамках проекта.

Необходимые ресурсы проекта

Административный

Разрешение Администрации МАУ ДОД Центр внешкольной работы на проведение мероприятий с дошкольниками.

Материально-технический

Необходимое оборудование: ноутбук, колонки, фотоаппарат. Стулья,столы, игрушечные ведёрки.

Инвентарь: фломастеры, бумага, картон, вата. Распечатка буклетов и листовок. фигурок для раскрашивания.

Временной

Сроки проведения:

подготовительный этап проекта - с 1.09.2014-30.09.2014;

основной этап – 1.10.2014-30.06.2014;

заключительный этап – 01.07.2014-31.07.2014

Пространственный

Удобное помещение для встреч, посвященных организации проекта -  МАУ ДОД Центр внешкольной работы.

Кадровый

Руководители проекта – педагоги доп.образования Дроздова А.А. и Иванова А.Р. Сотрудники Центра – помощь в организации.

Финансовый

Привлечение денежных средств происходило на добровольной основе или в виде материальной помощи (картон, клей и т.д.)

Информационно-правовой

Знание важных основ общения с детьми дошкольного возраста, правил проведения детских игр, основ возрастной психологии, устав  МАУ ДОД Центра внешкольной работы, составление документации (текст проекта)

Бюджет проекта

Наименование

Количество, шт.

Цена за единицу товара, руб.

Стоимость, руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника   «Покров»

1.

Лента

6 м

7

42

2.

Лента

10 м

6

60

3.

Скотч

2

120

120

4..

Сушки

1 упаковка

28

28

5.

Стаканы

2 упаковки

7

14

6.

Стаканы

1 упаковка

60

60

Итого: 324 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Кузьминки»

1.

Вата

1

37

37

2.

Картон

3

50

150

3.

Картон

1

70

70

Итого: 257 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Новый год»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Крещение»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Масленица»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Сороки»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Пасха»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Егорий Вешний»

Примерная сумма: 300 руб.

Мероприятие, посвящённое празднованию праздника  «Троица»

Примерная сумма: 300 руб.

Заключительная ярмарка-выставка «Русские традиции»

Примерная сумма: 400 руб.

Итого: 3081 руб.

Бюджет проекта расписан не полностью,  так как проект находится на стадии реализации, но определена примерная сумма на каждое мероприятие.

Заключение

Создавая проект, мы старались вложить в него основы для воспитания в подрастающем поколении чувства причастности к своей Родине, своему народу, своей стране,  а также к малой Родине – Новгородскому району.

Беря за  основу фольклор и творчество, проект получился лёгким для восприятия ребёнка дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников - есть сложный, системный и последовательный процесс, направленный на формирование субъективно значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она выступает как коллективная память народа, является элементом народного самосознания, содействует возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствует характер личности по отношению к малой Родине, семье, родной природе, формирует чувство национальной гордости. Специфика традиций народной педагогики в том, что они позволяют воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание.

В перспективе реализации проекта «Русские традиции» мы планируем расширить возможности охвата аудитории, т.е адаптировать проект к детям школьного возраста (1-4 классы).

Список использованной литературы

  1. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..- (Высшее образование)
    ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.;
  2. Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982;
  3. Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Т. В. Дерепаскина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.).  — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52;
  4. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005;
  5. Воеводина А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А. И. Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71;
  6. Календарь событий [Электронный ресурс]. URL:                         http://www.calend.ru/narodevent/6755/ (дата обращения 10.10.2014);
  7. Публичная библиотека Новоуральского городского округа [Электронный ресурс]. URL:  http://www.publiclibrary.ru/readers/kzd/prazdniki-kuzminki.htm (дата обращения 09.11.2014).

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценарий мероприятия, посвящённого празднику «Покров»

Цель: развитие знаний ребёнка дошкольного о празднике «Покров».

Задачи: сформировать всесторонне развитую личность, ориентированную  на истинно семейные ценности.

Оборудование и атрибутика:

-Костюмы для ведущих.

-Карусель, рушники, картинки по тематике, белая ткань.

-нитки, станканчики, ножницы, скотч, ленты, наклейки.

Музыкальное оформление:

-Русский хоровод.

-Русская плясовая.

Зал оформлен  декорациями на тему праздника «Покров».  

Главные герои: Аннушка и сестрица Аленушка-рукодельница.

Аннушка: Здравствуйте гости дорогие, веселья вам и радости!

-Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

-Идёт матушка Осень-милости просим!

-Первый сентябрь пришёл, всех детей сюда привёл.

-А за ним октябрь настал,

Покров праздник заиграл! И хороводом Аннушка заводит детей в зал.
Аннушка: Хотите я вам расскажу, почему стали отмечать этот праздник?
Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий.

Праздник Покрова стал в России одним из самых любимых. В честь него строилось множество храмов, писались иконы.

Установил празднование Покрова на Руси князь Андрей Боголюбский. И поставил князь на тихой речке Нерли храм Покрова Пресвятой Богородицы. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.

Ай! гости дорогие, давайте познакомимся. Игра «Светит Месяц, светит ясный».(Мальчики становятся спиной в круг, а девочки лицом в круг, и смотрят друг на друга, как только заиграет музыка дети играют в ладоши, после здороваются и меняются местами.)

Светит месяц, светит ясный.

Светит полная луна.

Мы обнимемся, да поздороваемся.

И местами поменяемся.

Аннушка: Ребята, В старые времена в этот день 14 октября все люди пришли  в храм, и вдруг небо озарилось белым светом. К ним пришла Божья Матерь и укрыла всех людей , которые были там белым пушистым платком, это означало ,что она уберегла от бед и несчастья. И сразу же пошел белый снег.

Игра: «Покров». Дети танцуют под музыку народную плясовую, а когда музыка останавливается ребята прячутся под белую,  большую, пушистую ткань.

Загадка:

Стоит Матрена, здорова, ядрена. Рот открывает, все, что дают - глотает. (Печь)

Аннушка: В Покров Девушки выходили замуж, а парни женились, считалось, кто выйдет замуж на покров, тот будет счастлив всю жизнь. На этот праздник веселились и гуляли, катались на качелях и каруселях.

Игра: «Карусель»

После игры дети подходят к стенду, на стенде висят картинки о рукоделии. Так же имеются рушники ручной вышивки, дети узнают историю, про рушники, могут потрогать подержать, как в старые времена. После этого детей приглашает Аленушка – рукодельница за стол на мастер-класс.

Мастер – класс: Изготовление стаканчиков под карандаши в технике «обрывная аппликация».

В конце Мероприятия сестры  спрашивают: Какой же праздник мы сегодня отмечали? Понравилось ли вам? Если да, то приглашаем вас на следующее мероприятие.

До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценарий мероприятия, посвящённого празднику «Кузьминки»

Цель: развитие знаний ребёнка дошкольного о празднике «Кузьминки».

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

Оборудование: стол, лавка, ведра, горох, вата, клей ножницы, нитки, балалайка.

Костюмы: ведущие  одеты в народные костюмы, для игр костюм петуха.

Музыкальное оформление:  народные песни.

Ход мероприятия:

Аннушка встречает детей у себя в доме.

Ой, гости милости просим, скучала я по вам, а вы долго добирались ко мне?

Были у меня в октябре, да праздник , какой был?

Дети: Покров.

Аннушка: Правильно, все вы помните, да знаете, а сегодня на дворе осень, батюшка ноябрь, нынче праздник у нас Кузьминки–по осени поминки. Провожаем осень, а зиму встречаем.

Дети встают в хоровод и заходят в зал встают в большой круг.

Аннушка ведет рассказ.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

А имена то у всех разные, красивые ласковые. Игра «Ласковые имена».

Каждый по очереди проговаривает свое им, но только ласково исполняет поклон. К примеру: Ваня-Иванушка, Алина - Алинушка……

Танец: Листопад (провожали осень).

После танца мы проверяли силу богатырскую. Праздник Кузьма и Демьяна покровитель кузнецов, женщин рукодельниц.

Конкурс для мальчиков: «Петушиные бои».

Конкурс для девочек: «Дуня-тонкопряха».

Аннушка: Кузьминки - куриные именины. Курочка, это часть праздника. Что кушает курица?

Дети отвечают:

Игра: «Дедушка Рох.»

Дедушка Рох, посеял горох,

Землю копал, тяжело вздыхал.

Когда молотил, по пальцу схватил,

Зато, когда ел, язык прищемил.

Вот такой вкусный горох.

Всё, что дети говорят, то и показывают, а в кругу стоит Дедушка Рох, в руках у него большая горошина. и кому захочет, тому и положит горошину., тот и будет после Дедушкой Рох.

Игра: «Перебери горох от бобов» игра развивает моторику.

После прекрасных игр, дети переходят на мастер-класс.

Мастер-класс по изготовлению «Новогоднего сапожка» в технике «обрывная аппликация», работа с клеем, картинками (задание на дом – разукрасить картинки, что способствует развитию мелкой моторики).

В конце праздника мы спрашиваем:  С каким праздником мы сегодня познакомились?

Что узнали о празднике?

Спасибо, вам дети за праздник. Приходите к нам еще в гости! Будем рады! Вам понравился праздник? До свидания!

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Афиша к мероприятию «ПОКРОВ»

Внимание! Внимание! Внимание!

15 октября в 10.00 ч.

МАУ ДОД Центр внешкольной работы

приглашает на

Детское Развлекательное мероприятие,  посвящённое фольклорному

празднику «Покров»

Скоморох 2 - Buffon, а кому Mako. - Паркфлаер

Вас ждёт:

- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;

- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;

- Забавные игры;

- Задорные песни и танцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Флаеры к мероприятию «ПОКРОВ»

Внимание! Внимание! Внимание!

13 октября в 14.00 ч.

МАУ ДОД Центр внешкольной работы

приглашает на

Детское Развлекательное мероприятие,  посвящённое фольклорному

празднику «Покров»

Вас ждёт:

- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;

- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;

- Забавные игры;

- Задорные песни и танцы.

Внимание! Внимание! Внимание!

13 октября в 14.00 ч.

МАУ ДОД Центр внешкольной работы

приглашает на

Детское Развлекательное мероприятие,  посвящённое фольклорному

празднику «Покров»

Вас ждёт:

- Весёлая тётушка Агафья с интересными рассказами;

- Мастер-класс по изготовлению красочных стаканчиков;

- Забавные игры;

- Задорные песни и танцы.


[1] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с..- (Высшее образование)
ISBN 5-7695-1058-7, 20 000 экз.

[2] Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982.

[3] Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Т. В. Дерепаскина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.).  — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52.

[4] Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

[5] Воеводина А. И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А. И. Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»

Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...

ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.

Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе» , которые учащиеся развивают за курс основного общего о...

Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)

В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...

Проектная работа. «Повышение лингво- и социокультурной компетентностей учащихся при обучении иностранным языкам» Тема: « Англия и Россия: традиции общения. У истоков сотрудничества. Переплетение судеб».

Английский язык стал глобальным языком, и теперь любое международное общение невозможно без его знания. Интерес к языку неизбежно ведет и к интересу к народу, на нем говорящему. Подлинное понимание и ...

Приобщение школьников к социокультурным традициям семьи, общества, государства на занятиях ИЗО-деятельности.

В числе задач, которые ФГОС ставит перед педагогами, есть одна из важнейших —приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у них представлений о куль...