Сценарий игры для 5-10 классов "Национальные особенности семейного этикета"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

 Внеурочное занятие в форме брейн-ринга по теме: "Национальные особенности семейного этикета" проводится с целью воспитания семейных ценностей и традиций. Основа игры- знание истоков русской культуры, семейного  уклада  ибыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сценарий игры

по теме: «Национальные особенности семейного этикета».

Форма игры – брейн- ринг.

Адресат игры: учащиеся 7-10 классов.

Задачи игры:

1. Образовательные задачи:

В ходе игры пополняются новыми сведениями знания по истории России и Европы, углубляются и систематизируются знания по литературе, истории, географии, русскому языку, музыке, фольклору.

2. Развивающие задачи:

В ходе игры подростки учатся анализировать, сравнивать, обобщать, применять собственные знания по многим школьным предметам. Игра направлена на организацию процесса совместной деятельности, ученики учатся работать в команде, где учитывается мнение каждого, игра способствует развитию креативности.

3. Воспитательные задачи:

В ходе игры воспитывается гордость за историю России, ее культурное наследие. В ходе игры воспитывается толерантность и формируется культурная идентичность.

В игре участвуют 4 команды по 5 – 6 человек, ведущие,  таймкипперы, ассистенты, жюри.

    Вступительное слово учителя: Люди не рождаются праведниками и злодеями - они становятся такими, какими мы их воспитываем. Мы – это семья, школа, общество. И многие беды, которые существуют в нашей жизни: рост экстремизма и терроризма, преступности и наркомании, жестокосердие и отсутствие заботы о других, имеют «человеческий фактор».

   

Задачи игры:

1)повысить интерес детей к вопросам толерантности;

2)сформировать основы цивилизованности, интеллигентности личности;

3)изучение традиций семейного этикета России и Европы.

Ход игры.

     Вступление. Учитель

     Воспитание цивилизованности начинается с детства. Семья растит своё драгоценное существо, давая ему силу, крепость, ум, благовоспитанность, хорошие манеры.

     В «Письмах о добром и прекрасном» Д.Лихачев утверждает: «Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется, прежде всего у себя дома, в семье, в отношениях со своими родными. Всё начинается в семье, всё идёт от самих истоков, из семейного гнезда».

     Сегодня в игровой форме мы поговорим о хороших манерах.

Структура игры:

Тур I- «Разминка».

Тур II- «Семейный этикет»

Тур III-«Особенности национального этикета ».

Представление жюри.

Тур I. Разминка.

1)Когда и где впервые возникло понятие «Этикет»?(Франция, во время Людовика XIV в 17 веке).

2) Из какого языка заимствовано и что означает слово «этикет»?

(с французского- ярлык, этикетка, вид товарного знака, во время Людовика XIV на пышных приёмах, гостям вручали карточки, в которых были изложены некоторые правила поведения).

3) Когда возник на Руси первый свод правил поведения в семье, быту, обществе, как он назывался?(«Домострой» XVI век).

Тур II. « Семейный этикет ».

Есть такие стихи «Я- семья: во мне как в спектре живут семь «я»». Действительно это так. Вот например, мальчик. Дома- он сын, в школе- ученик, в библиотеке- читатель, в автобусе- пассажир, у друга в доме- гость. Получается огромное количество ролей. И в каждой надо жить по правилам, которые заложены с детства родителями. Второй тур нашей игры посвящен семейному этикету, связанному с правилами поведения человека в различных ситуациях.

Задание: Каждая команда получает карточку с жизненной ситуацией, которую надо разрешить. Количество заработанных баллов(3). Ситуации взяты из книги Г. Бушелевой «Поговорим о воспитанности».

Тур III. « Особенности национального этикета ».

Тур состоит из 3 заданий:

          1. национальное жилище-«Мой дом»;

          2. национальный костюм и мода, и их взаимодействие;

          3. кухни европейских стран;

Задание №1. «Мой дом».

     Иоганн Гете сказал: «Тот- счастливейший из всех,  будь он король или крестьянин, кто обрёл мир в собственном доме». «Дом человека- его крепость».

     Дом это прежде всего это стены, убранство. С течением времени в каждой европейской стране с их природно-климатическими условиями проявляется национальное своеобразие в строительстве жилища.

     Сейчас я попрошу Вас вспомнить, как назывались самые распространенные постройки европейских стран, возникшие в средние века и дошедшие до нашего времени, обозначить их национальные особенности и особенности убранства.(На взмах руки).    

  1. Россия : - Изба(красный угол, печь, стол)

                   - Хоромина - любая жилая постройка с очагом и  

                      двором.

  1. Испания: - Барракас – состоит из 1 комнаты, без очага

                     - Риурау – 3 стены, очаг вынесен под открытое    

                                        небо.

3)Великобритания  –  Хаус

                                 - Ферма

Задание №2  Национальный костюм и мода.

     Каждая семья хранит как реликвию предметы быта своих предков. В одежде из бабушкиного сундука есть черты национального костюма и моды той эпохи.

     В национальном костюме проявляется самобытность народа, своеобразие культурных традиций. А в веяниях моды можно увидеть образ той или иной эпохи. В моде происходит взаимовлияние, взаимодействие национальных традиций. Само рождение моды принято относить к XIV веку. В 16 веке законодательницей моды в Европе была Испания. С XVII – Франция. Предметом  наших заданий будет мода конца XVII –

XIX вв.

I. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «называют энциклопедией русской жизни», обратимся к нему. В главе I описывая наряд Онегина, Пушкин пишет:

«Надев широкий боливар

Евгений едет на бульвар»

1)Что такое боливар?  (Шляпа.)

2)Почему она так называется? (В честь С.Боливара, руководителя освободительного движения в Южной Америке)

3)Элементом национальной одежды какой страны была такая шляпа? (Испания)

II. Английский быт ничем выдающимся  не отличается, разве лишь страстной приверженностью к традициям. Снова обратимся к А.С.Пушкину:

«Как денди лондонский одет,

Он наконец увидел свет.»

1)Кто такой денди?(Щеголь)

2)В какой стране зародился дендизм и кто был 1 денди? (Великобритания Чарльз Фокс, член палаты общин 80г. 18в).

3)Какие элементы одежды дошли до наших дней?

III. К XVII веку признанной законодательницей мод становится Франция. В конце XVIII века очень модным у мужчин стал костюм, заимствованный из России, где он пользовался огромной популярностью среди простого мужского населения, особенно крестьянства с XVII – XIX в..

     1)Что за костюм? (Кафтан.)

     2)Назовите его по-французски? (Точно по телу, жюстокор.)

Задание №3. Национальная кухня.

Мы едим, чтобы жить,

и не живем чтобы есть.

Сократ.

     Семейные праздники часто связаны с национальной кухней. Вот о национальной кухне мы с вами и поговорим. Русские всегда отличались гостеприимством. В древности стол в избе накрывали белой скатертью, на которую клали хлеб и соль. И это оставалось в таком виде в течении всего дня. Русские сказки часто рассказывают о знаменитых пирах.

  1. Какие блюда русской национальной кухни можно было попробовать на пирах? ( Икра, блины, мед, стерлядь и т.д.)
  2. Одним из распространенных русских блюд национальной кухни была уха. Какие супы называли ухой до XIX века? (Рыбные, мясные, овощные)
  3. Пасхальные праздники Великобритании и России объединяет один древний обычай. Что это за обычай? (На пасху дети шли из дома в дом и собирали яйца. Затем находили горку и устраивали соревнования: чьё яйцо укатится дальше, не разбившись при этом и стукнув яйцо соперника. )

Жюри подводит итоги.

     Итак, мы поговорили с вами о национальных особенностях семейного этикета, о культуре общения.

    Высокая человеческая культура всегда ориентированна на добро. Если мы сознательно будем подчинять наши интересы добрым делам, тогда мы будем жить в мире, любви и согласии.

 

 

   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практико-ориентированный проект "Особенности семейного воспитания"

В ходе родительского собрания родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между ро...

Статья. Семейный этикет

Семья. Семейный этикет...

Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу» (6-7 классы)

Что такое этикет? Как приветствуют друг друга люди в разных странах, в разные  времена? Какие слова вежливые? Каким бывает этикет? На эти и многие другие вопросы получат ответы участники игры-пут...

сценарий игры "Этикет и мы"

Цель: Сформировать у кадетов этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи: развивать у ребят чувство отв...

СТАТЬЯ. «Семейный этикет. Этикет в отношении родителей и детей.»

Семейный этикет – это несколько несложных советов, которые могут помочь сохранить крепкую счастливую семью. Это свод правил поведения в различных жизненных ситуациях. Очень часто люди стремятся ...