Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу» (6-7 классы)
классный час (6, 7 класс)

Хотян Елена Владимировна

Что такое этикет? Как приветствуют друг друга люди в разных странах, в разные  времена? Какие слова вежливые? Каким бывает этикет? На эти и многие другие вопросы получат ответы участники игры-путешествия «Этикет-шоу». Ребята в игровой форме проверят себя, насколько хорошо знают правила хорошего тона. Усвоят «золотое правило этикета»: не делай другому того, чего не желаешь себе. В конкурсе «Ежели вы вежливы» воспитанники выбирают вежливые слова из списка предложенных. Ребята сделают вывод, что вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Между конкурсами участники праздника слушают стихи и смотрят интересные сценки, которые разыгрывают  воспитанники группы. «Здоров ли ваш скот?»- кто так говорит, кто снимает шляпу в приветствии, и кто исполняет реверанс, кто показывает язык и как надо приветствовать друг друга, с удовольствием прослушают рассказ.  Ребята сделают выводы:  Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном.  Что делать, когда приглашаешь гостей? Как сервировать стол? – об этом расскажут ведущие, а воспитанники поучаствуютв конкурсе «Сервировка стола». Ребята узнают,  что посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки кладут в салфетницы. После сервировки стола, зрители ответят на многие вопросы по гостевому и столовому этикетам. Занимательная сценка телефонного разговора вызывает много эмоций у ребят. Из просмотренного и услышанного сделаны выводы: разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени. Ребята проверят себя, знают ли они пословицы и поговорки о вежливости, послушают  занимательное стихотворение Григория Остера. А завершается игровая-развлекательная программа конкурсом «Давайте говорить друг другу комплименты», в котором выяснилось, что не все ребята могут выразить комплимент другому человеку, что необходимо проводить тренинги с развитием навыков умений говорить комплименты. К знаниям детей о жизненных ценностях добавятся знания о  необходимости соблюдать этикет, чаще применять в речи вежливые слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_etiket-shou.docx33.12 КБ
Файл etiket_shou_6-7_klass.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу» (6-8 классы)


Выход ведущей под фанфары.

Ведущий1: Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов, 
Потому что «здравствуй» — значит будь здоров. 
Правило запомни, знаешь — повтори. 
Старшим это слово первым говори. 
Вечером расстались, встретились с утра, 
Значит, слово «здравствуй» говорить пора. 

-
 Ведущий3 (ЕВ) Здравствуйте, дорогие друзья! (ответы детей)

Я не случайно начала сегодня наше мероприятие с этого стихотворения, ведь говорить при встрече «Здравствуйте» — это одно из правил этикета. А наше мероприятие так и называется – «Этикет-шоу». 
Что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают. 

Этикет бывает разный, гостевой, столовый, семейный, дипломатический, воинский, этикет в общественных местах, речевой этикет.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Вы покажете, какие вы культурные, вежливые, 
тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».


А сейчас хотелось бы представить команды участников: 6а______________, 6б__________, 7а____________,7б__________.
Оценивать вас будет компетентное жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий2 На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

- Ведущий3 (ЕВ)  Объявляем первый конкурс Речевой этикет. Насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Максимальный балл – 10.  Из набора слов, надо выбрать те слова, которые вы считаете словами хорошего тона, вежливыми словами.

Спасибо, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте, привет, будьте добры,  благодарю, будьте любезны, добро пожаловать, добрый вечер, хорошего дня, извините, прошу прощения, разрешите,  красава, хай пипл,  няшный, мимишный, гонишь, прикол, облом, базарить, блин, клево, кидалово, стремно, шухер… и т.д.

Команды выбирают вежливые слова и прикрепляют магнитами на доску, оценивается скорость и правильность выбора.

Ведущий1 Тот,  кто часто использует «волшебные» слова. Является вежливым человеком. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

Добрый день и добрый вечер!

Здравствуй, здравствуйте, привет!

Сколько зим и сколько лет!

Много разных слов волшебных

Знаю я

И охотно передам вам

Знания:

Разрешите, извините,

Будьте так добры, скажите,

Ах, пожалуйста, простите,

До свидания

Ведущий2: "ЗДОРОВ ЛИ ВАШ СКОТ?"

Эту, странную на первый взгляд, фразу произносят при встрече монголы. Представители африканского племени зулусов говорят при встрече: "Я тебя вижу".

А мы по-русски говорим просто: "Здравствуйте".Т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

- Как же приветствовали друг друга люди, жившие в разных странах, в разные времена?

(Ведущий читает, подготовленные дети инсценируют)

  • У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимали обувь.
  • В XVII-XVIII веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, исполняя при этом самые разнообразные движения.
  • Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
  • У японцев для приветствия применяют три вида поклонов - сайкэйрэй (самый низкий), средний поклон - с углом тридцать градусов и лёгкий - с углом пятнадцать градусов.

- Ведущий3 (ЕВ): Представьте, если бы мы тратили столько времени на поклоны, столько сил на реверансы, - что бы вышло? Да ничего хорошего, наверное, кроме пробок в общественном транспорте. А если вы высунете язык при знакомстве, вряд ли ваш новый знакомый захочет поздороваться с вами в следующий раз.

А теперь  в каждой команде создаются пары, которые будут приветствовать друг друга.

Жюри оценивает артистизм. Максимальный балл -5.

Ведущий1

  • "Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.
  • Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
  • Лапландцы трутся носами.
  • Молодой американец, приветствуя приятеля, - хлопает его по спине.
  • Латиноамериканцы обнимаются.
  • Самоанцы обнюхивают друг друга.

- Ведущий3 (ЕВ) задает вопрос  зрителям:

А как правильно приветствовать знакомого человека? И есть ли на этот счет правила? Приветствие (как и прощание) обычно сопровождается жестами: рукопожатием, поднятием руки, кивком головы, поклоном.

- Ведущий3 (ЕВ) . «Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы. 

Ведущий 1
— Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками) 

Ведущий 2

— У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам) 

Ведущий 1

— Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках) 

Ведущий 2
— Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест — пауза в еде, параллельно- окончание трапезы) 

Ведущий 1
— С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее) 

Ведущий 2

— По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)


5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
-
 Ведущий3 (ЕВ)  Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.


-
 Ведущий3 (ЕВ)  для жюри

Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.


Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.


-
 Ведущий3 (ЕВ)  для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.


Вопросы:

Ведущий 1
— Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)

Ведущий 2
— Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?


Ведущий 1 . Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

6. Творческая Знаешь ли ты пословицы?

- Ведущий3 (ЕВ)
На слайде пословицы, команды говорят по очереди.

баллов – 12  каждая правильно угаданная пословица 2 балла


Ведущий 1:  предлагаем вам послушать необычное стихотворение Григория Остера из книги «Вредные советы».

Воспитанники  по очереди читают стихи. 

  1. Когда состаришься, ходи 
    По улицам пешком. 
    Не лезь в автобус - все равно 
    Стоять придется там.

И нынче мало дураков, 
Чтоб место уступать, 
А к тем далеким временам 
Не станет их совсем.

  1. Если друг твой самый лучший 
    Подскользнулся и упал, 
    Покажи на друга пальцем 
    И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, 
Ты ничуть не огорчен, 
Настоящий друг не любит 
Огорчать своих друзей. 

Аукцион вопросов, игра со зрителями.

Вопросы:

Ведущий 1

1.     Кто первым здоровается при входе в помещение? 
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

2.     Кого кому представляют? 
Младшего — старшему,  мужчину — женщине, менее известного — более известному.

3.     Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? 
Проходящий.

4.     Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства? 
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.

Ведущий 2

Правила поведения в магазине:

1.     Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит? 
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2.     Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» 
Говорят: «Кто последний?»

3.     Можно ли входить в магазин с собакой? 
Нет, даже если собака небольшая.

4.     Как обратиться к продавцу? 
По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

Ведущий 1

 Правила поведения на улице, в транспорте:

1.     С какой стороны обходят прохожих? 
Идущих впереди -обходят слева, а идущих на встречу — справа.

2.     При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? 
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3.     Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? Надо встать и уступить место.

Ведущий 1

                 Правила поведения в театре или кинотеатре

1.     Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)? 
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2.     Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым? 
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3.     Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино? 
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.

 Ведущий 1

                   Правила поведения поведение за столом:

1.     Как надо есть хлеб, бутерброды? 
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывай маленькими кусочками.

2.     Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом. 
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3.     Как едят пирожные, торты, пироги? 
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4.     Как выйти из-за стола? 
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

- Ведущий3 (ЕВ)

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Будьте добры иль будете любезны — 
Эти слова в разговоре полезны. 
С ними легко на прогулке и дома, 
Будет приятно их слышать другому. 
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Комплимент соседней команде и комплимент друзьям, воспитателям.

Выигрывает команда, которая больше всех скажет комплиментов. Комплименты не должны повторяться.



Поведение итогов, награждение.

-
 Ведущий3 (ЕВ)
Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые дети и не забудем при прощании говорить простое слово – до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этикет - шоу

Слайд 2

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо

Слайд 3

Виды этикета Речевой этикет Столовый этикет Гостевой этикет Семейный этикет телефонный этикет Этикет в общественных местах Какой бывает этикет?

Слайд 4

НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ!

Слайд 6

КОНКУРС 1 «ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ…»

Слайд 8

«ЗДОРОВ ЛИ ВАШ СКОТ?»

Слайд 9

КОНКУРС 2 КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА?

Слайд 10

ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

Слайд 11

КОНКУРС 3 «СЕРВИРОВКА СТОЛА»

Слайд 12

«Знаете ли вы?»

Слайд 13

У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН…

Слайд 15

КОНКУРС 4 «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПОСЛОВИЦЫ?»

Слайд 16

Чего в другом не любишь, Береги платье снову , В чужой монастырь Не думай быть нарядным, Хоть не богат, От одного слова, а гостям рад. а думай быть опрятным. а честь смолоду.. да навек ссора. того и сам не делай со своим уставом не ходят.

Слайд 19

КОНКУРС 5 «ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Слайд 20

«Ежели вы вежливы…» ВЕЖЛИВОСТЬ обходительность уважительность предусмотрительность внимательность заботливость порядочность тактичность доброжелательность

Слайд 21

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры-путешествия по станциям «Экскурсия по космодрому», посв. 1 июня и 1-ому дню лагеря

Цель: организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельностиЗадачи: - познакомить с деятельностью в лагере, знакомство детей друг с другом и с педагогами;- развитие творческих на...

Сценарий игры-путешествия по ПДД "Азбука безопасности" в 1 классе

Актуальность:На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем и число аварий, к сожалению, тоже. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно–транспортных прои...

Сценарий игры-путешествия "Treasure island" для 4 класса

Данная игра мужет быть использована на уроке обобщения в 4 классе....

Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"

Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...

Сценарий игры-путешествия для 2 класса

Коррекционно-развивающее занятие в форме игры-путешествия по сказкам народов Европы.Проводилось со 2 классом незрячих детей.Оборудование: презентация в Power Point.Приложение - тексты сказок для чтени...

Сценарий игры-путешествия «В мире Фауны» 6 класс.

Сценарий мероприятия: Игра - путешествие « В мире Фауны» ко Всемирному дню защиты животных.  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28414912","attributes":{"alt"...