Краеведческая игра-квест "Мой край родной"
методическая разработка (5, 6 класс)

Пасканова Татьяна Васильевна

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.

Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения  родного края, родной земли.

Занятия по краеведению являются богатым источником, дающим

возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Вспомним замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Краеведческие занятия активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют разнообразить методику занятий, участвуют в патриотическом воспитании учащихся.

Представленная методическая разработка краеведческой игры-квест «Мой край родной» может быть использована в педагогической деятельности, поможет разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция детского и юношеского туризма и экскурий

Таштаголький муниципальный район

Методическая разработка:

Краеведческая игра-квест «Мой край родной»

Пасканова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СДЮТЭ

Содержание:

1. Пояснительная записка 3

2. Основная часть. Краеведческая игра-квест 4

2.1. Раздел 1. Пояснительная записка к игре-квест 4

2.2. Раздел 2. Этапы игры-квест «Мой край родной »6

2.3. Раздел 3. Правильные ответы по станциям 14

3. Список литературы 18


Пояснительная записка

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.

Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения  родного края, родной земли.

Занятия по краеведению являются богатым источником, дающим

возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Вспомним замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Краеведческие занятия активизируют мыслительную деятельность детей, позволяют разнообразить методику занятий, участвуют в патриотическом воспитании учащихся.

Представленная методическая разработка краеведческой игры-квест «Мой край родной» может быть использована в педагогической деятельности, поможет разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.

Основная часть.

Краеведческая игра-квест «Мой край родной»

Раздел 1. Пояснительная записка

Краеведческая игра-квест «Мой край родной» проводится с целью формирования гражданско-патриотических качеств обучающихся через популяризацию и развитие краеведческих знаний детей.

Задачами являются:

  • создание условий для развития познавательного интереса учащихся к изучению истории родного края, его достопримечательностей и выдающихся личностей;
  • повышение исследовательского интереса к краеведению, творческой активности;
  • развитие чувства гордости за свою малую Родину.

Организует и проводит конкурс МБУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий».

К участию в игре-квест приглашаются учащиеся 3-4,5-6 классов учреждений дополнительного образования.

Игра-квест проводится в МБУ ДО СДЮТЭ. Для участия в игре приглашаются команды в количестве 5 человек. Игра будет проводиться в форме путешествия участников по станциям. Вначале мероприятия каждая команда получает маршрутный лист по станциям.


1. Станция «Луговая»

Требования: знание  растений родного края.

2. Станция «Лесная поляна» 

Требования: знание животных и птиц родного края.

3. Станция «Таёжная»

Требования: знание деревьев и кустарников родного края

4. Станция «Логическая»

Требования: проявить сообразительность и логическое мышление по соответствующей тематике.

5. Станция «Историческая»

Требования: знание  истории города Таштагола и Таштагольского района;

6. Станция «Культурная»

Требования: знание памятников города Таштагола и Таштагольского района.

Критерии оценки:

  • Время выполнения задания на каждой станции 5 мин.
  • Правильность ответа и полнота.
  • За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. На каждой станции судья проставляет в маршрутном листе количество заработанных очков.
  • Маршрутный лист после прохождения всех станций сдается главному судье.
  • Результаты будут размещены на сайте МБУ ДО СДЮТЭ .

Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами МБУ ДО СДЮТЭ по каждой возрастной категории.


Раздел 2. Этапы игры-квест «Мой край родной»

Этап 1. Станция «Луговая»

Реквизит: 2 комплекта карточек: первый - с названиями трав; второй - с названиями болезней.

Комментарии:

Болеть приходится всем, но наша природа побеспокоилась о том, чтобы помочь справиться со своими болезнями травками и растениями. У меня два комплекта карточек, один - с названиями трав, другой - с названиями болезней, их проявлениями. Необходимо привести карточки в соответствие  с методами лечения болезней.

Варианты:

Ромашка                               ангина

Малина                      высокая температура

Подорожник                порезы, ссадины

Мать-и мачеха                     кашель

Крапива                           кровотечение

Чистотел                    кожные заболевания

Пижма                   противоглистное средство

Черника                       болезни глаз

Валериана              нервные расстройства

Шиповник                          простуда


Этап 2. Станция «Лесная поляна»

Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Лесная поляна»

Вопрос

Ответ

Кол-во баллов

1

Это животное славится  строительным искусством.

2

Это животное живет в кромешной темноте. Охотится на червей и насекомых. Запасы хранит в подземной кладовой.

3

Это самое маленькое животное.

4

Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы.

5

Самое прожорливое насекомое.

6

Он бежит задними ногами вперёд.

7

Это теряет лось каждую зиму.

8

Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери?

9

Эту птицу называют пернатая «кошка».

10

Эта птица выводит зимой потомство.

Этап 3. Станция «Таёжная»

Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Таёжная»

Вопрос

Ответ

Кол-во баллов

1

Из этого дерева делают спички.

2

Как называют листья хвойных растений.

3

Это дерево тонет в воде, но не гниет.

4

Самый страшный враг леса.

5

Самый долгоживущий кустарник Сибири.

6

 Это съедобное растение тайги называют «медвежий чеснок».

7

 Ягоды этих кустарников не боятся снега.

8

Это съедобное растение весной заготавливают, солят и отправляют в Японию.

9

Самый морозостойкий кустарник Сибири.

10

Из цветков этого дерева пчелы собирают самый вкусный мед.

Этап 4. Станция «Логическая»

Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Логическая».

Вопрос

Ответ

Кол-во баллов

1

С ее наступлением звери   залегают в спячку.

2

Это насекомое служит примером большого трудолюбия.

33

Когда это насекомое появляется, его ожидают бурные аплодисменты.

4

Чем стрекочет кузнечик?

5

Так называют конфету и ягоду с кислинкой.

6

Эти насекомые стали «домашними».

7

Надрезав её кору, человек получает вкусный питательный сок.

8

Быстро лишается хвоста в момент опасности.

9

Эта птица дает «сольные концерты» в рощах по весне.

10

Когда ёж бывает не колючим?

Этап 5. Станция «Историческая»

Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Историческая» (для 4-5 кл.)

Вопрос

Ответ

Кол-во баллов

1

Как переводится «Таштагол» с тюркского языка?

2

Кто первым открыл железную руду в Горной Шории?

3

В каком году был образован город Таштагол?

4

Где в Горной Шории  находится туристический комплекс, известный в нашей стране и за рубежом?

5

На берегу какой реки разбит парк «Боевой Славы»?

6

Самая высокая гора Горной Шории.

7

Как Назовите природные памятники, которые находятся в  Горной Шории.

8

В микрорайоне Усть-Шалым установлен памятник шорскому композитору, поэту. Кто он?

9

Назовите фамилию миссионера, этнографа, лингвиста, изучавшего народы Алтая и Горной Шории, памятник которому воздвигнут на улице Поспелова.

10

Назовите доктора  минералогических наук, который занимался исследованием железорудной месторождений  Горной Шории. Ему установлена мемориальная доска по ул. Поспелова, 9.


Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Историческая»(для 3-4 кл.)

Вопрос

Кол-во баллов

1

Как переводится «Таштагол» с тюркского языка?

а) каменный лог; б) железная гора; в) камень на ладони

2

Кто первым открыл железную руду в Горной Шории ?

а) М. Шерегешев; б) В.Скворцов; в) М.Волков

3

В каком году был образован город Таштагол?

а) 1939 г.; б) 1963 г.; в) 1943 г.

4

Где в Горной Шории находится туристический комплекс, известный в нашей стране и за рубежом?

а) пос.Шалым; б) пос.Спасск; в) пос.Шерегеш

5

На берегу какой реки разбит парк «Боевой Славы»?

а) Мрассу; б) Томь; в) Кондома

6

Самая высокая гора Горной Шории.

а) Зелёная; б) Мустаг;в) Кубез

7

Назовите природные памятники, которые находятся

в Горной Шории.

а) Томская писаница; б) водопад Сага; в) водопад Корбу

8

В микрорайоне Усть-Шалым установлен памятник шорскому композитору, поэту. Кто он?

а) А.Шерегешев; б) Ю.Арбачаков; в) А.Тунеков

9

Назовите фамилию миссионера, этнографа, лингвиста, изучавшего народы Алтая и Горной Шории, памятник которому воздвигнут на улице Поспелова.

а) Ю.Айларов; б) В.Вербицкий; в) И.Ярыгин

10

Назовите доктора минералогических наук, который занимался исследованием железорудной месторождений  Горной Шории. Ему установлена мемориальная доска по ул. Поспелова, 9.

а) Г. Поспелов; б) П. Чихачёв; в) М. Волков

Этап 6. Станция «Культурная»

На данном этапе участникам предоставляются фотографии памятников и скульптур города Таштагола. По результатам определения дети должны заполнить названия в выданный протокол.

Название учреждения дополнительного образования:_____________

____________________________________________________________

Руководитель:________________________________________________

Класс:_______________________________________________________

Станция «Культурная »

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Раздел 3. Правильные ответы по станциям

Станция «Луговая»

Реквизит: 2 комплекта карточек: первый - с названиями трав; второй - с названиями болезней.

Комментарии:

Болеть приходится всем, но наша природа побеспокоилась о том, чтобы помочь справиться со своими болезнями травками и растениями. У меня два комплекта карточек, один - с названиями трав, другой - с названиями болезней, их проявлениями. Необходимо привести карточки в соответствие с методами лечения болезней.

Варианты:

1. Ромашка – ангина

2. Малина – высокая температура

3. Подорожник – порезы, ссадины

4. Мать-и мачеха – кашель

5. Крапива – кровотечение

6. Чистотел – кожные заболевания

7. Пижма – противоглистное средство

8. Черника - болезни глаз

9. Валериана – нервные расстройства

10. Шиповник – простуда

Станция «Лесная поляна»

1. Это животное славится  строительным искусством. (Бобер)

2. Это животное живет в кромешной темноте. Охотится на червей и насекомых. Запасы хранит в подземной кладовой. (Крот)

3. Это самое маленькое животное. (Землеройка)

4. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. (Волк)

5. Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза)

6. Он бежит задними ногами вперёд. (Заяц)

7. Это теряет лось каждую зиму. (Рога)

8. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы)

9. Эту птицу называют пернатая «кошка. (Сова)

10. Эта птица выводит зимой потомство. (Клёст)

Станция «Таежная»

1. Из этого дерева делают спички . (Осина)

2. Как называют листья хвойных растений. (Хвоя)

3. Это дерево тонет в воде, но не гниет. (Лиственница)

4. Самый страшный враг леса. (Пожар)

5. Самый долгоживущий кустарник Сибири. (Черника)

6. Это съедобное растение тайги называют «медвежий чеснок». (Черемша, колба)

7. Ягоды этих кустарников не боятся снега. (Клюква, брусника, калина, рябина)

8. Это съедобное растение заготавливают весной, солят и отправляют в Японию. (Папоротник)

9. Самый морозостойкий кустарник Сибири. (Смородина)

10.Из цветков этого дерева пчелы собирают самый вкусный мед. (Липа)

Станция «Логическая»

1. С ее наступлением звери залегают в спячку. (Зима)

2. Это насекомое служит примером большого трудолюбия. (Муравей)

3. Когда это насекомое появляется, его ожидают бурные аплодисменты. (Комар)

4. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)

5. Так называют конфету и ягоду с кислинкой. (Барбарис)

6. Эти насекомые стали «домашними». (Пчёлы)

7. Надрезав её кору, человек получает вкусный питательный сок. (Береза)

8. Быстро лишается хвоста  в момент опасности. (Ящерица)

9. Эта птица дает «сольные концерты» в рощах по весне. (Соловей)

10. Когда ёж бывает не колючим? (Когда рождается)

Станция «Историческая»

1. Как переводится «Таштагол» с тюркского языка? (каменный лог)

2. Кто первым открыл железную руду в Горной Шории ? (Василий Скворцов, шорский охотник)

3. В каком году был образован город Таштагол? (1963г)

4. Где в Горной Шории находится туристический комплекс, известный в нашей стране и за рубежом? (поселок Шерегеш)

5. На берегу какой реки разбит парк «Боевой Славы»? (Кондома)

6. Самая высокая гора Горной Шории. (г.Мустаг)

7. Назовите природные памятники, которые находятся в Горной Шории. (Спасские дворцы, Сагинский водопад, Азасская пещера)

8. В микрорайоне Усть-Шалым установлен памятник шорскому композитору, поэту. Кто он? (Анатолий Тунеков)

9. Назовите фамилию миссионера, этнографа, лингвиста, изучавшего народы Алтая и Горной Шории, памятник которому воздвигнут на улице Поспелова.(Василий Вербицкий)


10. Назовите доктора минералогических наук, который занимался исследованием железорудной месторождений Горной Шории.

Ему установлена мемориальная доска по ул. Поспелова, 9.

(Геннадий Львович Поспелов)

Станция «Культурная»

3-4 кл.

1. Памятник паровозу

2. Памятник работникам горнорудных предприятий, погибшим на производстве

3. Памятник «Детям войны»

4. Памятник «Врачу»

5. Памятник Герою Советского Союза Якову Илларионовичу Баляеву

6. Памятник-оберег «Золотая Шория»

5-6 кл.

1. Памятник Василию Вербицкому, священнослужителю, миссионеру, исследователю народов Сибири и Горного Алтая

2. Памятник Шорскому герою Ольгудеку

3. Памятник «Камень на ладони»

4. Памятник Владимиру Ленину, вождю революции

5. Монумент воинской славы

6. Памятник «БТР-70», посвящен сотрудникам ОВД, проходившим службу в Северо-Кавказском регионе

7. Памятник «Династия строителей»

8. Памятник Воинам-интернационалистам

9. Памятник автомобилю ЗИЛ-157

10. Памятник Учителю


Список литературы:

  1. Атлас для школьников Кемеровская область, «Просвещение-регион», 2002 г.;
  2. Д.Сергеев, Ю.Сергеев «Таштагол-столица Горной Шории»,

ООО «Вояж», 2013 г.;

  1. Л.И. Соловьёв «География  Кемеровской области. Природа», Кемерово «Скиф», 2006 г .;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы

Рабочая  программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основн...

Программа краеведческого курса "Наш край родной - Азовский район

Курс «Краеведение. Наш край родной – Азовский район» направлен на включение  регионального содержания  в школьный курс географии для основной школы. Программа по изучению локальной географии...

Краеведческая конференция "Барышский район - край родной"

об участниках ВОВ в Барышском районе...

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"

Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...