Сценарий литературной гостиной по творчеству Х.Г. Андерсена
методическая разработка

Гришина Наталья Владимировна

«Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать» - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше. Моя жизнь скажет миру то же, что она сказала мне: есть милосердный Бог, который все приводит к лучшему».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy_po_tvorchestvu_andersena.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Х.К.Андерсен»

Здравствуйте, дорогие гости! Я и 1 класс рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. (Слайд 1) Литературная гостиная - содружество трех муз: Поэзии, Музыки, Театра. Наша стихия - область Прекрасного. Это воздух, которым мы дышим.

Сегодня наша встреча посвящена великому датскому сказочнику Хансу Кристиану Андерсену. (Слайд 2) «Лучшим сказочником мира» назвал Ханса Кристиана Андерсена английский писатель Чарльз Диккенс. «Королём сказок», «северным волшебником» назвали его любящие читатели.

На сцене – портрет писателя в луче прожектора. На фоне негромкой музыки звучат слова:

«Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою цель и направление, а я буду тебя наставлять и защищать» - моя судьба не могла бы быть счастливее, умнее и лучше. Моя жизнь скажет миру то же, что она сказала мне: есть милосердный Бог, который все приводит к лучшему». (Слайд 3)

  1. Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле.
    Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Просто человек не знает, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой… Лизмари
  2. (Слайд 4) Ладно, пусть так, пусть это действительно сочинил какой-то необыкновенный человек по имени Андерсен, но тогда, значит, это было ужасно давно, бог знает когда и в каком-нибудь особенном месте, которое даже представить трудно, а сам Андерсен белокурый, как эльф… нет! как принц…И вдруг — фотография.    Карина
  3. (Слайд 5) Ну, пусть бы хоть портрет акварелью или тоненький набросок пёрышком! Так нет же: фотография. Одна, другая, третья. И везде такое лицо… немножечко… немножечко смешное, нос такой длинный-длинный… Правда, волосы всё-таки вьются, но разве этот человек?.. Катя Л.

Учитель: Да-да, именно этот. И перестаньте, пожалуйста, разглядывать так беззастенчиво. Ханс Кристиан и так всю жизнь страдал оттого, что казался сам себе некрасивым. И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь…

  1. (Слайд 6) В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе, который может казаться маленьким или большим, смотря как считать. Теперь в одном небоскрёбе могут жить шесть тысяч человек, а в 1805 году шесть тысяч жили во всём городе Оденсе, и при этом он был столицей острова Фюн. Аркадий
  2. (Слайд 7) Отца Ханса Кристиана Андерсена звали Ханс Кристиан Андерсен, и он был сапожником. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен был бедным. Старший Ханс Кристиан Андерсен очень рано умер, но все-таки успел сделать ещё одно великое дело — сходить с сыном в театр, который, представьте себе, был в очень маленьком городе Оденсе. (Слайд 8) Вот тут-то всё и началось! Юля С.

Учитель: Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актёром и только актёром, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Причём всё это у него неплохо получалось, и местная знать города Оденсе с любопытством смотрела на худого-худого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который так звонко пел, а стихи мог читать целыми часами.

Теперь скажите, пожалуйста, в каком возрасте у человека должен проявиться характер, и когда, наконец, пора совершить первый решительный поступок?
Андерсен ушёл из дома, когда ему было четырнадцать лет.

  1. О, как плакала его мама! Она была прачкой, она знала, что вода в реке Оденсе очень холодная и зарабатывать на жизнь трудно. Она знала, как плохо быть бедным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал, наконец, зарабатывать… Он тоже плакал, но крепко держал в руке узелок с несколькими монетами и праздничным платьем. Анна

Учитель: Она говорила: «Зачем?!» Он отвечал ей: «Чтобы стать знаменитым!» И ещё объяснял своей маме, что для этого нужно много-много пережить.
Если бы он только знал, как прав был тогда, в четырнадцать лет!..

  1. (Слайд 9) Вам не кажется, что всё это очень похоже на сказку? Сейчас случится несколько приключений, потом герой всех победит, женится на принцессе…
    Когда Ханс Кристиан Андерсен написал автобиографию, он так и назвал её — «Сказка моей жизни». Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочные приключения с весёлым концом. Лиза
  2. Когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно, потому что сочинения его долго никому не нравились. Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, ещё бедный и почти безвестный, написал, наконец, на листе бумаги: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…» Это была сказка «Огниво». Настя Т(Слайд 10)

Учитель: И это было начало новой жизни не только для долговязого странного датчанина по фамилии Андерсен, но для всех людей, умеющих читать.
Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить.
«У меня масса материала, — писал Андерсен, — иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них». (Слайд 11)

  1. Первый сборник, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». Потом появились «Новые сказки», «Истории» (на самом деле — тоже сказки), наконец — «Новые сказки и истории».  Настя Л.(Слайд 12)
  2. Они разбежались по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский тоже. Андерсен знал об этом. Он даже получил в подарок свой собственный том на русском языке и ответил первым переводчикам весьма любезным письмом. Артем
  3. Вот видите: этот человек достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в тот день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»! Илья

Учитель: Самые знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стали друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Он объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец… Так в чём же дело?! Один исследователь написал так: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…». Вот это правда. Странно, немножечко страшно, ещё немножечко обидно и, в конце концов, — одиноко.

  1. (Слайд 13) Он умер в доме друзей… Конечно, хорошо, что друзей, но ведь всё-таки не у себя дома. Но грустить не надо. Помните, как кончается сказка про лён? Вот он уже стал бумагой, а бумагу бросили в горящую печь, и бумага превратилась в мёртвую золу, вокруг прыгают беззаботные дети и поют песенку, а над золой, над головами детей поднимаются вверх «незримые крошечные существа», и поднимаются они с такими словами: «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное! Я это знаю и потому счастливее всех!» Катя Л.

Учитель: Символом творчества Андерсена считается Русалочка, героиня одноименной сказки (ей даже установлен памятник в Дании). (Слайд 14)

  1. Популярность Андерсена росла с каждым днём, и к концу 60-х годов в Европе и Америке не осталось уголка, где бы не слышали имени датского сказочника. (Слайд 15)  В разные годы имя сказочника чествовалось в мире, а с 1967 года его день рождения празднуется как Международный день детской книги. Лизмари(Слайд 16)

Закрыть мультимедиа

В пещере горного короля - звучит

Дети в костюмах проходят через сцену с репликами: «Надо успеть!», «Куда вы?», «Мы спешим в сказку», «Надо успеть», «Надо успеть», «Сказка… надо… успеть… волшебство…» Оле: «Крибле, крабле, бумс!»

Мальчик, который говорил «Куда вы?» (Аркадий) вновь на сцене:

Позвольте, но ведь сказок не существует!

Его окружают другие мальчишки: Да, Ты прав!

Появляются девочки: ещё как существует! Сказки – это доброта, мечта, красота.

Поют песню «Лукоморья нет на карте»

Усаживаются на скамеечки

Звучит мелодия из балета «Щелкунчик», выходит Оле-Лукойе - Артём

Оле-Лукойе: Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, являюсь я.

Я – Оле-Лукойе,
Я сказочный гном.
Я – Оле-Лукойе!
Всем детям знаком.


Подымаюсь тихонько по лестнице, потом осторожно приотворяю дверь, неслышно шагну в комнату и слегка прысну детям в глаза сладким молоком.     Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть меня, а я  подкрадываюсь к ним сзади и начинаю легонько дуть им в затылок. Подую - и головы у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно - у меня нет ведь злого умысла; я хочу только, чтобы дети угомонились. Под мышками у меня по зонтику: один с картинками - его я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его я раскрываю над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!

Раскрывает цветной зонтик и крутит его. Потом закрывает и становится на краю сцены, упершись о ручку зонта, улыбается. А в это время

Танец с зонтиками

Учитель:  Вы заметили, какие зонтики были в руках у девчонок?  Пусть сегодня вам приснятся сказочные сны! А как называется сказка, в которой Оле-Лукойе раскрывает свои зонтики? Сколько дней он приходит к мальчику Яльмару?

В книжном царстве полный порядок: литературные герои спешат в литературную гостиную автора. Вы, конечно, узнали, герои каких произведений повстречались нам?

Парад костюмов, учитель комментирует выход ребят, называя имя героя и предлагая угадать сказку, из которой данный персонаж.

  Учитель:  Театр… само это слово вызывает бурю восторга! А как бы хотелось побывать в театре, увидеть героев любимых сказок и услышать, о чем они говорят? Вы любите бывать в театре? Хотели бы оказаться там прямо сейчас? Мы вам поможем.      

Сценка «Дюймовочка»

Представьте себе ручей. Сладкое журчание воды. Солнышко играет его струями, превращая их в золото и бриллианты… Ручей впадает в речку. На ее болотистом берегу две жабы: жаба-мама… и жаба-сын.

На сцене две лягушки ловят мошек и квакают.

Жаба: Ква-кой превкусный был комар, а вот еще один – попробуй…

Жаба-Сын: Ах, мама, мама, я устал! Мне надоело мошек лопать!

Жаба: Ква-кие, право, чудеса! Сыночек, ты, должно быть, болен? Животик пучит? Дай потрогать, мой пучеглазенький обжорик.

Жаба-Сын: Ква-ква, маман. Болезнь не та, кругом – зеленая тоска.

Жаба: Ква-ква, ну, это не беда. Найдем тебе мы развлечение.

Не хочешь кушать комара – берись, сыночек, за ученье!

Жаба-Сын: Квакой кошмар, квакой удар! Ученье! Что за ерунда! Вы, мама, просто обалдели! Не хочу учиться – хочу жениться.

Жаба-Мама: Ну, хорошо, так и быть: не хочешь учиться – надо жениться! Ты, сыночек, отдохни, ляг и немножечко поспи!

Жаба возле кроватки Дюймовочки:

Я недаром заскочила: квак девчушка хороша,

Пусть женою станет милой, для сынка, для малыша!

Берёт за руку Дюймовочку, ведёт за собой.

Жаба подходит к сыну, будит его.

Жаба: Мой милый Кваки, полюбуйся, невесту я тебе нашла. Посмотри, сынок, скорей, будешь славным мужем ей!

Квак красива, квак стройна, тебе нравится она?

Сын: Будем жить в болоте с ней, вот, возьми цветочек!

Дюймовочка: Вот несчастье как же быть, не хочу в болоте жить! (Плачет)

Жаба : Ничего, не хнычь, привыкнешь, квак в трясине заживем,

А пока тебя привяжем и гостей всех позовем.

Артисты кланяются

- Как называется представленная ребятами сказка?

- Чем закончилась эта история?

Итак, мы переходим на конкурсную площадку нашей литературной гостиной. Здесь царит Королева Знаний. Мы узнаем, чей класс больше знает сказок Х.К. Андерсена. Разрешите представить жюри.

 Первый конкурс для классов: От каждого класса нужен художник. Ему задание, изобразить самый яркий момент сказки «Дюймовочка». Карандаши и бумага уже приготовлены. Жюри оценит работу по пятибалльной шкале. Вперед, в сказку!

А пока художники трудятся следующее испытание для классов.

В сказках волшебными бывают не только герои, но и вещи. Сейчас мы отправимся в музей «Вещи героев Андерсена». В старину музей, где хранились всякие диковинные вещи, называли «кунсткамерой»:

Кунсткамера наша полна экспонатов.

Все эти предметы служили когда-то

Принцессам, и принцам, и людям незнатным,

И бравым солдатам, и дамам богатым.

Об этих предметах историй забавных

Мы множество знаем - и грустных, и славных. А кто вам в этом поможет,  вы узнаете, отгадав загадку.

Налетела злая вьюга,

Герда потеряла друга:

В царство льда умчался Кай.

Герда! Герда! Выручай!

В какой это сказке?  ("Снежная королева")
Перед вами герои этой сказки, Кай и Герда. Они предлагают вам
второй конкурс, в котором следует определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в корзинке у Герды и Кая. Прошу  по три человека от каждого класса на сцену. Выбор за вами. За каждую правильно угаданную сказку вы получаете 1 балл.
Вещи в корзине Кая: 
• Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик») 
• Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво») 
• Горошина. («Принцесса на горошине»)

• Роза – «Снежная королева», «Свинопас»

• Спички – «Девочка со спичками»

• Собака – «Огниво»

Вещи в корзине Герды: 
• Скорлупка ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки. («Дюймовочка») 
• Ложка – («Стойкий оловянный солдатик»)
• Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей») 
• Бусы из ракушек («Русалочка»)

• Зеркало – «Снежная королева»

• Вешалка –(«Новое платье короля»)

Учитель: Наступило время, на мой взгляд, самого сложного задания нашей сегодняшней встречи. Третий конкурс. И конечно же, мы поручаем его нашим отважным и мужественным капитанам.

Капитаны, прошу на сцену! Итак, вам предстоит сейчас правильно разложить карточки с именами героев сказок по конвертам. На каждом конверте указаны названия сказок. Тот из вас, кто правильно справится с заданием, выведет свою команду еще на пять очков вперед.

1. «Гадкий утенок» (утенок, индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот). 8

4. «Новый наряд короля» (король, обманщики, министр, ребенок).4

2. «Снежная королева» (Кай, Герда, бабушка, Снежная королева, принц, принцесса, ворон, ворона).9

5. «Дикие лебеди» (Элиза, лебеди-принцы, король, мачеха, старушка).5

3. «Дюймовочка» (женщина, Дюймовочка, колдунья, жаба, жук, мышь, крот, мотылек, эльфы).9

6. «Соловей» (император, соловей, придворные, девочка).4

1. «Гадкий утенок» (утенок, индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот). 8

5. «Дикие лебеди» (Элиза, лебеди-принцы, король, мачеха, старушка).5

А пока капитаны раскладывают свои карточки, я предлагаю зрителям определить, какому сказочному герою принадлежат эти слова? Заработанные очки пойдут той команде, из которой отвечающий.

  • Тебя больше не будут называть Дюймовочкой. Это некрасивое имя, а ты такая хорошенькая! Тебя будут звать Майей.  (Эльф)
  • Какой же это индюшонок? Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. (Мама-утка) 
  • Благодарю  тебя, милая  крошка! Я так хорошо согрелась. (Ласточка)
  • Слушай, дружище! Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами?  (Дикие утки)
  • Вот какая славная жена будет моему сынку! (Жаба)
  • Оставайся у меня на зиму, только смотри хорошенько убирай мои комнаты и рассказывай мне сказки. Я до них большая охотница . (Полевая мышь)

Сейчас четвертый, музыкальный конкурс. От каждого класса по три самых музыкальных человека. Вам предлагается подобрать к сказке мелодию. Сказка на выбор.

Последний, пятый конкурс – это викторина. Отвечаете на выбранный вопрос и получаете балл для команды. От класса 3 человека.

Сейчас жюри подведёт итоги конкурса, и мы узнаем, ребята какого класса лучше всех знают сказки великого датского сказочника.

Подведение итогов и награждение.

Учитель: Наша литературная гостиная закрывается. Важно помнить, что сказки Ханса Кристиана Андерсена учат добру .  Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходит от сказок Г.Х. Андерсена. А «доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - писал К.Г.Паустовский

Мне хотелось бы подарить каждому классу цветы. Их бутоны – заветы великого сказочника.

               «Мир прекрасен!»

               «Радуйтесь жизни!»

               «Будьте терпеливы в достижении цели!»

Чего не хватает нашему цветку? Конечно, цвета, яркости красок. Раскрасьте цветок так, как вам подскажет сердце.

Я призываю вас, читайте книги, читайте сказки Ханса Кристиана Андерсена. Внимательно читайте. Читайте с удовольствием. Читайте столько, сколько получится
Ученик: Настя В.
...Сказками увенчан, как цветами. 
Строк его вкушаем благодать. 
Наши папы, бабушки и мамы 
Брали сказки в детскую кровать. 
Открываю том его прекрасный 
В поле, в доме, в школе и в лесу... 
Сказок его радужные краски 
Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу! 
Читайте Андерсена, дети! 
Так увлекают сказки эти. 
И, может быть, ответ найдете сами: 
Где в сказке ложь, на что намек 
И "добрым молодцам урок" 
Учитель: давайте все вместе споем песню «В мире много сказок»

Все вместе поют песню «В мире много сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»

Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам  жизни и  творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»...

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина

Сценарий содержит факты жизни и творчества русского поэта Сергея Александровича Есенина....

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

laquo;Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково быложитейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева былиотражением огромной силы чувства преданности, ...