Главные вкладки

    Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева
    методическая разработка (8 класс) по теме

    Лодина Анна Николаевна

    Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy.docx27.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

    Ведущий 1. Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется,-
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать

    Ведущий 2 Этими замечательными строками Ф.И.Тютчева мы открываем литературную гостиную,посвященную 210 –й годовщине со дня рождения поэта.

    Ведущий Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…».

    Ведущий Для одних читателей этим и заканчивается знакомство с поэтом. Для других – названные стихи становятся началом  более глубокого общения с Тютчевым.

    Ведущий 1. Если бы встала задача избрать самый узкий, самый тесный круг высших творцов мировой лирической поэзии, имя Федора Ивановича Тютчева должно было бы в него войти, как бы мы этот круг не ограничивали. Словом,отозвались его стихи в душе русского читателя.

    Ведущий 2 Тютчев обладал характерной, сразу бросающейся в глаза чертой. Он никогда не хлопотал о славе и не дорожил ею. Он не помышлял о своём будущем жизнеописании и не позаботился о составлении хотя бы перечня своих произведений. Если стихи его и увидели свет, то это благодаря случайному постороннему вмешательству.


    Ведущий 1
     Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, что на Брянщине. Здесь прошли его детство, отрочество и первые годы юности. Тютчевы владели частью большого села Овстуг.
    Рядом с домом - скромная церковь и колокольня. Со всех сторон дом окружал сад с вековыми липами и густой сиренью, который не раз радостно вспоминал Тютчев. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.

    (Стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый)

    Ведущий 2   Федор Тютчев не родился поэтом. Среди ближайших родственников у него не было примеров для подражания, разве что в семье была неплохая библиотека.   

    Первой увлечение сына поэзией, вероятно, заметила мать Екатерина Львовна и своевременно поощрила сына за это занятие. И в дальнейшем она тщательно сберегала все им написанное, став как бы зачинателем семейного сбора всего того, что выходило из-под пера мальчика.

    Ведущий 1 Когда Федору шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен Семен Егорович Амфитеатров, прекрасный учитель русской словесности, позже получивший широкую известность как журналист и поэт-переводчик под фамилией Раич. Раич жил в доме Тютчевых семь лет и оказал большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника.

    Ведущий 2
     Знавшие юного Тютчева вспоминали: «Все свойства и проявления его детской природы были окрашены какою-то особенно тонкою, изящною духовностью. Благодаря своим удивительным способностям, учился он необыкновенно успешно, ... уже и тогда нельзя было не заметить, что учение было для него не трудом, а как бы удовлетворением естественной потребности в знаниях».
    В семнадцать лет он уже свободно рассуждал о творчестве Лессинга, Шиллера, Паскаля, Руссо. Очень рано сложились у Тютчева и навыки литературного труда. Раич свидетельствовал, что « по тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

    Ведущий 1
    Но юноша явно не торопился несмотря на то, что первые же опыты встретили самый благоприятный прием.
    Его стихи «На новый 1816 год» были прочитаны профессором Московского университета Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. Юный стихотворец был избран его сотрудником, его первые опыты появились в печатных «Трудах общества» в 1819 году. Но настоящим поэтом Тютчев стал, когда ему было уже за двадцать пять.

    Ведущий 2  В ноябре 1819 года Федор Тютчев был зачислен студентом в Московский университет, а в октябре 1821 года был выпущен со степенью кандидата (ее получали только наиболее достойные). На семейном совете было решено, что Федор станет дипломатом, и 21 февраля 1822 года он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря.
    Вскоре родственник Тютчева генерал граф А.И. Остерман-Толстой выхлопотал для него должность атташе при русской дипломатической миссии в Баварии. Тогда Федор Тютчев еще не знал, что вернется в Россию совершенно зрелым сорокалетним человеком, прожив вдали от нее долгих 22 года.

    Ведущий 1 Все долгие годы проживания за границей Тютчев никогда не прерывал общения с родиной. За границей им написаны замечательные статьи о России. Да и друзья не забывали собрата-поэта, о чем свидетельствовали выпускаемые ими литературные журналы и альманахи, с непременно включенными в них стихотворениями, присланными из Мюнхена..
    Друг Тютчева И.С.Гагарин передал рукописи его стихотворений Вяземскому, у которого их с восхищением прочли В.А.Жуковский и А.С. Пушкин. В результате в двух номерах «Современника» за 1836 год были помещены 24 произведения поэта.

    Ведущий 2
    Десятилетие жизни Тютчева с середины 1820-х до-середины 1830-х годов характеризуется огромным подъемом его творческого таланта. В отдельных стихотворениях Тютчев выступает уже как превосходный певец природы, умеющий, по словам Н.А.Некрасова, «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».

    (Стихотворение «Как весел грохот летних бурь»)


    Ведущий 1 Несмотря на то, что свои первые стихи о природе Тютчев написал в Германии, полюбил он ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже не в патриархальной, полной цветущих садов Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небес родной Брянщины.

    (Стихотворение «Есть в осени первоначальной»)

    Ведущий 2      Поэзия – особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается «бездна смысла», для передачи которого в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может быть прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга; «хрустальные» дни золотой осени.

      Ведущий Лирика может дать почувствовать «созвучье полное» с природой. Для Тютчева природа - живое одухотворенное существо. 

    (Стихотворение «Не то, что мните вы, природа»)

     Но природа в стихах поэта живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного, как мироздание...И в этот мир, где трепещут березовые листья с новорожденною их тенью, где слышен гомон вешних вод, где чудная жизнь природы ощущается даже под покровом «Чародейки Зимы», приглашает нас поэт

                                     Стихотворение «Чародейкою зимою…»,»Зима недаром злится…»

    Ведущий    Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он двадцать один год прожил за границей. Поэт, по его собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке и всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным порывом своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения.

       Ведущий    У Ф. И. Тютчева был особый взгляд на природу. Он воспринимал ее не только особый мир, полный жизни, звуков и красок. Это лишь оболочка, таинственный покров, под которым кроется сама тайна мира. Природа и человек - живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Требуется поэтическая зоркость, отмечающая тончайшие подробности, оттенки звуков и красок. Она у Тютчева имеется и придает его поэзии особую силу и достоверность. Любая перемена в природе порождает движения в душе человека. И когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира

       Ведущий    Тютчев заново переосмысливает мир природы, поэтизирует каждую его частичку, и рождается живое существо - Великая Матерь Природа, беседой с которой и стала лирика поэта. Знакомые всем «Весенняя гроза» в начале мая, «Весенние воды» с еще белеющим в полях снегом - это страницы таинственной книги природы, вдохновенно открытые перед нами поэтом.

    «Весенняя гроза», Знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» вошло во все хрестоматии, его учили наизусть дореволюционные гимназисты и советские школьники.Это  гимн грозе, веселое, радостное описание весеннего торжества природы, бурного пробуждения всех сил и существ к жизни. Не случайно в последнем четверостишьи упомянуты древнегреческая богиня Геба и ее отец Зевс, бог грома

            Ведущий                  В своих стихотворениях Тютчев стремился понять природу, превратив ее в часть своего внутреннего мира. - Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами. Стихи Ф.И.Тютчева открывают нам красоту родного края, учат понимать язык природы и язык поэзии. «Весенние воды»   Но, чтобы лучше почувствовать настроение стихотворения, нарисовать в своём воображении чудесные пейзажи, нам необходимо вспомнить средства художественной выразительности.


    1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

    2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

    3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

    4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
    Ведущий  
    В стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут, и гласят». Они наделены человеческими качествами и даже речью. Спокойная, умиротворенная картина майских дней в последней строфе стихотворения также одушевлена.

         Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека.

         Стихотворение подбором звуков и радостных восклицаний передает стремительный ток и напор шумных, бурных сил весны. Они пробуждают природу и человека к новой жизни и влекут их к румяному хороводу теплых майских дней с их неизбежной, все очищающей грозой.

    Ведущий Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как «Лазурь небесная смеется», «Сияет солнце, воды блещут / На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных строк можно привести множество: улыбается все — весна, солнце, вода, сама земля.»Гремят раскаты молодые»

     Ведущий Даже в осенней природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья». Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа — нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть, даже синоним мироздания. – Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.

    Ведущий Замечательно тютчевское стихотворение «Осенний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вызванное красотой засыпающей природы. В нем природа предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинственную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создающая ощущение покоя и гармонии. Только «зловещий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холодный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней языком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

    Ведущий Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созерцание моря было для Тютчева действительно волнительным. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся».

     Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

    Ведущий Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тютчев также посвятил морю. Поэта покоряет своенравие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

     Ведущий 2 В середине мая 1873 года Тютчева после первого инсульта перевозят в Царское село, где семья снимала дачу. После третьего удара поэт не оправился. Ранним утром 15 июля 1873 года Федор Иванович Тютчев скончался. 

    ВедущийФ.И. Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни

    Ведущий Стихи Ф.Тютчева превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения
    По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку,— любоваться многообразными проявлениями жизни природы».


    Ведущий Наши современники по достоинству оценили поэзию Тютчева. Томик его стихов побывал в космосе. Поражает гениальное предвидение поэта, как бы увидевшего Землю из глубин космоса:

    Небесный свод, горящий славой звездной.
    Таинственно глядит из глубины, —

    Ведущий И лучшей эпитафией на смерть поэта стали стихи А.Апухтина «Памяти Ф.И.Тютчева».

    Ни у домашнего, простого комелька,
    Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
    Нам не забыть его, седого старика,
    С улыбкой едкою, с душою благосклонной! 
    Ленивой поступью прошел он жизни путь,
    Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
    И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
    Он был, как голубь, чист и, как младенец, светел.
    Искусства, знания, событья наших дней,-
    Все отклик верный в нем будило неизбежно,
    И словом, брошенным на факты и людей,
    Он клейма вечные накладывал небрежно...
    Вы помните его в кругу друзей?
    Как мысли сыпались нежданные, живые,
    Как забывали мы под звук его речей
    И вечер длившийся, и годы прожитые!
    В нем злобы не было.
    Когда ж он говорил,
    Язвительно смеясь над жизнью или веком,
    То самый смех его нас с жизнию мирил,
    А светлый лик его мирил нас с человеком!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству М.Цветаевой.

    К 115-летию  со  дня рождения Марины Цветаевой. Литературная гостиная....

    Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Михаила Лермонтова.

    Внеклассное мероприяте по литературе, посвящённое 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова....

    Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»

    Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам  жизни и  творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»...

    Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

    Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.Задачи:  системати...

    Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

    Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

    Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

    Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....