Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству М.Цветаевой.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Вострякова Светлана Алексеевна

 

К 115-летию  со  дня рождения Марины Цветаевой.

 

Литературная гостиная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_tsvetaeva_-_kopiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

К 115-летию  со  дня рождения Марины Цветаевой.

Вострякова Светлана Алексеевна

Литературная гостиная.

Действующие лица:

1 ведущий – Мадалиева Валерия.

2 ведущий – Студёнова Юлия.

Мария Александровна Мейн – Зайцева Анна.

Марина Цветаева (девочка) – Нечаева Нелли.

Марина Цветаева (взрослая) – Максименко Дарья.

Сергей Эфрон – Меркушев Артем.

Ариадна Эфрон – Грашкина Александра.

Гостиная, в ней фортепиано, письменный стол, на котором стоит ваза с рябиной, лежат фотографии, книги, тетрадь, письменные принадлежности. Около доски, на которой по ходу сценария идет презентация, также стоит ваза с рябиной.

(Ведущие стоят по разные стороны доски, в центре которой спроецирован портрет Марины Цветаевой.)

Эпиграф. «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

(Читает стихотворение Спириденко Эльвира)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Не дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

23 мая 1920

Светлана Алексеевна. Добрый день, уважаемые гости. Вас приветствует гуманитарный 11 б класс. Вы, наверное, уже поняли, что наша литературная гостиная  посвящена творчеству одной из талантливейших поэтесс Марины Цветаевой.

1 ведущий. Имя ее стоит в ряду тех славнейших имен русской поэзии, интерес к которым неиссякаем.

2 ведущий: Созданные ею произведения по-своему близки читателям разных поколений, они волнуют и восхищают, их влияние на умы и вкусы людей огромно.

Звон колоколов.

«Красною кистью рябина зажглась…»

(Читает стихотворение Алена Пителяк)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иван Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 августа 1916

Марина Цветаева. (Выходит из зала, садится за стол).

Свое первое стихотворение я написала в день своего семнадцатилетия в Тарусе… Оно называется «Молитва».

«Молитва»

(Читает стихотворение Чадаева Лизавета)

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

- «Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал – слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень…

Чтоб был легендой – день вчерашний,

Чтоб был безумьем – каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

Таруса, 26 сентября 1909

1 ведущий. Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом».

2 ведущий. Порог юности – вечер детства. Детство, юность Марины отчасти прошли в Москве.

«У меня в Москве – купола горят…»

(Читает стихотворение Марунина Татьяна)

У меня в Москве – купола горят!

У меня в Москве – колокола звонят!

И гробницы в ряд у меня стоят, -

В них царицы спят, и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе - до зари!

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю –

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари…

Но моя река – да с твоей рекой,

Но моя рука – да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря – зари.

7 мая 1916

Марина Цветаева. Мать - самая лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая не я. Мною она гордится, а младшую любит. У меня ранняя обида на недостаточность любви.

«Маме»

(Читает стихотворение Лимонова Дарья)

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров – детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Март 1908

1 ведущий. Отец Марины – Иван Владимирович Цветаев – профессор московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств, выдающийся филолог.

2 ведущий. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, талантливая пианистка, любительница стихов и поэтесса.

Выходят Мария Александровна Мейн и Марина Цветаева (девочка). Мария Александровна играет музыкальное произведение «Осенью»  Н.Николаева, Марина Цветаева стоит около пианино, слушает музыку.

Марина Цветаева (взрослая). Любимое занятие с четырех лет – чтение, с пяти лет – писание.

«Книги в красном переплёте».

(Читает Нечаева Нелли, обращаясь к «маме» и залу)

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившиеся друзья

В потертом, красном переплёте.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

- «Уж поздно!» (Мария Александровна Мейн) - «Мама, десять строк!»…

Но к счастью мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище.. Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит сквозь кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Таруса, октябрь 1909

Мария Александровна Мейн берет за руку дочь, и они уходят со сцены.  

Марина Цветаева. В 1911 году я встречаюсь с Сергеем Эфроном. Нам 17 и 18 лет. Он болен туберкулезом, убит трагической смерть матери и брата. Серьезен не по летам. Я понимаю, что никогда не смогу с ним расстаться и выхожу замуж в январе 1912 году.

Выходит Сергей Эфрон.

Сергей Эфрон. У меня тяжелое детство, с ранними революционными заданиями. Россию я люблю и понимаю, что в рядах Белой  армии я делаю полезное для Родины. (Подходит к Марине, садится рядом). Я понимал сложность Марины, противоречивость, особенность, непохожесть на других, но это не устрашило меня.

«Ты солнце в выси меня застишь»

(Читает стихотворение Фомина Анастасия)

Ты солнце в выси меня застишь,

Все звезды в твоей горсти!

Ах, если бы – двери настежь! –

Как ветер к тебе войти!

И залепетать, и вспыхнуть,

И круто потупить взгляд,

И, всхлипывая, затихнуть,

Как в детстве, когда простят.

2 июля 1916

2 ведущий. Именно Сергею Эфрону Марина посвятила множество стихотворений, в том числе и «Под лаской плюшевого пледа», на которое позднее была написана музыка.

Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М Цветаевой.

Исполняет Каплина Анастасия.

Аккомпанирует Зайцева Анна, фортепиано.

1 ведущий. Одно из самых проникновенных стихотворений Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому – «Вчера еще в глаза глядел».

«Вчера еще в глаза глядел».

(Читает стихотворение Свеженцева Полина.)

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

14 июня 1920

1 ведущий. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк: «Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами...»

2 ведущий. Эти стихи свежо и современно звучат до сих пор. Написанные в 1915 году, они обращены к будущему мужу сестры М.Минцу.

Звучит романс М.Таривердиева «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой.

Исполняет Арутюнова Вероника, гитара.

Марина Цветаева. Шла война, и ей не виделось конца. Жалость, боль и печаль переполнили мое сердце.

«Простите меня, мои горы!..»

(Читает стихотворение Привалов Михаил)

Простите меня, мои горы!

Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои нивы!

Простите меня, мои травы!

Мать крест надевала солдату,

Мать с сыном прощалась навеки…

И снова из сгорбленной хаты:

«Простите меня, мои реки!

Простите меня, мои горы!»

Сергей Эфрон. В 1917 году я уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Я не хотел, но должен был оставить семью. (Уходит на другой конец комнаты).

Звучит романс А. Петрова «Генералы 1812 года» на стихи М. Цветаевой.

Исполняет Пителяк Алена.

Марина Цветаева. Я старалась выжить с двумя дочерьми в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Было очень тяжело. Мне посоветовали отдать в приют Алю и Ирину.

Выходит Ариадна Эфрон, подходит к маме, садится с ней рядом.

Ариадна Эфрон. Вскоре я тяжело заболела, и мама забрала меня из приюта. Пока мама билась со мной и меня выхаживала, Ирина умерла в приюте – умерла с голоду.

«Как правая и левая рука»

(Читает стихотворение Безрукова Александра.)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла!

10 июля 1918

2 ведущий. Таково было ее хождение по мукам, но никогда она не писала так вдохновенно, напряженно и разнообразно.

1 ведущий. Но из ее стихов навсегда ушли легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью.

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Исполняет Пителяк Алена, скрипка.

Сергей Эфрон. Я не мог вернуться в Россию, я уже давно был эмигрантом в Германии.

Ариадна Эфрон. В 1922 году мы с мамой приехали в Берлин, где встретились после долгой разлуки с папой.

Марина Цветаева. Еще три года мы жили в Чехии. Здесь в 1925 году у меня родился сын Георгий. А следом за этим мы уехали на 14 лет во Францию.

Ариадна Эфрон. По всем городам и пригородам, мама прошла непризнанной. Если бы она не слыла, а была эмигранткой, она бы, наверное, прижилась. Но нищета и унижение окружили ее, и мама понимала, что ее настоящий читатель в России.

«Тоска по родине!..» (отрывок)

(Читает стихотворение Рудакова Ирина)

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

           ***

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

3 мая 1934

1 ведущий. Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Пастернак. Его мнением она дорожила.

2 ведущий. Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Вот одно из них, написанное в марте 1925 года: «Расстояние: версты, мили…»

(Читает стихотворение Студенова Юлия)

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
                     Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

24 марта 1925

Ариадна Эфрон. 15 марта 1937 года я первая из семьи уехала в Советский Союз. В Москве работала во французском журнале «Ревю де Моску», где была одновременно и журналисткой, и художницей.

Сергей Эфрон. В 1937 году меня обвинили причастным к политическому убийству, и я бежал во Францию под чужим именем.

Марина Цветаева. Я же вернулась вместе с сыном в Москву только в 1939 году.

2 ведущий. В августе арестовали Ариадну Эфрон, а в октябре Сергея Эфрон. (Уходят со сцены). Семья вернулась в жестокое время, всех, кто жил за рубежом, считали шпионами.

1 ведущий. Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию.

Марина Цветаева. Я старалась заработать переводами, даже хотели напечатать мой сборник, но все было в конце концов отвергнуто.

2 ведущий.  Марина Ивановна с сыном Георгием  эвакуировалась в Елабугу, где навис страх остаться без работы.

Марина Цветаева.  «…Я постепенно утрачиваю чувство реальности… Я год примеряю смерть… Я не хочу умирать… Я хочу не быть…».

2 ведущий. 31 августа в 1941 году, под гнетом личных несчастий, в состоянии душевной депрессии, Марина Ивановна Цветаева заканчивает жизнь самоубийством.

«Знаю, умру на заре!..»

(Читает стихотворение Чадаева Лизавета)

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!
С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре!- Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Москва, декабрь 1920

Звук бьющегося сердца.

1 ведущий. «Нет в мире виноватых», - сказал когда-то Шекспир. Но может быть, тот великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав.

2 ведущий. И прошел еще не один десяток лето прежде, чем сбылось юношеское пророчество поэтессы: «…моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед…».

Марина Цветаева. (Встает и читает стихотворение).

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Коктебель, 13 мая 1913

Звучит романс М. Минкова «Уж сколько их упало в эту бездну…» на стихи М. Цветаевой.

Исполняет Спириденко Эльвира, фортепиано.

(Идет показ всей презентации: фотографии Марины Цветаевой в разные годы жизни).

Стихотворение «Рябину рубили…»

(Читает стихотворение Свеженцева Полина)

Рябину

Рубили

Зорькою.

Рябина –

Судьбина

Горькая.

Рябина –

Седыми

Спусками…

Рябина!

Судьбина

Русская.

1934

Звон колоколов.

Использованная литература

Белкина М.И. Скрещение судеб.- М.: Книга, 1988.

Лосская Вероника. Марина Цветаева в жизни. Неизданные воспоминания современников.- М.: Культура и традиции.

Марина Ивановна Цветаева. Избранные сочинения в двух томах.- М., 1998.

Марина Ивановна Цветаева. Автобиография.- «Январь 1940, Голицыно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Михаила Лермонтова.

Внеклассное мероприяте по литературе, посвящённое 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова....

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....

"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчествуСергея Александровича Есенина...