«Хлеб – соль» – символ людской доброты!
методическая разработка

Сахарова Эльвира Константиновна

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2020.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Хлеб – соль»  – символ людской доброты!

Звучит песня «Хлеб  - всему голова» в записи (музыка А.Ушкарёва, слова Г. Георгиева). Под  музыку входят дети с педагогом и садятся на стульчики.

Педагог:

Свежий хлеб! Он пахнет небом!

Пахнет ранним ветерком,

Зернами, что стали хлебом,

Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,

На муку молол, а кто-то пек и продавал.

Без него любые блюда,

Кажется, не так вкусны.

На столе стоит как чудо

Свежий хлеб родной страны     

                                                          (Александр Городницкий.)

Эта специфика питания — есть все с хлебом, да чаще всего с чёрным (кислым по способу изготовления теста) — поражает и удивляет мир, но и выделяет русских среди всех представителей славянского и неславянского мира, подчеркивая индивидуальность и неповторимость стола русского народа.

Хлеб в России пекли с куполами.

Чтоб хватило, как неба - на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считалось за грех.

И хлеб-соль  — это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

Хлеб да соль вам, гости дорогие!

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня наша встреча посвящена незаменимому и почитаемому во все века продукту - хлебу.

Педагог: Сейчас вместе с инструктором по физической культуре предлагаю вам провести  Физкультминутку «В землю зернышко попало». 

Все присутствующие в зале выполняют движения по тексту:

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся (покружились)

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Инструктор по физ. воспитанию: Теперь ещё раз повторяем слова вместе с движениями самостоятельно.

(Дети с родителями выполняют разминку).

Педагог: Мы приглашаем вас на интерактивное путешествие

«От зернышка до каравая»  (включается большой экран).

Посмотрите на экран. Кто это, такой грустный появился? (на экране герой – маленькое «Зернышко»). Зернышко потерялось, запуталось в картинках и просит у вас помощи. Поможем Зернышку?

Дети: Да.

Педагог: Посмотрите внимательно на экран, подумайте, и расставьте все картинки по своим местам, помогите Зернышку навести порядок. Работа проводится по следующему алгоритму:

Выходит ребенок с мамой или папой из другой семьи – участницы праздника и находит первую картинку «Вспаханное поле» и соответствующую профессию – тракторист – соединяют (переставляют при помощи компьютерной «мышки») и объясняют свой выбор.

На слайде дидактическая игра «Откуда берется хлеб?». Даны картинки с нарушенной последовательностью выращивания и изготовления хлеба – мельница (мукомольный завод), всходы, пашня, сбор урожая, сев, элеватор, магазин, пекарня – с одной стороны, а с другой стороны – названия профессий – хлебороб, агроном, пекарь, тракторист, комбайнер, мельник, водитель, продавец.

1участники – «Всходы» - зерна посеяны и начинают прорастать – профессия – агроном.

2 участники – «Сбор урожая» - созревает поле с пшеницей, выходит в поле комбайн и начинает собирать урожай – комбайнер.

3 участники – «Элеватор» - зерно ссыпают в кузов грузовика и отправка на элеватор – водитель. На элеваторе зерна сушат, берегут от грызунов.

4 участники – «Мельница – мукомольный завод» - пришло время смолоть зерно в муку – мельник.

5 участники – «Пекарня, хлебозавод» - муковозы везут муку на пекарню, где пекари с помощью тестомешалок превращают в тесто и выпекают душистый румяный пшеничный, ржаной хлеб и другие хлебобулочные изделия: булочки, баранки, бублики, батоны и другое – пекари.

6 участники – «Магазин» - хлебовозки спешат доставить горячий хлеб и другие готовые изделия в магазины, супермаркеты, рынки – продавец.

Педагог подводит итог игре, благодарит участников за проделанную работу.

 Педагог: Посмотрите, а Зернышко улыбается, значит, все задания выполнены, верно.

 Пекари из теста чудеса творят, а кто из вас готов сотворить чудо прямо сейчас и здесь. Надо  замесить тесто, вылепить из него любое изделие которое, мы затем выпечем в печи на нашей кухне, а поможет нам в этом присутствующий на празднике пекарь детского сада. Мама и папа со своим ребенком, выходят, девают фартуки, колпаки, моют руки.

Взрослые с ребёнком выходят на сцену и проводят пальчиковую гимнастику» для всех, присутствующих в зале.

 Пальчиковая гимнастика «Хлеб»:

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пироги и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед, гладим животики ладошками)

Далее, из заранее заготовленных продуктов члены семьи  замешивают тесто, раскатывают, лепят, комментируя свою работу, и пекарь, проконтролировав процесс, уносит полуфабрикаты на кухню для выпекания.

Ведущий: Спасибо нашим родителям и нашему уважаемому пекарю. Мы ждем ароматных булочек, а пока продолжим. Сейчас наши дети прочтут стихотворения, которые они приготовили.

Дети читают  стихи:

1. За лесами, за лугами

Раздается в поле гром.

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

2. На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

3. Сколько в это зернышко

     Вложено труда,

    Знают только солнышко.

      Ветер да вода.

4    . Он не падает к нам с неба,

       Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба.

Нужен труд десяток рук.

5. Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотистой стеною.

И слышит страна: За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

6. Каждому,  знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Всему он голова!

7. Силою державы

Его звали встарь.

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

«Танец с пряниками»  музыка и слова народные, (танец исполняется с большими бутафорскими пряниками).

Педагог: Ребята, наши родители приготовили для вас сюрприз. Они сейчас покажут нам сказку «Курочка - ряба» на новый лад. И так, инсценировка – шутка. Встречайте!

На сцене декорации старинной  русской избы. Звучит фонограмма -русская народная мелодия.

Скоморох: Ребятушки, а вы сказки слушать любите?..........

Ну, тогда…….Буду сказку говорить……….

Сказочку старинную, не короткую, не длинную.

Про Бабку, про Дедку, да про Курочку – наседку.

Про яичко непростое, про яичко Золотое!

Да вот и сам Дед идёт…….ковыляет, домой поспешает……

Появляется Дед с палочкой.

Скоморох: Далеко – ль ты, Дед идёшь?

Дед: Да, чавой – то мне сегодня занеможилось с утра.

Ой…….чавой - то худо мне……..слышь, как хрумкает в спине? (охает).

Лучше я посижу на завалинке, да съем конфетку сладенькую…..(садится).

Скоморох: Поглядите – ка, ребята, вон Даниловна идёт……

Что ж она в своей корзине старику своему несёт????

Входит Бабка…..в руках корзинка с золотым яичком……

Бабка: Дед, посмотри, что я нашла……

Наша курочка Рябушка под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла……какое дело…что ты. Бабка, обалдела?......

Бабка: Да яйцо – то непростое……а гляди-ка, зо-ло-то-еее!!!!!

Дед (берёт яйцо, осматриает его, пробует на зуб) – ЗОЛОТОЕ!?!?!?

В самом деле!!....мы с тобой разбогатели!!!!!!! (приплясывает).

Спрячь яичко в узелок….чтоб никто украсть не смог….(в корзинку кладут).

Бабка: Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочек голубую…..до краёв набью сундук!!! (мечтательно).

Дед: что ты мелешь небылицы….ишь, сыскалась молодица….(ревниво).

Наряжаться в разный хлам??? …..от соседей стыд и срам…

Бабка: Наказанье с таким мужем….ох, не мил мне белый свет….

Дед (топает ногой): Я – хозяин  али нет?!?!?!

Ты бы меньше говорила…..лучше б печку натопила……

Бабка (руки в бок): Пусть мне даже будет худо – всё равно топить не буду!!! (топает).

Дед: Ладно, прекращаем спор….вот такой мой уговор……

Кто первым слово молвит, тот и печку топить будет…..Согласна?

Бабка: Согласна!!!!

Дед:  Молчишь???????????

Бабка: Молчу!!!!!!!!!!!! (садятся на разные концы лавки….насупились).

Выбегает Скоморох.

Скоморох: Ой, соседи, вы слыхали? Новость я принёс для вас!

Гости! Гости на пороге….Будут здесь они сейчас!!!!!! (Дед и Бабка молчат).

Что такое? Молчат!? Видно старик глуховат….

Молчат словно в рот воды набрали……

У них не прибрано. Печь не топлена.  Пирогов в помине нет…….

На столе пусто…..нет и на печи…..

Бабка: Да у меня и муки нет….

Дед: Вот те раз…….заговорила (смеётся). Тебе старуха и печь топить….

Бабка: Печь то я затоплю. Так и быть. А чем гостей угощать?

Дед: Плюшками да пирогами!!!!!!

Бабка: Муки –то нет, закончилась….

Дед: Не жадничай. Даниловна, по горшкам поищи молока и масла.

Да по сусекам помети……авось мука найдётся….

Дед: Ну а я тогла за дровами схожу и печь натоплю (уходит).

Скоморох: Ну вот, в запахло пирогами. А, что там наши герои делают? Давайте тихонечко посмотрим.

Бабка (появляется с пирогом в руках): Вот и пироги готовы. Ишь какие получились  -  высокие, румяные, красота! (ставит на стол). Дед, а где же наше яичко золотое? Дай полюбоваться!

Дед (входит, несёт его в руках): Погляди,  горит, как жар!!!   (стук в дверь).

Вместе: Нету дома никого!!!

Бабка: Я в сундук запру его (забирает у деда).

Дед: Спрятать нужно его в печку (забирает у бабы).

Бабка: Что ты, дурень, там ведь жар (забирает у Деда)!

Дед: Тогда под лавку, под крылечко (забирает).

Бабка: Лучше спячу в самовар (забирают друг у друга, оно падает)

Вместе: Ойййййй……яичко покатилось и разбилось….(плачут).

Входит скоморох.

Скоморох: А что вы плачете? Что вы затужили!

Дед и Баба: Мы яичко золотое разбили.

Скоморох: Ну, разбили и разбили. Не плачьте, гости на пороге. Гости в дом  - счастье в нём!

Исполнители кланяются и уходят.

Педагог: Народная дума о хлебушке нашем сохранилась в народной мудрости, в народном фольклоре: в пословицах, поговорках, загадках.  И так отгадайте, ребята загадки (загадывает загадки):

  1. В землю теплую уйду,

К солнцу золотом взойду,

В нем тогда таких, как, я,

Будет целая семья (зерно).

2 Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит (колос).

3.Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня (тесто).

4.Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один (комбайн).

Педагог: Сейчас мы попросим наших уважаемых родителей быть очень внимательными. Мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе. Я произнесу первую половину фразы, а вы вспомните продолжение и закончите ее. Итак, начинаем:

  1. Худ обед -  .....(коли хлеба нет)
  2. Кто трудиться рад, …..(тот будет хлебом богат)
  3. Хлеб - …..(всему голова)
  4. Хлеб – батюшка, …..(а водица – матушка)
  5. Хлеб да вода - …..(мужицкая еда)
  6. Зернышко к зернышку - …..(будет мешок)
  7. Хлеба ни куска, …..(так и в горнице тоска)
  8. Сколько не думай, а…..(лучше хлеба и сам не придумаешь).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Педагог: Сейчас приглашаю и взрослых и детей на весёлый и дружный хоровод.

Игра – пляска «Передай колосок» муз. Р. н. песни «По широкой улице».

После игры – пляски все садятся на свои места в зале.

Педагог: Когда вы берете в руки, дети кусочек хлеба, помните, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб был и остается бесценным нашим богатством!!!

Чтобы в России люди могли

Жить в благоденствии долгие годы,

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу Руси, дар великой природы.

Звучит песня «Хлеб – всему голова» в записи (музыка А. Ушкарёва, слова Г.Георгиева).

Под музыку дети и гости выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почувствуйте вкус слова "доброта" (по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб")

Через восприятие произведения расширить представления детей о доброте с точки зрения нравственного смысла....

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...

Внеклассное мероприятие "Няньöн-солöн" (Хлебом-солью): писатели Удоры

Конспект внеклассного мероприятия ознакомительного характера с творчеством писателей Удорского района. Работа представлена на коми языке....

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс

Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока:  знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...

"Я преклоняю колени перед людскою добротой"

Внеклассное мероприятие  по литературе для учащихся  8-10 классов. Цель мероприятия:показать, можно ли научиться доброте, читая произведения русской литературы....