Сценарий праздника русских ремёсел "Россия-красавица, мастерами славится"
материал

Грибкова Валентина Михайловна

В ходе мероприятия школьник познакомятся в русскими ремёслами, характерными для Курского края. Ребята смогут поучаствовать в мастер-классах, попробовать себя в роли мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya-krasavitsa_masterami_slavitsya.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника русских ремёсел

«Россия-красавица мастерами славится!»

Автор разработки: Грибкова В.М.

 Цель мероприятия: познакомить детей с историей и видами  русских ремесел, приобщить детей к народным традициям и культурному наследию родного края.    

Задачи:

-воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

-развивать нравственные и эстетические чувства;

- знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями народного искусства;

- воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами;

- развивать художественно-творческих способностей учащихся в области декоративно-прикладного искусства ;

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала учащихся;

- воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

- сплочение коллектива;

- органичное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс;

- использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов работы;

- развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

- создание условий для интеллектуального, нравственного, творческого и эмоционального самовыражения учащегося.

Оборудование и материалы: предметы народного быта – платки, рушники, самовар,  деревянные ложки,  подносы, посуда с росписью, чугунки, ухват, рубель, прялка; материалы – клубок пряжи, разноцветные ленты, спицы; макет матрёшки.

Ход мероприятия:

Ведущий 1 - Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

2 Ведущий: Проходите, не стесняйтесь,

                    Все на праздник собирайтесь.

1 Ведущий: Все, кто любит потрудиться,

                    Мастера и мастерицы.

2 Ведущий: Делу – время, это знай,

                     В час потехи – отдыхай!

1 Ведущий: Ждут вас игры и забавы,

                     А за удаль – и награды.

2 Ведущий: Тех, кто любит, ценит труд,

                     Всех на празднике здесь ждут!

Вместе: Русских ремесел праздник у нас,

 Приветствуем вас мы в столь радостный час.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий  предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)

Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!
(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно называют своё имя и говорят друг другу что-то приятное.

1 Ведущий: Русский народ всегда славился трудолюбием. В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит".                                      А вы, юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Я начну сейчас говорить пословицу, а вы должны ее закончить.

  • Конкурс «Закончи пословицу» 

2 Ведущий: Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами  по сей  день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко. А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. Интерес к традиционным русским промыслам настолько велик и по сей день. Что небольшая экскурсия в мир народных ремёсел, надеемся, станет для многих интересной и познавательной.

1-ведущий

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

2-ведущий

А вы знаете, детишки,

Про великий наш народ?

И про то, как люди жили,

Песни пели, мастерили?

Ведь преданья старины

Забывать мы не должны!

1-чтец

Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля.

Леса и степь, и горы.

2-чтец

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна,

 В другом - снега и вьюга.

3- чтец

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за окошком,

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

4-чтец

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится.

Песня «Россия – ты моя звезда»

1-ведущий

Велика, красива и широка наша Россия. Много различных народов проживает на земле русской. Издавна славится наша Родина мастерами, которые своими умелыми руками создавали красоту небывалую. В своей работе каждый умелец старался передать всю красоту и ширь просторов России.

1-чтец

Славится Россия чудо - мастерами.

Дерево и глину в чудо превращают.

Красками и кистью красоту творят,

Своему искусству всех учить хотят.

Вот умелица сама

прячет злато в закрома,

Ну, какое ж это злато?

Все сплошная хохлома.

2- чтец

Роспись хохломская,

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится сама.

3- чтец

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

2-ведущий

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

1- чтец

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье - Гжель.

2-чтец

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

3- чтец

Поверить трудно, неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.

2-ведущий

Есть под Тулой деревенька-

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы.

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато-серебро,

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

1-чтец

Конь бежит – вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка ничком лежит.

2- чтец

Сильно вытянуты шеи.

И корова как жираф.

И медведь, что Змей Горыныч.

Только это просто так.

3- чтец

С переливами поёт,

Утром будит весь народ.

Золотистый гребешок

Гордо носит петушок.

4-чтец

А теперь, дорогие гости.

На минуту закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Танец «Свидание»

1-ведущий. 

Хороши филимоновские игрушки.

Эти звери, птицы, кони.

Барышни, солдаты,

И корова, и медведи

Нравятся ребятам.

На свете очень много разных игрушек: из ткани, из глины, из дерева, из соломы. Игрушка о которой мы дальше расскажем, живёт в России более 100 лет.. Отгадайте, что это за игрушка?

Есть у нас одна игрушка:

Не лошадка, не петрушка-

Красавица-девица.

Каждая сестрица-

Для меньшой темница.

(Матрёшка)

2-ведущий. 

Ох, и красавицы нас встречают! Какие у них узоры на передниках. Любят они красоваться своими нарядами.

1-матрёшка

Мы красавицы-матрёшки-

Разноцветные одёжки.

Раз –Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита –это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

2-матрёшка

Мы матрёшки, мы подружки.

Утром быстро мы встаём.

Впятером поём частушки

И танцуем впятером.

3-матрёшка

Никогда мы не скучаем

И для всех платочки есть.

Чашки есть у нас для чая

И салфетки тоже есть.

4-матрёшка

А кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

5-матрёшка

Спим мы вместе.

Спим мы дружно.

Спим мы все одна в другой.

1 Ведущий: А какие русские женские ремесла вы знаете?

  • Проводится игра с залом «Аукцион ремесел»  (вышивка, вязание, ткачество, плетение из лозы, гончарное ремесло,  роспись по дереву, керамике, металлу и др. )

Молодцы! С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. А теперь прошу ответить на вопросы.

- Как назывался механизм для прядения? (Прялка.)

- Как называлось приспособление для намотки нити? (Веретено.)

- Что такое кудель? (Волокно для прядения.)

1 Ведущий: Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.

2 Ведущий:  В 15 веке была изобретена самопрялка, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.

 1 Ведущий: С 17 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.

Сегодня на наш праздник мы пригласили настоящую мастерицу своего дела Воробьёву Веру Алексеевну. Всю свою жизнь она отдала работе в селе. Родилась на хуторе Трубацкое. После замужества проживает на хуторе Дунаец. Стаж трудовой деятельности более 40 лет. Всю жизнь занималась тяжёлым крестьянским трудом: работала на свиноферме, полола свёклу в колхозе по несколько гектаров за сезон. Осенью в любую погоду убирали свёклу. Вручную грузили на машины и разгружали. Зимой грузила солому для корма скоту на ферме. А ещё тяжёлая домашняя работа. Вера Алексеевна рано потеряла мужа и в одиночку воспитывала троих детей..Всегда держала большое хозяйство дома: корову, телят, поросят, птицу. Вместе с тем находила время для рукоделия: ткала ковры, пряла, вязала из собственной пряжи детям и внукам носочки, варежки.

Мастер – класс Прядение.

2 Ведущий: О каком ремесле сейчас пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Две веселые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички. (Вязание.)

     1 Ведущий:  Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы были одомашнены еще за девять тысяч лет до нашей эры. У нас в России искусство вязания появилось в конце 18 века. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц - различные спицы и крючки.

А кто из вас умеет вязать?

2 Ведущий: А теперь вопросы знатокам – вязальщикам.

- Как называются петли, на которых основано все вязание, все рисунки? (Лицевые и изнаночные.)

- Сколько существует способов вязания лицевых и изнаночных петель? (Два.)

- На чем основывается вязание крючком? Каковы его основные элементы? (Столбики, воздушные петли, петли с накидом.)

1 Ведущий: Отгадайте, о каком ремесле пойдет речь в загадке.

Ногой толкну, животом нажму,

Рукой шмыгну, два раза кольну,

И опять все с начала начну. (Ткачество.)

2 Ведущий: Верно, это ткачество. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел. Первый ткацкий станок представлял собой раму, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками. Часть нитей рвалась, ткань можно было сделать только толстую. В 6 веке изобретен горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Позднее был изобретен механический ткацкий станок. А современные станки сейчас работают на электричестве. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла. Предлагаю викторину.

  • Викторина «Ткань и ткачество»

- Какое сырье использовалось раньше в ткачестве? (Лен, конопля, шерсть, хлопчатобумажные нити.)

- Что раньше называли «русским шелком»? (Псковский лен. Он славился во всей Европе. Ткать его умели только в России.)

- Назовите тканые изделия, использующиеся в  быту и в наше время. (Льняные узорные скатерти, полотенца, коврики, дорожки, покрывала.)

- В какое время года женщины брались за ткачество?   (С 14 марта – день Евдокии и занимались им до посевных работ.)

2 Ведущий: Действительно, по-настоящему за ткачество брались со дня Евдокии. Считалось, что на Евдокию «все подземные ключи закипают», поэтому можно белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно пели веснянки.

1 Ведущий: А в этой загадке еще одно ремесло скрывается.

Ниточка, иголочка, полотно – светелочка.

Нить в светелочку войдет –

Там цветочек расцветет. (Вышивание.)

         Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями.  Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображения женщин, деревьев, птиц, листьев, цветов. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мережка). Русский костюм женский и мужской украшался узором, вышитый крестиком. Так же всевозможной вышивкой украшались рушники.

Песня «Гармонист Тимошка»

2 Ведущий: Все ремесла, про которые мы с вами сегодня говорили,- ткачество, вязание, прядение, вышивание – женские.

А кто мне сможет назвать мужские ремесла?

  • Игра с залом «Аукцион мужских ремесел» (плетение из лозы, кузнечное, плотницкое, столярное дело, бондарство)

2 Ведущий: Правильно! Это плетение из коры деревьев и соломы, гончарное, печное, плотницкое и столярное дело. А вы знаете, ребята, чем занимались бондари. Бондарь - это мастер по изготовлению деревянных бочек. А что по вашему мнению означает выражение «бить баклуши». Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Внимание! А сейчас – черный ящик! В нем лежит предмет, который изготовлен мастером мужского ремесла (Лапоть).           А кто может сказать, из чего плетут лапти? (Из лыка). Лыко - это тонкая кора липового дерева, приготовленная специальным образом. Хороший плетельщик должен быть ловким и внимательным. Сможете ли вы справиться с этой нелегкой работой?

  • Игра «Сплети косы из лент»  (три-шесть длинные ленты) – 2 группы участников по 4 человека

2 Ведущий:  С древних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. У славянских народов существуют древнейшие традиции праздников и обрядов, в которых участвуют фигурки из печёного тестаТак на Руси существовал праздник который назывался «Сороки», а ещё в народе его называют «Жаворонки». В этот день 22 марта (считается прилётом жаворонков) пекут жаворонков или куликов из теста.

    1Ведущий. Лепить из теста одно удовольствие! А для того, чтобы сохранить эти изделия и любоваться ими долгое время, придумали рецепт очень солёного теста. Вот таким искусством тесто пластики занимаются наши дети на уроках труда. Более сложные и оригинальные изделия можно изготовить из полимерной глины, которая очень похожа на пластилин, но при этом более пластична и имеет способность застывать на воздухе.   Поделки, сделанные руками детей, вы сможете рассмотреть на нашей выставке.

2 Ведущий:

Славный русский наш народ

Жить не может без хлопот:

Шьет, рисует, вышивает,

Пилит, рубит и строгает,

Лапти новые плетет,

Печку русскую кладет.

1 Ведущий:

Мастера все удалые,

А в гулянье – озорные.

Коль веселье – веселись,

Коль работа – потрудись!

2Ведущий: А сейчас всех желающих мы приглашаем на мастер-классы:         «Роспись разделочной доски»,

 «Плетение из ниток. Макраме»,

 «Украшение пасхального яйца»,

 «Изготовление куклы-берегини».

Слово ведущим мастер-классов.

Мастер – классы.

2 Ведущий: Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни и танцы, сказки, семейные предания и обряды.

1 Ведущий: Уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома, и пусть везде сейчас используются новейшая техника и новые технологии, но народные ремесла будут жить в душах и сердцах людей, в тех семьях, где любят мастерить своими руками, любят красоту, оригинальность и неповторимость. Ведь каждый человек уникален, а значит и  творение его тоже уникально, неповторимо, индивидуально.

2 Ведущий: Спасибо всем мастерам за их творчество. Спасибо и вам, дорогие гости, что вы пришли на наш праздник.

1Ведущий: «До свиданья» не  говорим, говорим до новых встреч,

Завещаем вам, ребята, ремесла русские беречь.

2 Ведущий: Учиться мастерству любому: пилить, строгать и вышивать,

Чтоб знанья эти снова, снова своим же детям передать. Традиция жива, пока её чтут, берегут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника русской березки

Праздник русской березки - народный праздник Троица...

Сценарий праздника «Русская ярмарка»

Сценарий праздника«Русская ярмарка»Ярмарка проводится одновременно с выставкой на которой представлены работы детей и устраивается продажа детских работ.Гости собираются перед залом, где проходит пред...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

сценарий праздника русской песни

внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Песня- душа народная"...

Сценарий праздника русской березки

Данный праздник проводился в летнюю лагерную смену для ребят из городских оздоровительных лагерей. Сочетание познавательного и развлекательного наполнения делает праздник актуальным для детей младшего...

Сценарий праздника ко Дню Учителя «Учителями славится Россия!»

Сценарий праздника ко Дню Учителя «Учителями славится Россия!»...

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....