сценарий внеклассного мероприятия
классный час (7 класс)

Черникова Ирина Николаевна

Сценарий   внеклассного мероприятия

« История семьи во фронтовых письмах»

Цель: формирование патриотических чувств, гордости за свою Родину, представления о героизме, на основе ознакомления с историей отдельно взятой семьи.

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Через военные письма, стихи дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.

Актуальность мероприятия:

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война - тяжелое и жестокое испытание для души человека. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Солдат,  отправляющий весточку домой, и не думал, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать, что на этих письмах будут учиться мужеству потомки.

Мероприятие приурочено к 9 мая.

Мероприятие разработано для 6 – 8 классов.

 Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, письма Леута Н.О., презентация «Письма с фронта », видеоролик  «Письмо с фронта»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П. Константинова.

Сценарий внеклассного мероприятия

 «История семьи во фронтовых письмах»

Автор сценария : Черникова Ирина Николаевна,

  учитель истории и обществознания.

Сценарий   внеклассного мероприятия

« История семьи во фронтовых письмах»

Цель: формирование патриотических чувств, гордости за свою Родину, представления о героизме, на основе ознакомления с историей отдельно взятой семьи.

Задачи: Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им, быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Через военные письма, стихи дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество Победы.

Актуальность мероприятия:

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война - тяжелое и жестокое испытание для души человека. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Солдат,  отправляющий весточку домой, и не думал, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать, что на этих письмах будут учиться мужеству потомки.

Мероприятие приурочено к 9 мая.

Мероприятие разработано для 6 – 8 классов.

 Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, письма Леута Н.О., презентация «Письма с фронта », видеоролик  «Письмо с фронта»

1 ведущий

«Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

 От погибших в сраженьях почтальон приносил.

 Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так далеко они.»

2 ведущий:  Вот такие скромные солдатские треугольники доставляли прямо из окопов с передовой за десятки и тысячи километров. Как ждали этих писем в тылу, весточки давали надежду на победу, на возвращение любимых сыновей, дочерей, мужей.

1 ведущий

Письмо… Держу его в руке…

Что в этом маленьком конверте?

Конечно, грусть в любой строке

А вдруг и весть о чьей-то смерти?                                                                                                    2 ведущий:  75 лет прошло  после окончания Великой Отечественной войны. Остаётся всё меньше свидетелей этой страшной трагедии.  Когда-нибудь  наши потомки придут 9 Мая к Вечному огню, к мемориалам Славы без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уже некого будет расспросить о войне, но останутся такие свидетельства, как документы, фотографии, письма, воспоминания. Наша задача - узнать как можно больше о фронтовиках, о событиях Великой Отечественной войны и сохранить эти  сведения.                                                                                                                                          1 ведущий :  «Письма с фронта» - это не только удивительные по своей искренности, доброте и бесконечной вере, сами реальные письма бойцов. Исторические документы, кадры кинохроники, воспоминания участников сражений, стихи, рассказы, и, конечно, нестареющие военные песни – все это «Письма с фронта». 

Просмотр видеоролика «Письмо с фронта»

 2 ведущий :   Это послания сегодняшнему поколению от отцов и дедов, это живые обращения к потомкам людей, своими жизнями искупивших наши жизни.  Благодаря им, мы снова и снова возвращаемся в те далекие и суровые дни, благодаря им, мы помним то, о чем нельзя забыть.                                                                                     1 ведущий :    В нашем школьном музее хранятся несколько фронтовых писем из семейного архива Тамары  Алексеевны   Леута.  Читая письма,   можно  представить, как воевали советские солдаты, чем жили, что помогало им устоять  перед врагом и защитить свою Родину, свою семью.                                            2 ведущий :  Письма служат единственным свидетельством жизни Николая      Онуфриевича Леута  на войне. Эти семейные реликвии  были переданы в наш музей  старшим сыном Николая Онуфриевича - Александром, после смерти матери Тамары Алексеевны, умершей в 2001 году.  С первого взгляда видно, как дорожила семья Леута этими письмами: каждое из них разложено в отдельный файл, кроме того, каждое письмо рядом с оригиналом имеет копию, написанную от руки Александром Николаевичем.                                   1 ведущий:  Автором писем являлся Николай Онуфриевич Леута. Письма Н.О. Леута были адресованы его жене Тамаре Алексеевне Леута и старшему сыну - Александру Николаевичу Леута.                                                                        2 ведущий:   Николай Онуфриевич Леута родился 7 марта 1907 года в г. Вологде, затем переехал в г. Ленинград. Там он встретил свою будущую жену - Тамару Алексеевну. Они поженились 4 сентября 1931 года.  Впоследствии семья Н.О. Леута состояла из его жены Т.А. Леута и двух сыновей - Александра и Виктора - и  проживала в г. Ленинграде по адресу : улица Салтыкова-Щедрина, дом 54, квартира 33.

1 ведущий: Глава семьи трудился на заводе. Тамара  Алексеевна  Леута работала учительницей в одной из школ Смольнинского района.                                Вот, что она говорила о войне:                                                                                                        Читает ученица: «Для меня война началась не 22 июня, а на три месяца раньше. Это сейчас историки утверждают, что Сталин не ждал войны. Думаю, имею право утверждать, что ждал. Ждал и готовился к обороне. Мое высказывание могут подтвердить уцелевшие в огне войны и кольце блокады, жены  ленинградских коммунистов, добровольно ушедших в стройбаты. Естественно, в ту пору о таких мероприятиях всему миру не трубили.  Я жила в Ленинграде. Муж работал на заводе "Электромайзер".  Помню, как тихо, без указа или приказа, без митингов и собраний, вызвали коммунистов-добровольцев для участия в оборонных работах.  Фактически была проведена мобилизация коммунистов на всех ленинградских заводах. С тех пор я мужа больше не видела».

2 ведущий:   Первое письмо от мужа Тамара Алексеевна получила за 2 месяца  до войны, 28 апреля 1941 года:

Читает ученик «Здравствуй Тамарченок!                                                                                Письмо твое получил, но сразу ответить не смог, потому что мы уже работаем, правда на подготовительной работе, но дело связано с переходами в 18 километров в один конец.  Так что, как видишь причина, а тут стал маленьким начальником и парторгом роты. . Итак, прости, что ответ задержал. Пиши подробнее как и что. Мое мнение - переезжай ко мне (в мою комнату), запасайся дровами, меняй комнату, если найдешь больше, а в общем, как знаешь сама. Сашку нужно отправить на дачу. А в общем, все это пока что впереди и об этом в другой раз.»

1 ведущий  Но другого раза уже не было - началась война.                                    

Второе письмо Николая Онуфриевича датировано 25 мая 1941 года (за месяц до войны), оно пришло  из г. Таппа Эстонской ССР, п.я № 217-13:

Читает ученик:  «Здравствуйте, Тамарченок, Шурик, Витенька и бабушка Таисия!  Тамара! Что случилось? Почему ты ничего не пишешь? И главное, получила ли ты справку для военкомата или нет?  За это время мне объявлена благодарность за дежурство моего отделения на кухне, приказом по батальону за образцовый порядок, наведенный за время дежурства.              Ну, когда мы встретимся  с тобой - неизвестно. Ходят слухи, что 6 июня, а как все-таки будет - неизвестно»".

2 ведущий: С первых дне войны Тамара Алексеевна трудилась в эвакогоспитале, затем на санитарном пароходе " Коммунист " и на военно-санитарном поезде        № 162. Ее дети - Александр (8 лет)  и Виктор (2,5 года) - были оставлены в семье друзей. Тамара Алексеевна рассчитывала забрать их через несколько дней, но судьба распорядилась иначе: они  оказались по разные стороны блокадного кольца. Долгое время  Тамара Алексеевна не могла получить сведений о своих детях. Только летом 1942 года из письма мужа она узнала, что Шура весной был вывезен за Урал, и узнала его адрес.  Фронтовое письмо от 23 декабря 1942 года, написанное Т.А. Леута в  г. Череповец Вологодской области оказалось без штемпеля цензуры, Возможно, оно было передано с оказией. Николай Онуфриевич пишет:                                                                                                                                  Читает ученик : «Здравствуй, Тамарченок! Не  знаю, где ты находишься, но думаю, что письмо ты все же получишь.  Вчера я получил письма от Шурки, целых три штуки, в последнем  говорится, что его одели и что они уезжают в Челябинскую область. Вот и все, что я могу написать о собственном сыне.  Ну, лично о себе писать мне нечего. В настоящий момент мы находимся на новом месте и, может быть, будем приближаться к Ленинграду.   Всего вам хорошего в жизни.  Остаюсь с вами в сердце.  Николай. » 

1 ведущий.   В личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало между собой людей, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья становились для них моральной опорой и поддержкой.  7 марта 1943 года  Николай Онуфриевич пишет письмо сыну Александру из г. Тихвина. В нем есть такие строки:                

Читает ученик: «Немного о себе. Моя жизнь мало чем изменилась. Делаю все от меня зависящее для скорейшего уничтожения врагов нашей Родины. Также и ты не должен шалить, а лучше учиться, с тем, чтобы скорее стать летчиком или танкистом. Нужно быть хорошим, послушным мальчиком. А пока крепко тебя целую. Твой папа».                                                                         2 ведущий: О чем думает солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочиняет письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Главная его забота – успокоить близких,  сообщить, что жив – здоров,  воюет, бьет врага, и верить, что вернется с победой.                                                                   1 ведущий: Последнее письмо от мужа было получено Тамарой Алексеевной 23 февраля 1944 года:                                                                                                                                         Читает ученик: «Здравствуй, Тамарченок! Шлю тебе привет с самыми лучшими пожеланиями в жизни.  Тамарченок, очень хотелось бы знать, как вы там живете? Я с сентября ни с кем не имею связи. Наша часть названа Новгородской в честь его взятия. Жду от тебя подробного письма о Шурике, Витеньке и о своей жизни. Пока. Целую. Н.»                                                                                                                 2 ведущий: Николай Онуфриевич Леута погиб 11 марта 1944 года. Тамара Алексеевна получила похоронку на мужа, в которой были такие слова: "Ваш муж, красноармеец Леута Николай Онуфриевич уроженец г. Вологда в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, погиб 11 марта 1944 года. Похоронен Эстонская Нарвский район"         1 ведущий:  В сентябре 1944 года Т.А. Леута уволилась из Военно-санитарного поезда  № 162 и по командировочному предписанию уехала в Аркадак к сыну Виктору, который жил там у бабушки. Только  после войны, в январе 1945 года Т.А. Леута сумела получить пропуск на проезд в  г. Коркино Челябинской области, где в детском доме находился ее старший сын Александр.  После демобилизации из Красной Армии, Тамара Алексеевна вынуждена была переехать в Усмань, так как потеряла право прописки в Ленинграде, а дом, где они жили перед войной, оказался полностью разрушен. Она поступила на работу в усманскую школу №3, где и проработала до пенсии.                                                                                                     2 ведущий: Тамара Алексеевна писала замечательные стихи. В военные годы стихи Тамары Алексеевны публиковали во фронтовых изданиях, некоторые из них стали песнями на популярные в те годы мелодии. С 1998 года Тамара Леута проживала в Елецком интернате, где старалась вести активную жизнь, продолжала писать стихи, переписывалась с земляками. В 2001 году Т.А. Леута не стало.

Читает ученик

В эфире голос Левитана

Последний текст Информбюро,

На всю страну слова чеканя

Доносит весть:

Враг сокрушен!

Пришел Победы день великий

Бьет радость из глубин сердец.

Повсюду радостные крики:

Конец войне! Войне конец!

От счастья дома не сидится, народ на улицу спешит,

Чтоб вестью счастья поделиться

 И радость с другом разделить.

Но в радости не позабыты,

Кого уж больше не вернуть ...

И первым тостом победитель

 Не забывает помянуть:

«Ваш подвиг -  тяжкий труд солдата!

Отдали жизнь, но мир спасли!

Вы в нашей памяти, ребята!

Поклон вам низкий до земли»

Дат будет много позабыто,

История вперед идет,

Но ДЕНЬ ПОБЕДЫ знаменитой

В историю навек войдет!

Эти строки принадлежат ветерану Великой Отечественной войны Т.А. Леута.                                                                                                                                          

2 ведущий:  Письма остались связующей нитью между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.  

1 ведущий

Читайте, изучайте их!                                                                                                               Читайте письма фронтовые                                                                                                     Живую память горьких лет!                                                                                                     Я их читаю, как молитвы,                                                                                                                  Они несут нам Веры свет.                                                                                                       Они – бесценное наследство,                                                                                                      Для нас, не  знающих войны,                                                                                                  Как завещанье: «Смерть не властна  над силою земной любви!»

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам...»                                                              

Использованные источники и литература:

Материалы школьного музея "История школы":

письма, написанные Николаем Онуфриевичем Леута своей жене - Тамаре Алексеевне Леута:

1) письмо от 28 апреля 1941 года;

2) письмо от 25 мая 1941 года;

3) фронтовое письмо от  14 октября 1943 года;

4) фронтовое письмо от  8 декабря  1943 года;

5) фронтовое письмо от 23 декабря 1942 года;

6) фронтовое письмо от 23 февраля 1944 года;

письма, написанные Николаем Онуфриевичем Леута свому сыну - Александру Николаевичу Леута:

7) фронтовое письмо 27 июля 1941 года;

8) фронтовое письмо от 9 августа 1941 года;

9) фронтовое письмо от 7 марта 1943 года;

10) свидетельство о браке;

11) извещение о смерти;

12) справка о местонахождении Леута А.Н;

13) фотографии семейного архива Леута.

14) липецкая газета "Добрый вечер",  № 52, декабрь 1999 г.

15) липецкая газета "Добрый вечер" №21, май 2000 г.

16) газета "Елецкая газета" №3 от 20 января 2000 г.

17) газета "Новая жизнь"  г. Усмань 20 апреля 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....