Экологическая игра "Знатоки природы"
методическая разработка (9 класс)

rudenkoirinka

Внгеклассное занятие по экологии для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx502.56 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»










Внеклассное обобщающее занятие

по экологическому воспитанию

                         Экологическая игра

                      «Знатоки природы»






Воспитатель: Руденко И.П.







Барнаул, 2021


Цель занятия: - обобщить знания детей о природе.

Задачи занятия:

- воспитание потребности бережного отношения к природе;

- коррекция познавательных процессов, логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.

Оборудование: запись П.И.Чайковского «Времена года», предметные картинки с временами года, с цветами, три шишки с разных хвойных деревьев, карточки, 2 затонированных листа, кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(звучит музыка природы)

Воспитатель:

  Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились на необыкновенной игре. Это брейн-ринг! А это значит, что мы с вами услышим множество вопросов и выполним множество заданий.

- Ребята, возьмитесь за руки, закройте глаза.

Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух.

Колышутся луговые травы. Над нами  гордо кружатся птицы.

Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой.

Мы будем друзьями и защитниками всему живому.

- А теперь откройте глаза. Сегодня у нас очередное занятие по экологии. Мы проведём его в виде игры: «За семью печатями».

Вам будет дано семь заданий. За правильное выполнение заданий будет даваться вот такая печать. Если ваша команда получит все семь печатей, значит, вы настоящие знатоки природы. У меня в этой игре будет помощница – Лесная фея. Она будет внимательно слушать ваши ответы и расскажет вам много интересного. Итак, начинаем.

1 задание:

Перед вами картинки. Что на них изображено? (времена года)

У великого русского композитора П. И. Чайковского есть произведение, которое так и называется «Времена года».

Сейчас вы прослушаете 4 музыкальных отрывка. Ваша задача – определить, какое время года отражено в музыке, а на рисунке поставить цифру соответствующего номера отрывка.

2 задание:

Незабудка, роза, ромашка, астра, василёк. Вслушайтесь, как прекрасны названия хрупких, но чудесных даров природы – цветов. А сколько в них удивительной гармонии, как совершенны х линии и ароматы. Я думаю, вы уже догадались, что следующее наше задание будет связано с этими удивительными творениями природы – цветами.

Перед вами рисунки цветов. Я вам загадываю загадки, ваша задача: найти отгадку среди рисунков.

Зной в травинку подышал

И надул воздушный шар.

Ветерок единым духом

Шар пустил по ветру пухом. (Одуванчик)

Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

Из-под снега расцветает

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Эй, звоночки, синий цвет.

С языком, а звону нет. (Колокольчик)

Даже ночью муравьишко

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце. (Ромашка)

Посреди двора – золотая голова. (Подсолнух)

Воспитатель: - Ребята, а скажите, какие из этих цветов дикорастущие, а какие выращивает человек? (ответы детей)

Вот перед вами шкатулка. Чтобы узнать, что находится внутри, нужно правильно ответить на вопрос.

«Это вещество есть в каждом доме. Его готовят из разных цветов». (Духи)

3 задание:

Деревья и растения – следующий раздел нашей игры.

«Найди ошибку» - так называется наше задание.

Как прекрасен наш родной край.

Много видов деревьев растут в наших лесах: это дуб, берёза, осина, липа. В палисадниках у дома очень часто сажают кустарники: жасмин, черёмуха, сирень. Все эти кустарники во время цветения обладают свойственным запахом.

Много в наших лесах хвойных деревьев. Вот они: сосна, тополь, лиственница, ель. Ребята, подскажите мне, чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (ответы детей)

Перед вами три шишки. Ваша задача – отгадать, какому хвойному дереву они принадлежат. (ответы детей)

Найди правильный ответ.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Черёмуха цветёт – ожидай холодов.

Появился на берёзе третий лист – вылетают майские жуки.

Много желудей на дубу – к лютой зиме.

4 задание:

Как интересен и разнообразен мир насекомых. Перед вами задание-анаграмма. Угадайте, какое насекомое здесь спряталось?

АЛПЕЧ, РОКАМ, ЛЬШЕМ, СЕЦИНАГУ, КАБОЧАБ, РЕСТОКАЗ.

О ком говорится?

А вот вам ещё задание в сказочном сюжете.

Кто это так прыгает в траве? – спросил Лисёнок Лисицу. - Я хотел подойти поближе и поздороваться, а он взял и прыгнул в сторону.

- Просто он услышал, что кто-то крадётся к нему, - объяснила Лисица, - вот он и прыгнул от тебя подальше.

Видно, свои ушки он держит на макушке, - засмеялся Лисёнок.

- Вот и не отгадал. У него ушки не на макушке, а на передних ногах.

- Как? – удивился Лисёнок.

- Очень просто. Он «слышит» передними ногами.

- Удивительно, никогда бы не подумал, - проговорил Лисёнок, пытаясь представить себе эти ноги. Но тут зазвучала музыка прыгуна, его мелодию подхватил другой, и вот уже целый оркестр исполняет радостную летнюю песню.

Воспитатель: О ком идёт речь в этом маленьком сказочном сюжете? (О кузнечике)

Ф-у-у! Отдохну немножко, а потом пойду дальше, - проговорил маленький лесной житель, опуская на землю свою тяжёлую ношу, которая во много раз превышала вес его самого.

- И охота тебе таскать такие тяжести? – спросила его сидевшая на цветке Бабочка.

- У нас семья большая, дом надо строить, - стараясь отдышаться, ответил труженик.

- Так пусть другие поработают, - сказала красавица с цветка, - а ты отдохни.

- Это не по-нашему. Мы трудимся все, от восхода до заката. И у каждого есть своё дело. Рабочие добывают пищу и строят дом. Солдаты охраняют дом от врагов. Няньки ухаживают за личинками.

- Наверное, большой дом собираешься строить? – спросила Бабочка.

- Большой, потому что с каждым годом растёт наша семья.

Воспитатель: С кем разговаривала Бабочка?

Весенний вечер в лесу. Лёгкий ветерок разносит запах молодой листвы. Кто-то прогудел в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетев, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный.

- Ж-ж-ж, не бойтесь меня, - прожужжал первый вестник наступающих тёплых дней.

- Как же нам тебя не бояться? – замахали ветки. – Ты враг нашего леса. Только листья распустятся, ты тут как тут, начинаешь их грызть.

- И нас обижает, - пожаловались корни. – Его личинки живут в земле и нами питаются. От этого деревья болеют.

Не понравилось это жуку, что о нём так говорят. Приподнял он свои тяжёлые подкрылья, выпустил из-под них нежные крылышки и улетел.

Воспитатель: Назовите это насекомое. (Майский жук)

5 задание:

Воспитатель: Чтобы получить пятую печать, вам необходимо сделать 2 картинки. Перед вами два затонированных листа. Ваша группа делится на 2 команды. Одна команда будет создавать картинку с изображением рыб, а другая с изображением птиц. На эту работу вам даётся 5 минут. (Дети используют обрывную аппликацию).

6 задание:

Воспитатель: Следующая тема нашей игры: «Звери».

Найдите животное в слове: БАНКА, КОЛОСЬЯ,ПИОН, ЗОНТИК, САЛОН (кабан, лось, пони, кит, слон)

- Я называю сказочного героя, а вы называете животное.

Гена – крокодил.

Умка – белый медведь.

Матроскин, Леопольд, Базилио – кот.

Иа – ослик.

Винни-пух – медведь.

Му-му, Каштанка – собака.

Тортилла – черепаха.

Серая шейка – утка.

Горбунок – конёк.

Алиса – лиса.

Каа – питон.

Шерхан – тигр.

Багира – пантера.

7 задание:

Воспитатель: Чтобы получить следующую печать, нужно разгадать кроссворд.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_08153a9683b9bdbd492cb21b6da63517.jpg.jpg

1. Кого называют в природе изменчивой и красивой?

2. Как называют самый мощный ветер, который образует гигантскую воздушную воронку, похожую на хобот слона?

3. Как называют самый сильный ветер над сушей?

4. К чему приводит сильный шторм на море?

5. Как называют волны высотой с девятиэтажный дом?

6. Как называют осадки, от которых погибают растения, опадают яблоки, разбиваются стёкла?

7. К чему приводит сильно нагретый сухой воздух в пустыне?

(Интересная информация)

Воспитатель: - Вы, ребята, просто молодцы! Я надеюсь, что вы и дальше будете такими же активными любителями и защитниками всего живого. А сейчас давайте все вместе прочитаем наше обещание:

Я, юный эколог, обещаю любить, беречь и охранять родную природу.

Литература

1.Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - ТЦ «Учитель», 2004.

2. Л. И. Грехова «В союзе с природой» - учебно-методическое пособие – «ЦТЛ» «Сервисшкола», 2003.

3.Т.И.Тарабарина, Е. И. Соколова «И учёба, и игра: природоведение» - «Академия развития», 1998.

 

Экологическая игра «Знатоки природы», 5 класс. Сценарий

Эколого-биологический брейн – ринг «Знатоки природы», 5 класс. Сценарий

Автор: Шилина Олеся Фёдоровна. Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Свердловская СШ № 6», ЛНР, г. Свердловск

Сценарий эколого-биологического брейн – ринга для 5 класса. Знатоки природы

Цели: обобщить знания о растениях и животных; развивать у учащихся экологическую культуру и культуру общения; формировать представление о взаимодействии человека и природы; учить умело объединять знания и умения, проявлять творческие способности.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), фломастеры, секундомер, иллюстрации к вопросам.
Предварительная подготовка: ученики делятся на команды, выбирают название и девиз, готовят мини-проект «Защитим природу родного края»

Ход мероприятия:

1. Организационный момент
2. Основная часть
Слово учителя
Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились на необыкновенной игре. Это брейн-ринг! А это значит, что мы с вами услышим множество вопросов. Правильные ответы вы будете записывать на карточках, которые лежат на столах, в течение 30 секунд и отдавать нашим помощникам. Будьте внимательны!

Представление команд. Каждая группа оглашает своё название и девиз.

1тур
Участники отвечают на 10 вопросов.

Тема «Животные»
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Можно ли по рогам оленя определить его возраст? (Да)
2. Медведя, который не впал в зимнюю спячку, называют… (Шатун)
3. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге)
4. Что делает ёж зимой? (Спит)
5. В какой стране действует закон, который запрещает убивать коров? (В Индии)
6. Какое из наземных животных быстрее всех плавает? (Белый медведь)
7. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)
8. Какое животное было одомашнено первым? (Собака)
9. Кто является предком домашней свиньи? (Дикий кабан)
10. Какие животные не боятся ни жары, ни холода? (Верблюды)
Жюри подводит итоги конкурса

2 тур
Участники отвечают на 10 вопросов. Тема «Птицы»
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как называется самая маленькая птичка, которая живёт в России? (Королёк)
2. Самая большая птица, которая обитает в наших лесах? (Глухарь)
3. В названии какой птицы сорок «а»? (Сорока)
4. У каких птиц крылья покрыты чешуёй? (Пингвин)
5. Самая большая в мире птица? (Страус)
6. Которая из птиц не высиживает птенцов? (Кукушка)
7. У какой птицы клюв-сачок? (Пеликан)
8. Какие птицы живут дольше всех? (Папугаи)
9. Кто имеет гребень, но им не причёсывается? (Петух)
10. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел)
Жюри подводит итоги конкурса

3 тур
Участники отвечают на 10 вопросов. Тема «Вода»
Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Кит – это рыба или животное? (Животное)
2. Какая рыбка напоминает шахматную фигуру? (Морской конёк)
3. Какое животное «вылезает из кожи»? (Змея)
4. Какое животное плавает задом на перёд? (Рак)
5. Самое голосистое животное? (Крокодил)
6. Кто спит с раскрытыми глазами? (Рыбы и змеи)
7. Могут ли рыбы летать? (Да, летающая рыба)
8. Самая быстрая рыба.. (Рыба –меч)
9. Как называется самый большой кит? (Синий кит)
10. Общаются ли дельфины между собой? (Да)
Жюри подводит итоги конкурса

4 тур
Конкурс капитанов

Животные – рекордсмены
Ребята слушают вопрос, пишут ответ, правильный вариант ответа они получают в виде фотографии.

1. Сверхэластичный позвоночник и длинные лапы позволяют ему разгоняться за
 2 секунды до 75 км/ч, а за 3 — до 110 км/ч, что превосходит показатели разгона большинства спортивных автомобилей. Известен случай, когда животное преодолело расстояние около 650 метров за 20 секунд, что соответствует скорости 120 км в час. Абсолютный рекорд скорости — 128 км в час. Если человеческий рекорд в беге на 100 метров, установленный ямайцем Усейном Болтом, составляет 9,58 секунды, то это животное может пробежать стометровку за 3,5 секунды.

Гепард

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_e3d4c38f7e48b8b35b8c10ddc0a3f4d5.jpg.jpg



2. Самое быстрое насекомое, который за одну секунду может пробежать расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. Для спринтера-человека это соответствовало бы скорости 330 км/ч. Для этого животного - это скорость 5,4 км/ч.

Таракан

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_dc69c980727ffa8d8db16dee224e4ac9.jpg.jpg



3. Рекорды силы принадлежат насекомым, т.к. они могут поднимать и переносить тяжести, в десятки раз превышающие массу их тела. Это насекомое может поднять вес в 50 раз превышающий массу его тела

Муравей

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_163e4ae6580113a6e8be5df2584fa330.jpg.jpg



4. Лучшим прыгуном в животном мире является это насекомое, оно может прыгнуть на высоту 34 см, что в 150 раз превышает размеры его тела. Это все равно, что человек прыгал бы в высоту на 255 метров!

Блоха

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_e6904e91d52b48994a6269722fb87e53.jpg.jpg



5. Это самое крупное животное на планете. Его дина доходит до 33 метров, а масса — до 190 тонн.

Синий кит

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_27d6c3dc8a165ac9dec32c62e0514ff1.jpg.jpg



6. Это самая большая змея! Её длинна может достигать 11 метров!

Анаконда

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_9b592da09e12980dc01b2dd7c95e1170.jpg.jpg



Жюри подводит итоги конкурса

Слово учителя
Ребята, давайте дадим возможность командам отдохнуть, а жюри тщательно подсчитать промежуточные баллы. Я предлагаю поработать болельщикам, добавить баллы в копилки команд.

Игра с болельщиками
Болельщики разгадывают ребусы, баллы передают любой из команд
В ребусах загаданы слова: волк, воробей, выдра, кабан, коростель, лось, носорог, сорока.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_08153a9683b9bdbd492cb21b6da63517.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_306a8c964900619f56094c306ff21375.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_a1842dfcdf59cc7ca08c77454bd5519b.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_9d5ceff7267641ace796d8584550cb9d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_b3e9fbd0419902173fbbda6b02fc151d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_f3e41b6881bce463d77495e8b2adb0e2.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_7b87c6aacb736c95c407dc8f263a2fbb.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/7/79456_783567be115002f16ff827a40d038ce2.jpg.jpg


5 тур
Защита проектов «Защитим природу родного края» командами.

Максимум за проектную работу 5 баллов.

Жюри подводит итоги конкурса. Победители и участники, самые активные болельщики получают заслуженные грамоты.

Слово учителя
Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы словами Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери, который более полувека назад завещал: «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. И делать это надо каждый день».
До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра "Природа Сибири"

В занимательной форме изучается природа Сибири, её богатства, растения, животный мир и красота....

Экологическое занятие "Природа и мы"

конспект занятия по экологическому воспитанию....

Экологический проект «Природа – наш общий дом»

Экологический проект «Природа – наш общий дом» написан для участия в республиканском педсовете....

Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»

Данная экологическая игра знакомит учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека....

Экологическая игра "Природа и математика"

В данной презентации представлены материалы показывающие межпредметные связи....

Экологическая викторина "Природа и человек"

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков  - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и вод...

Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»

 Актуальность и практическая значимость программы реализуется через  связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...