Занятие для старших классов к Междунароодному дню семьи
классный час (8, 9, 10, 11 класс)

Морозова Евгения Витальевна

Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия «Международный день семьи».

Аудитория: 8-11 классы

Тип мероприятия:  внеклассное занятие.

Тема : Международный день семьи.

Наглядный материал:

  1. Компьютер с выходом на большой экран
  2. Презентация Power Point
  3. Бумага, цветные карандаши
  4. Косынка или  платок

Цели:

Воспитательные:

- формирование представлений о партнерстве в отношениях между родителями и детьми,

-  актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия.

Коррекционные:

- актуализация чувствв,связанных с семейной ситуацией;

- создание условий для осознания подростками позитивного семейного  опыта.

Ход занятия.

В начале ведущий рассказывает об  историии развития брачно-семейных отношений.

«В первобытном обществе как таковой, семьи не было. Половые отношения между мужчинами и женщинами никак не регламентировались, там царил промискуитетт, заключавшийся в том, что все знали, ко мать ребенка, но никто не знал, кто отец. Люди жили племенами, общинами, для выживания они вынуждены были держаться вместе, поэтому потребности  для выделения в семью у них не было. Со временем люди заметили, что от каких-то половых контактов рождаются сильные и здоровые дети, а от других – слабые, которые быстро умирают. С этого возникла следующая ступень на пути к созданию современной семьи – кровнородственная семья. Это древнейшая форма групповой семьи, при которой брачные отношения были запрещены между родственниками разных поколений, но разрешались между братьями и сестрами  всех степеней родства. Следующая форма групповой семьи – пуналуальная семья, заключавшаяся в исключении половых связей между единоутробными братьями и сестрами. Но как вы видите, пока все это формы группового брака,  который распространен внутри одной общины, одного  племени. Развитие парного брака, т.е. брака, в котором один мужчина является мужем одной женщины, тесно связывают с развитием земледелия  и появлением частной собственности, при которой возникла необходимость передать кому-то передать ее по наследству.  Поэтому появился парный брак, и дети,  рожденные в этом браке, считались наследниками своих родителей. Однако, эта форма  не исключала того, что у одного мужчины может быть несколько жен, или у одной женщинны -  несколькоо мужей. И последняя форма семьи – моногамная, при которой у одного мужчины может быть только одна жена. Это более близкая нам и понятная форма брака, и именно о ней мы сегодня и будем говорить.

Обсуждение.

Как  мы видим, человечество прошло очень долгий путь  от промискуитета к той форме семьи, в которой живут ваши папы и мамы,  и в которой вы, собственно говоря, родились.

- Как вы считаете,  нужна ли современному человеку семья? Зачем?

Упражнение «Гениалогическое древо».

Инструкция: «Откуда мы  родом? Где наши  корни? И что такое корни? Корни – это то, что дает  нам поддержку. Мы попробуем изобразить гениалогическое древо своей семьи, представив себя стволом дерева, а родителей, бабушек и дедушек -  корнями. Когда-нибудь наши потомки  нарисуют  в виде корней и нас. Сколько уровней  корнейй ( поколений семьи) сможет нарисовать  каждый  из вас? Нужно записать имен тех роддственников, которых вспомнишь».

Вопросы для обсуждения:

- Что такое «наши корни»?

- Зачем они нужны?

- Что дает нам семья?

Продолжение обсуждения.

- Почему  в современном мире так часто распадаются семьи?

Если в обсуждении всплывает  тема доверия и взаимодействия в семье, паре подростков предлагаеттсяя веселое задание – завязать платок вместе, но при этом один может действовать только левой рукой, а  второй – только правой.

Патриархальная  семья и женская эмансипация.

Самым  рапространенным  типом семьи является патриархальная.  Название говорит само за себя – мужчина глава рода. В глобальном понимании он принимает важные решения, решает  судьбу своих детейй, распоряжается средствами и т.д.

Согласно периодизации  этнографа М.М. Ковалевского, патриархальная семья пришла на смену матриархата. Главенство женщины в семье имело место во время охотничьего быта, примерно 2 миллиона лет назад, но с переходом к земледелию  и образованию общин, женщина утратила свои права, как  главы, имущество начало становится объектом собственности семьи, после чего право распоряжаться получил мужчина. Родство стали отмечать по  мужской линии, вся община подчинялась одному человеку – отцу, мужу. В это же время появилось понятие, как право наследования, которое сохранилось в некоторых странах и по сей день.

Древние Греция, Рим, Египет существовали на единственном праве наследования: королевские семьи, как известно, передавали свой трон от отца к старшему сыну. Этот же принцип сохранялся и в средние века. Даже если наследнику было всего несколько лет от роду, он все равно короновался, а до его совершеннолетия страной управлял опекун. Любая женщина, несмотря даже на самое высокое положение в обществе, была всего лишь  женщиной – хранительницей домашнего очага.

Несмотря на то, что с тех времен многое изменилось, патриархальная семья и сейчас довольно распространенное явление. Право наследования в обычных семьях кануло в лету, общество стало намного цивилизованнее, но все же патриархат означает главенство мужчины.

Если не вдаваться в научные термины, семья с мужчиной во главе – привычное дело в современном мире. Несмотряя на демократизацию общества, равноправие мужчин и женщин, супруг часто являетсяя единственным кормильцем в семье, а женщина, по всемирно устоявшемуся стериотипу, должна отдавать все свое свободное время домашним хлопотам и уходу за детьми.

В партиархальной семье негласно жена подчиняется мужу, а дети, в свою очередь, родителям. В основе главенства мужчины лежит его экономическая независимость -  он работает, получает зарплату, содержит семью. В силу того, что он является кормильцем, он и принимает главные решения: на какой кружок записать ребенка, когда можно купить жене шубу, куда поехать летом отдыхать. Даже если супруга имеет работу и приносит в семью достаточно большие суммы, финансами все равно распоряжается муж.

Русская семейная традиция имеет долгую историю, которая  в конечном итоге воплотилась в XVI веке в «Домострое». В эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядоччивании, на свет появилась так много критикуемая в нынешнее время замечательная книга Домострой. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, называемая Домострой, имеет в себе вещи очень полезные, поучения  и наказания  всяякому христианину, мужу и жене, и детям, и прислуге». Само словосочетание «домострой» появляется в русском языке как соответствие греческому «экономика» (ойкос – дом, номос – закон, правление).

В «Домострое» нарисована картина  русской жизни и семейного  быта, кодекс норм поведения в  отношениях мужа и жены, родителей и детей, хозяев и слуг, и всех их вместе к Богу и властям.

По «Домострою» государство, церковь и семья связаны  неразрывно. Государство стоит на твердом фундаменте – семье, и как во главе государства стоит царь, так во главе семьи стоит муж, глава и хозяин всему дому. На уровне семейного хозяйства повторяется государственная монархическая система управления и подчинения. Эта норма соответствует Священному Писанию. Ибо, по словам апостола Павла «не муж от жены но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа».

Владыка  дома, государь в своем семейном государстве, призван думать не об одном себе, а обо всех членах. За них он ответственен перед Богом, царем, обществом за семью и дома давали хозяину широкие права. Он был вправе наказывать, прощать, наставлять. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости. Домострой рекомедует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько», «за руку держа». Поэтому лучше наказывать без гнева, наедине, чтобы не обидеть, а после наказания пожалеть. «… отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении  наставлении Господнем», «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали», говорит апостол Павел.

Детей Домострой с раннего детства приучал воспитывать на православных христианских ценностях, при этом наказывая за  провинности. Это  характерно для всего Средневековья, когда детей с пеленок воспитывали в спартанском духе, и взгляд на ребенка был, как на маленького взрослого. Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении (приготовление для дочерей приданого «не вдруг», а заранее,  по словам апостола: «не дети должны собирать имение для родителей,  но родители для детей».

Отношения повиновения распространялись на всех живущих в доме:  перед его влаадыкой все были, как дети. Именно так учит апостол Павел детей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость», «Дети, будьте послушны  родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.

Жена в доме – государыня, вторая в семейной иерархии. Она должна была «прислушиваться к мужу», покоряясь ему во всем, советуясь «как на люди ходить, и к себе гостей приглашать, и с гостями беседовать». Нельзя сказать, что жена была лишена некоторой самостоятельности, но вся ее жизнь, впрочем, как и мужа должнаа быть направлена на семейное благополучие. Положение жены, опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Сферы мужа и жены различались: он заготавливал, был кормильцем, она сберегала, на ее плечах лежала организацияя хранения вещей и продуктов. Добрая жена своими неустанными трудами (готовка, рукоделие, уборка, стирка) собирает богатство дома. Такую хозяйку Домострой ставит очень высоко, дороже «камня многоценного», «добрая жена хвала ужу и честь».

Домострой содержит многочисленные наставления о том, как государю и государыне вести хозяйство. Быт предстает со страниц Домостроя со многими конкретными подробностями. Через хозяйственные предписания поступают деловые и житейские советы, характеризующие личностные ориентиры в обществе того времени. Всякий человек может жить по своему достатку: «Всякий человек, богатый и бедный, великий и малый, по своему достатку и по своему имению какой двор содержать и всякий запас, по этому и людей содержать и всякий обиход, по тому и есть, и пить, с какими людьми сходится». Хороший хозяин, независимо от его социального статуса, а, руководствуясь, в первую очередь, своими доходами, заблаговременно делает запасы впрок, в случае неурожая и подорожания не быть застигнутым врасплох. Домострой содержит в себе и «Лечебник из многих мудрецов. О различных лечебных средствах, способствующих здоровью человека».

Домострой осуждает расточительность, и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. Все это характерно для XV и XVI вв, когда и эпоха, и общество и люди не были заражены потребительством.

Домострой резко осуждает пьянство. Подворье зажиточного горожанина, купца или ремесленника, (соответствие среднему классу) у кого есть прислуга, в Домострое не огораживается от всего мира высоким забором. Оно было связано с рынком в экономическом отношении, а в плане человеческих взаимоотношений – с соседями. В Домострое предусматривалась соседская помощь и взаимовыручка, вплоть до того, что «если у соседа не достает семян, лошади или коровы, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги». Для роста населения необходимо чтобы в семье было как минимум трое детей – двое вопроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционные семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству. О прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространиние рода.

Идеалы Домостроя на долгие годыоказывали влияние на традиционную семью в России. Эти идеалы живы и в некоторых крепких православных семьях и по сей день.

Феминизм и эмансипация – что это за понятия, чем они отличаются и в какой взаимосвязи они находятся, и есть ли она вообще? То, каким на сегодняшний день сложилось общество и отношения между представителями разного пола, формировалось историей всего мира. Мысль. Озвученная когда-то давно о том, что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами породила такое явление, как эмансипация. Об этом подробнее и поговорим.

Возникновение женского движения за освобождение от угнетений, какой-либо зависимости и ограничений берет свое начало в далекой и своенравной Франции. В 1830 году в разгар июльской революции появился и сам термин «emamcipation de la femme». Во времена развития эмансипации создавались особые женские клубы, где участницы движения защищали свои права в особых печатных органах. Лидеры женского движения даже предложили представительницам своего пола надеть мужские костюмы, чтобы избавиться от внешних различий полов. Подобным жестом женщины в брюках окончательно ввели мужчин в полное негодование, чем и спровоцировали принятие постановления лишить женщин права иметь свои собрания. Вскоре и женские клубы были закрыты. Казалось бы, стоило поутихомирить свой пыл, но француженки решили продолжить свой неравный бой.

После того, как женщинам предоставили свободу и «право голоса» они потребовали полное уравнение в правах. В дальнейшем можно предположить, что  эмансипация рождает такое понятие, как «феминизм». Если процесс эмансипации предполагает освобождение от гнета и зависимости, то феминизм – это общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Вот такая история.

Несколько позже движение за свободу и права женщин почтило своим присутвием и Россию. Революция 1917 года стала самым крупным событием для эмансипации русских женщин. Опыт  борьбы большевичек показывает эффективный пример в преодолении притеснения представительниц «слабого пола». Индустриальное развитие общества радикально изменило взгляды ии сознание российских женщин.

Старая семейная экономическая модель базировалась, прежде всего, на производстве благ для семейного потребления. Дамы проводили всю свою жизнь в пределах дома. Единственное общество, с которым им приходилось общаться, была семья. Однако в дальнейшем машинная индустрия полностью разрушает отдельное домашнее производство, чем вынуждает женщин искать работу уже вне дома. Вот здесь они начинают осознавать и ощущать всю степень угнетенияя, которая не ощущущалась в семье. Раскрывается правда о наличии меньшего перечня прав, чем у мужчин. Все это заставляет их стремиться защищать свои интересы. Надо отметить, им это удавалось.

Подведем итоги.

Последствия эмансипации носят как положительный, так и отрицательный характер. Давайте выясним, выиграли мы либо проиграли в этом сражении. Начнем с хорошего:

- женщина перестала быть вещью, которой муж мог распоряжаться по своему усмотрению;

- теперь мы вправе получать высшее образование;

- нам позволено иметь свое мнение и право голоса;

- женщины имеют право работать;

- есть возможность добиться определенного социального статуса.

Теперь о грустном:

- мужчины сочли, что женщины отвоевали себя не право, а обязанность работать, всвязи с чем решили самоустарониться от ответственности и обязательств;

- отвоеванная свобода и сила представительниц прекрасной половины человечества спровоцировала слабость противоположного пола;

- сложность взаимоотношений между мужчиной и женщиной как результат нарушения принципа взаимодополняемости;

- тяжелая работа благополучно легла на «хрупкие» плечи. И бревна тягают, и шпалы таскают,

- женщиныы стали жертвой проституции, наркомании, алкоголизма, возросло и число абортов.

Как известно, все хорошо в меру. Остальное уже явление «нездоровое». Так и получилось в случае с эмансипацией, немного перестарались.

Вопросы для обсуждения:

- Патриархальная семья  - это пережиток прошлого?

- Как повлияла эмансипация женщин на институт семьи и брака?

Гражданский брак.

В современном мире очень часто приходится слышать словосочетание «гражданский брак», чаще всего под этим словосочетанием понимают незарегистрированные в ЗАГСе отношения, при которых мужчина и женщина живут вместет  и ведут совместное хозяйство.

- Как вы полагаете, гражданский брак – это первый шаг к семейной жизни?

Идеальные мужья и идеальные жены.

Упражнение «Кино про жизнь».

Подростки делятся на две группы – девочки и мальчики. Девочки составвляют сценарий на тему «Идеальный муж», а мальчики – «Идеальная жена». Задача -  максимально раскрыть какой должна быть идеальная жена и идеальный муж, какими достоинствами они должны облададать. Завершенные работы группы представляют друг другу. Затем следует обсуждение, насколько возможны такие персонажи в реальной жизни, легко ли соответствовать чьим-то представлениям об идеале.

Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали о семье и отношениях между мужчиной  и женщиной?

- Какое  место в жизни современного человека занимает семья?

- Собираетесь ли вы в дальнейшем заводить семью?

- Каковы роли мужа и жены в семье?

- Как  я буду строить отношеняи со своим мужем (женой)?

- Каковы  мои идеалы семейной жизни и насколько легко им соответствовать? Готов ли я сам меняться ради того, чтобы соответствовать  чьим-то ожиданиям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия ритмической гимнастикой в старших классах

Проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений девушек старшеклассниц.Зачастую мальчики желая показат...

Элементарные методы решения диофантовых уравнений на факультативных занятиях в старших классах

Данная работа посвящена одному из наиболее интересных разделов теории чисел - решение диофантовых уравнений (неопределённых уравнений). В работе была сделана попытка систематизировать методы решения и...

Методические рекомендации "Специальные релаксационные упражнения, выполняемые на занятиях в старших классах"

Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические и организационные условия, необходимые для получения воспитательно – развивающего результата. В прилагаемом методическом...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...

Система лекций блоков и зачётных занятий в старших классах по физике, как фактор развития творческого мышления учащихся

В стране идут социально-экономические преобразования. Обществу нужны люди творческие, активные, способные нестандартно решать поставленные задачи. В школе нужно создать условия для развития творческой...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Из опыта проведения семинарского занятия с использованием способа диалектического обучения на уроках химии в старших классах. 11 класс, тема: «Химический процесс».

В данной статье автор публикует опыт проведения семинаров на уроках химии в старших классах. Активная целенаправленная работа старшеклассников с содержанием и объёмом понятий, составление вопросов-пон...