"НЕЗАЖИВАЮЩИЕ РАНЫ ВОЙНЫ НА ТЕЛЕ НАШЕЙ РОДИНЫ"
методическая разработка (9 класс)

Кривошеина Наталья Степановна

Конкурсная работа «Незаживающие раны войны на теле нашей Родины» - сценарий классного часа в рамках муниципального этапа регионального конкурса методических разработок «Уроки Победы». Основная тема, проходящая через все мероприятие - «забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Отчизны во имя мира на земле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_75-letiyu_vov.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629860 ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой, 4 мкр., д.39А, тел(факс)34934 9 – 31- 77  urengoi1@pur.yanao.ru

«НЕЗАЖИВАЮЩИЕ РАНЫ ВОЙНЫ

НА ТЕЛЕ НАШЕЙ РОДИНЫ»

Методическая разработка классного часа для учащихся 8-11 классов

в рамках муниципального этапа регионального конкурса

 методических разработок «Уроки Победы»,

посвящённого 75-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Автор: классный воспитатель

                                                         Кривошеина Н.С.

п. г. т. Уренгой

2020 г.

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе МБОУ «СОШ №1» п. г. т. Уренгой Пуровского района является духовно-нравственное направление, частью которого выступает гражданско-патриотическое воспитание. В воспитательной работе кадетских классов школы патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития личности. В деле воспитания школьников патриотами эффективными формами  работы являются мероприятия, уроки, занятия, помогающие ребятам найти тот образ героя, который поведет за собой, послужит примером отваги, мужества, героизма во благо своей Родины.

«Увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодёжи» - данная тема особенно актуальна в юбилейный год Великой Победы. Предлагаемый классный час является одним из цикла мероприятий, посвященных 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г., рассчитан на детей 14 - 17 лет.

Зная, что пусковым механизмом мышления является эмоциональная окраска, в мероприятие включены: музыкальное сопровождение, видеоролики, стихи, беседы. Воспитательный процесс организован с ориентацией на накопленный опыт участия детей в мероприятиях патриотической направленности, их эмоции, впечатления, на все то, что является основой  развития  чувства долга, гражданственности, любви к Родине.

Материалы, используемые в ходе мероприятия, способствуют формированию у воспитанников патриотической позиции,  способности эмоционально передавать смысл прочитанных стихотворений, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы.

Конкурсная работа «Незаживающие раны войны на теле нашей Родины» - сценарий классного часа в рамках муниципального этапа регионального конкурса методических разработок «Уроки Победы». Основная тема, проходящая через все мероприятие - «забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Отчизны во имя мира на земле».

Цель: воспитание у школьников уважительного отношения к исторической памяти своего народа; формирование знаний о событиях ВОВ.

Задачи:

  • образовательные: познакомить школьников с малоизвестными событиями Великой Отечественной войны, расширить знания о ВОВ;
  • воспитательные: пробудить в ребятах гордость за свою страну, за Великую Победу;
  • развивающие: создать атмосферу общения с детьми, которая будет стимулировать проявление чувства сострадания, сопереживания; создать атмосферу гордости за Великую Победу советского народа в борьбе с фашизмом.

Тип занятия: внеклассное мероприятие интегрированного характера (история, литература, музыка, хореография, технология).

Участники: руководители и учащиеся кадетских классов, учащиеся  8 – 11 классов.

Место проведения: актовый зал школы

Дата проведения: по плану воспитательной работы школы, накануне 9 Мая.

Оформление: Презентация в формате  программы Power Point; Макет Памятного  Знака у с. Шопино; ростовые цветы.

Аудиофайлы: Аудиозапись голоса Левитана о начале и об окончании ВОВ, звук метронома.

Видеофайлы: Видеоролики «Памятный Знак у с. Шопино», «Скорбящая псковитянка»,  «Вечная слава павшим в Великой Отечественной войне».

Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, информационный материал (ресурсы из интернета), видеоролики.

Предварительная работа: обсуждение с учащимися темы классного часа; подбор школьниками информации и стихотворений в библиотеке и сети интернет; создание презентации, подготовка чтецов к выступлению.

Ход мероприятия:

Слайд 1.  Учитель:

Когда это будет – не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

        Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Время неумолимо идет вперед. Редеют ряды ветеранов и свидетелей той войны. И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех, кто отдал свои жизни за Родину, за мир на земле, за наше счастливое будущее. Сегодня я хочу еще раз напомнить вам о том, какой ценой далась Победа нашему народу.

Слайд 2. 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война.

Звучит голос Левитана.

Слайд 3. Война – это 4 года сражений. Это 1 418 бессонных дней и ночей. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 40 лет!

Беседа. Ребята, а что вы знаете о ВОВ? (Ответы детей. Скорее всего, это названия самых значимых сражений: Сталинградская битва; Блокада Ленинграда; Битва на Днепре; Курская дуга и танковое сражение под Прохоровкой и т.д.).

Учитель: Все правильно. Сейчас вы назвали много исторических фактов, о которых узнали на уроках истории и литературы. Но сегодня я расскажу вам о малоизвестных событиях той далекой войны.

Слайд 4. Сообщение. В конце августа 1941 года немцы фактически завершили окружение Ленинграда. До начала блокады оставались считанные дни. Перед тем как захватить крупный железнодорожный узел Мга, противник занял окрестные деревни.  В одной из них – Сологубовке – 28 августа была зверски замучена и расстреляна молодая женщина, мать пятерых маленьких детей Ульяна Финагина. «В первые дни оккупации в дом, где жили Ульяна, её дети и свекровь, постучался мужчина. Он назвался партизаном, попросился переночевать. Женщины пожалели его, накормили и уложили спать. Утром Ульяна дала ему тёплую одежду мужа, который был на фронте, и постоялец ушёл. Через некоторое время пришли немцы, а вместе с ними и «постоялец» – он оказался провокатором. Ульяну увели. А несколько дней спустя оккупанты согнали всю деревню на берег реки Мги, здесь они устроили «показательный суд». Избитую Ульяну выволокли с завязанными глазами, привязали к березе. Когда зачитали приговор, пожилая свекровь закричала: «Меня, меня вместо неё расстреляйте, это я пустила в дом партизана…» Тогда немец спросил у полицая, кто давал пищу и одежду. «Молодая», – бросил тот. Ульяну расстреляли тут же, около берёзы, к которой она была привязана за косы. У одного из её сыновей при виде этой страшной картины отнялись ноги. А через несколько дней от голода умерла её грудная дочка…». Сегодня в Сологубовке мало тех, кто помнит войну, но Ульяна Финагина осталась в народной памяти. Так, памятник скорбящей матери для многих стал памятником Ульяне Финагиной, и не случайно возле нее всегда – живые цветы.

Ученик читает стихотворение Б. Пастернака «Страшная сказка». (Приложение 1)

Слайд 5. Учитель. Сообщение. Никто не забыт, и ничто не забыто… Навсегда останутся в памяти бои за Перемиловскую высоту. Здесь 28 ноября 1941 года началось решающее сражение в битве за Москву. Немецкие войска, захватив Яхрому, встали на восточном берегу канала имени Москвы. Они планировали взять Дмитров и сомкнуть кольцо блокады вокруг столицы, а водой из канала затопить Москву. Немцы не сомневались в успехе, ведь следом шла знаменитая 7-ая танковая дивизия, сходу овладевшая Парижем. Что ей какой-то небольшой городок? Но их ждал сюрприз. Чтобы фашисты не могли использовать канал и прилегающие к нему дороги, башни управления на третьем и четвертом шлюзах, железнодорожный мост между станциями «Яхрома» и «Турист» и автодорожный Рогачевский мост в Дмитрове были взорваны. Части мостов упали в русло канала и перегородили его. Начался ожесточенный бой. Оборону на Перемиловской высоте держали не только регулярные части Красной Армии, но и московские ополченцы и морские пехотинцы, сформированные из сошедших на берег матросов. Их черные шинели и темные пальто четко выделялись на снегу. Неподготовленные, они шли в атаку в полный рост, и после боя все поле было усеяно черными силуэтами на белом снегу. Это был самый восточный пункт, которого достигли фашистские войска, наступавшие на Москву. Однако дальше врагу пройти не удалось. В результате ожесточенных боев именно на Перемиловской высоте в конце ноября - начале декабря 41-го года немецкие войска были впервые разгромлены и отброшены от столицы на запад.

Ученик: 6 декабря 1966 года к 25-летию победы под Москвой на Перемиловской высоте установили памятную композицию. На постаменте памятника Воину – освободителю высечены слова:

Запомните! От этого порога,

В лавине крови, дыма и невзгод

Здесь в сорок первом началась дорога

В победный сорок пятый год. (Р. Рождественский)

Слайд 6. Учитель. Сообщение. Осенью 1941 года на Брянщине фашисты громили советские военные подразделения. Красноармейцы спасались в глухих брянских лесах, и 24 октября 1941 года группа советских солдат зашла в лесную деревню Хацунь. В тот момент в деревне находились не только местные жители: в ней укрывались от бомбежек жители Брянска и соседних деревень. Вечером пришли немецкие разведчики и их пленные. Красноармейцы освободили пленных и убили трех немецких солдат. Они не знали, что в то время в фашистских войсках действовал указ: за каждого убитого немецкого солдата казнить сто местных жителей. И утром 25 октября три отряда карателей собрали всех, кто находился в деревне. Некоторых жителей казнили с особой жестокостью. Остальных расстреляли, а деревню сожгли. В Хацунской трагедии погибло 318 человек, среди них – 60 детей. Через несколько месяцев захватчики сожгли всю деревню дотла. Деревня Хацунь - одна из первых жертв фашизма на русской земле. 8 мая  2005 г.  на месте трагедии был открыт мемориальный комплекс «Хацунь». Это первый в России памятник селам, уничтоженным фашистами в годы Великой Отечественной войны. Центральное место в мемориальном комплексе занимает скульптурная композиция.  Старик, пытающийся собой закрыть рыдающую мать и ребенка.

Ученик читает отрывок стихотворения «По дороге Карачев – Брянск» А. Мехедова. (Приложение 2)

Слайд 7. Учитель. Сообщение. В Смоленской области, примерно в 10 километрах от Вязьмы, в местечке Красный Холм в 1985 году был открыт мемориал «Поле Памяти», посвященный трагическим событиям Великой Отечественной войны. Здесь в октябре 1941 года, пытаясь вырваться из вражеского кольца, погибли тысячи советских солдат, офицеров, мирных жителей, а также народных ополченцев 8-ой стрелковой дивизии. В составе 22-го стрелкового полка дивизии были сформированы две уникальные роты, в которой сражались литераторы и писатели. Единственное в мировой истории подобное войсковое соединение получило название «Писательская рота».

Ученик читает стихотворение Зинаиды Олифер «Поле памяти войны». (Приложение 3)

Беседа. Ребята, назовите одно из решающих сражений ВОВ, которое стало её переломным моментом. (Ответы детей).

Учитель: Да, правильно. Это Курская битва. Мы знаем, что это было самое крупное танковое сражение в истории. Но мало кто знает, как начинался этот бой. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик «Памятный Знак у с. Шопино», который подготовили учащиеся кадетского казачьего класса «Ермак», участвуя в региональном конкурсе «ЮнАрктика».

Просмотр видеоролика.

Слайд 8. Учитель: Деревня Красуха. Псковская область. 300 км от Питера. В ноябре 1943 года недалеко от деревни подорвалась на мине немецкая автомашина с немецким генералом, начальником штаба группы армий «Курляндия». Фашист был легко ранен... В отместку за подрыв 27 ноября 1943 немцы согнали в сарай и сожгли заживо 280 жителей деревни и беженцев. Деревню после войны уже не восстанавливали. В 1960-х на месте трагедии был создан мемориал "Скорбящая псковитянка».  

Просмотр видеоролика.

Слайд 9. Учитель: Конец октября 1943-го. В тот страшный осенний день фашисты вошли в деревню Большое Заречье, что в 100 километрах от Петербурга. Они без суда и следствия расстреляли часть жителей, а тех, кто остался в живых, согнали в избу, расположенную в соседней деревне под названием Глумицы. Людей заперли в деревянном строении и подожгли. В страшных муках погибли 66 человек, в том числе 19 детей. Деревне Большое Заречье так и не суждено было возродиться из пепла. Печи, оставшиеся после того, как фашисты полностью выжгли деревню, стали символом страшной трагедии. Тем не менее, жизнь здесь продолжается: каждую весну в эти края прилетают аисты, чтобы поселиться в гнезде, свитом на поминальной колокольне в самом центре мемориала «Большое заречье – русская Хатынь».

Ученик читает стихотворение Б. Новикова «Давно ушла от нас война». (Приложение 4)

Звучит голос Левитана о Победе.

Слайд 10. Учитель: Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память… Память – это признание. Память – это мгновения. Память – это верность живых.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем об этой страшной войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы

фашизм не повторился вновь.

Эта память - верьте, люди - всей земле нужна:

Если мы войну забудем – вновь придет война. (Р.Рождественский)

Видеоролик «Вечная слава павшим в Великой Отечественной войне».

Слайд 11. Учитель: 9 мая мы отмечаем светлый и радостный праздник – День Победы! Дорогой ценой досталась нам эта победа. Так давайте же склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти.

Звук метронома. Минута молчания.

Ученик читает стихотворение А. Шамарина «Никто не забыт». (Приложение 5)

Рефлексия

  • Ребята, как вы считаете, должны ли мы, спустя 75 лет, возвращаться к тем трагическим страницам нашей истории?
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей).

Слайд 12. Учитель: Спасибо всем за участие. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа. Желаю вам быть настоящими патриотами своей страны.

Использованные интернет ресурсы:

Интернет-поисковик: www.yandex.ruwww.tfile.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дни_воинской_славы_России 

https://rosuchebnik.ru/material/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-na-temu-den-pobedy-6338/

http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/pole-pamjati-voiny.html

https://youtu.be/um21DJtZ1TM

ZvukiPro.comzvukiludei/450-golos-levitana.html 

https://Lalamus © 2013-2018 

https://victory-day.ru 

Порхов / Панченко Ирена Язеповна - Л. :Лениздат, 1979. - 108 с. : ил. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. - порхов.djvu; CD-1 >>>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганистан - незаживающая рана.

Внеклассное мероприятие, посвящённое воинам-интернационалистам. Рассказывает об истории Афганской войны....

Афганистан- незаживающая рана (литературно-музыкальная композиция)

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан – незаживающая рана»Автор: Шрейдер Н.Г., педагог дополнительного образованияМОУДОД "Центр детского творчества" (Звучит фонограмма из к/ф «Офиц...

Классный час "Афганистан-незаживающая рана"

Патриотическое воспитание обучающихся...

"Афганистан - незаживающая рана" к 25- летию вывода войск из Афганистана

Сценарий встречи с   воинами -интернационалистами , выполнявшими  свой воинский долг за пределами России....

«Афганистан – незаживающая рана».

Сценарий торжественной линейки, посвященной памяти участникам боевых действий в Афганистане....

Классный час "Холокост - незаживающая рана".

"Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями."И. Бауэр Аудитория: 7-11 классы.Цель  классного часа: изучение  матери...

классный час Афганистан –незаживающая рана

Цель:·        ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан;·        причиной вывода войск;&mi...