Познавательная игра-квест "Лаборатория Здоровья"
методическая разработка

Волкова Ирина Викторовна

Методическая разработка содержит познавательный и увлекательный материал о пяти внешних чувствах человека. Сценарий может быть использован для проведения уроков здоровья .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_zdorovya_microsoft_word.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра-квест

«Лаборатория Здоровья»

Ведущий: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья.

Ведущий: Вот и мы обращаемся к вам - здравствуйте, дорогие ребята.

Ведущий: В начале нашей встречи хотим вам пожелать самого главного и необходимого для каждого человека – это здоровья.

Ведущий: Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем одной из важных тем наших дней – здоровому образу жизни!

Ведущий: Здоровый образ жизни и зарядка неразделимы!

Ведущий: Рано утром не ленись на зарядку становись!

Ведущий: По утрам зарядку делай, будешь сильным,  будешь смелым!

Проводится «Веселая музыкальная зарядка»

(дети делятся на команды, проводится игра-квест по 7 станциям - лабораториям)

(Участвуют команды: «Спорт», «Новое поколение», «Иммунитет», «Пульс», «Витамины», «Олимпийцы», «Друзья здоровья».

Задача команд: выполнить задание в каждой лаборатории и получить  часть своего девиза, после прохождения всех станций команды хором произносят собранные девизы. 

  1. Чтоб         здоровыми и сильными        быть, надо всем        со спортом дружить!         - «Спорт»
  2. Смело, дружно, с оптимизмом -         мы за здоровый        образ жизни! - «Новое поколение»        
  3. Здоровью -        да, болезни - нет!

Крепок наш иммунитет!        - «Иммунитет»

  1. Пусть бьется пульс быстрей,

Будем мы сильней! – «Пульс»        

  1. Никогда не унываем, и улыбка на лице,

потому что принимаем витамины А,В,С! - «Витамины»

  1. Нам        приснился дивный сон,

Что «олимпийцы» - чемпион! - «Олимпийцы»        

  1. Быть   здоровыми стремимся, мы играем и резвимся! - «Друзья здоровья»)

Лаборатория здоровья №1

Вы попали в лабораторию  зрения.

Что такое зрение? (дети отвечают)

Зрение – это одно из пяти внешних чувств человека.  Благодаря зрению  мы получаем огромное количество информации об окружающем мире.

Посмотрите вокруг. Ребята, что   вы увидели? (перечисляют)

А с помощью чего вы смогли посмотреть на эту красоту? 

Глаз — один из самых сложных органов человеческого организма.    

  Он таит в себе множество секретов и вот лишь некоторые из них:

«Секреты глаз»

Человек моргает около 14 000 раз в сутки.

Глаз быстро заживает — ему потребуется всего около 2 дней, чтобы справиться с царапиной роговицы.

«Красные глаза» появляются на фотографиях, когда свет от вспышки «отскакивает» от задней части глаза.

Самый распространенный цвет глаз в мире — карий.

Глазные мышцы — самые быстрые в теле. Не зря говорят «в мгновение ока»!

Человек видит мозгом, а не глазами. Глаза функционируют как камера, захватывая свет и отправляя данные в мозг.

Когда человек говорит, он чаще моргает.

Глаза являются вторым наиболее сложным органом после мозга.

Функция слез заключается в том, чтобы содержать глаз в чистоте, но ученые до сих пор не понимают, почему мы плачем, когда расстроены.

Когда человек смотрит на того, кого любит, его зрачки глаз расширяются на 45%, почти вполовину.

 Сейчас мы  сделаем для глаз специальную гимнастику, чтобы наши глазки всегда были здоровы и подготовились к игре.

Гимнастика:

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.5 раз 
  2. Часто-часто поморгайте глазами
  3.  Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
  4. А что еще  нужно для глаз? (витамины)

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

 Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью  игры, хорошие ли помощники для нас глаза и могут ли они нас обмануть? 

Игра «Цветные слова»: написаны названия цветов разными цветыми, ребятам нужно не читать, а называть названия цветов. Кто прочтет все слова и не ошибется, тот выигрывает.

Лаборатория здоровья № 2

 Вы попали в лабораторию  осязания.

 Что такое осязание? (ответы детей)

Осязание – это одно из пяти внешних чувств человека. Это ощущение давления, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-либо. Орган осязания – это наша кожа. Кожа способна предупреждать человека об опасности. Как? (одергивать руку при прикосновении об острые и горячие предметы…)

Что мы можем ощущать руками? Какие свойства предметов? (ответы детей)

Кожа позволяет человеку узнать многое о предметах, которые его окружают. На ощупь можно определить форму и размеры предмета, узнать, гладкий предмет или шершавый, холодный или теплый.

«Интересные факты об осязании»

Кровь на анализ всегда берут из безымянного пальца, так как он меньше других участвует в какой бы то ни было деятельности, и кожа на нем наименее грубая.

Палец человека может почувствовать на очень гладкой поверхности микроба.

Самым чувствительным является указательный палец на руке.

Большое количество инфекций проникают в человеческий организм через грязные руки. Это происходит тогда, когда человек не моет руки и касается ими губ, носа, глаз, лица. Бактерии и вирусы с легкостью проникают в организм. (правило: чтоб быть здоровым, нужно чаще мыть руки)

По статистике 3-е из 10 человек совсем не моют руки с мылом, а один из 10 ни разу не моет их в течение всего дня.

Интересно, что женщины чаще и тщательнее моют руки, чем мужчины..

Главным органом осязания человека является рука.

Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, ведь именно там наиболее плотно располагаются кожные рецепторы.

Сейчас мы будем работать нашими    ручками, а точнее  пальчиками  наших рук.  

 Проводится игра «Отгадай предмет на ощупь.» В коробке с двух сторон проделаны отверстия. Дети просовывают руки в них и отгадывают, что в ней лежит. Передняя стена коробки вырезана, поэтому зрители будут видеть тот предмет, который находится в коробке.

Лаборатория здоровья № 3

 Вы попали в лабораторию  слуха.

Слух для человека - это большая ценность. Главный орган слуха – это уши.

Зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни? (ответы детей)

Благодаря им мы хорошо слышим окружающие нас звуки (пение птиц, голос человека, звук машин, музыку и т. д.).

Мы можем определить уровень звука: громко или тихо, а также дальность звука или откуда он исходит.

Благодаря слуху мы получаем огромное количество информации об окружающем мире.

 «Интересные факты о слухе»

Уши растут всю нашу жизнь, как и нос. Причем уши одного человека между собой совершенно разные, как внутри, так и снаружи.

Шум ослабляет иммунитет человека.  

Наши  уши не перестают работать даже во сне, продолжая слышать звуки. Однако наш мозг их игнорирует.

У детей слух намного более чуткий, чем у взрослых. В течение жизни мы слышим всё хуже и хуже – этот процесс не остановить.

Свой голос человек слышит не так, как люди вокруг. Окружающие воспринимают наш голос совершенно иначе, потому как слышат его намного «чище».

Каждый год более 300 тысяч человек в мире лишаются слуха из-за неправильного использования ватных палочек.

В отличие от отпечаток пальцев, форма ушей у людей не уникальна. В природе существует ровно 28 ушных «шаблонов».

Если человек хочет что-то расслышать, то пододвигает к источнику звука правое ухо, даже если слышит одинаково хорошо обоими. Это просто рефлекс.

Звук храпа   может быть почти таким же громким, как шум работы дрели.

Основной причиной проблем со слухом является сильное воздействие шумов. Чаще всего страдают люди, работающие в шумных местах, например, на заводах, где постоянно высок шумовой фон. (помните, чтобы сохранить слух, нельзя слушать громкую музыку, ограничивать время присутствия в помещениях с сильным шумом)

А сейчас давайте поиграем в игры, в которой без ушей мы никак не справимся.

Игра «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий  - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Ведущий: Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!". (говорит ребенок)

Ведущий: Глаза  открывай:

Кто позвал тебя, узнай!

Игра «Угадай звук»

Дети прослушивают различные звуки и отгадывают, что это за звук.

 

Лаборатория здоровья № 4

Вы попали в лабораторию  обоняния.

Что такое обоняние? (дети отвечают)

Обоняние – это одно из пяти внешних чувств человека.

 Назовите орган обоняния. (нос).

 Обоняние — это способность ощущать пахучие вещества, рассеянные в воздухе, которые соединяются с обонятельными рецепторами, расположенными у нас в носу. Так что получается, что бы вы ни нюхали — на самом деле это крошечные частички определённого вещества прикрепляются к рецепторам в вашем носу. Забавно, да?

Помогает ли нос нам в жизни? (ответы детей). Нос задерживает вредные микробы, чтобы они не попали к нам в организм. Также он может рассказать нам об опасности. Как? (ответы детей)

«Интересные факты об обонянии»

Не все одинаково воспринимают один и тот же запах. Например, пока вы чувствуете аромат чего-то одного, вашему другу может пахнуть совершенно иным. Это всё сводится к генетике. Для того, чтобы мы могли ощущать запах чего-то, в нашем генетическом коде это должно быть запрограммировано.

Наше обоняние оказывает огромное влияние на наш вкус. В любом случае, то, какие продукты питания нравятся человеку, записано в его генах. Всё потому, что вкусовое восприятие пищи зависит от того, можем ли мы ощущать определённые запахи.

Во время насморка вы наверняка замечали, что сначала не дышит одна ноздря, а потом — другая. На самом деле здоровый человек дышит так же неодинаково (то через правую ноздрю, то через левую), но поскольку в целом дыхание при этом удовлетворительное, он этого просто не замечает. У такого изменения проходимости ноздрей есть название — назальный (или носовой) цикл.

Характерный, отчётливый запах, который мы чувствуем после грозы, на самом деле является озоном. Это происходит потому, что во время грозы он образуется близко к поверхности Земли в результате электрических разрядов молнии.

 Сейчас подготовимся к игре и сделаем интересную дыхательную гимнастику, чтобы наш нос хорошо дышал.

«Дыхательная гимнастика»

Глубоко вдохнем мы воздух носом, ртом мы выдохнем его,1 вдох, 2 выдох.

Крылья носа мы погладим, разотрем, глубоко опять вдохнем.

Игра «Чудо – нос». Ребенку завязывают глаза. Отгадать по запаху, что это. Каждый ребенок в команде выполняет это задание.

Лаборатория здоровья № 5

Вы попали в лабораторию  вкуса.

Что такое вкус? (дети отвечают)

Вкус – это одно из пяти внешних чувств человека.

Назовите орган вкуса. (язык) Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.

Какие есть основные вкусы? (ответы детей)

Это горький, сладкий, соленый, кислый вкус.

Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. (картинка). Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир.

Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Значит, вкус — защитник организма, от которого напрямую зависит жизнь человека! Язык – один из сторожей нашего организма.

«Интересные факты о вкусе»

Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет. Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.

А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.

А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.

На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Задание «Заполни таблицу вкусов»

Кислый

Сладкий

Горький

Соленый

Я называю продукт, а вы говорите, какой он по вкусу: лимон, торт, конфета, перец, рябина, огурец в банке, капуста квашеная, шоколад, печенье, кетчуп, апельсин, крыжовник, уксус, соль, сахар, горчица, кофе, хрен, чеснок, лук, клюква, щавель, кислица, помидор, рыбные консервы, сгущенка, тушенка, сало копченое, варенье, компот, кисель, арбуз, дыня.

Лаборатория здоровья № 6

«Знатоки здорового образа жизни»

«Викторина здоровья». Ответьте на вопросы желательно одним словом (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров  этого вещества. Что это? (Вода).

3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)

4. Как называется одним словом рациональное распределение времени. (Режим)

5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)

6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)

7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена)

8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)

9. Добровольное отравление никотином. (Курение)

10. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

11. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это? (Сон)

12. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером? (Душ).

  «Пословицы о здоровье». Расставьте слова в правильной последовательности и прочитайте пословицу (за каждую правильно написанную пословицу 1 балл)

 

Неправильная пословица

Правильная пословица

1. Кто занимается силы, тот набирается спортом.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

2. Закаляй дела тело для с пользой своё.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

3. Утро зарядкой провожают, вечер прогулкой встречают.

Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.

 

4. Спорт и организм укрепляют туризм.

Спорт и туризм укрепляют организм.

5. Умеренность сто врачей целебнее, чем в еде.

Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей.

6. Завтрак отдай врагу, обед скушай сам, а ужин свой подели с другом.

Завтрак скушай сам, обед подели с другом, а ужин свой - отдай врагу.

7. Укладываясь спать бодрым, проснешься с пустым желудком.

Укладываясь спать с пустым желудком, проснешься бодрым.

8. От безделья чрезмерного - дурь закаляется, в труде активном - воля наживается.

От безделья чрезмерного - дурь наживается, в труде активном - воля закаляется.

9. Улыбка нам - сулит только человека, а злоба - продление века  старит .

Улыбка нам - сулит продление века, а злоба - только старит человека.

 

 

Лаборатория здоровья №7 «Раздумья о здоровье»

Задание: сочинить сказку на тему здоровья.

Название сказки «Волшебные рукавички»

Герои сказки:

  1. Дед
  2. Рукавички
  3. Градусник
  4. Заяц
  5. Лиса
  6. Волк

(подведение итогов игры-квеста, произнесение командами собранных девизов о здоровье)

Ведущий: Что самое ценное у человека? (здоровье)        

Ведущий: Что надо делать по утрам, чтоб быть здоровыми? (зарядку)

Ведущий: Берегите свое здоровье! Помните, ваше здоровье – в ваших руках!

Вместе: Мы желаем вам крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная программа «Курить – здоровью вредить!»

Цель: развитие у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм.                 ...

занятие познавательного цикла "Курить - здоровью вредить"

Формирование осознанного негативного отношения к курению. Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье. Коррекция мышления на основе аналитико -синтетической деятельности...

Сценарий познавательного мероприятия «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Мероприятие подготовлено с целью: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты; сформировать у школьников...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Дорожка здоровья»

Сценарий  спортивно-познавательного развлечения«Дорожка  здоровья» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Сценарий познавательной программы "Береги здоровье смолоду"

Познавательная игровая программа с целью приобщения детей к занятиям физкультурой и спортом, расширения знаний о здоровом образе жизни....

Игровой познавательный конкурс "В здоровом теле - здоровый дух"

Мероприятие  направлено на приобщение несовершеннолетних к здоровому образу жизни о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, с целью расширить знания о рациональном режиме дня,...