Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дню Российской науки, "Турнир эрудитов"
методическая разработка

Бельченко Галина Николаевна

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный дню Российской науки, "Турнир эрудитов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_eruditov_1.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир эрудитов, посвященный Дню науки (8 февраля)

для 9, 11 классов

Цель мероприятия: раскрытие творческих способностей, знаний и внутреннего потенциала старшеклассника. 

Задачи: 1)способствовать развитию умения работать в коллективе, чувства ответственности;

2) воспитывать любовь к научной, интеллектуальной деятельности;

3) развивать чувство общественной значимости науки, знаний в стране;

4)развивать логическое мышления, внимание и речь.
Форма: интеллектуальная игра

Оборудование : подборка вопросов, протокол ведения игры, два или больше столов со стульями для команд из шести человек, стол для ведущего и жюри (члены жюри ведут протокол, следят за временем и соблюдением правил игры), черный ящик, предметы-ответы на вопросы для черного ящика, песочные часы. Для черного ящика стекло, зеркало, обезьянка.
.

Ход мероприятия:

Звучат фанфары.  Выход ведущих. 

Ведущий 1: - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале собрались интеллектуалы нашей школы, ученики 9-11 классов, чтобы принять участие в турнире эрудитов! 

Ведущий 2: За звание лучших умов школы сегодня будут бороться 3 команды, поприветствуем их аплодисментами! Приглашаем команды игроков за столы

(Бодрая музыка фоном) 

Ведущий 1: Сегодня наша игра посвящена Дню российской науки и мы хотим, чтоб в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтоб, вы, ребята осознавали огромные возможности мировой науки.

Ведущий 2: Ведь, как известно, День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля.

Ведущий 1: Праздник был учрежден в 1999 году.
Ведущий 2:  А 8-го февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Ведущий 1:
В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.

Ведущий 2: Это немного об истории этого праздника. Вам сейчас необходимо придумать название команды и выбрать капитана.

(дается время- 1 минута)

Ведущий 1: Уважаемые игроки, представьте свою команду и капитана.

Ведущий 2: Представляем жюри:            ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                

Ведущий 1:  Оговорим правила игры.        

Ведущий 1: 1 . Игра ведется до шести баллов.

Ведущий 2: 2. Балл получает та команда, которая первой в течение минуты даст правильный ответ, не сделав при этом фальстарта

Ведущий 1: 3 .Команде не засчитывается балл, если она, подняв первой сигнальную карту, дала неправильный ответ. Право ответить передаётся в этом случае сопернику.

Ведущий 2: 4 .В случае фальстарта команда лишается права ответа, и вопрос задаётся только одной команде.

Ведущий 1: 5 .Выигрывает игру та команда, которая первая набрала 5 баллов.

Ведущий 2: 6. Если обе команды дали неправильный ответ на вопрос, ведущий может:

- отложить этот вопрос для следующего тура игры;

-не присуждать балл ни одной команде, а зачитать следующий вопрос;

Ведущий 1: 7 Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ведущий 2:  Во время игры жюри ведёт протокол игры.

Ведущий 1:  Итак, мы начинаем турнир.

(музыкальный фон)

1 ТУР:

1. О происхождении былинных богатырей говорят их прозвища: Алёша Попович - сын попа (священнослужителя), Илья Муромец - уроженец города Мурома. А что вам известно о происхождении Добрыни Никитича? (он сын купца) 

2.
 Вспомните сказку Корнея Чуковского «Телефон»: «А потом позвонил крокодил и со слезами просил… к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!» Сколько это – дюжина? (12) 

3. Русская история знала много гениев, но вот, он такой был один. Он потрясающе разносторонний человек, который преуспел во многих направлениях науки и искусства. Деятельность его охватывала различные сферы науки . Его труды внесли большой вклад в развитие математики, горного дела, естествознания, металлургии, истории, литературы, искусства и языкознания. Оком идёт речь? (Михаил Васильевич Ломоносов) 

4. 19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина, спустив ему игрушечную обезьянку. Что подарили англичане Павлову. (Павлов получил игрушечную собачку)

5. Пётр 1 хорошо знал аддицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Более того, в 1714 году он обязал своим царским указом знать это и дворянским детям, иначе им запрещалось жениться! О чём идёт речь, если сегодня это на уроках математики  делает каждый школьник? (4 математических действия: сложение, вычитание, умножение, деление) 

6. Вот описание этого необычного красочного атмосферного явления, данное советским исследователем Арктики Г. А. Ушаковым: «Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая-то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света...» Что это? О чем идет речь? (Северное (полярное) сияние)

7. Этот русский учёный разработал устройство для передачи сообщений с помощью электромагнитного излучения, который имел звонок с молоточком. Это давало возможность принимать радиосигналы, несущие информацию, - азбуку Морзе.  О ком речь? (Александр Степанович Попов)

8.Есть в нашей стране уникальный уголок. Здесь находится более сотни крупных и мелких гейзеров, его называют долиной Гейзеров. Самый большой гейзер – Великан, высота его фонтана достигает 50 м. От бесконечных извержений вся долина в клубах пара. В какой части России находится это удивительное место, открытое в 1941 г. геологом Т.И. Устиновой? (на Камчатке)

9. «Принцесса науки» - такое звание присвоила первой в мире женщине – математику стокгольмская газета, когда та приехала в Стокгольм читать курс высшей математики. Кто эта женщина? (Софья Васильевна Ковалевская)

10. Первая модель этого органа была создана советским ученым В. Демиховым в 1937 г. и применена в эксперименте на собаках. С помощью этого аппарата удавалось поддерживать кровообращение в организме собаки в течение двух с половиной часов. Однако более широкие исследования по этой проблеме начались лишь в конце 50-х гг 20 века. О модели какого внутреннего органа, созданного Владимиром Демиховым, идёт речь? (модель сердца)

9. Внимание! Черный ящик.
Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло.)

2 ТУР:

1.   Благодаря русским ученым, у многих иностранцев, Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией этого ученого. (Сергей Павлович Королёв)

 2. В конце 1960-х  этот физик сконструировал первый в мире полупроводниковый лазер на выращенных им гетероструктурах. В то время ученые активно искали способ усовершенствовать традиционные элементы радиосхем, и это удалось благодаря изобретению принципиально новых материалов, которые нужно было выращивать послойно, атом за атомом, причем из разных соединений. Выяснилось, что они могут излучать как лазеры, так и передавать данные. Это позволило создать компьютеры, компакт-диски, оптоволоконную связь, новые системы космической связи. В 2000 г этот академик удостоился Нобелевской премии по физике, о ком идет речь? (Жорес Иванович Алферов)

3. Один из авторов самого страшного оружия — водородной бомбы, стал обладателем Нобелевской премии мира. Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего» (Андрей Дмитриевич Сахаров)

4. Около 30 лет назад в Советском Союзе была очень популярной некая головоломка под названием «Пентамино». Ее суть заключалась в построении фигур на разлинованных полях. Популярность головоломки достигла такого уровня, что создавались и печатались специальные сборники с задачами.

Данная игра, с точки зрения математики, представляла собой отличный тест для компьютерной системы. В связи с этим научный сотрудник Академии наук СССР Алексей Пажитнов, разработал компьютерную программу по аналогии с головоломкой. Так появилась одна из популярнейших компьютерных игр в мире. О какой игре идет речь?  (Тетрис)

5. Терменвокс - оригинальный музыкальный инструмент, который издает необычные для человеческого уха «космические» звуки, разработанный Львом Терманом в 1919 году, стал основой для  системы устройств  подачи сигналов об опасности, аварийном состоянии, определенном событии и так далее. Назовите одним словом данную систему устройств. (Сигнализация)

6. Владимир Зворькин известен изобретением прибора ночного видения, электронного микроскопа и многими другими инженерными открытиями. Но именно это изобретение считается чудом инженерной мысли, изменившим жизнь целого поколения. Русский эмигрант Владимир Зворыкин, который запатентовал иконоскоп и кинескоп, в 1940 году смог разбить световые лучи на спектры красных, зеленых и синих цветов, что позволило ему создать ЭТО.  О чем речь? (цветное телевидение)

7. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, он объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей» - так говорил про этого русского великого учёного – энциклопедиста А.С. Пушкин. Оком идёт речь? (Михаил Васильевич Ломоносов) 

8. В Знаменитой библиотеке Екатерины 2 числилось около 40 000 наименований книг, эстампов и манускриптов. Она была одной из наиболее значительных для своего времени по размеру и составу. Для хранения своей огромнейшей коллекции книг императрица Екатерина 2 подписала приказ об утверждении этой должности. О какой должности идёт речь? (библиотекарь) 

 Внимание! Черный ящик.
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.)

ФИНАЛ

1. Это самый большой остров нашей страны, в его очертаниях нередко видят сходство с лежащей на боку рыбой. Этот остров раньше считался полуостровом. Данное заблуждение развеяла экспедиция русского исследователя Г.И. Невельского в 1848-1849 гг. (Остров Сахалин)

2. Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)

3. В последний раз, в 2010 году,  этой премии был  году наш (российский) физик, Константин Сергеевич Новоселов, за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена (это слой углерода толщиной в один атом. В нем видели будущее терагерцовой электроники, но затем обнаружили ряд изъянов, которые пока не удается обойти. К примеру, графен очень непросто превратить в полупроводник, к тому же он очень хрупкий). О какой премии идет речь? (Нобелевская премия).

4. Вклад этого механика – самоучки в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобритательства, недаром его именем называют всех талантливых мастеров-самоучек. Он является основоположником отечественной технологии производства оптического стекла, создателем новых мостовых конструкций, изобретателем прожектора, самоходной машины и других уникальных устройств. О ком идет речь? Иван Петрович Кулибин*

5. Этот русский учёный-энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, приборостроитель. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Назовите этого великого человека (Дмитрий Иванович Менделе́ев)                                                                                                                                         

6. О происхождении былинных богатырей говорят их прозвища: Алёша Попович - сын попа (священнослужителя), Илья Муромец - уроженец города Мурома. А что вам известно о происхождении Добрыни Никитича? (он сын купца).

Внимание! Черный ящик.

19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина. Что подарили англичане– Дарвину? (Павлов получил игрушечную собачку, а Дарвин – обезьянку.)

                                                                                                Ведущий1: Подошло время подвести итоги. Слово предоставляется жюри.

(Жюри объявляет команду -победителя, лучших игроков каждой команды)

Награждение.(музыкальный фон. Фанфары)

Протокол

№вопроса

9 клас

10 класс

11 класс

1 тур

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Черный ящик

ИТОГО

2 тур

1

2

3

4

5

6

7

8

Черный ящик

ИТОГО

1 тур

1

2

3

4

5

6

Черный ящик

ИТОГО

МЕСТО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в студенты».

В нашем родном колледже сложилось множество крепких традиций, одна из которых - проведение мероприятия "Посвящение в студенты". Данный сценарий - ответное слово I курса....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 300летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова, "Путь к тайнам Вселенной" - один из способов организации познавательной и ценностно-ориентационной ...

«Шляпка, салат и трагедия»-сценарий внеклассного мероприятия, посвященный празднованию 8 марта для учащихся 10-11 классов

Цели и задачи мероприятия:-развивать у учащихся умение владеть зрительным залом, правильно держаться на сценической площадке;-развивать активность, самодеятельность. Организаторские способности в проц...

Внеклассное мероприятие, посвященное дню российской космонавтики

Внеклассное мероприятие, посвященное дню космонавтики...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 100-летию Российской революции

Сценарий внеклассного мероприятия, разработан для учащихся 8-9 классов. Сценарий включает краткую историю нашей страны в период подготовки и проведения Октябрьской революции....