Мир науки
методическая разработка (8 класс)

Горбунова Марина Петровна

в данной разработке представлены материалами по ознакомлению с миром науки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nauka.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

 Выборгского района города Санкт-Петербург

«Мир науки и техники»

Методическая разработка тематического урока

для обучающихся 7 - 9 классов

Подготовила и провела воспитатель

Горбунова М.П.

01.09.2021

Цель: содействие формированию познавательной активности в занимательной форме путём знакомства с изобретениями российских учёных, а также участию в проведении научных опытов.

Задачи:

образовательные:

  1. Формирование представления о науке как о главном «двигателе» познания окружающей действительности.
  2. Совершенствование умения отгадывать загадки.
  3. Ознакомление со знаменитыми изобретениями и их авторами: паровоз – Черепановы, радио – А. Попов, телевизор – Б. Розинг, самолёт – А. Можайский, ранцевый парашют – Г. Котельников, АК – М. Калашников, космическая ракета – С. Королёв.
  4. Знакомство со свойствами воды, воздуха, молока при нагревании.
  5. Знакомство с правилами ТБ во время проведения опытов, при работе с утюгом.

  развивающие:

  1. Способствование развитию познавательной активности.
  2. Способствование развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
  3. Способствование развитию устной речи.
  4. Способствование развитию мелкой моторики и координации движения во время выполнения заданий.
  5. Способствование формированию коммуникативных навыков путём взаимодействия со взрослыми и со сверстниками в совместной деятельности.

воспитательные:

  1. Воспитание любознательности.
  2. Содействие воспитанию патриотического чувства.
  3. Содействие освоению и популяризация ценностей российской науки.
  4. Воспитание доброжелательного, дружелюбного взаимодействия во        время участия в совместной деятельности.
  5. Содействие воспитанию культуры общения и поведения.

Форма проведения – фронтальная. В мероприятии участвовали учащиеся 7 «Г» и 9 «Г» классов.

Методы и приёмы:

  1. Словесные

- беседа;

- рассказ;

- загадывание и отгадывание загадок;

- вопросы учащимся;

- ответы учащихся на вопросы.

  1. Наглядно-практические:

- демонстрация слайдов презентации;

- демонстрация приборов: песочные часы и радиоприёмник;

- действия с атрибутами: чёрный ящик, бумажные самолёты;

- демонстрация научных опытов.

  1. Экспериментальные:

- участие в научно-познавательных опытах.

Используемые педагогические технологии:

- информационно-коммуникационные;

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- групповые;

- диалогового взаимодействия;

- исследовательские.

Межпредметные связи.

     - предметы естественно-научного направления: биология, география;

     - история России, история Санкт-Петербурга.

Материально-техническое обеспечение:

     - ПК;

     - песочные часы;

     - чёрный ящик;

     - бумажные самолётики с загадками (в ящике);

     - радиоприёмник;

     - молоко;

 - спичка или палочка;

 - блюдце;

 - лист бумаги А4;

 - утюг;

     - стаканы с водой (по количеству детей);

     - трубочки для коктейля (по количеству детей);

     - мешочек, в котором лежала кожура апельсина;

     - стакан с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской);

     - лист картона;

     - бутылка с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской);

     - бинт.

     

Ход

Часть 1

I этап – вводная беседа

Педагог:

  1. поздравляет учащихся с началом нового учебного года.
  2. напоминает учащимся о том, что год 2021 объявлен президентом РФ годом науки и технологий.
  3. выясняет, что дети подразумевают под словом «наука», затем сам даёт объяснение понятия и делает акцент на том, что без современных научных знаний невозможно развитие общества.
  4. подводит к тому, что российские учёные сделали множество научных открытий и изобрели множество полезных вещей, без которых невозможно представить жизнь современного человека.
  5. Игровой момент: появление песочных часов, с помощью которых учащимся предлагается «совершить путешествие в прошлое» и познакомиться с некоторыми знаменитыми изобретениями, созданными людьми нашей страны.

Примечание:

1 Педагог даёт внимательно рассмотреть песочные часы каждому участнику «путешествия», затем одному из них    предлагает перевернуть часы так, чтобы струйка песка посыпалась вниз. В этот момент объявляется старт «путешествия».

II этап - интерактивная игра «Путешествие в прошлое»

Педагог объясняет правила игры:

  1. в чёрном ящике – 7 разноцветных самолётиков
  2. каждый из участников по очереди будет вынимать по одному самолётику, разворачивать их (те, кто может это самостоятельно делать. Если кто-то не может, просит помочь друзей), читать спрятанную внутри самолёта загадку (кто не читает сам, также просит прочесть друга или педагога)
  3. прочитав загадку, учащиеся пытаются её отгадать
  4. на экране (слайд презентации с песочными часами) – 7 разноцветных кнопок, цвет каждой кнопки соответствует цвету одного из самолётиков с загадками
  5. получив отгадку, педагог наводит курсор на кнопку соответствующего самолёту цвета, кликает
  6. на экране появляется слайд с изображением отгадки (всего их 7, по количеству самолётиков)

Примечание:

1 Загадки имеют отношение к знаменитым изобретениям российских изобретателей: паровоз, радио, телевизор, самолёт, парашют, автомат Калашникова, космическая ракета «Восток – 1».

7) после полученной отгадки следует краткий рассказ педагога о данном изобретении и его создателе (Черепановы, А. Попов, Б. Розинг, А. Можайский, Г. Котельников, М. Калашников, С. Королёв), о значении данного изобретения для людей

Примечания:

1 Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с изображениями портретов изобретателей и их изобретений, акцентируя внимание на том, что данные изобретения принесли мировую славу русским учёным-изобретателям и нашей стране. Также для сравнения демонстрируются фотографии современных видов транспорта и техники, созданных на основе первоначальных изобретений.

2 Во время рассказа о паровозе помимо изображения старинного паровоза на слайде включается звук движущегося паровоза и гудок.

3 Во время рассказа о радио, педагог уделяет особое внимание тому, какое значение радио имело для блокадного Ленинграда. На слайде с изображением блокадного радио и портрета Ю. Левитана включается звук «Сообщение Ю. Левитана о победе в ВОВ»

4 Педагог, говоря о радио в современном мире, показывает настоящий современный радиоприёмник, включает его, даёт внимательно рассмотреть каждому, покрутить ручку, настроить волну.

5 Во время рассказа о самолёте помимо его изображения на слайде включается звук летящего самолёта.

6 Во время рассказа о ранцевом парашюте педагог предлагает детям надеть школьные ранцы (у кого они есть) и «почувствовать себя парашютистами» с той разницей, что в их ранцах и рюкзаках парашют не спрятан.

7 Во время рассказа об АК помимо его изображения на слайде включается звук стрельбы из автомата. Педагог, рассказывая о необходимости создания данного оружия делает акцент на том, что создаётся оно для того, чтобы защищать Родину от врагов.

8 Во время рассказа о космической ракете педагог вместе с учениками вспоминают первого космонавта. На слайде с изображением корабля «Восток – 1» включается звук «Старт ракеты».

III – итог и рефлексия

После того, как в чёрном ящике не осталось ни одного самолётика, все загадки отгаданы и узнали историю загаданных изобретений, педагог подводит итог с помощью вопросов:

- что нового вы узнали во время игры?

- что наиболее интересным вам показалось?

- какие изобретения запомнились больше всего?

- о каких русских изобретателях вы узнали?

- понравилась ли вам игра?

 IV этап – окончание игры

Педагог предлагает с помощью песочных часов «вернуться в настоящее время», предлагая кому-либо из детей вновь перевернуть часы.

V этап – танцевальная пауза (физминутка)

Педагог включает песню «Волшебник-недоучка» (А. Зацепин, Л. Дербенёв), предлагает детям потанцевать под песню.

Часть 2

I этап – сюрпризный момент (появление персонажа), вводная беседа

По окончании танцевальной паузы раздаётся стук в дверь, педагог предлагает ребятам пригласить «гостя». В класс входит персонаж Профессор, здоровается со всеми, проводит беседу:

Ребята, как вы думаете, легко ли стать изобретателем?

Чтобы изобрести что-то новое, нужно обладать знаниями из разных областей науки и не бояться экспериментировать.

Эксперимент по-другому называют опыт. Мы сейчас проведём самые настоящие научные опыты.

Но сначала прослушайте правила техники безопасности.

Без разрешения запрещается:

- вставать с места

- трогать оборудование и приборы

Также категорически запрещается засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

II этап – демонстрация научно-занимательных опытов.

    Далее все опыты проводит Профессор, по возможности вовлекая в участие детей.

    Опыт 1 «Тайнопись»

    Для демонстрации нам понадобятся:

   - молоко;

- спичка или палочка;

- блюдце;

- лист бумаги А4

- утюг

Ход опыта:

- наливаем в блюдце молоко;

- слегка расщепляем конец спички;

- используя спичку как перо, а молоко как чернила, пишем на бумаге слово "Наука" и рисуем   простой рисунок, смайлик;

- Даем высохнуть и убеждаемся, что ничего не видно;

Ребята, а то, что написано в нашем волшебном письме мы с вами узнаем в конце нашего увлекательного путешествия.

А теперь для вас у меня загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (воздух)

Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.

Опыт 2 «Увидим воздух»

- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. Мне нужны помощники.

Для демонстрации нам понадобятся:

- стаканы с водой

- трубочки (соломка)

Ход опыта:

Дуем через соломинки в стакан с водой. Пока дети дуют, профессор обращается с вопросами к залу.

- Что мы видим? (Дети: пузырьки воздуха)

Можно сказать, что мы с вами сейчас увидели воздух.

Опыт 3 «Чем пахнет воздух?»

Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают, Профессор побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п.)

Для демонстрации нам понадобятся:

- мешочек, в котором лежала кожура апельсина

Профессор предлагает детям понюхать, чем пахнет в мешочке, затем спрашивает

- Что было спрятано в мешочек? (апельсин)

- Как вы это поняли? (по запаху)

- Есть апельсин в мешочке? (нет, мешочек пуст)

- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был, что же пахнет апельсинами? (воздух в пакете пахнет апельсинами).

- Значит воздух может иметь запах.

Опыт 4 «Перевернутый стакан»

Для демонстрации нам понадобятся:

- стакан с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской)

- лист картона.

Ход опыта:

Что будет, если перевернуть стакан с водой? Конечно, вы думаете, что она выльется? Давайте с вами сейчас это проверим.

Накрываем стакан картоном, прижимаем его и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Хотите узнать, почему вода не вылилась из стакана? 

Мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению и совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны (сверху) давит вода, а с другой стороны (снизу) — воздух. Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.

Опыт 5 «Вода в решете»

Всем известно, что воду в решете носить нельзя. Но мы с вами это сейчас опровергнем.

Для демонстрации нам понадобятся:

- бутылка с водой (для наглядности лучше воду подкрасить краской)

бинт.

Ход опыта:

Давайте с вами продолжим изучать магические свойства воды и окружающих предметов.

Профессор попросит кого-то из присутствующих натянуть на бутылку с водой бинт, затем наливает через него воду. 

Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.

Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

Отрежем кусок бинта. Обернём бинтом горлышко бутылки. Крепко прижимаем горлышко ладонью. Переворачиваем бутылку – вода не выливается.

Объяснение:

Поверхность воды натягивается, на ней образуется плёнка. На поверхности мелкие частички (молекулы) воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае, то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

А теперь пора вернуться к нашему загадочному письму.

Включаем утюг и ждём, когда он нагреется.

Пока нагревается утюг, вспомним правила безопасности при работе с утюгом:

- нельзя трогать подошву утюга руками (можно обжечься)

- после того, как проутюжили, утюг ставим вертикально, не оставляем лёжа на подошве (может   прожечь) поверхность

- выключаем утюг, держа за вилку (за шнур не дёргаем)

- категорически запрещается включать неисправный утюг

- помните, опыты с использованием утюга можно проводить только в присутствии взрослых.

Наш утюг стал горячим. Тщательно проглаживаем лист с тайнописью и наблюдаем, как проступает желтоватая надпись.

Читаем, что получилось (наука)

Объяснение:

Невидимые при обычной температуре молоко при нагревании темнеют, раскрывая тайной письмо. Дома вы можете повторить этот опыт с родителями, вместо молока можно взять сок картофеля или лука.

Сегодня вы многое узнали, поэтому мы решили посвятить вас в Юных исследователей. По такому случаю вручаю вам медали и надеюсь, что в будущем вы не потеряете интерес к изучению нового! (вручение медалей)

 (Профессор прощается. Уходит)

III этап – заключительный: итог, рефлексия

Педагог: Ребята, наше удивительное путешествие в страну науки подошло к концу.

Далее с помощью вопросов педагог подводит итог и получает эмоциональный отклик:

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего понрвилось/не понравилось?

- В каких видах деятельности участвовать вам было наиболее комфортно/ не комфортно?

- О чём бы вам хотелось узнать более подробно?

Итог: Сегодня мы с вами узнали, что многие явления, которые нам кажутся чудесами или волшебством очень легко можно объяснить с помощью науки. Если вам понравилось наше научное путешествие, то дома с родителями вы можете повторить сегодняшние опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"

Игру проводили на неделе естественных наук....

Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"

Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...