Сценарий Сретенского бала (по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)
материал

Евграфова Надежда Анатольевна

Сретенский бал способствует формированию духовности, хорошим манерам поведения по отношению к противоположному полу. Бал проводится в феврале в честь православного праздника Сретение Господне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ix_oblastnoy_metapredmetnyy_festival.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

IX областной метапредметный Фестиваль  - конкурс педагогического мастерства

 «Духовность и современность»

Номинация «После уроков» ( внеурочная  деятельность)

Сценарий Сретенского бала

(по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Выполнила работу и

провела общешкольное мероприятие

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»  

МО «Город Саратов»

Евграфова Н.А.

Сценарий  СРЕТЕНСКОГО БАЛА

 в МАОУ «СОШ п.Красный Текстильщик»  

МО «Город Саратов»

                               (по мотивам романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Обоснование выбранной формы  внеклассной работы – Сретенский бал способствует формированию духовности, хорошим манерам поведения по отношению к противоположному полу. Бал проводится в феврале как альтернатива многочисленным мероприятиям ко «Дню святого Валентина» и для знакомства школьников с православными традициями.

Цель и задачи

Цель: духовное, нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, возрождение любви и интереса к традициям православия, истории и художественно-культурному наследию, формирование навыков культурного общения в среде юношей и девушек.

Задачи: знакомство со смыслом и содержанием православного праздника Сретения Господня; утверждение эстетических, нравственных, духовных ценностей, повышение творческого потенциала детей и молодежи, изучение основ историко-бытового танца, бального этикета, демонстрация красоты и многообразия бальных танцев.
Приобщение молодёжи к православной и традиционной культуре через знакомство с лучшими классическими произведениями музыкальной культуры; знакомство с историей возникновения Бала на Руси; раскрытие творческих способностей молодежи в литературных, музыкальных композициях.


Вальс

Н.А.И скоро балу быть…

И сердце трепетное бьётся…

Как даст мне Бог его прожить?

Как он душе моей придется?

И то ли радость, то ли страх

Сейчас внутри меня теснится…

Того не выразить в словах,

Тому осталось только сбыться.

Никита. Зал замер в ожидании,
Все на себя так не похоже,
Бал Сретенский сейчас настал,
День православной молодёжи.
И в сердцах каждого из нас,
Пылает вера, нерушима,
В ней наша жизнь, в ней наша власть,
Над хаосом такого мира.
Владик. Мы открываем этот бал,
Пусть вальс заставит нас кружиться,
И ритмами наполнился уж зал,
Не бойся в шаге ошибиться.
А помните эпохи пару сотен  лет назад  
Назад, там балы словно торжествуют,
Хоть времени того уж нет,
Но лучше бала, вечера не существует

Танец Полонез

Марина. Предсказанное совершилось!
Взошла Звезда – Любовь жива,
Чрез Деву Слово воплотилось.
И эта Встреча возвестила:
Правдивы вещие слова.

Полина. Несет Пречистая в храм Божий
В объятьях сердца Своего,
Того, Кто всех богатств дороже –
Творца и Сына Своего!
Навстречу Господу выходит
Блаженный старец Симеон,
К Младенцу очи он возводит –
Создателя в Нем видит он!
Он взял Его в свои объятья,
В любви прижал к груди своей:


Марина И мы стремимся к Встрече с Богом-
Стремимся, словно Симеон.
А праздник Сретенья – дорога
Туда, где нас встречает Он.

Н.А.  – Слова о празднике Сретенья Господне.

Горит огнями праздничная зала,
И батюшка благославляет бал:
Там музыка старинная звучала,
И Дух Сретенья с нами танцевал.

Слово настоятелю храма Святой блаженной Ксении Петербургской

иеромонаху Анастасию (Денисову)

Катя. Вспомним с нежностью век,

Ставший вдруг эталоном.

В нём походы войной

И веселье пирушки,

И язык в нем иной:

Не погиб ещё Пушкин.

В нём влюбляют, поверь,

Чуть сверкнув ботильоном,

И уходят на смерть,

Как с крестом, с медальоном.

В нём из дома бегут,

Тесный сбросивши кокон,

И всю жизнь берегут

Тайно срезанный локон.

В нём Татьяны упрямы

И шуршат кринолины.

В нём - все женщины - Дамы,

А мужчины- Мужчины

Артем.  Добрый день  дорогие друзья! Наш сегодняшний салон  посвящен эпохе XIX века, олицетворением которой стал  героизм, мужество, отвага героев войны 1812 года.

Полина. Война 1812 г. О, сколько судеб ты затронула своим кровавым крылом!

Игорь.  Я предлагаю совершить небольшое путешествие по страницам войны и  вспомнить об одном  из самых героических этапов  истории нашего Отечества

Вика. «Над голубыми водами  Немана  плыл дым от костров. Передовые части громадной армии ждали сигнала к переправе. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, которая тяжело сидела на белом коне. Эта фигурка на холме видна была издали. От нее ждали знака идти на русскую сторону.

Марина. Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы, лежавшие на той стороне. Там не было ни живой души.

Полина. Удивительны были и эта тишина и полное отсутствие русской армии. Так не начиналась еще ни одна война. Правда, эта война не была похожа на обычные войны.

Арина. Наполеон готовился к ней тщательно. Огромное, небывалое в истории количество людей, пушек, лошадей, обозов должно было двинуться на Россию. Двенадцать европейских стран участвовали в этом походе. Триста тысяч солдат. Полторы тысячи орудий.

Игорь — Я иду на Москву,— сказал Наполеон в Варшаве,— и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну. Москва — сердце России...

ВИДЕО - первый бал Наташи Ростовой

Н.А. Уважаемые гости нашего  бала! Вы можете задать вопрос – почему наш бал связан с романом Льва Толстого “Война и мир”? Почему бал? Роман Л.Н.Толстого  «Война и мир» входит в сокровищницу мировой литературы», книга на многие поколения и века как образец и кодекс нравственных ценностей для человека. И вот выезд Наташи в “большой свет”  – Ей 16 лет. Она приехала на первый большой бал в своей жизни. Что ожидает там Наташу, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга? Давайте перенесемся вместе с участниками в ту эпоху.

Романс «Очаровательные франты»

Полина. Ходит тёмной аллеей Болконский,

Задумчивый, бледный,

У Наташи Ростовой распахнуто в полночь окно.

И никто не тревожит колокольчик

На деревне бедных,

Словно граф- правдолюб

Из усадьбы уехал давно.

Инсценировка миниатюр  « Салон А.П.Шерер»

Катя. Моя гостиная понемногу наполняется. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрасту и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все живут. Милые дамы, обратите внимание, вот приехала дочь князя Василия, красавица Элен.

Вика. Ах, ах, посмотрите на этого молодого человека со стриженой головой. А эти нелепые очки! Однако одет – то он по моде: светлые панталоны, коричневый фрак, высокое жабо. Представьте себе, это незаконнорожденный сын графа Безухова. И не подумаешь, что он впервые в обществе.

Арина. А вот появился и князь Болконский, весьма красивый молодой человек. У меня такое ощущение, что мы все не только знакомы ему, но уже и надоели так, что и смотреть на нас и слушать наши беседы ему очень скучно. Смотрите, смотрите, он скорчил гримасу. Она портит его красивое лицо.

 

Полина. -Я думала, что  нынешний праздник отменен.

Игорь.  Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили.

Полина.  Что решили по случаю депеши?

Игорь.  Решили, что Бонапарт сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.

Катя.  Ах, не говорите мне про Австрию! Я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела  и  не  хочет войны. Она предает нас.

Никита. Россия  одна должна быть  спасительницей  Европы.  Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая  роль  в мире, и он так добродетелен и хорош, что Бог не оставит его, и он  исполнит  свое призвание.

 

Артем. На   кого  нам   надеяться?   Англия с  своим коммерческим духом не поймет и не может понять  всю высоту  души императора  Александра.  

Владик. Они  не могут понять самоотвержения нашего императора, который ничего не хочет для себя, все хочет для блага мира. И что они обещали? Ничего.

Артем. Что обещали, и  того не будет! Пруссия уж объявила, что Бонапарт непобедим и  что  вся  Европа ничего не может против него...

Игорь.  Я верю в одного  Бога  и  в  высокую  судьбу  нашего  милого  императора.  Он  спасет Европу! А Вы как считаете, князь?  

Никита. Я думаю, что  ежели  бы  вас послали вместо нашего  милого Винценгероде, вы бы взяли приступом согласие прусского короля. Вы так красноречивы.

Вика. Обратите внимание, графиня, это голландский посланник, видите седой. А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова. Говорят, принц без ума от неё. Как хороша! Хороша, умна. Смотрите, как за нею увиваются и старые, и молодые.

Арина. А это миллионерка- невеста. Вот и жених. Это брат Безуховой- Анатоль Курагин. Как хорош, говорят, женят его на этой богатой.

Игорь. Я думаю пора представить наших гостей.

Артем. Директор поселенческой библиотеки Пиденко И.Г.

Никита. Гость нашего бала настоятель храма Святой блаженной Ксении Петербургской отец Анастасий.

Владик. Баронесса Деменкова Юлия Леонтьевна с братией ГУСАР.

Артем. Княгиня Невесенко Валентина Викторовна с шумной компанией.

Игорь. Герцогиня Кликушина Галина Евгеньевна со своими племянниками

Никита. Графиня Бондина Наталья Николаевна со своими непоседами.

Владик. Княгиня Пучкова Наталья Николаевна с дочерьми.

Артем. Герцогиня  Комарова Лариса Александровна со своим семейством.

Игорь. Любезно откликнулись на приглашение юноши и девушки и классные маман 6 и 7 классов.

Никита. Мы очень рады видеть представителей 8х классов.

Владик. Своим вниманием наше общество почтили учащиеся 9х классов и их классные маман.

Артем. Мы особенно рады визиту старшеклассников и классной маман Погосян Наталье Анатольевне.

Даша Спустился вечер тихо, незаметно,
И словно свечку, солнце погасил…
А за окошком, с дуновеньем ветра,
Вдруг заиграл старинный клавесин...
На стенах замелькали чьи-то тени,
А в стороне- изящный силуэт...
Я навсегда запомню то мгновенье,
Когда звучал старинный менуэт

Танец Минуэт

Никита. А про гусар вы что-нибудь знаете? Это самые лихие наездники, самые отчаянные храбрецы! Встречайте же, к нам приехали гусары!


Влад. Про нас всегда ходили легенды, особенно про самого знаменитого гусара — Дениса Давыдова. Он был не просто гусаром, он был еще и предводителем отряда партизан, которые воевали с французскими войсками, но был он также и поэтом.

Андрей. Жизни баловень счастливый! -
Два венка ты заслужил!
Знать, Суворов справедливо
Грудь тебе перекрестил?! -
Не ошибся он в дитяти, -
Вырос ты - и полетел,
Полон всякой благодати,
Под знамена русской рати,
Горд и радостен, и смел!!!
Алеша С. Грудь твоя горит звездами! -
Ты геройски добыл их
В жарких схватках со врагами,
В ратоборствах роковых!..
Воин, смлада знаменитый,
Ты ещё под шведом был
И на финские граниты
Твой скакун звучнокопытый
Блеск и топот возносил!..
Рамиль. Жизни бурно-величавой
Полюбил ты шум и труд! -
Ты ходил с войной кровавой
На Дунай, на Буг и Прут! -
Алеша Л. Но тогда лишь собиралась
Прямо русская война! -
Многогромная скоплялась
Вдалеке - и к нам примчалась
Разрушительно-грозна!..
Мухаммед. Удальцов твоих налетом
Ты, их честь, пример и вождь,
По лесам и по болотам,
Днем и ночью, в вихрь и дождь,
Сквозь огни и дым пожара
Мчал врагам, с твоей толпой
Вездесущ ! -  как Божья Кара,
Страх нежданного удара
И нещадный, дикий бой !!!
Данила А. Лучезарна слава эта! -
И конца не будет ей!..
Но такие ж многи лета
И поэзии твоей:
Не умрёт твой стих могучий,
Достопамятно-живой! -
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.

Денис Давыдов: 
Ну что вы! Я не поэт, я — партизан, казак!
И не наезднику пристало
Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой.
Пусть грянет Русь военною грозою —
Я в этой песне запевала!

Танец гусар

Аня. Глубокий реверанс, поклон,
И “голливудская” улыбка,
Кареты словно за окном,
И где-то там Цари столицы.
И веянье французской моды,
Столь утончённый нежный стиль,
Привнёс нам дивные узоры,
Станцуем вместе их – кадриль!

Танец  Кадриль

Владик. С позволения всех присутствующих мы погружаемся в музыку. Сейчас  выступят гости  нашего бала.  Для  вас звучит романс «Три зимы».

Романс «Три зимы» в исполнении ансамбля «Импульс»

Танец Падекатр

Н.А.  Я приглашаю гостей бала – 11 класс поиграть в игру «Буриме» (в переводе  с французского) означает стихотворение    обычно шуточного характера на заранее    заданные рифмы, которые нельзя ни    переставлять, ни изменять и которые    должны быть связаны осмысленным текстом.   Эта литературная игра возникла во   Франции в ХVII в. Как же в неё играют?

Прежде, чем приступить к игре, давайте ещё раз повторим  правила    буриме:

  1. Заданные рифмы нельзя менять  местами. Исключение – использование   перекрёстных рифм, то есть если вам   были заданы пары: закат/ богат,   ручей/ничей, то вы можете зарифмовать   их так: закат/ручей/богат/ничей.
  2. Не забывайте и о содержании вашего    стиха. У вас должно из порой совсем не
    сопоставимых и странных рифм получиться   законченное смысловое стихотворение.

Итак,  рифмы будут следующие:

МОРОЗ-ВОПРОС, СКОРЕЙ - ВЕСЕЛЕЙ

АКТИВНО - КРЕАТИВНО, ИНТЕРЕС-ПРОЦЕСС

ДРУЖНО - НУЖНО, КРАСИВО - ИГРИВО

ДРУЗЬЯ - СЕМЬЯ, КРАСКИ-СКАЗКИ

Игра «Да – Нет не говорить»

Н.А. Пока одни гости выполняют задание игры  Буриме, я приглашаю учащихся 10 класса поиграть в игру – «Вы поедете на бал?». Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые обязательно отвечать, но с условием не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю «фант», т. е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: кольцо, часы и т. п. Когда собраны будут все фанты, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?» — «Мой!» — отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» — «Что прикажете». Вынимая, сборщик говорит: чей фант вынется,  тому исполнять желание ведущего.

                                                 

Танец Галоп, переходящий в ручеек

Даша и Наташа

Как интересные разговоры,
Среди едва знакомых лиц,
“А вы откуда?”, “Мистер, кто вы?”
“Быть может вы тот самый принц?”
“Мадам, обворожительны вы очень”
“О Леди, дивные глаза”
Здесь уваженье в каждом слове, впрочем
Жизнь раньше лишь такой была.

О, полька-тройка, так любима,
Мужчины словно в облаках,
И в сторону одну, красива,
А в стороне другой, что просто “ах!”
И кто же может отказаться,
От малой шалости такой,
Хоть в танце этом не остаться,
На смену вновь и вновь другой.

Танец Полька

Игра Фанты

Н.А. Фанты - это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков, вытянувших карту).

Н.А. Кругом вальсирующие ритмы,
Кругом сплошная благодать,
Сердца для старины открыты,
И только лишь бы танцевать и танцевать

Н.А. приглашаю участников бала на Вальс Дружбы

Романс «Как я тебя ждала»

Танец  Падеграс

Ведущий:  Вот и всё. Окончен бал, гаснут свечи. Мы прощаемся с героями Л.Н.Толстого, которые помогли показать на этом балу вашу молодость, красоту, неповторимость.

Я хочу сказать слова благодарности всем кто помогал организовать наш бал:

- хореографы Сырых О.И. и Мамонова О.И.

- хореографы Бадалян Эльвира и Иванова Сергей

- сегодня состоялся дебют в области хореографии Деменковой Ю.Л.

Н.А. И пусть не меркнут впечатленья,

О бале вспомнив,  заволнует  кровь!

И звездный пламень упоенья

Вас озаряет вновь и вновь

ДО СВИДАНИЯ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор разработки Перова И. Н. Разноуровневые карточки к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир»Пояснительная записка.Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопусти...

тест по 2 тому романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

представлены задания тестового характера (с выбором варианта ответа) по 2 тому романа...

Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...

Зачет по 1 - 2-му томам романа Л. Н. Толстого "Война и мир"

Учитывая масштаб литературного материала, роман обычно изучается поэтапно, и здесь особенно важно обеспечить прочитанность текста. Зачет может предварять изучение каждого тома. Вопросы зачета учащимся...

Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема: Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию основного принципа ...

Сценарий "Бал 1812. Сцены" ( по мотивам романа Л.Н. Толстого "Война и мир")

Спектакль представляет собой отдельные сцены из романа "Война и мир", которые связаны общей сюжетной линией - судьбой Наташи Ростовой и Андрея Болконского....