Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню книги "Путешествие в прошлое книги"
план-конспект урока

Рылова Анна Юрьевна

Познавательное развлечение "Путешествие в страну книги" предназначено для детей старшего дошкольного возраста и знакомит их с историей создания книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_knigi.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Познавательное развлечение, посвящённое Всемирному Дню книги

«Путешествие в прошлое книги»

(для  детей старшего  дошкольного возраста)

     Подготовила и провела:

учитель – логопед

Рылова А.Ю.

Северск

Познавательное развлечение, посвящённое Всемирному Дню книги «Путешествие в прошлое книги»

Цель:

Знакомство детей с историей создания книги.

Задачи:

Коррекционные:

  • Расширять, уточнять и активизировать словарь детей (книги,  пергамент, папирус, береста, буквы)
  • Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и чтения слов (игра «Загадочная шифровка»)
  • Автоматизировать произношение ранее поставленных звуков во фразовой речи.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Продолжать совершенствовать все стороны речи. Учить детей пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарища.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать навыки речевого общения, диалогической речи.
  • Развивать память, мышление, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушать друг друга.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия; активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  • Презентация Power Point (26 слайдов).
  • Магнитофон с записью сопровождающих занятие мелодий.
  • Демонстрационный материал на тему: «История возникновения книги»
  • Материал для продуктивной деятельности детей: береста, шёлк, глиняные дощечки, чёрная тушь, деревянные палочки, вязальные спицы.

Предварительная работа:

  • Подготовка оборудования для проведения Международного дня книги  (музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование и т.д.).
  • Оформление зала для проведения занятия (демонстрационный материал на тему «Книги»: портреты писателей, книги разных жанров и т.д.)

Ход развлечения:

  1. Оргмомент. (Слайд 1)

Ведущий: Здравствуйте,  ребята! Я рада приветствовать вас в этом уютном и светлом зале. Совсем недавно, 2 апреля, весь мир отмечал большой праздник – Всемирный день книги.

- Ребята, а как вы думаете, почему день книги отмечают люди во всём мире? (ответы детей)

- Для чего людям нужны книги? (ответы детей)

- Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

- А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)

Ведущий: Тогда мы отправимся в путешествие по времени, и вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были. Нам представится возможность побывать в разных уголках Земного шара. А путешествовать мы будем на корабле. (Слайд 2)

- Расшифруйте название корабля  (Слайд 3)

   

     

К

Н

И

Г

А

Ведущий: Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» (Слайд 4) отправляется в путешествие  за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.

Под песню « Вудали ача» дети отправляются в путешествие.

Ведущий:  Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. (Слайд 5)

            Древние египтяне делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали.  Из таких табличек составляли книги. (Слайд 6)

Практическая работа.

- Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.      

Вызываются по 2 ребёнка от группы, остальные в это время играют в музыкальную игру «Фараон и пирамиды».

Ведущий:  Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров.     (Слайд 7)

Ведущий: Давайте проверим, смогли бы вы своими ловкими пальчиками свернуть хрупкий и тонкий папирус?

Аттракцион «Моталочки»

Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с заданием.                            

Ведущий: Продолжим наше увлекательное путешествие. Наш корабль держит курс на Древнюю Грецию.   (Слайд 8)

Под песню « Вудали ача» дети отправляются в путешествие.

Ведущий:  Ну, вот мы и в древней Греции. (Слайд 9) В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. (Слайд 10).

Ведущий: Смотрите, древние греки оставили нам тайное послание. И сейчас двое отважных ребят помогут нам его разгадать.

Практическая работа:

Дети каждой из групп закрашивают акварелью листы бумаги, на которых парафиновой свечой заранее написаны слова  «Дети» «Любите» «Книги». Слова проявляются, дети читают послание.

Ведущий: Ребята вы разгадали послание древних греков и нам пора отправляться в путь.

Под песню « Вудали ача» дети отправляются в путешествие. (Слайд 11)

Ведущий:  А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. (Слайд 12).

Сначала  китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. (Слайд 13).

Практическая работа.

Ведущий: Ребята,  представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани  иероглиф, обозначающий слово «книга».      

  • Обвести по нарисованному контуру иероглиф             , обозначающий слово «книга».

- А пока ребята пишут на шёлке, мы с вами поиграем с шёлковым парашютом.

Подвижная игра «Волшебный парашют»

Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Пора отправляться в путь дальше.

Под песню « Вудали ача», дети отправляются в путешествие.(Слайд 14)

Ведущий:  А теперь наш корабль подходит к родным берегам.  Сейчас вы узнаете, какими были первые рукописные книги на Руси, и когда появилась первая печатная книга. (Слайд 15).

Ведущий: Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги? (ответы детей)

Ведущий: В России люди  писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. ( Слайд 16).

Практическая работа:

С помощью железного стержня  напишите на бересте слово «грамота».

Пока дети выполняют практическое задание, логопед проводит викторину «Отгадай сказку» с остальными детьми. (Слайды: 17,18, 19, 20, 21, 22, 23)

Ведущий: Прошло много веков и люди стали создавать книги из бумаги. А затем научились печатать их на специальных станках. И сейчас на свете существует, очень много разных книг (Слайд 24) Вот какой длинный путь прошла книга от древности и до наших дней. (Слайд 25)

Ведущий: А сейчас, ребята, наше путешествие подошло к концу. И я желаю вам, быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Сценарий творческо-познавательной программы, посвященной Всемирному Дню борьбы со СПИДом «СПИД – чума XXI века»

Для проведения мероприятия в рамках техникума, посвященного Всемирному Дню борьбы со СПИДом, была подготовлена творческо-познавательная программа «СПИД – чума XXI века». В сценарий были включены...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Турнир знатоков "Экологическая мельница", посвященная Всемирному дню охраны окружающей среды

Эта игра посвящена Всемирному дню охраны окружающей среды.  Турнир знатоков включает в себя три  конкурса:блиц - викторина; экологическая мельница;аукцион.и игры и викторины со зрителям...

План-конспект внеурочного мероприятия по английскому языку, посвященного Всемирному Дню Моря.

Цель: Знакомство с наименованиями разных морей, названиями морских животных, особенностями жизни подводного мира, создание условий для формирования умений высказывать свои мысли на уровне фразы, ...

Спортивно-познавательное мероприятие «Игра по станциям», посвященная Всемирному Дню здоровья

Предметная область: физическая культура.Участники: Участники должны быть одеты в спортивные шорты, футболку и кроссовки.Время проведения: игра проводится во внеурочное время в рамках всемирного дня зд...

Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"

Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....

Публикация в Студенческом научно-познавательном дайджесте «Медицина и мы» Октябрь 2020 Выпуск №4, посвященный Всемирному дню безопасности пациентов

Публикация в Студенческом научно-познавательном дайджесте «Медицина и мы»  Октябрь 2020Выпуск №4, посвященный Всемирному дню безопасности пациентовСтатья студентки группы С012-1 Морар...