«Тундровичок» Спортивно - познавательное мероприятие, посвящённое Дню оленевода и охотника
методическая разработка

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 «Тундровичок»

 

Спортивно - познавательное мероприятие, посвящённое Дню оленевода и охотника

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 Составила: Рогалева О.Г.,

педагог дополнительного образования

                                                                             

                                                  

 

 

 

 

 

 

с. Панаевск, 2024г.

                                                         

 

«Тундровичок» cпортивно – познавательное мероприятие, посвящённое Дню оленевода и охотника

 

Дата проведения: апрель 2024 года

Возраст: 4-7лет

Группа: средняя, старшая и подготовительная

Количество детей:

Продолжительность: 40 минут

Цель:

- Приобщение детей к истории родного края, знакомство с традиционным праздником ненцев Днём оленевода и охотника;

-  познакомить воспитанников с особенностями природных условий тундры и экологическими правилами;

- закрепить умение соблюдать правила безопасности в тундре.

Задачи:

  • Развивать познавательные способности через обобщение представлений детей о проведении праздника Дня оленевода и охотника;
  • Совершенствовать развитие физических качеств: силу, быстроту, ловкость, выносливость; упражняться в беге, прыжках, метании обруча;
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость, творческую активность;
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера его истории;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в тундре;
  • Развивать экологическое сознание, экологическую культуру дошкольников и ответственное отношение к тундре;
  • Бережное отношение к растительному и животному миру.

Форма: групповая.

Методы: игровые, наглядные, познавательные (если нет оленевода заменить артистом).

Предварительная работа:

1. Знакомство   с   праздником   народов   Севера: «День Оленевода и охотника».

2. Знакомство с национальными играми ненцев.

3. Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой ненцев.

4. Подготовка костюмов, оборудования.

5.Словарная работа:

 “Ӈани торова” - здравствуйте

 “ты” - олень

“ты пэртя” - оленевод

“тынзян” - приспособление для ловли оленей

“нара” – весна

“лохорта” – ручей

“каслать” - передвигаться на оленях по тундре,

 “лакамбой” – до свидания.

Оборудование:

1. Фонограмма музыки Северных народов;

2. Чум;

3. Ненецкие национальные костюмы;

4. Модель нарт (шириной 30-40см, высотой 20см – 4шт);

5. Обручи – по количеству участников;

6. Палки для перетягивания – 3шт;

7. Маски оленя 6 штук;

8. Презентация «Тундровичок».

 

                                             Ход мероприятия:

(слайд1) Зал празднично украшен. В левом углу стоят чум и нарты. Фонограмма Екатерины Салиндер, “Хаерако хей”.

             Воспитанник                  Приезжай     

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна, -

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух,

В  тундре -век двадцатый наши дни

                              Л.Лапцуй.                                                   

Ведущий: Ӈани торова ненэй ненэця! Тюку яля ты пэртя яляна! Здравствуйте, уважаемые гости!

Дети: Ӈани торова! Здравствуйте!

Ведущий: Я рада приветствовать вас на праздничной встрече посвящённой Дню Оленевода и охотника. Мы с вами совершим путешествие на праздник Оленеводов и охотников, узнаем правила поведения в тундре, познакомимся с Красной книгой Ямала, разучим ненецкие слова, поиграем в народные игры.

      Раз в год народы Севера, проживающие в нашем округе (ненцы, ханты, селькупы), собираются вместе на праздник оленеводов  и охотников, чтобы повидать друг- друга, обсудить как прошел год, сколько выращено оленей, показать свою силу в борьбе и ловкость в спортивных соревнованиях. Это очень красивый и яркий праздник! У нас на Ямале он проходит во всех поселках в апреле месяце. Ребята, а кого в тундре живут родственники?

Дети: Дети отвечают

 Ведущий. Сегодня к нам в гости пришла семья оленеводов – это Климов Тяньдё Петрович с женой Светланой и детьми. Климов Тяньдё Петрович  расскажет нам о своей жизни в тундре.

(слайд 2) Рассказ оленевода

Оленевод: Здравствуйте ребята! Ӈани торова!

Дети: Ӈани торова!

Оленевод: Мы с семьей живём в тундре. Ведём кочевой образ жизни. Летом в тундре прохладно, что для оленей хорошо. Весь год живём в тундре, летом “каслаем” передвигаемся за оленями в поисках корма каждые несколько дней на два-четыре километра, а зимой на одном месте стоим. В посёлок приезжаем за продуктами, берём всё самое необходимое. Мой труд очень тяжел, но и почетен. Ведь мы-оленеводы Ямала обеспечиваем страну экологическим мясом.

     Жизнь в тундре – не легка и даже опасна и мы должны соблюдать её законы. Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. Ненец в тундре знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шёпоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано не мало. Один из них гласит: “Северный человек берёт от природы столько сколько необходимо для жизни”. Поэтому ребята, когда вы будете в тундре, не забывайте о заветах наших предков. Берегите природу!

     Самый опасный враг тундры – огонь. Вот почему разводить костёр в тундре опасно и необходимо соблюдать правила. Случайно разбитую стеклянную посуду, банки из-под консервов следует закапывать в специально вырытую яму.

Ведущий: Тяньдё Петрович, а наши ребята тоже знают правила поведения на природе. Ребята давайте вспомним правила поведения у водоёмов

Дети: ответы детей

Воспитанник                          Как вести у водоёмов

Знать должны мы на зубок:

Чтоб в воду не свалиться,

Не надо у воды беситься.

В воду, мусор не кидай,

Рыбу в речке не пугай.

В лодку сам не залезай,

Взрослых жди и помогай.

Ведущий. А как вести себя в чуме?

Дети: ответы детей

Воспитанник

«Плотно дверцу печи закрывай,
Хитрый огонь не выпускай.
Если без присмотра оставишь печь,
Один уголек целый чум может сжечь.
Помни о правиле этом всегда,
Тогда не случится в чуме беда!»

Ведущий: К чему может привести случайно разбитое стекло?

Дети: Из-за стекла в тундре может случится пожар.

Ведущий: Тяньдё Петрович большое спасибо за познавательный рассказ!  До свидания! Лакамбой!

Оленевод: Лакамбой! До-свидания!

(слайд 3) День оленевода

Ведущий: Теперь ребята я вам расскажу немного о празднике День оленевода и охотника. Но сначала вспомним, что обозначает слово «каслание»?

Дети: Каслание - это перемещение оленьего стада с оленеводами.

Ведущий: 80 лет назад в местах где пересекались маршруты каслания и остановок оленеводы встречались, проводили хозяйственные работы, встречались с родственниками и друзьями, потом стали устраивать соревнования перед следующим броском в тундру, на новое место. И в 1961 году было решено официально установить дату празднования Дня оленевода и охотников 7-8 апреля. День оленевода — это уникальная возможность окунуться в мир культуры и традиций народов Севера.  

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, кто главный помощник оленевода на празднике, для этого вам нужно отгадать загадку.

Он на севере живёт,

Ягель, мох, кору жуёт.

Пышные рога он носит,

              Сани Дед Мороза возит. (олень)

Дети: Олень!

Ведущий: Правильно ребята - это олень! По-ненецки “Ты”! Давайте повторим Ты!

Дети: Ты! Олень!

(слайд 4) Главный герой на празднике - олень

Ведущий: Олень может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и покрытие для зимнего чума- “нюк”. Благодаря тому, что на Ямале пастбища оленей расположены достаточно далеко от крупных городов и предприятий, их мясо считается экологически чистым продуктом. Наше экологически-чистое оленье мясо поставляют в больших объёмах за границу. Главными на празднике “День оленевода и охотника” являются оленевод “ты пэртя” и олень “ты”. Давайте повторим

Дети:  Дети повторяют - “ты пэртя”-оленевод и “ты”-олень

Ведущий: Ребята давайте послушаем стихотворение об оленёнке.

Воспитанник                                     Авка        

К дню рожденья дядя Лас

Мне подарочек припас

А зовут подарок Авкой.

Очень Авку я люблю.

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук его кормлю.

Он ведь только из пелёнок:

Этот Авка-оленёнок.

Из дали меня он чует,

И такой, представьте, плут:

Только выйду я из чума,

Авка сразу тут как тут

             Иван Истомин               

 (слайд 5) Игра «Оленьи упряжки»

Ведущий: На празднике Дня оленевода и охотника проходят национальные игры.  Я вам предлагаю поиграть.                             

                                  Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»

Эстафета «Оленьи упряжки»

Описание: Две команды по 6 человек, 3 из которых – олени, 3 – оленеводы. Задание: обежать препятствия, вернуться к своей команде.

Участвуют две команды по шесть человек. Первый участник — «Олень», а второй участник пастух. Он надевает на себя маску оленя. Сначала бежит первая упряжка (2 ребёнка), обегая различные препятствия — «кочки» (мягкие модули) и возвращается к своей команде; затем бежит следующая упряжка. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.

Воспитанник                                За аргишом   

Но я - настоящий  помощник отца:

Хорей мой под ветром свистит без конца.

А лайка глядит на оленьи следы

И зорко следит, чтоб не вышло беды.

Л.Лапцуй     

Ведущий: Каждый ребенок в стойбище должен уметь поймать оленя. Ребята вы готовы показать, как вы умеете метать “тынзян”. “Тынзян” - это средство для ловли оленей. В этом состязании вы должны проявить свою ловкость, сноровку и как можно больше забросить “тынзян”  (обруч) на оленя (конус).

Игра «Ловкий оленевод».   

Описание: Две команды по 6 человек , обруч закинуть на конус Выигравшей считается команда, которая большее число, обручей накинет на конус

Воспитанник                                            Тундра           

Нет родней земли, чем тундра,

Тундре - края нет!

На оленьих тропах утро

Оставляет след.

Солнцем путь немалый пройден:

Тундре- края нет!

На оленьих тропах полдень

Оставляет след.

       В. Ледков  

(слайд 6) Красная книга Ямала

Ведущий: Бескрайняя тундра, вечная мерзлота, уникальные животные и растения — все это Ямало-Ненецкий автономный округ. Значительную его часть занимает полуостров Ямал — «край земли» в переводе с ненецкого языка, в котором мы живем. Наша тундра богата растениями и животными, но некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга – это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга – сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи.

(слайд 7)     Игра “Медведь и ягодники”.

Ведущий: В Красную книгу занесен хищник, который у нас обитает на Ямале –бурый медведь является хищником, он питаются всем, что могут найти на своей территории: ягоды, орехи, желуди, корни, клубни, а также стебли различных растений. Употребляют в пищу насекомых, в виде муравьев, червей, ящериц, лягушек, полевых и лесных грызунов. Медведи способны бегать со скоростью до 60 км/час. Они так же являются прекрасными пловцами, но по глубокому снегу передвигаются с трудом. В прошлом медведей убивали из-за шкуры и мяса, сейчас охота на них запрещена. Этот стало причиной того, что медведей занесли в Красную Книгу и присвоили статус «находящегося под угрозой вымирания».                                                                    

      Сейчас мы с вами поиграем в игру “Медведь и ягодники”. По осени медведи любят есть ягоду. Представьте, что вы в тундре собираете ягоду и встречаете медведя. У медведя есть своя территория на которую заходить нельзя, это очень опасно!

Фонограмма Тэтэль-Вэтэль

Игра “Медведь и ягодники”.

Описание: В игре участвуют мальчики и, девочки. В центре помещения проводят линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидит “медведь” – водящий, которого выбирают с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходят на половину “медведя” и имитируют сбор ягод. “Медведь” неожиданно вскакивал и старается схватить кого-либо из игроков -“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину помещения. Если ему (водящему) удалось поймать кого-либо из игроков – “ягодников”, то этот игрок становился “медведем” - водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжается вновь.

Ведущий: Молодцы ребята! А кто мне скажет, какое сейчас время года?

Дети: Дети отвечают. Весна!

 (слайд 8) Цветок Незабудка

Ведущий: Весна по - ненецки “Нара”. Давайте повторим.

Дети: Дети повторяют. Нара! Весна!

Ведущий: Весной просыпается всё живое, в том числе и растения.  У нас на Ямале растут растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО. Одно из них цветок - Незабудка. И сейчас воспитанница старшей группы расскажет нам стихотворение о цветке.

Воспитанник                               Цветок севера   

Хрупкий, на тоненькой ножке куличьей,

Вот он, полярный цветок-невеличка,

 В розовой шапочке из лепестков

Смотрит он в белую рябь облаков.

Долго, ох, долго рождался на свет он

В тундре, овеянной северным ветром,

Среди угрюмого серого мха,

Где мерзлота залегла на века.

Л. Лапцуй                                                      

Ведущий: Этот синий, маленький, но невообразимо привлекательный цветок означает верную, глубокую любовь, преданность, память. Лучше всего оно растет в прохладных, тенистых местах, на хорошо удобренной влажной почве.
Растение это съедобно полностью, его цветами смело можно украшать вторые блюда, они практически не имеют вкуса. Незабудки способствуют заживлению ран. Улучшает состояние кожи, укрепляет ногти. Собирают незабудки для приготовления лекарственных настоев и чаёв. Лечит бронхит и кашель, почки, заболевание кожи и другие заболевания. Из-за своей красоты часто вырываются на букеты. Незабудка очень красивый и полезный цветок, если вы будете его рвать, когда он цветет, то цветок не сможет дать семена и на этом месте он больше не вырастит. Берегите хрупкие растения нашего края.

Фонограмма – энергичная музыка

(слайд 9) Игра «Ручейки и озера»

             Воспитанник                     Ручей           

На Севере весна бурлива,

Она, как ненка, хлопотлива-

И снег со стойбищ прочь метёт,

И жаром солнца топит лёд,

И сушит дом, и моет небо.

И кличет птиц с материка,

И лепит в небе облака,

Как тесто белое для хлеба,

А под прозрачной коркой льда

Бежит ручей весны вода

                              Л.Лапцуй          

Ведущий: Солнце растопит снега, потекут ручейки в озера, природа оживает, наступает долгожданная весна и потекут ручейки растаявшего снега в озера.

Так давайте поиграем в игру «Ручейки и озера».  Ручей на ненецком переводится как “Лохорта’. Давайте повторим ло-хор-та!

Дети: Ло-хор-та! Ручеёк!

Ведущий: Ребята становись на игру.

Фонограмма – весёлая музыка

   Игра «Ручейки и озера»

Описание: Игроки стоят в двух колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

(слайд 10) Танец ненецкий “Мерця”.

Ведущий: Ребята вы знаете что на дне оленевода и охотника не только состязаются в национальных играх, но   еще  исполняют   национальные песни и танцы. Давайте поприветствуем старшую группу с танцем “Мерця”.

Ненецкий танец “Мерця”

(слайд 11) Рефлексия

Ведущий: Ребята, наше путешествие подошло к концу,  а как вы думаете, что нужно сделать после окончания  праздника или любого похода на природу?

Дети: (ответы детей) Надо убрать территорию!

Ведущий: Правильно! Надо убрать территорию. Ненцы издревле почитали и почитают до сих пор свою землю. Ненецкая пословица звучит так:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Хумбази'' пям' мане'' нёд саппю'' пя' тарка нёд мардамбю'' илебей ӈамдэдо' ӈамдэд' ӈэва нёд ныдпю'' ӈэванд сер'' хой нямна нён ядэр''. Без надобности не руби дерево, кустарник, не ломай ветки, не рви цветы, не топчи тундру. Убрав начисто территорию, только после этого можно быть уверенным что мы не нанесли вред природе.

      В народных пословицах и поговорках была заложена воспитывающая мудрость: «На охоте знай меру», «Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда», «Руку на оленя никогда не поднимай», «За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает»

Воспитанник                                       Люблю         

Люблю туманы над холмами,

Люблю звериные следы,

Люблю пронзённые лучами

На голубых озёрах льды,

Люблю путей оленьих прель я,

Упряжек медленный полёт,

Покуда песня птичьей трелью

Над звонким зимником плывёт

                      Л. Лапцуй                                                  

Ведущий: Молодцы ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями! У нас получился отличный праздник Оленевода и охотника! Вне зависимости от национальной культуры, веры, языка и традиций, всех нас объединяет любовь к своей малой родине!

(слайд 12) Завершение праздника. Рефлексия.

Ведущий: Давайте с вами вспомним на каком празднике мы с вами побывали?

  • Что значит для оленевода олень?
  • Какие новые слова на ненецком языке вы сегодня узнали?
  • Как нужно вести себя в тундре, какие правила вы сегодня выучили?
  • Что такое Красная книга?
  • С каким животным из Красной книги мы познакомились, что вы можете о нем рассказать?
  • С каким растением из Красной книги познакомились, что можете о нем рассказать?
  • Для чего надо за собой убирать после праздника на свежем воздухе или походе?
  • Понравился ли вам наше путешествие?

Дети: ответы детей

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу пожелаем оленеводам  и охотникам, чтобы их стада становились больше, хорошего и удачного года и новой встрече на празднике Оленевода и охотника! До свидание, Лакамбой!

Дети: Лакамбой! До свидания!

(cлайд13) Список литературы

Список литературы

  1. Н.Я. Кокорева. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.
  2. Н.Я. Кокорева. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.
  3. Е.Н. Окотэтто. Ненецкие игры в детском саду /– СПб: Просвещение, 2002 Ненецие” хобцоко”. Ненецкие загадки. 2005
  4. Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей /– СПб, Алмаз Граф, 2013. – 28-29c.
  5. Е.Н. Окотэтто. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.
  6. Н.М.Терещенко. Ненецко-русский словарь/– СПб: Просвещение, 2008. – 194-767c.
  7. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. В 3-х т. Ханты-Мансийск, 2000.
  8. Югра: региональный журнал, 2003-2013г.
  9. Край родной: Азбука Краеведения.- Екатеринбург, 2001г.

 

  1. Как забудешь незабудку https://www.shkolazhizni.ru/plants/articles/20340/

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_olenevoda_tundrovichok_2024_rogaleva_2.docx143.9 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

                                             

 «Тундровичок»

Спортивно - познавательное мероприятие, посвящённое Дню оленевода и охотника

Номинация: Сценарий воспитательного мероприятия

       

 Составила: Рогалева О.Г.,

педагог дополнительного образования

                                                                             

                                                   

с. Панаевск, 2024г.

                                                         

«Тундровичок» cпортивно – познавательное мероприятие, посвящённое Дню оленевода и охотника

Дата проведения: апрель 2024 года

Возраст: 4-7лет

Группа: средняя, старшая и подготовительная

Количество детей:

Продолжительность: 40 минут

Цель:

- Приобщение детей к истории родного края, знакомство с традиционным праздником ненцев Днём оленевода и охотника;

-  познакомить воспитанников с особенностями природных условий тундры и экологическими правилами;

- закрепить умение соблюдать правила безопасности в тундре.

Задачи:

  • Развивать познавательные способности через обобщение представлений детей о проведении праздника Дня оленевода и охотника;
  • Совершенствовать развитие физических качеств: силу, быстроту, ловкость, выносливость; упражняться в беге, прыжках, метании обруча;
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость, творческую активность;
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера его истории;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным, стремление соблюдать правила поведения в тундре;
  • Развивать экологическое сознание, экологическую культуру дошкольников и ответственное отношение к тундре;
  • Бережное отношение к растительному и животному миру.

Форма: групповая.

Методы: игровые, наглядные, познавательные (если нет оленевода заменить артистом).

Предварительная работа:

1. Знакомство   с   праздником   народов   Севера: «День Оленевода и охотника».

2. Знакомство с национальными играми ненцев.

3. Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой ненцев.

4. Подготовка костюмов, оборудования.

5.Словарная работа:

 “Ӈани торова” - здравствуйте

 “ты” - олень

“ты пэртя” - оленевод

“тынзян” - приспособление для ловли оленей

“нара” – весна

“лохорта” – ручей

“каслать” - передвигаться на оленях по тундре,

 “лакамбой” – до свидания.

Оборудование:

1. Фонограмма музыки Северных народов;

2. Чум;

3. Ненецкие национальные костюмы;

4. Модель нарт (шириной 30-40см, высотой 20см – 4шт);

5. Обручи – по количеству участников;

6. Палки для перетягивания – 3шт;

7. Маски оленя 6 штук;

8. Презентация «Тундровичок».

                                             Ход мероприятия:

(слайд1) Зал празднично украшен. В левом углу стоят чум и нарты. Фонограмма Екатерины Салиндер, “Хаерако хей”.

             Воспитанник                  Приезжай      

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна, -

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух,

В  тундре -век двадцатый наши дни

                              Л.Лапцуй.                                                   

Ведущий: Ӈани торова ненэй ненэця! Тюку яля ты пэртя яляна! Здравствуйте, уважаемые гости!

Дети: Ӈани торова! Здравствуйте!

Ведущий: Я рада приветствовать вас на праздничной встрече посвящённой Дню Оленевода и охотника. Мы с вами совершим путешествие на праздник Оленеводов и охотников, узнаем правила поведения в тундре, познакомимся с Красной книгой Ямала, разучим ненецкие слова, поиграем в народные игры.

      Раз в год народы Севера, проживающие в нашем округе (ненцы, ханты, селькупы), собираются вместе на праздник оленеводов  и охотников, чтобы повидать друг- друга, обсудить как прошел год, сколько выращено оленей, показать свою силу в борьбе и ловкость в спортивных соревнованиях. Это очень красивый и яркий праздник! У нас на Ямале он проходит во всех поселках в апреле месяце. Ребята, а кого в тундре живут родственники?

Дети: Дети отвечают

 Ведущий. Сегодня к нам в гости пришла семья оленеводов – это Климов Тяньдё Петрович с женой Светланой и детьми. Климов Тяньдё Петрович  расскажет нам о своей жизни в тундре.

(слайд 2) Рассказ оленевода

Оленевод: Здравствуйте ребята! Ӈани торова!

Дети: Ӈани торова!

Оленевод: Мы с семьей живём в тундре. Ведём кочевой образ жизни. Летом в тундре прохладно, что для оленей хорошо. Весь год живём в тундре, летом “каслаем” передвигаемся за оленями в поисках корма каждые несколько дней на два-четыре километра, а зимой на одном месте стоим. В посёлок приезжаем за продуктами, берём всё самое необходимое. Мой труд очень тяжел, но и почетен. Ведь мы-оленеводы Ямала обеспечиваем страну экологическим мясом.

     Жизнь в тундре – не легка и даже опасна и мы должны соблюдать её законы. Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. Ненец в тундре знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шёпоту земли в полярную ночь и стужу. Ненцы бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано не мало. Один из них гласит: “Северный человек берёт от природы столько сколько необходимо для жизни”. Поэтому ребята, когда вы будете в тундре, не забывайте о заветах наших предков. Берегите природу!

     Самый опасный враг тундры – огонь. Вот почему разводить костёр в тундре опасно и необходимо соблюдать правила. Случайно разбитую стеклянную посуду, банки из-под консервов следует закапывать в специально вырытую яму.

Ведущий: Тяньдё Петрович, а наши ребята тоже знают правила поведения на природе. Ребята давайте вспомним правила поведения у водоёмов

Дети: ответы детей

Воспитанник                          Как вести у водоёмов

Знать должны мы на зубок:

Чтоб в воду не свалиться,

Не надо у воды беситься.

В воду, мусор не кидай,

Рыбу в речке не пугай.

В лодку сам не залезай,

Взрослых жди и помогай.

Ведущий. А как вести себя в чуме?

Дети: ответы детей

Воспитанник

«Плотно дверцу печи закрывай,
Хитрый огонь не выпускай.
Если без присмотра оставишь печь,
Один уголек целый чум может сжечь.
Помни о правиле этом всегда,
Тогда не случится в чуме беда!»

Ведущий: К чему может привести случайно разбитое стекло?

Дети: Из-за стекла в тундре может случится пожар.

Ведущий: Тяньдё Петрович большое спасибо за познавательный рассказ!  До свидания! Лакамбой!

Оленевод: Лакамбой! До-свидания!

(слайд 3) День оленевода

Ведущий: Теперь ребята я вам расскажу немного о празднике День оленевода и охотника. Но сначала вспомним, что обозначает слово «каслание»?

Дети: Каслание - это перемещение оленьего стада с оленеводами.

Ведущий: 80 лет назад в местах где пересекались маршруты каслания и остановок оленеводы встречались, проводили хозяйственные работы, встречались с родственниками и друзьями, потом стали устраивать соревнования перед следующим броском в тундру, на новое место. И в 1961 году было решено официально установить дату празднования Дня оленевода и охотников 7-8 апреля. День оленевода — это уникальная возможность окунуться в мир культуры и традиций народов Севера.  

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, кто главный помощник оленевода на празднике, для этого вам нужно отгадать загадку.

Он на севере живёт,

Ягель, мох, кору жуёт.

Пышные рога он носит,

              Сани Дед Мороза возит. (олень)

Дети: Олень!

Ведущий: Правильно ребята - это олень! По-ненецки “Ты”! Давайте повторим Ты!

Дети: Ты! Олень!

(слайд 4) Главный герой на празднике - олень

Ведущий: Олень может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и покрытие для зимнего чума- “нюк”. Благодаря тому, что на Ямале пастбища оленей расположены достаточно далеко от крупных городов и предприятий, их мясо считается экологически чистым продуктом. Наше экологически-чистое оленье мясо поставляют в больших объёмах за границу. Главными на празднике “День оленевода и охотника” являются оленевод “ты пэртя” и олень “ты”. Давайте повторим

Дети:  Дети повторяют - “ты пэртя”-оленевод и “ты”-олень

Ведущий: Ребята давайте послушаем стихотворение об оленёнке.

Воспитанник                                     Авка       

К дню рожденья дядя Лас

Мне подарочек припас

А зовут подарок Авкой.

Очень Авку я люблю.

Свежим хлебом, сочной травкой

Я из рук его кормлю.

Он ведь только из пелёнок:

Этот Авка-оленёнок.

Из дали меня он чует,

И такой, представьте, плут:

Только выйду я из чума,

Авка сразу тут как тут 

             Иван Истомин                

 (слайд 5) Игра «Оленьи упряжки»

Ведущий: На празднике Дня оленевода и охотника проходят национальные игры.  Я вам предлагаю поиграть.                            

                                  Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»

Эстафета «Оленьи упряжки»

Описание: Две команды по 6 человек, 3 из которых – олени, 3 – оленеводы. Задание: обежать препятствия, вернуться к своей команде.

Участвуют две команды по шесть человек. Первый участник — «Олень», а второй участник пастух. Он надевает на себя маску оленя. Сначала бежит первая упряжка (2 ребёнка), обегая различные препятствия — «кочки» (мягкие модули) и возвращается к своей команде; затем бежит следующая упряжка. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.

Воспитанник                                За аргишом   

Но я - настоящий  помощник отца:

Хорей мой под ветром свистит без конца.

А лайка глядит на оленьи следы

И зорко следит, чтоб не вышло беды.

Л.Лапцуй      

Ведущий: Каждый ребенок в стойбище должен уметь поймать оленя. Ребята вы готовы показать, как вы умеете метать “тынзян”. “Тынзян” - это средство для ловли оленей. В этом состязании вы должны проявить свою ловкость, сноровку и как можно больше забросить “тынзян”  (обруч) на оленя (конус).

Игра «Ловкий оленевод».   

Описание: Две команды по 6 человек , обруч закинуть на конус Выигравшей считается команда, которая большее число, обручей накинет на конус

Воспитанник                                            Тундра            

Нет родней земли, чем тундра,

Тундре - края нет!

На оленьих тропах утро

Оставляет след.

Солнцем путь немалый пройден:

Тундре- края нет!

На оленьих тропах полдень

Оставляет след.

       В. Ледков  

(слайд 6) Красная книга Ямала

Ведущий: Бескрайняя тундра, вечная мерзлота, уникальные животные и растения — все это Ямало-Ненецкий автономный округ. Значительную его часть занимает полуостров Ямал — «край земли» в переводе с ненецкого языка, в котором мы живем. Наша тундра богата растениями и животными, но некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга – это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга – сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи.

(слайд 7)     Игра “Медведь и ягодники”.

Ведущий: В Красную книгу занесен хищник, который у нас обитает на Ямале –бурый медведь является хищником, он питаются всем, что могут найти на своей территории: ягоды, орехи, желуди, корни, клубни, а также стебли различных растений. Употребляют в пищу насекомых, в виде муравьев, червей, ящериц, лягушек, полевых и лесных грызунов. Медведи способны бегать со скоростью до 60 км/час. Они так же являются прекрасными пловцами, но по глубокому снегу передвигаются с трудом. В прошлом медведей убивали из-за шкуры и мяса, сейчас охота на них запрещена. Этот стало причиной того, что медведей занесли в Красную Книгу и присвоили статус «находящегося под угрозой вымирания».                                                                    

      Сейчас мы с вами поиграем в игру “Медведь и ягодники”. По осени медведи любят есть ягоду. Представьте, что вы в тундре собираете ягоду и встречаете медведя. У медведя есть своя территория на которую заходить нельзя, это очень опасно!

Фонограмма “Тэтэль-Вэтэль”

Игра “Медведь и ягодники”.

Описание: В игре участвуют мальчики и, девочки. В центре помещения проводят линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидит “медведь” – водящий, которого выбирают с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходят на половину “медведя” и имитируют сбор ягод. “Медведь” неожиданно вскакивал и старается схватить кого-либо из игроков -“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину помещения. Если ему (водящему) удалось поймать кого-либо из игроков – “ягодников”, то этот игрок становился “медведем” - водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжается вновь. 

Ведущий: Молодцы ребята! А кто мне скажет, какое сейчас время года?

Дети: Дети отвечают. Весна!

 (слайд 8) Цветок Незабудка

Ведущий: Весна по - ненецки “Нара”. Давайте повторим.

Дети: Дети повторяют. Нара! Весна!

Ведущий: Весной просыпается всё живое, в том числе и растения.  У нас на Ямале растут растения, которые занесены в Красную книгу ЯНАО. Одно из них цветок - Незабудка. И сейчас воспитанница старшей группы расскажет нам стихотворение о цветке.

Воспитанник                               Цветок севера  

Хрупкий, на тоненькой ножке куличьей,

Вот он, полярный цветок-невеличка,

 В розовой шапочке из лепестков

Смотрит он в белую рябь облаков.

Долго, ох, долго рождался на свет он

В тундре, овеянной северным ветром,

Среди угрюмого серого мха,

Где мерзлота залегла на века. 

Л. Лапцуй                                                      

Ведущий: Этот синий, маленький, но невообразимо привлекательный цветок означает верную, глубокую любовь, преданность, память. Лучше всего оно растет в прохладных, тенистых местах, на хорошо удобренной влажной почве.
Растение это съедобно полностью, его цветами смело можно украшать вторые блюда, они практически не имеют вкуса. Незабудки способствуют заживлению ран. Улучшает состояние кожи, укрепляет ногти.
Собирают незабудки для приготовления лекарственных настоев и чаёв. Лечит бронхит и кашель, почки, заболевание кожи и другие заболевания. Из-за своей красоты часто вырываются на букеты. Незабудка очень красивый и полезный цветок, если вы будете его рвать, когда он цветет, то цветок не сможет дать семена и на этом месте он больше не вырастит. Берегите хрупкие растения нашего края.

Фонограмма – энергичная музыка

(слайд 9) Игра «Ручейки и озера»

             Воспитанник                     Ручей            

На Севере весна бурлива,

Она, как ненка, хлопотлива-

И снег со стойбищ прочь метёт,

И жаром солнца топит лёд,

И сушит дом, и моет небо.

И кличет птиц с материка,

И лепит в небе облака,

Как тесто белое для хлеба,

А под прозрачной коркой льда

Бежит ручей весны вода

                              Л.Лапцуй          

Ведущий: Солнце растопит снега, потекут ручейки в озера, природа оживает, наступает долгожданная весна и потекут ручейки растаявшего снега в озера.

Так давайте поиграем в игру «Ручейки и озера».  Ручей на ненецком переводится как “Лохорта’. Давайте повторим ло-хор-та!

Дети: Ло-хор-та! Ручеёк!

Ведущий: Ребята становись на игру.

Фонограмма – весёлая музыка

   Игра «Ручейки и озера»

Описание: Игроки стоят в двух колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

(слайд 10) Танец ненецкий “Мерця”.

Ведущий: Ребята вы знаете что на дне оленевода и охотника не только состязаются в национальных играх, но   еще  исполняют   национальные песни и танцы. Давайте поприветствуем старшую группу с танцем “Мерця”.

Ненецкий танец “Мерця”  

(слайд 11) Рефлексия

Ведущий: Ребята, наше путешествие подошло к концу,  а как вы думаете, что нужно сделать после окончания  праздника или любого похода на природу?

Дети: (ответы детей) Надо убрать территорию!

Ведущий: Правильно! Надо убрать территорию. Ненцы издревле почитали и почитают до сих пор свою землю. Ненецкая пословица звучит так:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Хумбази'' пям' мане'' нёд саппю'' пя' тарка нёд мардамбю'' илебей ӈамдэдо' ӈамдэд' ӈэва нёд ныдпю'' ӈэванд сер'' хой нямна нён ядэр''. Без надобности не руби дерево, кустарник, не ломай ветки, не рви цветы, не топчи тундру. Убрав начисто территорию, только после этого можно быть уверенным что мы не нанесли вред природе.

      В народных пословицах и поговорках была заложена воспитывающая мудрость: «На охоте знай меру», «Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда», «Руку на оленя никогда не поднимай», «За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает»

Воспитанник                                       Люблю         

Люблю туманы над холмами,

Люблю звериные следы,

Люблю пронзённые лучами

На голубых озёрах льды,

Люблю путей оленьих прель я,

Упряжек медленный полёт,

Покуда песня птичьей трелью

Над звонким зимником плывёт

                      Л. Лапцуй                                                  

Ведущий: Молодцы ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями! У нас получился отличный праздник Оленевода и охотника! Вне зависимости от национальной культуры, веры, языка и традиций, всех нас объединяет любовь к своей малой родине!

(слайд 12) Завершение праздника. Рефлексия.

Ведущий: Давайте с вами вспомним на каком празднике мы с вами побывали?

  • Что значит для оленевода олень?
  • Какие новые слова на ненецком языке вы сегодня узнали?
  • Как нужно вести себя в тундре, какие правила вы сегодня выучили?
  • Что такое Красная книга?
  • С каким животным из Красной книги мы познакомились, что вы можете о нем рассказать?
  • С каким растением из Красной книги познакомились, что можете о нем рассказать?
  • Для чего надо за собой убирать после праздника на свежем воздухе или походе?
  • Понравился ли вам наше путешествие?

Дети: ответы детей 

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу пожелаем оленеводам  и охотникам, чтобы их стада становились больше, хорошего и удачного года и новой встрече на празднике Оленевода и охотника! До свидание, Лакамбой!

Дети: Лакамбой! До свидания!

(cлайд13) Список литературы

Список литературы

  1. Н.Я. Кокорева. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.
  2. Н.Я. Кокорева. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.
  3. Е.Н. Окотэтто. Ненецкие игры в детском саду /– СПб: Просвещение, 2002 Ненецие” хобцоко”. Ненецкие загадки. 2005
  4. Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей /– СПб, Алмаз Граф, 2013. – 28-29c.
  5. Е.Н. Окотэтто. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.
  6. Н.М.Терещенко. Ненецко-русский словарь/– СПб: Просвещение, 2008. – 194-767c.
  7. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. В 3-х т. Ханты-Мансийск, 2000.
  8. Югра: региональный журнал, 2003-2013г.
  9. Край родной: Азбука Краеведения.- Екатеринбург, 2001г.

  1. Как забудешь незабудку https://www.shkolazhizni.ru/plants/articles/20340/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-познавательного мероприятия для дошкольников «Осенний марафон в нашем городе»

Данная разработка помогает решить задачи патриотического воспитания дошкольников в доступной для данного возраста форме. Спортивные соревнования по духу близки детям, так как обеспечивают удовлетворен...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Методическая разработка. Тема : "Спортивно-патриотическое мероприятие посвящённое Дню Победы"

" Развитие потребности и формирование мотивации к занятиям физической культурой....

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём»

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём», посвящённое юбилею ЯНАО проведено с целью воспитание патриотизма,  любви к родному краю,  привития основ здоров...

Спортивно – познавательное мероприятие «Мы на Севере живём» - самоанализ мероприятия

Спортивно – познавательное мероприятие  «Мы на Севере живём» - самоанализ...

Спортивно-познавательное мероприятие «Игра по станциям», посвященная Всемирному Дню здоровья

Предметная область: физическая культура.Участники: Участники должны быть одеты в спортивные шорты, футболку и кроссовки.Время проведения: игра проводится во внеурочное время в рамках всемирного дня зд...