Историческая игра «Сталинград: Время Героев»
методическая разработка (5 класс)
Погрузитесь в атмосферу одной из самых драматичных и решающих битв Второй мировой войны с игрой "Сталинград: Время Героев". Эта историческая игра предлагает игрокам уникальную возможность стать свидетелями и участниками событий, которые изменили ход истории.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №10»
Методическая разработка
Историческая игра
«Сталинград: Время Героев»
автор: Кондакова О.А.
педагог-организатор
Нижневартовск, 2024
К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать.
Введение
Ещё с глубокой древности в качестве одного из важнейших средств интеллектуального развития детей широко использовались игры. Значение игр, в этом смысле, определяется тем, что в них развиваются общие механизмы интеллектуальной деятельности. В игровых технологиях эти средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность обучающихся, составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Использование интеллектуально-познавательных игр в воспитательной деятельности является эффективным средством активизации познавательной деятельности, так как форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций. С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.
В данной методической разработке представлена историческая игра, применяемая в «МБОУ «СШ №10».
Цель: создать новые формы работы в воспитании патриотизма обучающихся, уважительного отношения к прошлому своей Родины. В данной методической разработке представлена игра для обучающихся 4-х классов. Игра подготовлена с учетом возрастных особенностей.
Задачи: формировать память и внимание; развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению; формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории страны.
Формат проведения: В современном образовательном учреждении в качестве внеклассного мероприятия часто проводят исторические викторины и игры, посвященные важным датам и событиям в истории нашей страны. При решении предложенных заданий исторической игры у обучающихся повышается интерес к предмету «История», что помогает активизировать познавательную деятельность. Исторические игры не только способствуют повышению общего культурного уровня обучающихся, воспитывают в них чувства патриотизма, любви и ответственности за судьбы своего народа, Отечества. Для решения поставленных задач участникам команды приходится взаимодействовать друг с другом, что помогает укреплению межличностных отношений, сплачивает коллектив, помогает выявить индивидуальные особенности учеников.
Участники: Обучающиеся 5-х классов.
Организаторы: руководители центра детских инициатив, классные руководители.
Место проведения: библиотека школы
Материально-техническое оснащение: библиотека школы, музыкальная и видеоаппаратура, презентации.
Подготовительный этап:
- Изучение материальной базы для выбора тематики;
- Разработка и оформление материалов для организации игры;
- Информирование обучающихся и классных руководителей о проведении игры;
Планируемые результаты:
- расширение исторических знаний обучающихся об истории Сталинградской битвы;
- формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;
- развитие взаимодействия между участниками команды для решения поставленных вопросов и задач.
Сценарий исторической игры «СТАЛИНГРАД ПОМНИТ»
Ведущий1: Сталинград — это такое же священное для человечества место как Иерусалим, Мекка и Вифлеем
Ведущий2: Сталинград — это символ мужества и стойкости русского народа.
Ведущий1: Сталинград — это символ величайшего человеческого страдания.
Ведущий2: Сталинград — это орден Мужества на груди планеты.
Ведущий1: 2 февраля — день воинской славы России. Дата, напоминающая нам о величайшем подвиге. В этот день победой Красной армии завершилась Сталинградская битва — главное сражение ХХ века.
Ведущий2: Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить о важной дате в истории нашей страны, почтить память тех, кому мы многим обязаны. Наш разговор посвящен великой победе в битве под Сталинградом.
Ведущий1: Подобранный в Сталинграде дневник рядового 94- немецкой дивизии Гофмана отчётливо показывает, как менялось настроение гитлеровских войск в боях под Сталинградом:
«4 сентября: «Уже виден дымящийся город. Радостно на душе – приближается конец войны. Так говорят все.»
Ведущий 2: 13 сентября: «Русские… в плен не идут, а подпускают близко и потом забрасывают гранатами».
Ведущий 1: 16 сентября: «Наш батальон с танками наступает на элеватор, из которого валит дым. Батальон несёт большие потери. В ротах осталось не более 60 человек. В элеваторе засели не люди, а черти, которых не берут ни огонь, ни пули.»
Ведущий 2: 18 сентября: «Идёт бой в элеваторе, там русские смертники, командир батальона говорит: «Этим смертникам приказали умереть в элеваторе». Если все дома в Сталинграде будут так обороняться, то из наших солдат никто не вернётся в Германию.»
Ведущий 1: 26 сентября: «После взятия элеватора русские сопротивляются с таким же упорством. Сталинград – это ад!».
Ведущий 2: 14 октября: «Нам надо пройти до Волги ещё только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но – русские стоят, как каменные глыбы».
Ведущий 1: Советские солдаты сражались за каждую улицу в городе, за каждый дом. Немецкие военачальники не могли поверить, что за несколько часов можно отвоевывать всего 70 метров.
Ведущий 2: В итоге немцы были окружены и взяты в кольцо, их моральных дух был уничтожен, и 2 февраля окруженные капитулировали, в том числе и фельдмаршал Паулюс.
За границей победу советских войск в этой переломной битве называли «военным чудом». Но благодаря воспоминаниям участников боев можно увидеть, какими силами это чудо всем далось.
Просмотр ознакомительного фильма о Сталинградской битве
Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам поделиться на 4 команды каждая из которых выполнит ряд заданий связанных со Сталинградской битвой.
Выполнение заданий
Ведущий 1: Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Мы надеемся, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.
Ведущий 2: Мы должны помнить, какой ценой достался нам этот мир, мы должны помнить и чтить память павших, кланяться живым.
Задания к игре «Сталинград помнит»
1 задание. «Шифровка»
1) Ваша задача: с помощью азбуки Морзе зашифровать советское название Сталинградской битвы для отправки сообщения на фронт.
2) Сегодня вы не найдете Сталинград как бы не вглядывались в карты, но он есть. Только носит другое название.
Ответ 1: Уран
Ответ 2: Волгоград
2 задание. «Память, увековеченная в камне»
Необходимо соотнести описание памятника с его фотографией.
Мамаев курган
Высота 102 - так именовался Мамаев курган на штабных картах. Фашистские генералы понимали, что если они будут владеть Мамаевым курганом, то смогут простреливать Сталинград по всем направлениям. Сто дней и ночей фашисты рвались на эту высоту, по 10-12 раз в день штурмовали её. Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки, но всё-таки остался в руках защитников Сталинграда. До Волги оставалось всего метров 700! Именно их и не смогли пройти фашисты на своем пути к господству над миром.
Дом Павлова
Дом в районе площади имени 9 января (ныне площадь Ленина) занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1км, а на север и юг - еще дальше. Небольшая группа солдат во главе с сержантом захватила дом и превратила его в опорный пункт. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковывали, но его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. «Эта небольшая группа, - отмечает генерал Чуйков - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».
«Стоять насмерть»
В центре площади — бассейн, символизирующий Волгу, в середине которого расположена скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег. Родная земля и вода дают ему силы в противостоянии с врагом. Это глубоко эмоциональный, обобщенный образ защитника Сталинграда. На бетонной глыбе надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть!» — выписки из приказа № 227, который появился в самый тяжелый период Сталинградской битвы.
«Скорбь матери»
скульптура «Скорбь матери». В безграничной скорби и печали склонилась мать над телом погибшего сына. Его лицо покрыто знаменем — это знак отданной ему последней воинской почести. У подножия скульптурной группы — небольшой бассейн, который символизирует слезы всех матерей, оплакивающих не вернувшихся с поля боя сыновей.
«Родина-мать зовет!»
В стремительном порыве, с мечом в руке, она призывает своих сыновей и дочерей на новые ратные подвиги до полной и окончательной победы над врагом.
Мельница Грудинина
При Сталинградской битве мельница отыграла одну из главенствующих ролей. Это одно из немногих высотных зданий города, которое не пострадало в войну. Мельница расположена недалеко от реки и имела стратегическое значение. Здесь базировался узел обороны 42-гвардейского стрелкового полка. Именно мельница позволила удержать оборону дома Павлова.
«Танцующие дети»
Фонтан «Танцующие дети» символизировал радость, жизнь, беззаботное детство. 23 августа 1942 года нацисты совершили первый массовый безжалостный авиационный налет на Сталинград. Были уничтожены целые жилые кварталы, детские сады, школы, больницы. Именно тогда мир облетела фотография этой скульптурной группы танцующих детей на фоне пылающих руин Сталинграда. Именно тогда это стало символом варварства нацистов и беззаветного мужества и героизма защитников города.
3 задание. «Знай героев в лицо»
Соотнести изображение советского героя с подвигом, который он совершил во время Сталинградской битвы.
Матрос-доброволец Михаил Паникаха.
Утром 28 сентября 1942 года на позиции 885- го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии обрушили свой удар части 24-й танковой 71-й пехотной дивизии врага, но их атаки были отбиты. В ходе этого боя свершился героический подвиг 1-й роты. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лег к немецкой машине. Умирая, советский воин уничтожил танк врага вместе с его экипажем.
Сержант Яков Павлов.
Выполняя приказ командира, я с тремя бойцами проник в дом на одной из площадей города и обнаружил в нем около 30 мирных жителей — женщин, стариков, детей. Все время обороны дома они находились в его подвале. Расположение дома имело стратегическое значение. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до 1 км, а на север и юг - еще дальше. На третьи сутки нам на помощь прибыло подкрепление. Нас стало 24. Так и стали называть гарнизон моим именем - «Дом Павлова». Мы превратили дом в настоящую крепость. Саперы заминировали подступы к дому. 58 дней и ночей немцы обстреливали и бомбили дом, организовывали атаки несколько раз в день. Но мы отстояли его!
Связист Матвей Путилов.
В одном из боев в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308 –й стрелковой дивизии комсомолец Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя, сознание зубами соединил оба конца. Его катушка как символ героизма в сражении за Сталинград передавалась лучшим связистом 308-й стрелковой дивизии. В момент гибели герою было всего 19 лет.
Снайпер Василий Зайцев
С 10 ноября по 17 декабря 1942г, во время боев за Сталинград очень широко применялся огонь снайперов. Он лично уничтожил 242 фашиста (в числе которых было 11 снайперов), а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко - фашистское командование, чтобы убить его доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. «Для нас, бойцов и командиров 62-й армии, за Волгой земли нет. Мы стояли и будем стоять насмерть!» – его слова. Был тяжело ранен в 1943 году и ослеп, однако прожил еще долго – до 76 лет.
Заключение.
Исторические игры имеют большое значение в воспитательной работе образовательного учреждения. С их помощью можно быстро и с сохранением интереса познакомить обучающихся с победами российских войск, которые сыграли решающую роль в истории страны. В перспективе планируется разработка новых игр для воспитания патриотизма обучающихся и интереса к изучению истории Родины.
Список использованных источников
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
- Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. М.: 2008. – 256 с.
- Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Молодёжь и общество. – 2010. – № 4. – С. 72-86.
- Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 405-412.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. Исторические события и герои на страницах повести.
Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся с историей создания повести "Капитанская дочка"; сформирует мение работать с архив...

Сценарий линейки, посвященной Дню Победы «Время героев» 9 мая 2017
В душе каждого человека отражается частичка мира. Нет важнее праздника Победы над фашизмом. Нет важнее ценности - мир. Без мира не будет ничего, и самое главное, жизни. Но пока жив человек, есть возмо...

СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ
ТЕМА: «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ»...
Сценарий ко Дню защитника Отечества "Время героев"
Сценарий ко Дню защитника Отечества "Время героев"...

«Отечественная война в исторической памяти: подвиг одного героя»
Победа, 70-летие которой отметила наша страна, является для нас россиян примером, образцом, эталоном служения своему Отечеству, бескорыстной любви и Родине. Важнейшим и самым сильным на сегодня фактор...

Внеклассное мероприятие "Литературно-музыкальная композиция "Время героев. Незримая связь"
Сценарий «ВРЕМЯ ГЕРОЕВ», приуроченный к Году защитника Отечества Цель и задачи:• расширить сведения о днях воинской славы и ...

