СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Раздорова Татьяна Александровна

ТЕМА: «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА  И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнежуравская основная общеобразовательная школа»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

 5 КЛАСС

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО»

ТЕМА: «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА  И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ»

                                                          Раздорова Татьяна Александровна,

                                                          учитель русского языка и литературы

                                                  МБОУ «Нижнежуравская ООШ»

                                                                Константиновского района

                                                                Ростовской области

2014 г.

Пояснительная записка

Данный урок представлен в курсе изучения литературы по программе Г.С.Меркина. На изучение творчества М.Ю.Лермонтова по этой программе отводится 3 часа. Представленный урок является первым в рамках изучения стихотворения «Бородино».

Тема урока: «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев» 

Цель урока:

Осмыслить содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» через проведение метапредметных связей.

Задачи урока:

- Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций.

- Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», прототипами героев произведения, создать условия для осмысления исторической основы произведения.

- Развивать навыки коммуникационного характера, работы с учебником, лексической работы.

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о долге, решительности, отваге.

 Планируемые результаты:

- Личностные: формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику.

- Познавательные: извлечение необходимой информации (чтение текста), определение художественной идеи произведения, лексическая работа со словами, выполнение логических операций: анализ, обобщение.

- Коммуникативные: точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции.

- Регулятивные: планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов собственной и чужой деятельности.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- содержание  стихотворения  М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

- историческую основу произведения, прототипы героев.

Уметь:

- оценивать содержание произведения, поступки героев;

- выделять необходимую информацию.

Форма урока: мастерская построения знаний по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Оборудование:

- Презентация PowerPoint

- Карточки – задания для индивидуальной практической работы

Урок проводится по технологии коммуникативно – диалогового обучения с элементами исследовательско – поисковой работы. Для развития познавательных учебных навыков  на уроке используется презентация, которая содержит иллюстративный материал к произведению, что помогает обучающимся образно представить картину Бородинского сражения, сделать выводы.

         На 1 этапе урока (предтекстовом) учитель формирует мотивы учебной деятельности обучающихся, организует беседу, направленную на актуализацию опорных знаний школьников.  Репродуктивная беседа, выступления обучающихся помогают создать  благоприятные условия для дальнейшего погружения в текст произведения. Мотивация творческой деятельности происходит с помощью обращения к образному мышлению школьников: «догадались ли вы…», «какие мысли навевает...» и т.д.

        На 2 этапе (погружения в текст)  происходит накопление обучающимися новых сведений, способствующих осмыслению идейного своеобразия произведения. Деятельность учащихся на этом этапе: аудирование, работа с текстом произведения, выборочное чтение, устные ответы на поставленные вопросы. Лексическая работа со словами «кивер», «мундир», «булат», «штык», «ядро», «пушка», «лафет» помогает расширить словарный запас школьников.  Обучающиеся  максимально погружены в текст изучаемого произведения, за счет этого повышается  их активность работы на уроке.

        На 3 этапе урока (посттекстовом)  работа  направлена на  обобщение изученного. Для выявления уровня усвоения материала организована практическая работа. На этом же этапе учитель организует рефлексию «продолжи фразу»: «Самое главное, что я понял (а) на уроке…» как способ проверки остаточных представлений и знаний учащихся.

        Урок завершают этапы «домашнее задание» и «выставление оценок» обучающимся.  Домашнее задание является заключительным звеном в речевой социализации учащихся на примере данного произведения. Форма оценивания ответов обучающихся – оценка учителя.

План урока:

I. Предтекстовый этап.

1) Организационный момент (эмоциональный настрой)

2) Беседа по актуализации знаний

3) Целеполагание

4) Сообщение 1 «историка»

5) Сообщение 1 «литературоведа»

II. Этап погружения в текст

1) Лексическая работа

2) Восприятие стихотворения

А)Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (аудиозапись)

Б) Выявление первичного  восприятия

В) Самостоятельное чтение обучающихся

Г) Анализ смысловых частей

III. Посттекстовый этап

1) Беседа по определению идейного своеобразия произведения

2) Практическая работа

3) Проверка практической работы

4) Итог урока

5) Рефлексия

6) Домашнее задание

7) Выставление оценок

I.Предтекстовый этап  (слайд 1)

1) Организационный момент (эмоциональный настрой):

- Здравствуйте, юные исследователи! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, привлекательны. Мы все здоровы. Глубокий вдох, выдох. Выдохните все обиды, беспокойства, страх. Я желаю нам хорошего урока.

2) Беседа по актуализации знаний (слайд 2)

(Звучит мелодия «1812 год» - торжественная увертюра П.И.Чайковского. На  экране сменяются портреты героев Отечественной войны 1812 года,  картины с изображением Бородинского сражения).

- Какие мысли навевает прослушанная музыка? (Ответы обучающихся)

-Догадались ли вы, о чем мы будем вести разговор на уроке? ( Отечественная  война 1812 года)

- Может вы узнали героев Отечественной войны 1812 года, изображенных на портретах? (Ответы обучающихся)

3) Целеполагание -   (слайд 3)

- Сегодня на уроке мы  начнем изучать   стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое посвящено одному из важных сражений  Отечественной войны 1812 года – Бородинскому сражению.   Нам предстоит понять историческую основу произведения; выяснить, кто является  прототипами героев.

- Для подготовки к уроку мы рассмотрели различные исторические и литературные  источники,  поэтому  сегодня  нам будут помогать «историки»  и «литературоведы». В течение урока можете делать записи, которые вам помогут при выполнении практической   работы.

4) Сообщение 1 «историка» (слайд 4)

- Прежде чем говорить о стихотворении, окунемся в историю. Начало XIX века, вернее, 1812 год.

В истории России XIX века есть событие, которое показало всему миру, что русский народ силен своим единством.

Отечественная война 1812 года – героическая война русского народа за свою независимость против нашествия армии Наполеона Бонапарта.  

Центральным событием Отечественной войны 1812 года  стала Бородинская битва, развернувшаяся под Бородином в 124 км от Москвы 26 августа 1812 года.

5) Сообщение 1 «литературоведа» (слайд 5)

-  В 1837 году, будучи на Кавказе, Лермонтов пишет стихотворение «Бородино», которое явилось откликом на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения.

II. Этап погружения в текст

1) Лексическая работа

- Сейчас вы послушаете стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Произведение  написано в XIX веке, поэтому не все слова нам, читателям XXI века, будут понятны. В основном это военные термины, многие из которых устарели, ведь прошло более 200 лет.

 Проведем небольшую  историческую викторину  на знание лексического значения слов (слайд 6)

(На экране поочередно появляются слова, предлагаю обучающимся определить лексическое значение, если есть трудности, даю толкование лексического значения)

Кивер – высокий головной убор военных.

Мундир – военная или гражданская форменная одежда с золотым или серебряным шитьем.

Булат - стальное оружие.

Штык – холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья.

Ядро -  старинный артиллерийский снаряд в виде шарообразного литого тела.

Пушка –  тип артиллерийского оружия.

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки.

 (Отметить обучающихся, знающих историю)

2) Восприятие стихотворения:

А) Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (аудиозапись) (слайд 7)

Б) Выявление первичного  восприятия:

-Определите общую интонацию стихотворения?

- Каким настроением оно пронизано?

-Какие чувства испытали вы, слушая стихотворение? (Восхищение мужеством, стойкостью русского народа, его преданностью Отечеству)

В) Самостоятельное чтение обучающихся:

- Прочитайте стихотворение и попробуйте определить, какие моменты Отечественной войны 1812 года описывает М.Ю.Лермонтов? (Подготовка к бою, бой, конец боя)

- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? (4) (слайд8)

- Озаглавим смысловые части:

I. Разговор

II. Подготовка к бою

III. Бой

IV. Конец боя

Г) Анализ смысловых частей стихотворения:

1 часть (1-2 строфы) (слайд 9)

- Стихотворение «Бородино»  начинается с диалога. Найдите ключевые слова, которые определяют, что это диалог»? («Скажи – ка, дядя…»)

- Кто участвует в разговоре? (Молодой и старый воины)

-Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

-  С чего начинает старый солдат свой ответ?  

( Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя…)

- Как эти слова  связаны с дальнейшим повествованием? (Он  с гордостью говорит о славных людях – богатырях, участниках Бородинского сражения)

- Почему повествование ведется от лица простого русского человека? (Он сам является участником событий, поэтому  правдиво расскажет о них)

- Впервые в русской литературе М.Ю.Лермонтов сделал героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы простого человека, вместе с тем глазами этого человека взглянул на историю.

Сообщение 2 «литературоведа» (слайд10) о прототипе старого солдата, от лица которого ведётся повествование о Бородинском сражении.

- Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» - старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинском сражении. Это унтер – офицер лейб – гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. М.Ю.Лермонтов хорошо знал этого человека. Знакомство их состоялось в мастерской художника                          П. Заболотского. В 1836 году художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему  25 – летию Отечественной войны 1812  года, а Михаил Юрьевич  в это время брал уроки живописи у мастера кисти.

2 часть (3-7 строфы) (слайд11)

-  Найдите в стихотворении фрагменты, в которых говорится, как готовились к предстоящему бою русские солдаты? (чтение фрагментов)

- Какое настроение передаёт автор? (Напряженность) Найдите ключевые слова,  словосочетания, подтверждающие сказанное. («Пойдем  ломить стеною», «постоим головою», «ворча сердито», «сверкнул»…) 

- Поэт из чисто внешних деталей создал картину психологического напряжения солдата перед смертным боем и сделал нас соучастниками событий, заставил пережить изображаемое.

Сообщение  2 «историка». Историческая справка

- Как сообщают исторические источники, перед боем перед воинами французской армии прочли приказ Наполеона, в котором говорилось о славе и богатстве, которые ждут воинов после победы.

В русской армии Кутузов приказал пронести по войскам икону Смоленской Божьей Матери и отслужить молебен. Русские воины понимали, что в сражении решается судьба Москвы, значит, России, все были готовы  стоять насмерть.

Сообщение  1  «литературоведа». Литературоведческая справка. (слайд12)

«Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой...», - произнес полковник Федор Федорович Монахтин, в день битвы исполнявший обязанности начальника штаба 6 пехотного корпуса русской армии, которого многие исследователи считают наиболее вероятным прототипом лермонтовского «слуги царю, отца солдатам».

3 часть (8-12 строфы) (слайд13)

-  Каким настроением проникнуты сцены битвы?

- Как описано само сражение? (Динамично, стремительно). Укажите ключевые слова, отражающие динамичность, стремительность боя. (Носились, блестел, звучал, визжала, тряслась…)

- Какими выражениями передана ожесточенность боя? («гора кровавых тел, «рука бойцов колоть устала»)

4 часть (13-14 строфы) (слайд14)

- Рассказ участника сражения заканчивается словами, рисующими настроение русской армии после  боя. Какое оно? (Уверенность в одержанной победе»)   Назовите   ключевые слова, рисующие это настроение. («…бой затеять новый», «до конца стоять», «отступили басурманы»)

- М.Ю.Лермонтов  не пишет, что людей погибло много, но мы это понимаем. Какие строки позволяют определить, что в Бородинском сражении погибло очень много людей?  («Тогда считать мы стали раны,

                                                                   Товарищей считать»)

                                            («…Не многие вернулись с поля»)

Сообщение  1 «историка». Историческая справка (слайд15)

-М.И.Кутузов в своей реляции Александру I писал: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах  известны».

 До сих пор историки спорят, кто одержал победу в сражении. Потери русских составили 46 тысяч, французов -58 тысяч. В живых осталось у русских 5 тысяч воинов, у французов – 19 тысяч. Русских сломить не удалось, но войско наше  было обескровлено.  

Современный историк Е.Юркевич  пишет: «Это было сражение, надломившее хребет великой армии Наполеона»

- Назовите человеческие качества русских солдат, которые позволили им одержать победу в сражении? (Смелость, решительность, отвага, верность долгу…)

- Как вы понимаете строки «могучее, лихое племя»? (ответы обучающихся)

III. Посттекстовый этап (слайд16)

1) Беседа по определению идейного своеобразия произведения:

-  Таким образом, мы сможем с вами определить основную мысль произведения? Начните свой ответ словами: «Я думаю, что М.Ю.Лермонтов хотел донести до читателя мысли о том, что нужно …(Быть смелыми, отважными, решительными, гордыми, любить Родину).

-   Как вы думаете, какое качество является главным для каждого из нас? (Любить Родину)

2) Практическая работа: (слайд17)

- Проведем небольшую практическую работу, которая позволит проверить, какие вы внимательные слушатели. Вам предлагается небольшой текст, в котором некоторая информация опущена. Ваша задача восполнить её.

 (приложение 1).  При выполнении работы вы можете пользоваться записями, сделанными в течение урока.

3) Проверка практической работы (слайд18):

- Попробуем проверить,  как вы выполнили работу. (На экране проецируется текст с пропусками, обучающиеся предлагают свои варианта ответов, затем  дается готовый вариант)

4) Итог урока:

- Какова же  идея произведения? (Раскрыть чувства, мысли солдат, защитивших Родину от врага)

Вывод учителя: (слайд19)

 -  Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» - это поэма о бессмертном  народном подвиге,   гимн русскому народу, который отстоял свое Отечество, защитил его от врага. Герои стихотворения «могучее, лихое племя, богатыри» - простые русские солдаты, руководимые талантливыми военачальниками,  которые победили  в войне с французами.  

  События того времени ушли далеко в прошлое, но идея, воплощенная в стихотворении – идея  любви к Родине живет вечно.

5) Рефлексия. Закончите фразу: «Самое главное, что я понял (а) на уроке…»

6) Домашнее задание (слайд 20)

1. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

2. Ответить на вопросы с. 149

7) Выставление оценок

                                                                                       

                                                                                     Приложение 1

Восстанови  текст:

Отечественная война 1812 года – героическая война ________ народа за свою независимость против __________. Центральным событием войны 1812 года стало _____________________.

В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение  ______________.  Прототипами героев произведения стали унтер – офицер лейб-гвардии  Литовского (затем Московского) полка _______________, полковник ___________. Впервые в истории героем произведения  М.Ю.Лермонтов сделал ______________. По мнению автора, русский солдат должен быть _______________________.

Главная мысль произведения _____________________.

  Ключ для проверки практической работы:

Отечественная война 1812 года – героическая война  русского  народа за свою независимость против французов. Центральным событием войны 1812 года стало  Бородинское сражение. 

В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение  «Бородино». Прототипами героев произведения стали унтер – офицер лейб-гвардии  Литовского (затем Московского) полка Андреев, полковник Федор Монахтин. Впервые в истории героем произведения  М.Ю.Лермонтов сделал простого человека. По мнению автора, русский солдат должен быть смелым, решительным, отважным.

Главная мысль произведения – любить Родину.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордост...