Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Аннотация

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использованием электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, дидактический материал. Материал может быть использован преподавателями работающими по программе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroc_lermontov.docx91 КБ

Предварительный просмотр:

сражение.jpg

Урок-экскурсия

по стихотворению М.Ю. Лермонтова

"Бородино". Историческая основа стихотворения. 

5-й класс

Провела: Мусаева Заира А.,

учитель русского языка и литературы

Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.

Оборудование урока:

портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “   грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Опрос домашнего задания.

Вопросы по биографии М.Ю.Лермонтова.

  1. Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье мелкого помещика отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова.   Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных.

  1.  Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

В Тарханах.

  1. Как звали отца и мать М.Ю.Лермонтова?

(Юрий Петрович Лермонтов, Марья Михайловна Арсеньева)

  1. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

 Бабушка (после смерти матери и отъезда отца Михаил воспитывался бабушкой

Елизаветой  Алексеевной Арсеньевой). Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.

  1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

В честь деда по матери. Мишель. Отец хотел назвать его Петром.

  1. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?

Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.

  1. Какими европейскими языками владел Лермонтов?

  Французским и немецким.

  1. На каких музыкальных инструментах играл поэт М.Ю.Лермонтов?

Скрипка и фортепиано(Поэзия Лермонтова музыкальна, что отмечали многие

композиторы. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи)

  1. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.

  1. Сколько раз Лермонтов ссылался на Кавказ?

  Два раза

  1. За что Михаил Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ?

       За стихотворение «Смерть поэта»

  1. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ?

С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) - спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины.

  1. Как звали убийцу Лермонтова?

Н.Мартынов

  1. Где погиб Лермонтов?

   В Пятигорске на дуэли.

  1. Где находится город Лермонтов, названный в честь поэта?

В Ставропольском крае РФ.

  1. Где в настоящее время захоронен Лермонтов?

В Тарханах (похороны Лермонтова состоялись в 1841г. на старом пятигорском кладбище.Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. В 1842г. бабушка поэта обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы, где в фамильной часовне-усыпальнице состоялось его погребение, рядом с могилами матери и деда.)

 III. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.

 - Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? 

(Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.)

– В каком году он написал стихотворение «Бородино»?

 Там на Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино»

-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

– Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.)

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

 Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

 Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

 Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

 Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

 И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

 - Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России)

Но прежде чем говорить о нем, давайте просмотрим презентацию

2.  (Просмотр презентации)

3. Словарная работа.

- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:

  • редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
  • мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
  • картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
  • лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
  • бивак - стоянка войск под открытым небом;
  • кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
  • булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
  • улан, драгун - солдаты конных полков;
  • басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

- С точки зрения лексики, что это за слова?

(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

4. Инсценирование диалога старого и молодого солдата

(Выходит  ученик, одетый в кивер; читает диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)

5. Беседа с классом

- Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

(Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

- От чьего имени ведется рассказ?

(От лица старого солдата, который был участником героического сражения)

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности.)

Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет.

(Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

 С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?

(C богатырями)

 Как вы думаете, таких солдат, как рассказчик, было много в русской армии?

(В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)

Много ли раз звучит в произведении слово «я», а «мы», почему?

( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся) (Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я» - это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

 Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?

(Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)

Групповая работа.

Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

 

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 

Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 

 С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

 

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)

- А почему ликовал француз?

(Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)

-Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины?

(Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

– Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

Полковнику.

Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.

  • Что звучит в  словах полковника?

 - Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким) 

  • Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
  • “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)

На доске записаны строки из стихотворения:

1. Французы двинулись, как тучи ...
Земля тряслась, как наши груди ...
Носились знамена, как тени…)

- С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)

2. Огонь блестел....
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...

(Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов)

- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сражений!”

Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы

завтра бой затеять новый
И до конца стоять ...”

Но французы отступают.

- Прочитайте шепотом последние строки стихотворения . А теперь - вслух.

- О чем печалится солдат - рассказчик? 

(В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).

- А чем гордится солдат? 

(Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)

- Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем -восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)

– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно?

(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения?

(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)

6. Итог урока. Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?

(Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М. Ю. и героев «Бородино», как события войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу.

- Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? 

Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть.

Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой.

- В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

7. Рефлексия. Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.

8. Выставление оценок.

9. Д/з Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа. Или составьте кроссворд по теме урока.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

 

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 

Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 

 С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

 

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой раб...

СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ

ТЕМА: «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА  И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ»...

Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...