Главные вкладки

    Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Аннотация

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использованием электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, дидактический материал. Материал может быть использован преподавателями работающими по программе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uroc_lermontov.docx91 КБ

    Предварительный просмотр:

    сражение.jpg

    Урок-экскурсия

    по стихотворению М.Ю. Лермонтова

    "Бородино". Историческая основа стихотворения. 

    5-й класс

    Провела: Мусаева Заира А.,

    учитель русского языка и литературы

    Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.

    Оборудование урока:

    портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова; “   грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

    Ход урока

    I. Орг. Момент.

    II. Опрос домашнего задания.

    Вопросы по биографии М.Ю.Лермонтова.

    1. Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье мелкого помещика отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова.   Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных.

    1.  Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

    В Тарханах.

    1. Как звали отца и мать М.Ю.Лермонтова?

    (Юрий Петрович Лермонтов, Марья Михайловна Арсеньева)

    1. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова?

     Бабушка (после смерти матери и отъезда отца Михаил воспитывался бабушкой

    Елизаветой  Алексеевной Арсеньевой). Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.

    1. В роду Лермонтовых давались мужские имена Юрий и Пётр. Почему Лермонтова назвали Михаилом и как звала его бабушка, которая вырастила мальчика?

    В честь деда по матери. Мишель. Отец хотел назвать его Петром.

    1. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?

    Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.

    1. Какими европейскими языками владел Лермонтов?

      Французским и немецким.

    1. На каких музыкальных инструментах играл поэт М.Ю.Лермонтов?

    Скрипка и фортепиано(Поэзия Лермонтова музыкальна, что отмечали многие

    композиторы. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи)

    1. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

    В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты.

    1. Сколько раз Лермонтов ссылался на Кавказ?

      Два раза

    1. За что Михаил Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ?

           За стихотворение «Смерть поэта»

    1. С кем и из-за чего произошла у Лермонтова дуэль, за которую он был вторично сослан на Кавказ?

    С сыном французского посланника Барантом (18 февраля 1840 г.) - спор о смерти Пушкина, о национальной чести русских и соперничество из-за женщины.

    1. Как звали убийцу Лермонтова?

    Н.Мартынов

    1. Где погиб Лермонтов?

       В Пятигорске на дуэли.

    1. Где находится город Лермонтов, названный в честь поэта?

    В Ставропольском крае РФ.

    1. Где в настоящее время захоронен Лермонтов?

    В Тарханах (похороны Лермонтова состоялись в 1841г. на старом пятигорском кладбище.Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. В 1842г. бабушка поэта обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы, где в фамильной часовне-усыпальнице состоялось его погребение, рядом с могилами матери и деда.)

     III. Работа по теме урока.

    1. Вступительное слово учителя

    - На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.

     - Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? 

    (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.)

    – В каком году он написал стихотворение «Бородино»?

     Там на Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино»

    -За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

    – Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.)

    12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

     Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

     Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

     Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

     Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

     И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

     С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

    Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

     - Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)

    – Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

    (Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России)

    Но прежде чем говорить о нем, давайте просмотрим презентацию

    2.  (Просмотр презентации)

    3. Словарная работа.

    - Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:

    • редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
    • мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
    • картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
    • лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
    • бивак - стоянка войск под открытым небом;
    • кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
    • булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
    • улан, драгун - солдаты конных полков;
    • басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

    - С точки зрения лексики, что это за слова?

    (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

    4. Инсценирование диалога старого и молодого солдата

    (Выходит  ученик, одетый в кивер; читает диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)

    5. Беседа с классом

    - Что же интересует молодого солдата, что его волнует?

    (Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)

    - От чьего имени ведется рассказ?

    (От лица старого солдата, который был участником героического сражения)

    – Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

    (Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности.)

    Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет.

    (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

     С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения?

    (C богатырями)

     Как вы думаете, таких солдат, как рассказчик, было много в русской армии?

    (В армии было больше таких солдат, поэтому и победили)

    Много ли раз звучит в произведении слово «я», а «мы», почему?

    ( «Мы» выражает мысли и чувства всех сражавшихся) (Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я» - это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

     Высказывает ли бывалый воин Бородинской битвы недоверие к следующему поколению?

    (Современники поэта вызывают осуждение, потому что не находят применения ни силе, ни таланту)

    Групповая работа.

    Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.

     

    Историческая справка

    Строчки стихотворений

    1 группа

    12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

     

    Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

    Мы долго молча отступали…

     

    И вот нашли большое поле…

     

    Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

     

    Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

    Два дня мы были в перестрелке…

    Прилег вздремнуть я у лафета…

    2 группа

    Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

    .Ну ж был денек!..

    Вам не видать таких сражений…

     

    Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

     

     С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

     

    Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”

    Изведал враг в тот день немало…

    Вот затрещали барабаны…

    Когда б на то не Божья воля,

    Не отдали б Москвы!

    Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

    Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

    (Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)

    - А почему ликовал француз?

    (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)

    -Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

    а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

    «Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

    б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

    Чужие изорвать мундиры

    О русские штыки?» (3 строфа);

    в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

    г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

    Как наши братья умирали…» (9 строфа)

    «…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

    -Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины?

    (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

    – Кому принадлежат слова:

    «Ребята! Не Москва ль за нами?

    Умремте ж под Москвой,

    Как наши братья умирали…»:

    Полковнику.

    Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.

    • Что звучит в  словах полковника?

     - Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)

    - Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким) 

    • Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
    • “Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)

    На доске записаны строки из стихотворения:

    1. Французы двинулись, как тучи ...
    Земля тряслась, как наши груди ...
    Носились знамена, как тени…)

    - С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение)

    2. Огонь блестел....
    Звучал булат, картечь визжала,
    Рука бойцов колоть устала.
    И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел...

    (Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов)

    - Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

    - С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

    - Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сражений!”

    Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы

    завтра бой затеять новый
    И до конца стоять ...”

    Но французы отступают.

    - Прочитайте шепотом последние строки стихотворения . А теперь - вслух.

    - О чем печалится солдат - рассказчик? 

    (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).

    - А чем гордится солдат? 

    (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)

    - Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем -восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)

    – Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно?

    (Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

    – С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения?

    (Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)

    6. Итог урока. Для чего нам нужен был этот урок? Чему научились?

    (Сегодня мы ближе узнали Лермонтова М. Ю. и героев «Бородино», как события войны 1812 года повлияли на поэта, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

    - Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу.

    - Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? 

    Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть.

    Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой.

    - В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

    Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

    7. Рефлексия. Ребята, оцените, пожалуйста, нашу работу на уроке.

    8. Выставление оценок.

    9. Д/з Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа. Или составьте кроссворд по теме урока.

     

    Историческая справка

    Строчки стихотворений

    1 группа

    12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

     

    Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

     

    Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

     

    Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

     

    Историческая справка

    Строчки стихотворений

    2 группа

    Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

     

    Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

     

     С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

     

    Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

    Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

    Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

    В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой раб...

    СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ

    ТЕМА: «СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА  И ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ»...

    Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»

    Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...