М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Инякина Наталья Анатольевна

 

 

 

 

 

В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой работы. Для развития познавательных учебных навыков на уроке используется презентация, которая содержит иллюстративный материал к произведению, что помогает ученикам образно представить картину Бородинского сражения, сделать выводы.

На уроке используется групповая форма работы. Урок требует дополнительной подготовки: работа с Интернет  -  ресурсами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inyakina_n.a._proekt_uroka.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

На областной конкурс

«ИТ-педагог Кузбасса XXI века»

Номинация: «Современный урок (занятие) на основе ИКТ»

 

        М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Составитель: Инякина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2015

Предмет: литература

Класс: 5

Используемый УМК:

Коровина, В.Я., Журавлев, В.П.. Коровин,  В.И.. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. [Тест]/ В.Я. Коровина - М.: Просвещение, 2014

Коровина, В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс [Текст]/В. Я. Коровина  - М.: Просвещение, 2006

Тема урока:  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Цель урока: осмысление  содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Задачи урока:

Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций.

Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,                        создать условия для осмысления исторической основы произведения.

Развивать навыки коммуникационного характера, работы с учебником, лексической работы.

Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о долге, решительности, отваге.

Планируемые результаты:

 Личностные: формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику.

 Познавательные: извлечение необходимой информации (чтение текста), определение художественной идеи произведения, лексическая работа со словами, выполнение логических операций: анализ, обобщение, построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов собственной и чужой деятельности, целеполагание. 

Перечень оборудования к уроку: учебник, раздаточный материал для работы в группах (Приложения 2-4),  презентация PowerPoint.

Список информационных источников:

Черонобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде [Текст]//Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2014. – 56с.

Синицын, В.А. Путь к слову [Текст]// В.А.Синицын. – М.:АО «Столетие», 1997. – 416с.

Пояснительная записка

В основе урока «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения» лежит системно-деятельностный подход, элементы исследовательско–поисковой работы. Для развития познавательных учебных навыков на уроке используется презентация, которая содержит иллюстративный материал к произведению, что помогает ученикам образно представить картину Бородинского сражения, сделать выводы.

На уроке используется групповая форма работы. Урок требует дополнительной подготовки: работа с Интернет  -  ресурсами.

Проектирование плана и хода урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент  (1минута)

Психологический настрой детей на урок.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

-Здравствуйте, юные исследователи! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, привлекательны. Глубокий вдох, выдох. Выдохните все обиды, беспокойства, страх. Я желаю нам хорошего урока

Оценивание готовности к уроку

Самоорганизация на учебную деятельность

Личностные: уважительное отношение  к окружающим;

коммуникативные: учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала  (5 минут)

-Приглашаю вас совершить путешествие в историю нашей страны и послушать торжественную увертюру

П.И.Чайковского. Подумайте, какие мысли навевает эта музыка? (Слайд1-6)

- Какой теме будет посвящен урок?

Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?

- Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество» (слайд 7).

- Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся просматривают презентацию с музыкальным оформлением

Учащиеся высказывают мнения.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Тема урока:  М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Ставят цели урока, исходя из темы: осмысление  содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Обсуждение высказывания

Познавательные:

Выполнение логических операций;

коммуникативные: точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: целеполагание

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (14 минут)

Первичное восприятие текста

Прослушивание аудиозаписи книги М.Ю.Лермонтова «Бородино»

- Каким настроением оно пронизано?

-Какие чувства испытали вы, слушая стихотворение?

 (Слайд 8)

Организация работы в группах.

Повторение правил работы в группах (правила зафиксированы на доске)

Распределение поручений

Организация самооценки учащимися на уроке

В ходе вашей работы заполните оценочные листы, лежащие перед вами по предлагаемым

критериям

Координация выполнения задания в группах

Проверка правильности выполнения заданий в процессе работы групп

Прослушивание учащимися аудиозаписи «Бородино» и  их ответы на вопрос

Учащиеся выбирают выступающего-спикера, секретаря (кто делает записи)

Учащиеся повторяют правила поведения в группе: работаем вполголоса, ни минуты без дела, слушай и не перебивай, отвергаешь - предлагай

Учащиеся знакомятся с критериями работы в группе (Приложение 1)

Работа в группах:

1 группа «Литературоведы» знакомит учеников с музеем-заповедником «Тарханы», показывают фотоархив музея и отвечают на вопрос: «Почему М.Ю.Лермонтов обращается в своем творчестве к теме Отечественной войны1812 года?»

2 группа «Историки» готовит сообщение об истории Бородинского сражения  и отвечают на вопрос: «Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?»

3 группа «Знатоки» отвечает на ряд вопросов  по тексту произведения

(Приложение 2)

4 группа «Лингвисты» составляет словарь военных терминов и отвечает на вопрос: «Кем был рассказчик на военной службе?»

Группы выполняют задания и свои выводы оформляют в тетради, а секретарь -  на заранее подготовленных бланках

Познавательные:

извлечение необходимой информации (чтение текста), определение художественной идеи произведения, лексическая работа со словами, выполнение логических операций: анализ, обобщение;

коммуникативные: точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками; личностные:

формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику.

регулятивные: планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов собственной и чужой деятельности, целеполагание.

4. Проверка полученных результатов. Коррекция (15 минут)

Послушаем первую группу

-По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»

Послушаем выступление второй группы

- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?

- Найдите гласные/согласные звуки, помогающие представить картину боя.

Ученикам предлагается просмотреть фрагмент «Пьер на бородинском поле» фильма Бондарчука «Война и мир»

- Стихотворение «Бородино» начинается с диалога. Найдите ключевые слова, которые определяют, что это диалог?

- Кто участвует в разговоре?

-Какой вопрос волнует молодого солдата?

Послушаем выступление третьей группы.

- Как можно развивать свою речь, совершенствовать язык?

На этот вопрос нам ответят учащиеся третьей группы

- Как вы представляете пожилого солдата?

Работа с иллюстрацией  картины П.Е.Заболотского  «Старый солдат»

 - Какие черты характера отразил в портрете художник?

Послушаем выступление четвертой группы

 

-Выполните задание «Найди соответствие» (слады 15-27)

- Можем ли мы сказать, что героем является русский народ?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов?

-Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.

- О каких чертах народного характера это говорит?

- Как называют человека, обладающего такими чертами характера?

-А что значит в наше время «быть патриотом»?

Ответы детей

Выступают ученики первой группы.

Они называют тему, представляют фотоархив музея-заповедника «Тарханы», делают вывод - в 1837 году, будучи на Кавказе, Лермонтов пишет стихотворение «Бородино», которое явилось откликом на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения.

Выступают ученики второй  группы. Они кратко рассказывают о истории бородинского сражения, показывая фото слайды музея-панорамы «Бородинская битва» 

Ученики находят ответ в тексте произведения:«звучал булат», «картечь визжала»,  «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Вывод: Лермонтов рисует звук словами.

Ученики смотрят фрагмент фильма.

Ученики отвечают на вопросы учителя (старый солдат  сам является участником событий, поэтому правдиво расскажет о них)

Выступают ученики третьей  группы.  Они отвечают на вопросы, представленные на карточке (Приложение 2) и делают выводы: старый солдат  с гордостью говорит о славных людях – богатырях, участниках Бородинского сражения Он сам является участником событий, поэтому правдиво рассказывает о них

 Ученики высказывают свое мнение

Ученики сопоставляют стихотворение и иллюстрацию П.Е.Заболоцкого

Вывод: художник отразил 

спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, может быть, даже усталость старого солдата

Выступление учеников четвертой группы. Они представляют свой словарь терминов и предполагают, что старый солдат был кавалеристом, артиллеристом.

Ученики выполняют задание «Найди соответствие» (слайды 15-26)

Ученики отвечают на вопросы и делают выводы: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами

Ответы учеников.

 Быть патриотом – значит учиться,  работать, служить  в армии.  «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ - «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

 От того, насколько наше молодое поколение  будет похоже на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений  М. Ю. Лермонтов.

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: 

точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные:

 формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику; регулятивные:

планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов собственной и чужой деятельности, целеполагание.

5. Практикум (5 минут)

Группы получают задание: восстановить текст

Учитель наблюдает за правильностью ответа

 

Проверьте  правильность выполнения задания по слайду 27.

Ученики восстанавливают в тексте пропущенные слова и первая группа, выполнившая это задание, зачитывают получившийся текст. Ученики исправляют, если есть ошибки.

Ученики проверяют выполнение задания  по слайду 27 «Восстанови текст».

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные:

точное выражение своих мыслей, понимание речи других, формулирование собственной позиции, учебного планирование сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные:

 формирование нравственных чувств, уважительного отношения к собеседнику; регулятивные:

планирование собственных действий в соответствии с поставленной задачей, оценивание достигнутых результатов

6. Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)

Рефлексия

Закончите предложение: «Самое главное, что я понял (а) на уроке…»

Развернутые ответы учащихся

Регулятивные: рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самооценка

Анализ работы учащихся по

листкам самооценки (слайд 28)

Самооценка работы на уроке

Домашнее задание: Отрывок по выбору выучить наизусть

Запись домашнего задания в дневник

Приложение 1

Критерии работы в группе

   Заполните таблицу

Критерии

Я

Группа

1.

Отвечал на вопросы учителя        

2.

Представлял результат работы в группе

3.

Работал с источником информации

4.

Дополнял или исправлял ответ одноклассника

Приложение 2

Вопросы для группы «Знатоков» по произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

        

  1. Кто главный герой этого произведения?
  2. На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?
  3. Какие слова помогают представить этого героя – простого солдата? Как речь характеризует его?
  4. Найдите слова, которые повторял старый солдат. Какое чувство звучит в словах старого солдата?

 

Приложение 3

Восстанови текст:

Отечественная война 1812 года – героическая война ________ народа за свою независимость против __________. Центральным событием войны 1812 года стало _____________________.

В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение ______________. Главный герой стихотворения____________, который   с гордостью говорит о славных людях –___________, участниках Бородинского сражения. По мнению автора, русский солдат должен быть _______________________.

Главная мысль произведения _____________________.

Ключ для проверки практической работы:

Отечественная война 1812 года – героическая война русского народа за свою независимость против французов. Центральным событием войны 1812 года стало Бородинское сражение.

В 1837 году в год 25-летия сражения М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Бородино». Главный герой стихотворения старый солдат, который   с гордостью говорит о славных людях – богатырях, участниках Бородинского сражения. По мнению автора, русский солдат должен быть смелым, решительным, отважным. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

Урок литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Тема урока: Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Проблема. Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение?Цели урока:- пока...

Бинарный урок по литературе и истории на тему: «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.

Конспект урока представляет собой бинарный урок по литературу и истории в 7 классе.Цель урока :познакомить учащихся с исторической основой стихотворения, показать условия подневольного труда рабочих. ...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...

Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...