2023-2024 учебный год. Методическая разработка общешкольной линейки: "Беслан. Помнить, чтобы жить", посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом
методическая разработка

Татаринова Елена Алексеевна

         Данная методическая разработка предназначена для проведения общешкольных линеек, классных часов, воспитательских занятий на тему профилактики экстремизма.

       В методической разработке рассматривается такая актуальная проблема как профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Главная задача донести обучающимся, воспитанникам, что такое экстремизм, какие виды наказания существуют, как бороться с этим неприятным явлением в современном обществе, кто наиболее подвержен экстремистским проявлениям и т.д. Предполагаемый результат – предупрежден - значит, вооружен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_beslan._pomnit_chtoby_zhit.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа – интернат г. Усмань»

Методическая разработка

общешкольной линейки по теме:

«Беслан. Помнить, чтобы жить»,

посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Подготовила:

Татаринова Е.А., социальный педагог

г. Усмань, 2023- 2024 учебный год

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения общешкольных линеек, классных часов, воспитательских занятий на тему профилактики экстремизма.

В методической разработке рассматривается такая актуальная проблема как профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде. Главная задача донести обучающимся, воспитанникам, что такое экстремизм, какие виды наказания существуют, как бороться с этим неприятным явлением в современном обществе, кто наиболее подвержен экстремистским проявлениям и т.д. Предполагаемый результат – предупрежден - значит, вооружен.

Содержание

Аннотация                                                                                                                   2

Введение                                                                                                                     4-5

Основная часть                                                                                                           6-11

Список информационных ресурсов                                                                         12

Введение

Методическая разработка общешкольной линейки по теме: «Беслан. Помнить, чтобы жить» предназначена для общешкольных линеек, классных часов, воспитательских занятий на тему профилактики экстремизма. На общешкольной линейке, посвященном этой проблеме, рассматривается такая актуальная проблема как профилактика экстремизма и терроризма в школьной среде.

Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате террористических действий в наземном, водном и воздушном транспорте, а также в общественных местах и учреждениях. Поэтому информирование обучающихся в данной области берут на контроль и органы МВД, и образовательные организации. Данное мероприятие посвящено анализу общей темы и может быть включен в цикл мероприятий по данной тематике.

Актуальность проблемы экстремизма в школьной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.

Форма проведения: общешкольная линейка

Участники: обучающиеся 11 класса

Время проведения: 40 мин.

Методы и приемы: эмоциональное воздействие; информационный и поисковый приемы, прием взаимного просвещения; рефлексия.

Направления воспитательной работы: гражданско-правовое, духовно-нравственное.

Цель: дать представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества.

Воспитание патриотизма, воспитание чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму, способствовать воспитанию в студентах толерантного отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми.

Задачи:

1. Представить терминологические аспекты противодействия проявлениям экстремизма и терроризма.

2. Способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.

В итоге  у обучающихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:

  • знать, что такое «терроризм», «радикализм», «экстремизм», «фонатизм»; какие причины порождают терроризм, виды террористических актов, как можно уберечься от них.
  • понимать, что Россия оказалась в центре внимания террористических групп.
  • Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано ответить на вопросы: возможно ли решение этой проблемы.

Основная часть

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!...
М.Ю. Лермонтов

Руководитель:

Когда-то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу.

Огонь жизни был дороже всего. Так же передается из поколения в поколение

свет подвига.

Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности, делает их

духовно богаче, чище и благороднее.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже историю всей Земли.

О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи и музыку.

Главное - о них помнят. И эта память не дает померкнуть далеким дням.

Одним из таких событий стал подвиг детей, родителей, учителей, военных в

роковых событиях города Беслана.

Память об этом подвиге и ужасной трагедии должен сохранить каждый россиянин.

Воспитанник:

Тем, кто шел в бой за правое дело, выстоял и победил,

Тем, кто не пожалел своей жизни в борьбе с терроризмом,

Тем, кто своим телом прикрывал детей,

Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наше мероприятие…

Плачь, Родина плачь!

Руководитель:

Давайте вспомним, как это было:

Воспитанник:

1 сентября 2004 года.

В тот день светило солнце жарко

И осень шелестела за окном.

День знаний начинался радостно и ярко,

Но стал для тысячи самым чёрным днём…

Руководитель:

День знаний должен был только начаться. На площади перед школой собрались нарядные школьники, их родные и учителя.

То, что происходило около 9 часов утра, некоторые сначала восприняли как дурной розыгрыш, настолько это казалось невозможным: на школьный двор въехал грузовик, оттуда выскочили люди в масках и с оружием в руках. Они начали стрелять и загонять толпу в спортивный зал школы. Тогда появились и первые жертвы.

Воспитанник:

Ужас над головами,

Проволок страшный груз.

Дети кричат глазами: "Мамочка, я боюсь!!!"

В душном спортивном зале

Время замкнуло круг

Руководитель:

Каждый из нас знает о дневнике ленинградской девочки Тани Савичевой, которая в блокадном Ленинграде записывала даты гибели членов своей семьи, вы уже слышали об Анне Франк, еврейской девочке, которая в течение двух лет записывала всё, что происходило с евреями в Голландии с 1942 по 1944 год.

А сегодня мы с вами прочтём отрывок из дневника тринадцатилетней бесланской школьницы Кристины Дзагоевой, которая провела в захваченной террористами школе 52 часа. 

Воспитанник:

День 1. «1 сентября, когда мы встали в круг во дворе школы, через пять минут раздался первый выстрел… Когда мы сидели с нашими родителями в спортзале, люди в масках собрали у всех мобильные телефоны и сумки. В спортзале были не только первоклассники, но и грудные дети. Когда нас завели в спортзал, то сразу же там повесили мины. В коробках тоже были мины, они лежали на стульях. Всего том было 12 мин. В первый день всё было хорошо, они давали нам пить и на минутку ходить в туалет…» 

Воспитанник:

День 2. «Они нам дали ещё пить, но реже разрешали вставать и ходить в туалет. Сказали, кто будет кричать, того сразу расстреляют. Они увели взрослых мужчин…Грудных детей отпустили… Потом пошёл сильный дождь. В эту ночь тоже никто не спал, мы только сидели».

Воспитанник:

День 3. «На третий день…моя младшая сестра Дзерасса постоянно спрашивала у мамы: «Когда же нас выведут отсюда? Я больше не могу, я хочу есть и пить»…

Они убили мою сестренку, и у меня остались только мама и папа».

Руководитель:

Этот дневник - ещё один свидетель трагедии. Но место ему, наверное, не только в музее, но и в памяти тех, кто за эти три страшных сентябрьских дня изменился до неузнаваемости.

Воспитанник:

Чернеет школа, как немой свидетель.

Среди тяжелой мертвой тишины.

Три дня в ней гибли взрослые и дети.

Теперь же в ней игрушки и цветы.

Не примет она больше первоклашек.

Не прозвучит прощальный в ней звонок.

Кровавый, самый длинный, самый страшный,

она дала последний свой урок...

Руководитель:

За три дня город Беслан стал чёрным от горя.

Бандиты не случайно выбрали именно эту школу, они знали, что в

старейшей и очень престижной школе учились более тысячи детей, а значит,

на линейке будут присутствовать около 2000 человек.

Их расчёты оправдались: только детей дошкольного возраста было около 130 человек, самой младшей из них Алине Сулеймановой было 5 месяцев.

54 часа террористы удерживали заложников, издевались над ними,

морили голодом, угрожали и, расстреливали одних, чтобы запугать других.

В кабинете русского языка и литературы боевики устроили

расстрельную комнату. Террористы ставили к стенке тех, кто плохо себя вел - кричал или не слушал команд. После того, как людей расстреливали, их выбрасывали в окно

На второй день террористы, переговорив с бывшим ингушским

президентом Русланом Аушевым, отпустили 26 человек – женщин с

грудными детьми.

Утро третьего дня для террористов стало последним, как и для многих

заложников. Все произошло внезапно. В спортивном зале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва, террористы из школы стреляли им в спину.

Что это был за взрыв, стало ясно позднее. Террористы растянули

бомбы по спортивному залу и прикрепили к стене на скотче. Когда скотч

оторвался, раздались несколько взрывов.

Воспитанник:

Нам не забыть тех страшных дней:

Потоком кровь с телеэкрана,

Меж пуль свистящих и огней

Мельканье лиц детей Беслана.

Воспитанник:

Нам не забыть плач матерей

В объятьях траурного одеянья.

Их лица выглядят старей

С печатью горя и страданья.

Руководитель:

Читаем материалы из СМИ:

«Сведения о числе погибших и раненых в Беслане менялись буквально каждый час. По официальным данным оперативного штаба всего в заложниках у террористов в школе изначально оказались 1181 человек, в том числе 800 детей… На вечер субботы в оперативном штабе числилось 448 раненых, включая 248 детей. Представители прокуратуры Северной Осетии сообщили о 323 погибших, 270 из которых удалось опознать…»

Воспитанник:

В небеса поднимались ангелы…

Все прекрасны, невинны, чисты.

Сколько звёзд тогда ярких попадало

Маскируясь росой на цветы... 

Воспитанник:

И теперь близким нет утешения…

Им кровинок родных не вернуть...

И зачем даровалось рождение?..

Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Руководитель:

Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слышала ничего подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла более двух тысяч лет назад в городке – Вифлееме: когда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев.

Воспитанник:

От рук бездушных палачей

Детей загубленных, безгрешных,

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

Воспитанник:

Не раздается детский смех,

Один лишь плач и боли стон,

Останется нам, как на грех

На память погребальный звон.

Руководитель:

1 сентября – это день, который с нетерпением ждут мальчишки и девчонки, это день, когда дети строят планы на будущее, ожидают радостных событий и встреч в своей школьной жизни, но для 186 школьников из Беслана завтра не наступит никогда. 

Воспитанник:

Милым ребятам я стих посвящаю

И низкий поклон матерям посылаю.

Крепитесь, мужайтесь, в одном вы строю.

А мы не забудем про этот террор,

О тех, кто погибли в Беслане,

О тех, кто погибли в бою. 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

ВОЗЛОЖЕНИЕ СВЕЧЕЙ

Воспитанник:

Мы не забудем, тех, кто не с нами,

Тех, кто погиб от руки палача.

Будем стремиться жить только в мире,

И не допустим насилья и зла!

 

Руководитель:

Все здравомыслящие люди осуждают терроризм – варварство XXI века.

Воспитанник:

Люди! Друзья! Граждане Земли! Наш призыв состоит лишь в том,

чтобы каждый по возможности решил для себя, что мы больше не можем

мириться с тем, что рядом с нами происходят ужасные вещи: взрывы, гибель

сотен людей от рук террористов.

Воспитанник:

Это кошмар наших дней, который ДОЛЖЕН прекратиться. Сколько

горя это приносит нам всем. И самое страшное, что никто уже не может быть

уверен в завтрашнем дне.

Воспитанник:

Мы не можем изменить прошлое, не можем вернуть жизни погибших,

но можем помочь тем, кто сейчас в этом нуждается.

Воспитанник:

Мы все сможем сплотиться для того, чтобы сказать НЕТ террору.

Давайте быть честными! Это относится к тем, кто допускает халатность в

работе, приводящую к возможным жертвам.

Воспитанник:

Давайте стараться сохранить мир!!! Пожалуйста! Сегодня это прошло

мимо нас, а завтра может коснуться... будьте просто внимательны и

осторожны, будьте честны, будьте разумны!

Воспитанник:

 «Мы справимся с терроризмом, потому что мы сильнее.

За нами наша Великая Родина, судьбы людей, а главное – за нами, Правда».

Нам нужен мир и созидательное начало.

Мы за будущее без террора!

Мы за межнациональное братство!

Список информационных ресурсов

http://img-fotki.yandex.ru/get/3214/kipriyanvoloh.7/0_7cb0_b7197e1a_orig.jpg

http://abload.de/img/14118535799530yvufq.jpg

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/5/6/6112658.jpg

http://static.zakon.kz/uploads/posts/2014-09/1409567633_beslan02.jpg

http://russlovo.today/files/project_4311/articles/1441313427_1_mini4.jpg

http://fishki.net/picsw/082012/post_anti/beslan/beslan-0015.jpg

http://doseng.org/uploads/posts/2010-09/1283406153_5.jpg

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/08/foto-2-ntv-600x421.jpg

http://www.ossetia2004.narod.ru/13z_01_bes40d_rtridsp_2_russia-vi.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1409516039/dd0bd702/6191234.jpg

http://i.ytimg.com/vi/ZW34oSFEClQ/maxresdefault.jpg

http://s.fishki.net/upload/post/201503/29/1482304/1986.jpg

http://unsorted.me/weblog_entry.php?r=34210

http://www.darial-online.ru/2005_5/daijest.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы помним…", посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов

Цели:Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма;Вызвать отрицание терроризма как явления;Учить выявлять причины появления данного явления;Привести к осознанию важности собственн...

Сценарий линейки, посвященной Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных датах) России» 3 сентября объявлен Днем солидарности в борьб...

Классный час посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Классный час на тему:«День солидарности в борьбе с терроризмом»Цель: сформировать у обучающихся представление о терроризме.Задачи: акцентировать внимание учащихся на необходимост...

Линейка памяти, посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Этот день приурочен к трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004 года в г. Беслане. Тогда, во время террористического акта...

Сценарий классного часа памяти, посвященного Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Классный час, посвящен Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Многие из нас слышали слово, которое на кого-то наводит страх, ужас, а для кого-то это просто слово, которое не всегда понятно. Это - те...

Познавательное мероприятие, посвященное «Дню солидарности в борьбе с терроризмом» «Скажем STOP терроризму»!

Сформировать у воспитанников представление о терроризме как историческом и политическом явлении....