Приключения на болоте с Кикиморой Болотовной "Библиоквест"
классный час
Цель: обобщить, систематизировать знания школьников о значении болот для человека и природы.
Задачи:
- создавать условия для усвоения знаний о растениях, насекомых и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;
- развивать умение описывать и распознавать растения, работать в группе;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84 КБ |
Предварительный просмотр:
««Приключения на болоте с Кикиморой Болотовной»
Библиоквест
Для учеников младшего и среднего возраста
Цель: обобщить, систематизировать знания школьников о значении болот для человека и природы.
Задачи:
- создавать условия для усвоения знаний о растениях, насекомых и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;
- развивать умение описывать и распознавать растения, работать в группе;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
Оборудование: аудиозаписи квакающих лягушек; проектор для просмотра презентации; шесть карточек с надписями - клюква, водоросли, белая куропатка, болотный лунь, лягушка, улитка, цапля; пустой мешок; зеленые листы бумаги для оригами; доска, названия кочек, камешки (вырезанные из бумаги), кроссворд, торфяной горшочек, шапочки лягушек.
Ход занятия
Звучит музыкальная заставка - кваканье лягушек.
Кикимора Болотовна: Ну, здравствуйте, дорогие мои! Наконец, я выбралась из своего болота и пришла к вам в гости, меня зовут Кикимора Болотовна. Вам тоже стоит поближе познакомиться с болотами — и они удивят разнообразием своих красок и запахов. Больше всего в болоте много мхов. Летом они изумрудно-зеленые и нежно-салатовые, в засушливое лето белые, а осенью желтые, красные, буро-коричневые и даже фиолетовые! В летние жаркие дни болота наполняются запахами трав и кустарничков. Болота бывают лесные, моховые, травяные, кустарничковые. Пожалуй, я останусь у вас в классе, не хочу обратно в болото. А то мне одной в болоте совсем скучно.
А знаете ли вы, что такое болото? (ответы учеников)
Кикимора Болотовна: А давайте-ка ко мне в гости в болото, я вас всех поближе познакомлю. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную страну. Вы готовы? (Да). Тогда в путь! (музыкальное сопровождение «Звуки болота»).
Оставайтесь здесь, видите как у меня хорошо в болоте, тепло, лягушки квакают, красота.
Останетесь жить в болоте? (ответы учеников)
Кикимора Болотовна: А я вас никуда не отпущу. Да и дороги назад нет, только вперед, по кочкам или в трясине завязните и утоните. А может вам рассказать всё про болото, а потом отпустить! Нет, буду я им просто так рассказывать, а еще и потом отпускать!
А может вы, ребята, сами мне расскажете про болото? (ответы учеников)
Кикимора Болотовна: Что я, про болото то не знаю??? Лучше вы будете мои загадки отгадывать, а я за это вам буду подсказку давать, как на другую кочку перебраться.
1-я кочка «Откуда взялось болото?»
Болота возникают двумя основными путями:
- из-за заболачивания почвы
- из-за зарастания водоемов.
Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.
Кикимора Болотовна: Ну вот, теперь вы узнали откуда берутся болота, а чтобы перебраться на вторую кочку вы должны аккуратно друг за другом пройти по доске. Смотрите не упадите, а то затянете в болото.
Переход: доска
2-я кочка «Болотные растения».
Кикимора Болотовна: А теперь отгадайте, какие растения растут на болоте.
Переход: живой мост
Чтобы перебраться на третью кочку, вы должны ставя ногу к ноге друг-друга и удерживая каждого, переправить по одному всех участников.
3-я кочка «Кто живет в болоте?»
Картинки на экране запомнить и по памяти перечислить. За правильные ответы – камешки (вырезанные из бумаги), по которым перепрыгивать для перехода на следующую кочку.
Ребята, кто населяет болото?
На болоте мы живём,
Хором песенки поём. (Лягушка)
Покружились, покружились и в лягушек превратились. (одеваем шапочки лягушек)
Сколько у меня ребят-
Столько стало лягушат.
Разминка на суше. (10 мин.).
Музыкальное сопровождение «Музыка для разминки»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклон вперед)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз – это БРАСС (круговые движения руками перед грудью)
Одной, другой – это КРОЛЬ. (Руками по очереди вперед)
Все, как один, плывем как ДЕЛЬФИН (Двумя руками вперед)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)
Переход: камешки
4-я кочка - «Кто живет на болоте» отгадать загадки.
Загадываются загадки и на экране появляются правильные ответы
У меня ходули – Каждый … свое болото хвалит. (Кулик) Скоро будет время вьюг, Клином мы летим на юг, | Где камыш качает зыбь Я люблю играть в полете Скачет Шапка по бору Очень сильный и высокий |
Переход: болотный уж
Кикимора Болотовна: А перебраться на пятую кочку вам поможет болотный уж. Я буду головой ужа, а вы его тело. Все закрывают глаза и держаться друг за дружку и за меня.
Кикимора извилистыми путями доставляет всех на следующую кочку. Главное, чтобы цепочка не разорвалась, а то затянет в болото.
5-я кочка - «Пищевая цепь»
Кикимора Болотовна: А теперь составьте две пищевых цепочки болота.
Даются карточки в разноброс.
клюква -> белая куропатка -> болотный лунь
водоросли -> улитка -> лягушка -> цапля
Кикимора Болотовна:
Молодцы! Коль все у вас так получается, сами попробуйте перебраться на следующую кочку, без моей помощи. У меня есть волшебный мешок, который не тонет в болоте.
Переход: прыжки в волшебном мешке.
Кикимора Болотовна: Молодцы! Все успешно перебрались. А скажите, ребята, какая все-таки польза от болот? (Слайд 30)
- Они накапливают и хранят пресную воду. В недрах болот удерживается 11,5 тыс. км3 пресной воды. Это в пять раз больше, чем во всех реках мира (2 100 км3), и почти половина объема воды Байкала (23 000 км³)!
- Застойные болота регулируют течение рек и даже питают большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Но, вопреки распространенному мнению, вода в болотах вовсе не застойная. Давайте сравним: в озерах вода полностью обновляется за 17 лет, в болотах — каждые пять лет!
- Крупные болота могут останавливать лесные пожары.
- Служат местообитаниями многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных.
- Болота являются мощным пылесосом – они поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород в 10 раз больше чем способен переработать один гектар леса или луга.
Но и это не все: болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая, как известно, в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трех тонн пыли! (В ней, кстати, содержатся минеральные вещества, которыми питаются растения.)
- Болота — это еще и аккумуляторы солнечной энергии. Она спрессовывается там в виде торфа. Однако не в каждом болоте образуется торф. Нет его в болотах степей и пустынь: остатки растений там быстро распадаются благодаря сухому воздуху и высоким температурам; в приморских болотах быстрому разложению способствует соленая вода, в речных заводях — проточность и насыщенность воды кислородом.
Торф накапливается в болоте очень медленно. Торфяная залежь увеличивает свою толщину на 0,5–1 мм в год. Такова скорость роста главного торфообразователя — мха сфагнума.
Торф: является сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности; из него изготавливают грубые, но очень прочные ткани, получают битумы и воски. Из торфа делают лекарственные препараты. Это и органическое удобрение, и подстилка для скота, хорошо впитывающая влагу .Но мощные слои торфа образуются тысячелетиями, а разрабатываются всего за несколько лет, и после торфодобычи болото почти не восстанавливается. А если погибает болото, значит, мелеют берущие в нем начало реки, начинается эрозия почв, катастрофически меняется весь ландшафт…
А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.
А есть ли у нас в Большом Лугу болота?
6-я кочка – кроссворд
Кикимора Болотовна: А теперь отгадайте кроссворд.
- Ягодки в лесу, на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника...
А зовут их? ...(Голубика) - Чаще всего его называют камыш (Рогоз) А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Нарисуйте его. Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.
- Без трубы, дверей и окон
Дом таскает всюду кто-то… (Улитка) - Кто такой Сохатый (Лось)
- Говорят, он детей приносит (Аист)
- На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (Морошка)
Кикимора Болотовна: Молодцы с кроссвордом вы справились! Ребята, так нужны нам болота? Давайте будем бережно относится к ним!
А вы знаете, что в 1971 году в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение как места обитания водоплавающих птиц; ныне она широко известна как Рамсарская конвенция. Ее цель — сохранить наиболее ценные в этом отношении территории: морские заливы, озера, речные дельты, болота. Сегодня в конвенции участвуют 60 стран, в том числе и Россия, где определено 35 рамсарских угодий. Многие из них имеют международное значение еще и потому, что являются прибежищем для перелетных птиц.
Кикимора Болотовна: Как хорошо, значит, я спокойна за свое болото!
Ребята, а давайте сделайте мне подарок. Нарисуйте на плакате болото.Мультфильм «История в болоте»
Кикимора Болотовна: Ну что ж, ребята, спасибо вам всем за активное участие! Надеюсь, вы многое узнали о болоте. Я с вами прощаюсь, до новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в 5-м классе по теме "Стучит, гремит кикимора..." по программеГ.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
В презентации показана структура симфонической картины А.К. Лядова с нотными примерами. Включена литературная основа картины - сказание о Кикиморе, записанное И. Сахаровым. Используются иллюстрации из...
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...

"Проделки кикиморы на новогоднем празднике" для детей средней группы
В своём развлечении я использовала много интересных песен, игр, плясок, соответствующих возрасту детей. Новогодний праздник превращается в настоящую сказку благодаря сказочным героям. Дети...

048. Тема 13 Лядов Биография Кикимора Волшебное озеро Уроки 1-3
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Архипова Н. И. 5 кл диагностическая работа "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"
Диагностическая работа по музыке для учащихся 5 классов...

Сценарий сказки по ППБ «Приключение Бабы Яги и Кикиморы или история о том, как они чуть не сожгли тридевятое царство» Автор: Дорофеева Ю.А Капаклы Т.А. Начало
Начало Баба Яга, Кикимора.Эй, полундра! Мрак и холод!!Что за шутки? Что за смех?Мы веселья не выносимЧто хотим – берем, не просим.Спорить с нами, мало толку,Нет преград лесным созданиям.Зна...
Сценарий новогоднего праздника «Приключение бабы – Яги и Кикиморы-23»
Новогодний сценарий...
