Приключения на болоте с Кикиморой Болотовной "Библиоквест"
классный час

Цель: обобщить, систематизировать знания школьников о значении болот для человека и природы.

Задачи: 
- создавать условия для усвоения знаний о растениях, насекомых и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;
- развивать умение описывать и распознавать растения, работать в группе;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

««Приключения на болоте с Кикиморой Болотовной»

Библиоквест

Для учеников младшего и среднего возраста

Цель: обобщить, систематизировать знания школьников о значении болот для человека и природы.

Задачи: 
- создавать условия для усвоения знаний о растениях, насекомых и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;
- развивать умение описывать и распознавать растения, работать в группе;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Оборудование: аудиозаписи квакающих лягушек; проектор для просмотра презентации; шесть карточек с надписями - клюква, водоросли, белая куропатка, болотный лунь, лягушка, улитка, цапля; пустой мешок; зеленые листы бумаги для оригами; доска, названия кочек, камешки (вырезанные из бумаги), кроссворд, торфяной горшочек, шапочки лягушек.

Ход занятия

Звучит музыкальная заставка - кваканье лягушек.

Кикимора Болотовна: Ну, здравствуйте, дорогие мои! Наконец, я выбралась из своего болота и пришла к вам в гости, меня зовут Кикимора Болотовна. Вам тоже стоит поближе познакомиться с болотами — и они удивят разнообразием своих красок и запахов. Больше всего в болоте много мхов. Летом они изумрудно-зеленые и нежно-салатовые, в засушливое лето белые, а осенью желтые, красные, буро-коричневые и даже фиолетовые! В летние жаркие дни болота наполняются запахами трав и кустарничков. Болота бывают лесные, моховые, травяные, кустарничковые. Пожалуй, я останусь у вас в классе, не хочу обратно в болото. А то мне одной в болоте совсем скучно.

А знаете ли вы, что такое болото? (ответы учеников)

Кикимора Болотовна: А давайте-ка ко мне в гости в болото, я вас всех поближе познакомлю. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную страну. Вы готовы? (Да). Тогда в путь! (музыкальное сопровождение «Звуки болота»).

Оставайтесь здесь, видите как у меня хорошо в болоте, тепло, лягушки квакают, красота.

Останетесь жить в болоте? (ответы учеников)

Кикимора Болотовна: А я вас никуда не отпущу. Да и дороги назад нет, только вперед, по кочкам или в трясине завязните и утоните.  А может вам рассказать всё про болото, а потом отпустить!  Нет, буду я им просто так рассказывать, а еще и потом отпускать!

А может вы, ребята, сами мне расскажете про болото? (ответы учеников)

Кикимора Болотовна: Что я, про болото то не знаю??? Лучше вы будете мои загадки отгадывать, а я за это вам буду подсказку давать, как на другую кочку перебраться.


1-я кочка «Откуда взялось болото?» 

Болота возникают двумя основными путями:

  • из-за заболачивания почвы
  • из-за зарастания водоемов.

Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно  смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Кикимора Болотовна: Ну вот, теперь вы узнали откуда берутся болота, а чтобы перебраться на вторую кочку вы должны аккуратно друг за другом пройти по доске. Смотрите не упадите, а то затянете в болото.

Переход: доска

2-я кочка «Болотные растения».

Кикимора Болотовна: А теперь отгадайте, какие растения растут на болоте.

Переход: живой мост

Чтобы перебраться на третью кочку, вы должны ставя ногу к ноге друг-друга и удерживая каждого, переправить по одному всех участников.


3-я кочка «Кто живет в болоте?»

Картинки на экране запомнить и по памяти перечислить. За правильные ответы – камешки (вырезанные из бумаги), по которым перепрыгивать для перехода на следующую кочку.

Ребята, кто населяет болото?

На болоте мы живём,

Хором песенки поём. (Лягушка)

Покружились, покружились и в лягушек превратились. (одеваем шапочки лягушек)

Сколько у меня ребят-

Столько стало лягушат.

Разминка на суше. (10 мин.).

Музыкальное сопровождение «Музыка для разминки»

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклон вперед)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз – это БРАСС (круговые движения руками перед грудью)

Одной, другой – это КРОЛЬ. (Руками по очереди вперед)

Все, как один, плывем как ДЕЛЬФИН (Двумя руками вперед)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Переход: камешки
4-я кочка - «Кто живет на болоте» отгадать загадки.

Загадываются загадки и на экране появляются правильные ответы

У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли – 
Вот моя забота. (Цапля) 
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. 
(Аист)

Каждый … свое болото хвалит. (Кулик)

Скоро будет время вьюг,
В доме кот мурлычет.

Клином мы летим на юг,
Жалобно курлычем. (Журавли)

Где камыш качает зыбь 
притаилась птица … (выпь)

Я люблю играть в полете
И вы сразу же поймете,
Что так самку завлекаю – 
На болото приглашаю. (Чибис)

Скачет Шапка по бору
Объедает в нем кору
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти. (Заяц)

Очень сильный и высокий
По колено снег высокий,
Не олень, но он рогатый
Все зовут его сохатый (Лось)


Переход: болотный уж
Кикимора Болотовна: А перебраться на пятую кочку вам поможет болотный уж. Я буду головой ужа, а вы его тело. Все закрывают глаза и держаться друг за дружку и за меня. 
Кикимора извилистыми путями доставляет всех на следующую кочку. Главное, чтобы цепочка не разорвалась, а то затянет в болото.
                                         5-я кочка - «Пищевая цепь»

Кикимора Болотовна: А теперь составьте две пищевых цепочки болота.

Даются карточки в разноброс.

клюква -> белая куропатка -> болотный лунь

водоросли  -> улитка  -> лягушка -> цапля

Кикимора Болотовна: 

Молодцы! Коль все у вас так получается, сами попробуйте перебраться на следующую кочку, без моей помощи. У меня есть волшебный мешок, который не тонет в болоте.

Переход: прыжки в волшебном мешке.
Кикимора Болотовна: Молодцы! Все успешно перебрались. А скажите, ребята, какая все-таки польза от болот? (Слайд 30)

  • Они накапливают и хранят пресную воду. В недрах болот удерживается 11,5 тыс. км3 пресной воды. Это в пять раз больше, чем во всех реках мира (2 100 км3), и почти половина объема воды Байкала (23 000 км³)!
  • Застойные болота регулируют течение рек и даже питают большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Но, вопреки распространенному мнению, вода в болотах вовсе не застойная. Давайте сравним: в озерах вода полностью обновляется за 17 лет, в болотах — каждые пять лет!
  • Крупные болота могут останавливать лесные пожары.
  • Служат местообитаниями многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных.
  • Болота являются мощным пылесосом – они поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород в 10 раз больше чем способен переработать один гектар леса или луга.

Но и это не все: болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая, как известно, в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трех тонн пыли! (В ней, кстати, содержатся минеральные вещества, которыми питаются растения.)

  • Болота — это еще и аккумуляторы солнечной энергии. Она спрессовывается там в виде торфа. Однако не в каждом болоте образуется торф. Нет его в болотах степей и пустынь: остатки растений там быстро распадаются благодаря сухому воздуху и высоким температурам; в приморских болотах быстрому разложению способствует соленая вода, в речных заводях — проточность и насыщенность воды кислородом.

Торф накапливается в болоте очень медленно. Торфяная залежь увеличивает свою толщину на 0,5–1 мм в год. Такова скорость роста главного торфообразователя — мха сфагнума.
Торф: является сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности; из него изготавливают грубые, но очень прочные ткани, получают битумы и воски. Из торфа делают лекарственные препараты. Это и органическое удобрение, и подстилка для скота, хорошо впитывающая влагу .Но мощные слои торфа образуются тысячелетиями, а разрабатываются всего за несколько лет, и после торфодобычи болото почти не восстанавливается. А если погибает болото, значит, мелеют берущие в нем начало реки, начинается эрозия почв, катастрофически меняется весь ландшафт…

А для домашних цветов и рассады из торфа изготавливают торфяные горшочки. (Демонстрирует.) Чем они хороши? (Ответы детей.) Держат форму; посаженные растения получают удобрения; в землю рассаду можно посадить вместе с горшочком.
А есть ли у нас в Большом Лугу болота?


6-я кочка – кроссворд

 Кикимора Болотовна: А теперь отгадайте кроссворд.

Описание: http://detirk.ru/images/crossword.jpg

  1. Ягодки в лесу, на кочках,
    Укрываются в листочках.
    Синяя у всех туника...
    А зовут их? ...(Голубика)
  2. Чаще всего его называют камыш (Рогоз) А знаете ли вы, как выглядит рогоз? Нарисуйте его. Подсказка: В народе его часто неправильно называют камышом или тростником.
  3. Без трубы, дверей и окон
    Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)
  4. Кто такой Сохатый (Лось)
  5. Говорят, он детей приносит (Аист)
  6. На болоте уродилась,
    В мягкой травке притаилась.
    Желтенькая брошка —
    Ягодка... (Морошка)
    Кикимора Болотовна: Молодцы с кроссвордом вы справились! Ребята, так нужны нам болота? Давайте будем бережно относится к ним!
    А вы знаете, что в 1971 году в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение как места обитания водоплавающих птиц; ныне она широко известна как Рамсарская конвенция. Ее цель — сохранить наиболее ценные в этом отношении территории: морские заливы, озера, речные дельты, болота. Сегодня в конвенции участвуют 60 стран, в том числе и Россия, где определено 35 рамсарских угодий. Многие из них имеют международное значение еще и потому, что являются прибежищем для перелетных птиц. 
    Кикимора Болотовна: Как хорошо, значит, я спокойна за свое болото!

 Ребята, а давайте сделайте мне подарок. Нарисуйте на плакате болото.Мультфильм «История в болоте»

Кикимора Болотовна:  Ну что ж, ребята, спасибо вам всем за активное участие! Надеюсь, вы многое узнали о болоте. Я с вами прощаюсь, до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в 5-м классе по теме "Стучит, гремит кикимора..." по программеГ.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

В презентации показана структура симфонической картины А.К. Лядова с нотными примерами. Включена литературная основа картины - сказание о Кикиморе, записанное И. Сахаровым. Используются иллюстрации из...

"Проделки кикиморы на новогоднем празднике" для детей средней группы

В своём развлечении я использовала много интересных песен, игр, плясок, соответствующих возрасту детей. Новогодний праздник превращается в настоящую сказку благодаря  сказочным героям. Дети...

048. Тема 13 Лядов Биография Кикимора Волшебное озеро Уроки 1-3

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Сценарий сказки по ППБ «Приключение Бабы Яги и Кикиморы или история о том, как они чуть не сожгли тридевятое царство» Автор: Дорофеева Ю.А Капаклы Т.А. Начало

Начало Баба Яга, Кикимора.Эй, полундра! Мрак и холод!!Что за шутки? Что за смех?Мы веселья не выносимЧто хотим – берем, не просим.Спорить с нами, мало толку,Нет преград лесным созданиям.Зна...