Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню матери
классный час (5 класс)

Перова Юлия Сергеевна

Сценарий внеклассного мероприятия "День матери-казачки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_den_materi-kazachkiword_4.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

«День матери –  казачки»

Подготовила:

Учитель истории и  кубановедения

Перова Юлия Сергеевна

Сценарий «День матери – казачки»

Учитель: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Мы собрались здесь для того, чтобы поздравить Вас с праздником.

А какова же причина нашего торжества? Для этого у нас два события:

Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

И второе событие – День матери, который отмечают в России в последнее воскресенье ноября. Среди многочисленных праздников, существующих в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят нам любовь, нежность и ласку. Спасибо Вам, мамы!!! Пусть время, проведенное здесь, навсегда оставит след в вашем сердце.

Ученик. 

Есть самое нежное слово на свете:

Его произносят в младенчестве дети,

Его вспоминают в разлуке и муке –  «МАМА!»

Пускай наши чувства выходят наружу –

Ты греешь, как солнце и в дождик, и в стужу, 

Все могут твои материнские руки – «МАМА!» 

Прости за обиды невольные наши,

За ночи без сна, что не делают краше.

О, как мы порою бываем упрямы, «МАМА!»

В долгу пред тобою мы будем извечно,

За все благодарны тебе бесконечно.

Будь самой счастливой, любимою самой, «МАМА!».

Мальчики исполняют песню О. Газманова «Мама»

1.

В полночной тишине ты пела песни мне,

И улыбался я тебе во сне.

Ночные облака качали на руках,

И вдаль несла нас времени река.

Припев:

Мама, я бес тебя всегда скучаю.

Мама, хожу и поезда встречаю.

Мама, как грустно мне без теплых рук твоих.

2.

В тени больших берез, наивных детских грез,

Когда ругала в шутку и всерьез.

Вставал и уходил, прощенья не просил,

Как жаль, что я таким когда-то был.

Припев.

3.

Я иногда боюсь, что в сердце моем грусть

Поселится, и я твержу «Вернусь!

В те детские года. Я знаю, все отдам,

Чтоб быть с тобою вместе навсегда».

Припев.

Ведущий 1. Как хорошо, что мы, следуя вековой традиции, все собрались здесь и пригласили мам и мам своих пап и мам, т.е. бабушек. сегодня мы будем говорить о самых близких людях и о бережном отношении к ним, о возрождении былой старины.

Ведущий 2. Еще в глубокой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом – не имеет будущего. Поэтому мы хотим Вам предложить небольшое путешествие в историю.

Ведущий 1. Нелегко жилось нашим предкам-казакам, которые по указу Екатерины Второй были переселены с берегов Волги на Северный Кавказ. Трудно, горестно, но зато красиво и свободно жили наши деды и прадеды.

Ведущий 2. В лихую годину дружно вставали на защиту родной земли-матушки, в мирное время работали на ней с утра до ночи. Дорожили казачьим братством, вставали друг за друга спиною, делили на всех и беду и радость.

Ведущий 1. Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью.

Ведущий 2. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.

Ведущий 1. Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!

Ведущий 2. Входила молодая казачка в мужнин дом... А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно - «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина - мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.

Ведущий 1. Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила - гордая казачка.

Ведущий 2. Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.

- Ах, сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга!

Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.

-Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.

- Нет, матушка, - сказал ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.

На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей - Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.   

Ведущий 1. Истоки чествования казачек ведутся с 1774 года, времени турецкой войны, когда девятитысячный отряд татар и турок вторгся в российские пределы на Тереке и окружил станицу Наурскую. Все строевые казаки находились в походе, и основную часть обороны взяли на себя их отважные жены вместе со стариками и ребятишками. В честь той победы в станице Наурской потом насыпали курган Славы, а светлый этот день окрестили Днем казачки.

Ведущий 2. Ставропольский поэт Витислав Ходарев так описывал эти исторические события:

И вдруг напев остановился…

На вышке дальней, на юру,

Огонь сигнальный появился,

Как говорится, не к добру.

Беда в калитки, в окна билась…

Шла на станицу вражья рать.

От хаты в хату покатилось:

-Вставать!

-Вставать!

-Вставать!

-Вставать!

Звала служивых колокольня.

Но казаки в поход ушли…

А как без них? И слез невольно

Сдержать казачки не могли.

К завалам тяжко ковыляя,

Седые старцы тихо шли.

Бранились вслух, себя ругая, что сил в боях не сберегли.

-Робыть шо станем?

-Во, пехота!

-Ну, бисов непотрибный враг…

Под ропот этот шла работа,

Мелькали юбки во дворах.

-Того до ноне не бывало,-

Хорунжий старый говорил.

Клубились бабы у завала.

А враг все ближе подходил.

У желтой Малки – речки звонкой,

Собрали женщин старики.

Они – ну, чем не амазонки? –

Расположились у реки.

Мальчишки воду кипятили,

Пылали жаркие костры.

В руках у женщин вилы были,

Кинжалы, пики, топоры…

Я слышал:

-Нюська, вон. Взгляни-ка,

Татарин прет на старика…

Но пуля, будто земляникой

Мазнула Нюрку у виска.

Я слышал:

-Марья, слева глянь-ка,

Из-за куста плескай на плешь…

В бою любая марьичанка

Стояла насмерть за рубеж.

От кипятка парило всюду.

Шел в ход и чай, и шли борщи…

Я слышал: - Марья, бей паскуду!

И слышал: - Дашка, полощи!

Горели детские качалки,

У рва, как щит - огни, огни…

Такими были наурчанки.

И здесь казачки, как они.

Врага на приступах встречая. 

Терчанки бились… Страшен час.

С небес глядела Мать Святая

Их охранял казачий Спас.

Была тяжелою победа

Тех отгоревших болью дней.

Былое памятью согрето

Во славу женщин и детей.

Ведущий 1. По отношению человека к матери народ измеряет свое отношение к человеку. Чувство любви к матери заложено в нас самой природой и живет в человеке до конца его дней.

Ведущий 2. А помните, как в стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце» дивчина потребовала от казака… сердце матери?

Сценка.

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот.

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь;

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Сходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Ведущий 1. Марина Цветаева сказала в одном стихотворении о том, что наверняка «споткнется на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное – это безграничное великодушие матери. Сын не споткнулся, он пал. Его боль стала в тот же миг и ее кровной болью. И она прощает его.

Ведущий 2. Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека, дает представление о возможностях человеческого духа. Тут есть о чем задуматься.

Девочки исполняют песню Жасмин «Мамино сердце».

1.

Все мои самые светлые сны,

Радуги, звезды, легенды и храмы

Были, как в зеркале, отражены

В ясных глазах моей мамы.

Ты меня за руку в мир привела,

Ласково чуть подтолкнула ладонью

И на пути моем солнце зажгла,

Что называют любовью.

Припев:

Мамино сердце – хрустальная чаша

Вечно тревоги и ласки, тревоги и ласки полно.

Мамино сердце бьется все чаще, чаще.

Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно?!

2.

Ты отличать научила меня

Зло от добра под любою одеждой

И начинать утро каждого дня

С веры, любви и надежды.

В мыслях к тебе прихожу я всегда,

Вновь обращаясь к тебе за советом.

Пусть в темноте я брожу иногда,

Путь ты укажешь мне к свету.

Припев.

Ведущий 1. В наш современный век человек испытывает небывалые перегрузки. Более напряженной стала работа. Дефицитом становится время. Снижается культура человеческого общения. Многие пишут о неблагополучии семейных отношений, о разобщенности родителей и детей. Вашему вниманию предлагаем сценку-спор «Что за дети нынче, право?»

Сценка-спор «Что за дети нынче, право?»

Ученик 1. Я вот думаю, гадаю,

                  Для чего детей рожают?

                  Так, ребята, вы не против?

                   Взвесим-ка все «за» и «против»!

Ученица 1. А зачем тебе все это?

Ученик 1. Для конкретного ответа!

                  К взрослой жизни подготовка…

Ученица 1. Ты придумал это ловко!

Ученик 1. Да за маму мне обидно.

                  От проблем житья не видно.

Ученица 1. Да…от нас проблем немало…

                    Не простая должность – мама.

Ученик 1. Как бы легче было ей

                  Без таких, как мы, детей.

Ученица 1. Фу! Какая ерунда!

                    Скучно будет ей тогда!

                    Да и в старости компот

                    Кто в стакане принесет?

                    Вот представь себе теперь

                    Маму вовсе без детей!

Ученик 1. Дома – тихо, чистота…Красота!

Ученица 1. И пустота! Дом – уютный, но пустой!

                    Без детей он – неживой!

Ученик 1. Но зато, скажу я прямо,

                  Славно отдыхает мама.

                  Не придется ей опять

                  Все уроки проверять,

                  За детей решать задачки,

                  Сочинение писать,

                  За различные проделки

                  То ругать, то наказать.

                  Кухня, ужин, постирушки,

                  Снова собирать игрушки.

                  Не жалея нервных клеток.

                  Загонять в постели деток!

Ученица 1. И услышать, засыпая:

                    -Ты красивая такая,

                    Честно-честно говорю,

                    Мам, я так тебя люблю!..

Ученик 2. Да…гм-гм…звучит красиво.

                  А такая перспектива:

                  Только вырастил детей –

                  Выдал замуж поскорей.

                  Отдохнуть теперь хотите?

                  Вот вам внуки! Получите!

Ученица 2. Ну и что? Опять играйся.

                    На бабулю откликайся.

                    Сели, встали, побежали.

                    Вновь игрушки все собрали,

                    Тренировка у плиты,

                     Воз домашней суеты…

Ученик 2. Да зачем им жизнь такая?

Ученица 2. Аэробика сплошная!

                    Торопись, что все успеть.

                    Даже некогда стареть!

Ученик 2. Нет! Я все же, сомневаюсь,

                 Столько нервов и забот!

                 Я все больше убеждаюсь:

                 Дети – хлопотный народ.

                 Надо долго их растить,

                 И воспитывать, учить,

                 По ночам не досыпать,

                 День и ночь переживать.

                 Заболели – полечить,

                 Провинились – отлупить,

                 И в учебе помогать,

                 И кормить, и наряжать…

Ученица 2. Трудность в чем? Не понимаю!

                    Я же кукол наряжаю!

Ученик 2. Ну, сравнила! Во – дает!

Ученица 2. Дети – хлопотный народ.

                    Но зато они для мамы

                    Всех важней, скажу я прямо.

                    Мамам – в детях продолженье,

                   И почет, и уваженье,

                   И огромная любовь.

Ученик 2. И забота вновь и вновь…

Ученица 2. Так, мой друг, спокойствие!

                    Заботы – в удовольствие!

                    Пока деток воспитаешь,

                    Ни на миг не заскучаешь.

Ученик 2. Да-а-а. добился я ответа –

                 Смысл жизни видно в этом.

Ученица 2. Смысл жизни видно в том,

                     Чтоб детишек полон дом!

                     Каждой маме по ребенку,

                     Ну, а лучше сразу два!

Ученик 2. Чтоб у мамочки от скуки

                  Не болела голова.

Ведущий 1. Между тем, мы должны помнить: когда придет время подвести итоги, когда будут уходить от нас наши близкие. Человек останется один на один со своей совестью и памятью.

Ученик читает стихотворение.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко;

И тогда, не замечая нас.

Все ходила и шептала:

- детки,

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела…

Что поделать молодость прошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

На собранья вместе мы ходили.

В праздник пели гимны до зари.

А потом разъехались, уплыли.

Улетели… Вот и собери!

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

«Дети, срочно!

Дети, очень срочно!

Приезжайте! Заболела мать».

Из Одессы, Киева, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались. Да очень жалко, -

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь.

 

Почему же дали вы разлуке

Беспокоить любящую мать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте!

Пока у вас есть мама.

Приезжайте к ней без телеграмм!!!

Мальчики исполняют песню ПРЕМЬЕР-МИНИСТР «Мама»

1.

Как много я хотел тебе сказать, но не сказал.

Как крепко я хотел тебя обнять, но не обнял.

В который раз хотел все объяснить, а как не знал.

Как долго собирался позвонить и забывал

Припев:

Ты слышишь, мама, мама,

Ну, почему простые нежные слова

Мы говорим, когда уже в них нет нужды,

А сожаленья бесполезны и пусты!

Ты слышишь, мама, мама,

Ну, почему любви слова сказать легко,

Когда уже мы друг от друга далеко, далеко.

2.

Как мало для тебя в дни редких встреч я сделать мог.

От скуки, бед хотел бы уберечь, но не сберег.

Каким теплом я мог тебя согреть, но не согрел.

Какую песню мог тебе я спеть, того б не спел.

Припев.

Учитель. Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке был привязан номерок из пленки. На нем были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.

- Кому из вас мама показывала этот номерок – вашу первую «медаль»?

Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сейчас вы подросли, но мама любит вас также крепко и нежно. Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете – помните об этом всегда! И сколько бы вам ни было лет – 5 или 50, вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!

Ведущий 1. И сейчас мы и наши мамы – самые счастливые: мы можем пооткровенничать, пожаловаться, доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле – маме.

Родиться стоит поздно или рано,

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые слово «МАМА»,

Которого священней в мире нет!.

Ученики читают поздравления.

 

1.Сказать «спасибо» - это мало,

Мы все в долгу перед тобой.

Дай Бог тебе здоровья, мама, -

Желанье всей родни большой.

Твое тепло, твое добро,

Всегда оно нас окружает.

И станет на душе светло,

Когда твой праздник наступает.

2.Ты отдала семье так много лет - 

Готовила, стирала и пекла,

Дарила нам своей улыбки свет,

Очаг семейный чутко берегла.

Заботой на заботу отвечая,

Мы все тебя давно боготворим.

Здорова будь и счастлива, родная!

От всей души тебя за все благодарим!

3.Знай, тебя считают дети

Лучшей мамою на свете!

Пусть поможет счастья птица

Исполнения добиться:

Всех желаний! Будь любима!

Всем ты нам необходима!

4.Бабушка моя родная!

Пишу я стихи для тебя.

Как хорошо, что есть ты на свете

Такая одна для меня.

Желаю, чтоб не было в жизни разлуки,

Чтоб рядом мы были всегда.

Я к сердцу прижму твои добрые руки

И буду с тобою всегда!

5.Праздник наш уже кончается,

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

 Всем здоровья пожелать!

Будьте веселы, здоровы.

Всем дарите добрый свет!

Приходите в гости снова

И живите до ста лет!

Учитель: Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Желаю, чтобы ваш домашний очаг всегда украшали уют, достаток, любовь и счастье! Пусть в этот день сбываются все ваши мечты, сердца переполняются счастьем и радостью, а глаза светятся теплотой и нежностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвященное «Дню Матери»

Внеклассное мероприятие посвящённое празднику "День матери."Матерьял составлен на двух языках,русском и татарском....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери

Цели: 1. Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. 2. Углублять знания детей о культуре и традициях сем...

сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери "Хорошо, что мама рядом!"

Данный материал предназначен в помощь классным руководителям...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного «Дню Матери».

Сценарий    внеклассного мероприятия посвященного «Дню Матери»Цели: Формирование уважительного отношения к семье, любви к матери.Задачи: воспитание чувства ответственности за порученное...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери «Мама, мамочка, мамуля»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери«Мама, мамочка, мамуля»...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери...