Сценарий внеклассного занятия "Слава хлебу и рукам, что его растили" для 5 классов
классный час (5 класс)

Перова Юлия Сергеевна

Сценарий внеклассного занятия "Слава хлебу и рукам, что его растили" для 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_slava_hlebu_i_rukam_chto_ego_rastili.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия

 "Слава хлебу и рукам, что его растили" для 5 классов

МАОУ СОШ №3 им. И. К. Серикова

Цель: воспитание у обучающихся гражданской сознательности, высокой нравственности человека.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- расширить знания обучающихся о процессе создания хлеба;
- показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека;
- коррекция и развитие речи, словарного запаса и познавательных интересов обучающихся.
Форма проведения: беседа «За круглым столом».
Назначение. Занятие составлено для обучающихся 5 классов юных гвардейцев.
Ход занятия     Показ видео ролика о хлебе (до 5 мин.) 1

Учитель 1: Добрый день, дорогие ребята! Кто мне скажет, какое сейчас время года?

Учитель 2: Мы часто говорим «кладовая осени»? Как вы понимаете это выражение?

Ученик: осенью с полей и огородов убирают урожай хлеба, фруктов, овощей и делают запасы на зиму.

Учитель 1: Правильно. А мы сегодня поведём разговор о хлебе.
(В исполнении звучит первый куплет песни Александры Пахмутовой на стихи Гребенникова «Шумят хлеба»)     видео песни.2

Ученик :  Слава тем, кто потрудился
Над кормилицей землёй,
Кто не трутнем в мир явился,
А работницей-пчелой.

 Ученик : Слыша добрые вести,  

Видя силу страны,

Хлебу мы честь-почести
Поклониться должны.

 Учитель2: Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. В нашей стране хлеб стоит недорого, не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде, чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. А как, по-вашему, ребята, что это за путь?     (Ответы учащихся)

Учитель1: Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб!

Ученик  Бахтикян:

Нужны нам и мясо, и фрукты…
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов,
Без хлеба вовек не прожить.

Ученик: Всему голова и основа,
В нём труд хлеборобов, их пот.
И хлебушком – ласковым словом –

Зовёт его часто народ.

Ученик:  Какое без хлеба застолье?
Ещё с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.

Под музыку выходят 3 человека, (Девочка в русском костюме вносит на подносе каравай хлеба). Кланяются присутствующим, оставляют каравай на столе.

Учитель 2: Хлеб – народное богатство. Каждый гражданин нашей страны должен помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость не та, что мы платим в магазине, а другая. Кто может назвать истинную цену хлеба?
(Ответы учащихся).

 Учитель 1: Стоимость хлеба – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовления хлеба. На Руси было всегда особое, почтительное отношение к хлебу. И я обращаюсь ко всем: не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! А всегда ли мы бережно обращаемся с хлебом?

(Высказывания учащихся)

Учитель 2: Если остался хлеб, стоит ли его выбрасывать? Что можно с ним сделать?
(Ответы учащихся)

Учитель 2:  да, если хлеб остался, его можно пустить в дело: сделать сухарики, квас, панировочные сухари.


  Если каждый из нас выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год наберётся 7 килограммов или 15 батонов.

Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросили хлеб, который выращивали свыше 3,5 миллионов человек, участвовавших в производстве выброшенного нами хлеба.

   Из-за нашего небрежного отношения к хлебу государство каждый год несёт убытки в десятки миллионов рублей. Стоит вдуматься в эти цифры.

  -Если буханка или батон зачерствели и их выбросили, значит, трудились хлебороб, мукомол, напрасно и напрасно  стоял у жаркой печи пекарь.
- А кто из вас знает, как нужно хранить хлеб, чтобы он не черствел?
(Ответы учащихся)

Учитель 1:  чтобы хлеб не черствел, в хлебницу, где хранится хлеб, нужно положить яблоко, разрезанное пополам, или очищенную картофелину.

Ученик: 

Мальчишке было 10 лет, он шёл по переулку
И нёс домой в плетёнке хлеб, жуя дорогой булку.
В пути, гружённую песком, он встретил пятитонку,

И недоеденный кусок швырнул он ей вдогонку…
Ученик:

Но если б думал мальчик тот о зёрнышке-о чуде,
И сколько мыслей и забот в него вложили люди,
О том, что знает вся страна: путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна до хлеба на прилавке;
Ученик:

О том, что хлеб пришёл не вдруг от копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук и механизмов мудрых…
А вот сбирал бы паренёк колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок, растоптанный ногами.

Учитель 2: Ребята, а как вы считаете, правильно или неправильно поступил мальчик, бросив хлеб вдогонку машине и почему?
(Ответы учащихся)

Учитель 2:  А сейчас, ребята, вспомним пословицы о хлебе.

Ученик: Хлеб на столе, и стол – престол, а хлеба ни куска, и стол – тоска.

Учитель 2:  как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учащихся)

Ученик: Без соли, без хлеба худая беседа.

Ученик: Худ обед, коли  хлеба нет.

Ученик: Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Учитель 2:  объясните смысл этой пословицы.   (Ответы учащихся)

Ученик: Люди живут не небом, а трудовым хлебом.

Ученик: Много снега – много хлеба.

Ученик: Посей впору – будешь иметь хлеба гору

Ученик: Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

Учитель 2:   как понимать эту пословицу?   (Ответы учащихся)

Учитель1 : Молодцы. Ребята, у нас на занятии присутствую много гостей, я их представлю:

________________________________________________________

________________________________________________________

Слово предоставляется

Учитель 2: Отношение к хлебу является показателем гражданской сознательности, высокой нравственности человека.

Ученик: 

 Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Его просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученик: Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих 900 блокадных дней…
Снарядов свист…Воздушные тревоги…

Ученик: Мела метель колючая, мела,
За нею голод шёл в дома по следу…
И не было ни хлеба, ни тепла,
Была лишь вера твёрдая в победу!

Учитель1: А знакомо ли чувство голода нам с вами, ребята? Вдоволь ли мы употребляем хлеб или строго по норме?
(Ответы учащихся)

 Учитель 2:  видео фоном 

да, мы не знаем, что такое голод, и это прекрасно. Хлеба мы употребляем столько, сколько нам хочется. А вот во время блокады Ленинграда рабочие получали в день 250 граммов хлеба, а остальные – 125 граммов (показать хлеб весом в 125 и 250 граммов).

Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Больше 2-х лет, днём и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью вели свои прострелянные машины.  Народ по праву назвал её «дорогой жизни».

Учитель 1: Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Она пролегла ледяными полями,

« Дорогою жизни» назвали её

И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя,

Бомбёжки, метели и взломанный лёд.

Учитель 1: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумаемся в слова писателя Аксёнова: «Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом: перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб».
 
Ученик:  Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой!
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

Ученик:  В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.

Ученик: Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Учитель 2:  Слава хлебу и рукам, что его растили!
 Мы  приглашаем всех к столу на чаепитие. Благодарим всех за участие и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "О чём говорят руки?"

Внеклассное коррекционно-развивающее занятие, проведённое с детьми 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на конкурсе "Классный руководитель года...

Внеклассное занятие "Лечимся хлебом"

В этой разработке отражены методы лечения хлебом,знакомство детей со свойствами хлеба....

Сценарий внеклассного мероприятия "Слава тебе, Ленинград!"

Материал рассказывает о страшных и тяжелых днях ленинградцев. Сценарий расчитан на учащихся младшего и среднего звена....

внеклассное занятие "Сделай счастье своими руками"

Тема классного часа: «Сделай счастье своими руками!» Цели:  ·         Образовательные:o    познакомить воспитанников с поняти...

Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)

Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...

Внеклассное занятие "Декор коробки своими руками"

Материал содержит в варианты возможного декорирования коробок, этапы оклеивания бумагой....