Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
рабочая программа по технологии (9,10,11 класс) на тему

Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы; - Содержание программы; - Тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительно-образовательная программа

«Школа-театр мод «Авангард»

для обучающихся 14-16 лет

срок реализации 3 года


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по дополнительному образованию детей школы-театра мод, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства учащихся с основными вопросами теории моды, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.

Возраст обучающихся – 14–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа).  

 Актуальность программы

Долгие годы, лишенные права выбора, мы, наконец, получили возможность разнообразить свой гардероб предложениями многочисленных «бутиков», магазинчиков и рынков. Мода со страниц зарубежных журналов и каталогов шагнула на улицы российских городов. Выразить себя в одежде пытается и стар, и млад. Молодежная среда рождает целые течения, демонстрирующие свой имидж, свои представления о моде, целенаправленно обращающие на себя всеобщее внимание. Стремлению выглядеть ярко, эффектно и индивидуально способствуют и реклама, и средства массовой информации.

Однако человек сведущий понимает, что одним стремлением наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной топ- или фотомодели. Задача, поставленная самой жизнью, гораздо серьезнее и глубже.

Веление времени - познав себя, найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «я» личности и его внешнего проявления в одежде и в облике в целом.

Программа дополнительного образования детей «Школа-театр моды» в полной мере способствует этому.

Цель и задачи образовательной программы

Цель данной программы – формирование у обучающихся  качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Задачи:

  1. Формировать и совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства, швейного мастерства,  основываясь на исторический и современный опыт музыкальных театров, театров мод, работы режиссеров- постановщиков шоу-бизнеса.
  2. Ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями основ дизайна, научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
  3. В ходе изготовления сценического костюма для театрализованных представлений подробно изучить:
  • элементы ручной и машинной вышивки;
  • дизайн ткани;
  • народные традиции в оформлении костюма;
  1. Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело
    до конца, видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной цели.
  2. Формировать у детей уверенность в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность.
  3. Расширять общий и интеллектуальный кругозор детей.
  4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Предполагаемый результат

Логическое завершение, итог всей учебной деятельности системы «Школа-театр моды» - создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды.

Появление спектакля - увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создания декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, формах, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной  рамой из музыки, театрального действа, хореографии и цвета.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:

основы дизайна и теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования коллекции одежды, основные тенденции в современной моде;

учащиеся должны уметь:

использовать знания средств и свойств композиции на практике; разработать проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему; точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма; свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни.

Организация образовательного процесса

Курс рассчитан на 3 года обучения. Общее количество часов – 432 (по 144ч в год).  На практические занятия отводится подавляющее количество учебных часов (не менее 70% всего учебного времени).

Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную. 

Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.

Условия реализации программы

Описанная модель обучения в объединении «Школа-театр моды» требует для реализации своей образовательной программы наличия соответствующей материально технической и производственной базы:

  • учебные кабинеты комбинированного типа для проведения лекционно-теоретических и практических двигательных занятий;
  • малый зал с подиумом, приспособленный к теоретическим, практическим занятиям и подиумным показам;
  • наличие в кабинетах мягких покрытий пола для занятий релаксацией и отработки специальных комплексов упражнений;
  • обязательное присутствие во всех учебных кабинетах фортепиано (или другого музыкального инструмента) для занятий пением и музыкой, сопровождения выступлений;
  • концертный зал с большим подиумом, соответствующим световым и техническим оснащением, системой усиления звука, радиоаппаратурой;
  • декорации к театрализованным показам;
  • наличие большого магнитофона для проведения репетиций и занятий;
  • специально систематизированная фонотека инструментальной музыки (для занятий дефиле, сценической пластикой, основами музыкальности и пением);
  • письменные принадлежности для фиксации теоретических знаний;
  • шаблоны бумажных кукол с моделями одежды, линейки, карандаши, краски и кисти для занятий цветом и рисунком, основами художественного моделирования;
  • спортивная форма для занятий пластикой и танцем;
  • удобная закрытая обувь (туфли на устойчивом, средней высоты каблуке) для занятий дефиле.

Базовое условие, без которого не может быть Театра моды, - творческая производственная мастерская, своеобразный цех по изготовлению моделей одежды. Этот цех формируется из числа обучающихся в системе объединения "Школа-театр моды» и дополнительно ежегодно может пополняться за счет занимающихся в профильных объединениях. Цех должен иметь в составе минимум 6-8 хорошо шьющих человек во главе с опытным конструктором и технологом, а также оператором-наладчиком швейных машин.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КУРС 1.  КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПОШИВ ОДЕЖДЫ

Содержание 1-го года обучения

Введение. Техника безопасности. Планирование работы. Задачи работы группы. Организация рабочего места. Правила поведения за швейной машиной.

Швейные машины. Назначение, принцип действия. Правила подготовки швейной машины к работе. Схема заправки верхней и нижней ниток. Приемы работы на швейной машине.

Машинные швы, их назначение и техника исполнения.

Общие сведения о тканях

Краткая характеристика тканей. Нити основы и утка. Свойства хлопчатобумажных тканей. Способы подготовки ткани к раскрою.

Конструирование поясных изделий. Приемы измерения фигуры человека. Величины измерений, их условные обозначения.

Общие сведения о построении чертежей швейных изделий. Чертежные инструменты, приспособления.

Линейка закройщика № 1 (1:4).

Моделирование и технология изготовления поясных изделий. Понятие о моделировании. Способы и приемы моделирования. Расход ткани. Выкройки. Порядок раскроя.

Детали кроя, их технологическая обработка к 1-ой примерке. Линии сметывания. Порядок проведения примерки Возможные недостатки. Порядок проведения 2-ой примерки.

Виды обработок вытачек, срезов, пояса, застежки, низа изделия. Влажно-тепловая обработка.

Накладные карманы. Виды накладных карманов и способы их обработки.

Классификация одежды по возрастному принципу. Одежда для детей, подростков, молодежи. Одежда для взрослых, ее отличие. Влияние моды на ассортимент одежды для разных возрастных групп.

Профессии швейного производства. Сведения о профессиях.

Практика

Подготовка швейной машины к работе. Отработка навыка заправки верхней и нижней ниток.

Освоение различных видов машинных швов.

Определение хлопчатобумажных тканей по их свойствам. Распознавание направления нитей утка и основы

Рассмотрение таблицы размерных признаков. Снятие мерок, запись их с помощью условных обозначений.

Отработка навыков пользования линейкой закройщика. Построение чертежей прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Построение чертежа шорт на основе прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Построение чертежа брюк в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Моделирование юбки на основе прямой. Моделирование шорт, брюк. Определение расхода ткани на конкретное изделие. Изготовление выкройки. Окончательная подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.

• Сметывание. Проведение 1-ой примерки. Исправление недостатков. Проведение 2-ой примерки. Отработка технологии обработки отдельных деталей.

Изготовление образцов накладных карманов.

Демонстрация одежды для разных возрастных групп.

Экскурсии в ателье, на выставки прикладного творчества.

Содержание  2-го года обучения

Введение. Организационные вопросы. Задачи, планы работы. Техника безопасности.

Швейная машина. Санитарно-гигиенические требования. Правила работы на швейной машине. Назначение и устройство моталки. Простейшие неполадки в работе машины и способы их устранения.

Свойства тканей. Краткие сведения о производстве тканей из искусственных и синтетических волокон.

Свойства этих тканей: физико-механические, гигиенические, технологические. Износоустойчивость тканей и факторы, влияющие на нее.

Конструирование плечевых изделий. Мерки. Порядок их снятия. Величины измерений, необходимые для построения чертежа конструкции, и их условное обозначение. Прибавки, необходимые при расчете конструкции. Последовательность построения и расчет.

Втачной рукав. Прямой, узкий рукав. Порядок конструирования. Выбор прибавок на свободу облегания. Способы оформления низа рукава.

Моделирование и технология изготовления плечевых изделий. Моделирование с помощью переноса нагрудной вытачки. Расчет количества ткани.

Раскрой, обработка, примерка. Возможные дефекты и способы их устранения. Способы обработки вытачек, боковых, плечевых, рельефных срезов.

Примеры обработки проймы и низа рукава: манжета, обтачка, кант. Порядок влажно-тепловой обработки.

Воротники к женским блузкам, платьям и жакетам. Виды застежек, способы их обработки.

Краткие сведения из истории одежды. Отделка одежды: пояса, воротники. Виды воротников по принципу построения. Приемы обработки воротников и способы их соединения с изделием.

Прорезные карманы. Виды прорезных карманов: в рамку, с лис-точкой, с клапаном.

Направления моды. Силуэты. Формы. Ткани. Расцветки, рисунки. Влияние моды на людей.

Профессии швейного производства. Краткие сведения о профессиях.

Практика.

Уход за машиной, правила и места ее смазки. Смазочные материалы.

Распознавание видов тканей по их свойствам.

Снятие мерок: определение влияния осанки на относительную точность измерений. Построение чертежа основы блузки в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Построение чертежа рукава в масштабе 1:4 и в натуральную величину.

Изготовление и подготовка выкройки блузки к раскрою. Разработка различных моделей блузок.

Освоение всех этапов работы по пошиву блузки.

Обработка низа рукава.

Проработка разных видов застежек.

Построение чертежей наиболее распространенных видов воротников (стойка, отложной на цельнокроеной стойке, шалька, плосколежащий).

Раскрой и пошив воротника. Соединение его с блузкой. Обработка застежки, окончательная отделка изделия.

Изготовление образцов различных видов прорезных карманов.

Технология обработки.

Знакомство с журналами мод. Просмотр коллекционных показов швейной фабрики.

Экскурсии на швейную фабрику. Встречи с людьми разных профессий, связанных с производством одежды.

Содержание  3-го года обучения

Введение. Задачи и план работы группы. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Моделирование плечевых изделий более сложных конструкций. Последовательность технического моделирования. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек.

Специфика работы художника-модельера.

Конструирование изделий с цельнокроеным рукавом. Особенности конструкции.

Рукав «реглан». Метод прикладного моделирования для рукава «реглан» на основе втачного рукава.

Двухшовный втачной рукав. Конструкция двухшовного рукава.

Технология изготовления швейных изделий сложных конструкций. Этапы работы: выбор модели из журнала мод, фасон, мерки, чертежи, моделирование на основе выкройки, раскрой, примерка, уточнения, пошив, окончательная отделка. Зрительный образ модели.

Русские народные традиции и искусство народного костюма. Отражение быта и традиций русского народа в покрое, подборе предметов одежды. Виды художественной отделки костюма: вышивка, аппликация, лоскутная техника, кружева, тесьма и ленты. Традиции и современная одежда.

Профессии швейного производства. Краткие сведения о профессии.

Практика

Отработка навыка переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы. Приемы создания выкройки путем моделирования на готовой основе.

Построение чертежа основы с цельнокроеным рукавом.

Разработка рукава покроя «реглан».

Построение чертежа двухшовного рукава.

Поэтапное создание модели, выбранной из журнала для себя. Сравнение полученного изделия со зрительным образом модели в журнале. Анализ несоответствий.

Посещение Музея народной культуры, передвижных выставок, краеведческого музея, областной научной библиотеки. Экскурсия на швейную фабрику.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу 1-го года занятий учащиеся должны:

  • усвоить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;
  • овладеть навыком снятия мерок с фигуры и правильной их записи;
  • уметь строить чертежи прямой юбки, шорт, брюк;
  • уметь кроить вышеназванные изделия;
  • уметь демонстрировать готовые изделия.

К концу 2-го года занятий учащиеся должны уметь:

  • устранять простейшие неполадки в швейной машине;
  • снимать мерки с конкретной фигуры;
  • строить чертежи основы блузки (или платья);
  • производить простейшее моделирование;
  • кроить и шить изделия на себя;
  • демонстрировать изготовленные изделия.

К концу 3-го года обучения учащиеся должны уметь:

  • моделировать по готовому чертежу основы;
  • изготовить выкройку более сложной по конструкции модели;
  • разработать и сшить модель более сложного фасона на себя;
  • продемонстрировать модель в подиумном показе.

Учащимся творческой группы производственной мастерской по изготовлению моделей одежды по их желанию и при сдаче ими квалификационного экзамена выдается удостоверение о присвоении квалификации швеи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Р. И. Егорова и др. Учись шить. - М., Просвещение, 1989.
  1. А. М. Литвина, И. С. Леонидова, А. Ф. Турчановская. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. -М., Легкая индустрия, 1972.
  2. X. И. Махмутова. Конструируем, моделируем, шьем. - М., Просвещение, 1994.

А. Т. Труханова. Технология женской легкой одежды. - М.. Легкая индустрия, 1976.

КУРС 2.  ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Содержание

Введение. Цели и задачи моделирования. Понятия «стиль», «образ», «имидж», «мода». Классификация ассортимента современной одежды.

Художественное моделирование одежды. Виды моделирования: техническое, конструктивное. Специфика художественного моделирования.  Профессия художник-модельер. Процесс художественного моделирования - процесс творческий.

Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения. Зависимость формы одежды от индивидуальных особенностей фигуры. Времена года и форма одежды человека.

Понятие «модели одежды». Специфика выполнения эскизов модели одежды. Принципы составления коллекции. Одна основа - несколько моделей. Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу.

Фигура человека и ее пропорции. Понятие «фигура». Понятие «пропорции» как соотношения продольных и поперечных размерных признаков. Понятие «пропорционально сложенной фигуры».  Правило «золотого сечения» - правило гармонии человека.  Формула пропорциональности.  Соотношение роста и массы тела.  Характеристика форм тела человека. Асимметрия тела человека. Классификация фигур (применительно к конструированию и моделированию одежды).

Композиция костюма. Понятие «композиции» как объединения всех элементов формы художественного произведения в единое целое, выражающее образное содержание. Композиция в одежде - организация всех элементов ее формы. Цель композиции - создание функциональной, технически и технологически совершенной формы с приданием ей художественных качеств: красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности, стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни.

Форма и содержание одежды. Форма и силуэт. Форма и поверхность. Линии контуров одежды, ее частей, деталей: конструктивные и декоративные. Форма и объем, приемы создания. Масса изделия.

Фактура материала (характер поверхности). Цвет и рисунок материала. Цвет и форма. Цветовое сочетание. Светотень. Учет ассортимента и свойств материалов при создании костюма.

Членение форм костюма. Линии членения: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Пропорции фигуры и линии членения. Симметрия и асимметрия. Понятие художественной системы в моделировании: отдельные модели одежды, семейство, гарнитур, комплект, ансамбль, коллекция.

Понятие «мини-гардероб».

Художественное оформление одежды. Понятие «отделка». Виды современных отделок: орнамент, вышивка, рюши, волан, оборки, банты, бахрома, кисти, сборки, защипы, буфы: фигурный край (фестоны, вязание крючком); мережка, кружева, плетение; цветы, перья, аппликация, пэчворк (лоскутное шитье); батик (роспись по ткани), фурнитура, кожа, трикотаж, мех; тесьма, шнур, ленты; украшения (бусы, бисер, брелоки, броши, цепи, зажимы и др.). Осторожность в применении отделок: согласованность с композицией костюма.

Практика

Изучение словаря моды.

Встреча с художником-модельером.

Рисование моделей одежды на бумажные шаблоны фигуры человека.

Сопоставление формы одежды с фигурой человека. Рекомендации выбора.

Просмотр записи показа модной коллекции с анализом увиденного.

Пробное рисование эскизов моделей.

Иллюстрация готовых коллекций одежды.

Разработка разных моделей на одной конструктивной основе Составление коллекции из эскизов моделей.

Наблюдение за фигурами людей. Выделение типов фигур. Изучение своей фигуры  Выявление ее особенностей.

Рисование предполагаемых моделей для своей фигуры.

Работа с журналами мод, наблюдение за разнообразием одежды. Выделение образных моделей.

Изучение фактуры материалов, их ассортимента по образцам, в магазинах «Ткани». Составление цветовых сочетаний.

Рисование моделей на основе манекена. Нанесение линий членения. Использование асимметрии в композиции модели, эскизироеа-ние.

Рисование моделей для составления мини-гардероба.

Освоение разных видов современной «отделки».

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результативностью изучения курса можно считать:

  • самостоятельное эскизирование модели, созданной в соответствии с основными требованиями композиции костюма;
  • грамотное проведение технического моделирования по готовой основе или на чертеже.

Показатели результативности:

  • наличие творческих работ учащихся, выполненных с при менением различных приемов художественного оформления одежды;
  • создание модели одежды на себя в соответствии со своим эскизом;
  • представление своей работы в подиумном показе в конце года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. И. Черемных. Основы художественного конструирования женской одежды. - М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  2. И. В. Ерзенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, фирма ИМПАКТ, 1992.
  3. Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.

КУРС 3.  АЗБУКА МОДЫ

Содержание

Знакомьтесь: мода. Что такое мода? Как мода пришла в Россию? В поисках определения. Споры продолжаются. Моменты моды. Авторы и соавторы моды. Мода вербует сторонников. Мужчины и женщины в моде. Мода для одного и для тысяч. Кто заводит «часы» моды?  Что мы теряем, когда выигрываем?

Мода на подиуме. Спектакль для мини-юбки. Недолговечная «новизна».

«Русский стиль» - продолжение традиций. Планирование моды.

Тайна стиля. Классический стиль. Стиль «Шанель». Романтический стиль. Спортивный. Деловой. Авангардный. Фольклорный. Диффузный. Конструктивистский.    

Поиск ориентиров. Разрушение стилей. Изобилие моды. Мода предлагает испытание. Индивидуальный стиль-образ. Модный образ разных столетий и конца II тысячелетия.

Перед зеркалом, или Направления имиджа.  Девушка в поисках самой себя.

Юноша: проблемы самооценки. Женщина: запертая в ловушке возраста. Мужчина: освобождение от оков, или Мужчин интересует мода. Круг успеха и первые впечатления. Чудеса преображения. Жить собственной жизнью.

Обратимся к внешности. Понятие «внешность». Тайны лица мужчин и женщин. Формы лица мужчин и женщин. Существует ли идеальная форма лица?

Черты лица и их влияние. Выбор прически. Подчеркиваем взгляд, или Обаяние очкарика.

Обрамление лица: шляпы, украшения, линия горловины и воротника.

Внимание: цвет! Тайна цвета. Сила цвета. Секреты личного выбора. Цвет врывается в деловой мир. Найди свой цвет.

Цветовые направления: глубокое, светлое, яркое, приглушенное. Цветовые образы: женщина весна, женщина-лето, женщина-осень, женщина-зима. Цветовые круги человека. Цветовые символы и традиции.

Тайна тела. Особенности фигуры. Типы фигур: плоская, коническая, округлая, полная. Полнота бывает разной. Моде нравятся худые. Мое тело и я.

Если хочешь быть красивой. Секреты гармонии. Хитрости в одежде и пол. Ловкость рук, или Оптический обман. Поговорим о деталях. Безболезненные покупки. Комплексы физической непривлекательности. Простой совет избавиться от комплексов. Пять интервью на тему об одежде: «Давайте одеваться хорошо», «Выбираем женственность», «Одеваюсь, как все», «Урок и мода», «Мода: игра, поиск».

Тайны души. Я и моя одежда: секрет моего «я», загадки отношения к одежде; типы отношения к одежде. Одежда как зеркало души. О чем мы и не подозреваем. «Потемки» чужой души. Стиль и отношение к одежде. Код, заложенный в костюме. Костюм, его замысел. Костюм и его назначение. «И в пир, и в мир...». «По одежке встречают...». Костюм рассказывает о нас. Субъективность оценок. Человек «меняет кожу». Кто есть кто? Вносим коррективы. Почему вещи становятся престижными.

Мода и здравый смысл. Все не купишь, или Больше не нужно, а меньше нельзя. Вопросы к себе. Мнение манекенщицы. Рациональный гардероб. Обойдемся без бриллиантов!

Направления в одежде. Загадки удачной покупки. Одежда для обновления души. Секреты создания нового образа. Тайны успеха внутри нас. Секреты хорошего настроения: правильный подбор ткани; костюм без стресса; переодевание.

Наводим порядок в шкафу: «прополка» того стоит; анализ своего образа жизни; «гибкие капсулы» индивидуального гардероба. 

Направления моды. Откуда берутся модные направления? Как приспособить тенденции моды к себе?

Предложения моды. Сезоны моды. Ассортимент одежды Мода и обувь. Уход за обувью. Мода и аксессуары. Мода и украшения. Мода и купальники.

Мода и возраст. Мода для детей. Рождение молодежной моды. Мода зрелости. Мода для пожилых. В каком возрасте следует перестать следовать моде?

Мода вчера, сегодня, завтра. Три времени моды. Посмотрим, что позади.  Мода абсурда. Новые направления в выборе стиля. Секреты создания нового облика.

Выбери свой стиль. Индивидуальность в моде. Прогноз на будущее. Не ставьте точку!

Практика

Диспут для выявления мнений.

Демонстрация моделей одежды, сшитой учащимися.

Работа с журналами мод по определению стилей в моделях одежды по их деталям, силуэтным формам, элементам отделки и композиции в целом.

Рисование моделей в диффузном стиле. Знакомство с модными образцами известных моделей, поп- и шоу-звезд.

Психологические тесты на самопознание.

Знакомство с эпизодами жизни известных людей и с их высказываниями о своих успехах в связи с модой. Изучение фотографий и их сопоставление. Анкетирование. Рекомендации.

Определение формы и типа своего лица. Определение черт своего лица.

Консультации парикмахера. Выбор формы очков для себя.

Практические рекомендации е связи с модой.

Психологическое влияние цвета. Цветовой контроль-тест.

Советы и рекомендации по подбору цвета для гармонии и контраста. Определение своего цветового направления.

Составление и анализ своего цветового круга.

Изучение своей фигуры и определение типа, особенностей.

Рекомендации по коррекции индивидуальной фигуры с помощью зрительных иллюзий: линий, цвета, объема, формы, пропорций, рисунка и фактуры тканей.

Подбор готовой одежды в соответствии с типом фигуры и пропорциями.

Выявление причин комплексов. Психологический аутотренинг.

Диспут по предложенным мнениям с демонстрацией моделей, с участием специалистов

Познание себя через свое отношение к одежде: психологическое тестирование. Определение своего типа отношения к одежде.

Рисование и эскизирование моделей. Составление аннотации мо дели одежды. Рекомендации по использованию данной модели.

Диспут об истинных и мнимых ценностях, о вещизме и трезвом отношении к предложениям моды, об уровне потребностей и роскоши. Определение границ необходимых вещей. Составление рационального гардероба: подбор вещей из уже имеющихся по принципу гармоничного сочетания друг с другом (по цвету, фактуре ткани, по единству стиля)   Определение своего мини гардероба.

Рекомендации по выбору видов готовой одежды на сезон. Определение своего нового образа, путей его достижения.

Анализ содержимого своего шкафа. Анализ своего образа жизни. Приведение в соответствие того и другого. Поиск ненужных вещей. Составление гибких «капсул» для своего гардероба в соответствии с выбранным образом.

Изучение и анализ модных предложений и определение возможности их применения к себе с учетом всех особенностей своей индивидуальности.

Изучение словаря моды. Рекомендации по уходу за одеждой и обувью, аксессуарами и украшениями. Практические советы по выбору купальника.

Подборка моделей одежды из журналов. Выставка индивидуальных работ учащихся, фотовыставка. Выставка работ педагогов. Диспут.

Анализ фотоснимков людей, поменявших свой облик.

Советы имиджмейкера. Подготовка и демонстрация своего нового образа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения курса, как бы суммирующего все полученные за 3 года обучения знания о моде и подводящего под ними итоговую черту, учащиеся овладевают техникой изменять свой имидж, закрепляют навык перевоплощения в сценический образ, пользуются конкретными советами по формированию своего нового образа, по подбору рационального личного гардероба а соответствии со своей индивидуальностью, по уходу за вещами, разбираются в вопросах моды, ее стилях и направлениях. На примере своих творческих работ и участвуя в постановках театра моды, демонстрируют приобретенные навыки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л. В. Орлова. Азбука моды. - М., Просвещение, 1989.
  2. И. В. Ерэенкова. Искусство красиво одеваться. - Рига, ИМПАКТ, 1992.
  3. А. Сорина. Тайны и секреты женской одежды. - Ростов-на Дону, «ФЕНИКС»,  1999.
  4. К Спенсер. Выбери свой стиль - для женщин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
  5. К. Спенсер. Выбери свой стиль - для мужчин. - М., ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

КУРС 4.  СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

Содержание

Осанка фигуры человека. Понятие «осанки». Многообразие типов осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, связанные  с искривлениями позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. Комплекс упражнений на исправление осанки при сколиозе. Типы осанок и их характеристики: нормальная, перегибистая, сутулая, сутулоперегибистая. Роль лечебного массажа и плавания для исправления неправильной осанки.

Правильная осанка. Понятие «правильной осанки». Тест на определение правильной осанки.  Основные позы контроля правильной осанки. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Практика. Наблюдение и исследование своей осанки. Фиксация положений своего тела при различных видах деятельности: за сто лом, при ходьбе и т. д.

Домашний тест-контроль.   Выявление нарушений.  Знакомство с комплексом упражнений. Домашнее задание.

Определение типа своей осанки, ее анализ, повод к размышлению.

Рекомендация соответствующих занятий как общеукрепляющих. Проведение тест-контроля на правильную осанку.

Изучение поз контроля на правильную осанку. Запись и изучение комплекса для выполнения на занятиях и дома. Выполнение в классе в качестве разминки.

Сценическая пластика.  Понятие «пластики». Пластика и музыка. Разница понятий «движение под музыку» и «движение на музыке».

Пластика и костюм. Взаимосвязь пластики движений человека со стилем его одежды  Обратная зависимость. Отражение стиля костюма в стиле шага и танцевальных элементах.

Пластика и эмоции. Понятие «эмоций». Виды эмоций. Выражение лица человека в зависимости от его внутреннего состояния. Мимика. Жесты как способ выразить эмоции. Жестикуляция. Язык жестов. Пантомима - синтез мимики и пластики жеста. Известные мимы и театры пантомимы.

Пластика и танец. Танец - гармония музыки и движения. Виды танцев: народный, классический, эстрадный, бальный, спортивный. Специфика аэробики, ритмики, художественной гимнастики как синтеза музыки, танца и спорта. Специфика дефиле как синтеза музыки, танца и моды (модного костюма, подиумного шага). Танцевальная пластика народов мира. Махмуд Эсамбаев - мастер сценической пластики. Комплекс танцевальных элементов аэробики.

Практика.

Иллюстрация «движений под музыку» (музыкальные игры в сопровождении музыки) и «движений на музыке». Пластический этюд.

Упражнения под музыку. «Воздушный бал», «Дискотека кузнечиков». Упражнения на основе музыки: «Ты катись, веселый мячик», «Сочини свой танец».

Изображение движений человека, одетого в: длинное вечернее платье; деловой костюм; короткую узкую юбку; карнавальный костюм; спортивный костюм; рабочую спецовку.

Знакомство с рисунками, изображающими эмоции.

Упражнение на развитие выразительности мимики: ролевые игры «У зеркала», «Кто я?», «Игра с платком», «Тренируем эмоции», «Изобрази эмоцию». Просмотр видеозаписи выступлений В. Полунина и его театра «Лицедеи».

Просмотр видеозаписи различных видов танца, ритмики, аэробики, художественной гимнастики. Упражнения: «Сочини свой танец», «Подари движение».

Просмотр записи выступлений учащихся театров и студий моды. Просмотр записи танцев М   Эсамбаева.

Пластичность отдельных частей тела. Пластика рук. Основные позиции рук: первая (внизу перед собой); вторая (в стороне); третья (перед собой); четвертая (в сторону и вверх); пятая (вверху). Специфика положений кистей рук манекенщицы.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса (из аэробики).  Плавные движения рук «Ветерок». «Волна», «Ленточки», «Крылья», «Поющие руки».

Пластика «мягких» рук. Пластика «ломаных» рук. Фантазийная пластика рук.

Пластика головы и шеи. Постановка головы Изящество поворотов и наклонов. Виды поворотов: запаздывающие, опережающие. Комплекс движений для головы и шеи (из аэробики).

Пластика ног. Позиция ног в танце, отличие позиции ног манекенщицы.

Виды танцевального шага: шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа, переменный шаг, шаг польки шаг с притопом, припадание, «ковырялочка» с притопом, русский медленный, сочетание шагов галопа с шагом польки и другие.

Элементы народных и современных танцев: русский каблучный шаг; шаг с припаданием, «ковырялочка»; «бегунец»; «голубец»; «бульба»; чарльстон; твист; «автостоп»; «стирка».

Комплекс ритмических упражнений для ног (из аэробики).

Пластика тела. Понятие «гибкости тела». Необходимость развития гиб кости для здоровья и хорошего настроения. Комплекс танцевально-ритмических упражнений для развития талии (из американской аэробики).

Практика

Разучивание позиций рук и отработка движений под музыку.

Запаздывание движения предплечья и кисти по отношению к плечу. Повторение движений за педагогом.  Разучивание упражнений. Подключение к разминке. Знакомство с движениями и отработка под музыку.

«Зеркальный танец» (1-й вариант). «Зеркальный танец» (2-й вариант).

Игра «Согласованные движения». Пластические этюды за преподавателем «Танец огня», «Танец морских волн», пластические импровизации. Соединение с дефиле. Разучивание движений.  Ходьба под музыку с хлопком на сильную долю.

Разучивание различных видов танцевального шага и отработка их под музыку.

Зачет.

Разучивание танцевальных движений. Стажировка в школе народного танца, эстрадного танца.

Упражнение «Станцуй песню»: «Вдоль по бережку лебедушка плывет...»

Танцы-импровизации за преподавателем: «Калинка», «Ах вы, сени...».

Разучивание  Тренировка. Подключение к разминке.

Этюды: «Надувная кукла», «Из семени в дерево», «Водный карнавал».

Разучивание упражнений комплекса. Музыкально-ритмические техники: «Огонь-лед», «Море волнуется», «Джаз тела», «Лес», «Веселая зарядка», «Потянулись - сломались».

Грация и выразительность движений. Понятие «Грации». Грациозность кошки, других животных.

Характеристика движений человека: легкие, резкие, тяжелые, угловатые, гибкие, стремительные,  грубые, порывистые, неуклюжие, тяжеловесные, энергичные, вальяжные, размеренные, ритмичные, реактивные, заносчивые, заторможенные, плавные, суетливые, скачущие, упругие, мягкие, уравновешенные, агрессивные, ленивые, вульгарные, спокойные и т. д.

Танец - это просто. Понятие «танца». Танцы, необходимые для развития общей пластичности и наработки движений и элементов дефиле, координации тела.

Танцы, способствующие двигательной  раскрепощенности и развитию воображения.

Пластика мысли. Азбука аутотренинга. Техника снятия психоэмоциональных напряжений, развитие образного видения.

Пластика образа модели. Зависимость пластики движений от характера музыки и образности демонстрируемой модели.

Практика

Наблюдение за движениями кошки. Танец «Зверобика».

Развитие движений словаря антонимов: подобрать смысловые пары, изобразить парные движения. Упражнения на демонстрацию движений. «Строители», «Гость и управитель», «Пробуждение на деревенском дворе», «Подари движение», «Отгадай, кто мы», «Скульпторы»,  «Сложи цифру».  Игры-превращения.

Пластические этюды «Танец осеннего листа», «Танец розы», «Летка-енка». «Танец утят», «Полонез», «Русский лирический», «Вальс», «Фигурный вальс», «Падеграс», «Макарена», «Гармоничный танец», «Зеркальный ганец», «Свободный танец», «Танец на полу», «Экстатический танец», свободные танцевальные импровизации под музыку разных стилей, жанров, темпов. Составление композиций

Релаксации: «Путешествие на голубую планету», «Полет птицы».

Импровизации. Просмотр и анализ видеозаписей выступлений. Создание образности в соответствии с моделью и музыкой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В конце курса обучения по предмету учащиеся должны:

  • сформировать правильную осанку;
  • снять мышечные и психологические комплексы «зажатости»;
  • владеть всеми частями тела;
  • знать основные элементы танцевальных техник;
  • уметь представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • владеть приемами аутотренинга и релаксации;
  • быть готовыми к работе в Театре моды и на подиуме.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Г. А. Колсдницкий. Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей. - М.. «Тандем». 1998.

  1. Н. Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, Академия развития. 1996.
  2. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль, Академия развития. 1997.
  3. Ю. Б. Никифоров. Аутотренинг + физкультура. - М., Советский спорт,  1988.

КУРС 5.  ДЕФИЛЕ

Содержание

Дефиле, или подиумный шаг. Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию  в соответствии с замыслом демонстрации модели.

Походка. Типы походок. Осанка формирует походку. Походка и здоровье. Правильная походка, критерии походки. Спортивно-оздоровительный момент походки. Походка и возраст   Походка и настроение. Рекомендации к выработке правильной походки.

Дефиле и танец. Своеобразие дефиле. Сходство и отличие от танцевального шага. Комплекс упражнений типа ходьбы на месте (из аэробики).

Техника подиумного шага. Основная позиция в статике:

  • положение ног в 3-й закрытой позиции; развернутость носков наружу, согнутое колено, нога на носке; положение рук; свободно-пластичное вдоль тела; положение головы; прямо, взгляд вперед, подбородок горизонтально полу;
  • положение плечевого пояса: расслабленно, плечи опущены, лопатки разведены;

  • осанка: подтянутая, спина напряжена, живот втянут. Характеристика основного шага:
  • шаг с каблука, прямой ноги, с выносом бедра;
  • умеренность ширины шага, «линия пятки»;
  • чуть заметные движения плечевого пояса в противовес выносу бедра;
  • движения рук помогают общему движению.

Практика

Просмотр видеозаписи движения манекенщиц.

Наблюдение за походками учащихся. Анализ. Изображение разнообразных походок людей в импровизации.

Демонстрация походок.

Пластические этюды на изображение походок: походка и возраст; походка и настроение; походка и груз.

Сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без.

Отработка упражнений.

Демонстрация подиумного шага и его отработка.

Виды основного шага. Основной шаг с выносом ноги из-за такта, без поворота. Поворот на полупальцах с переносом тяжести на другую ногу на 180 °.

Линия движения: интервал, распределение пространства. Согласованность движений, одновременность поворотов.

Две линии движения: интервал, согласованность, распределение пространства.

Практика. Демонстрация основного шага и его отработка. Определение размера. Расчет шагов (4/4 - 8 шагов). Движение основным шагом по одному.

Отработка движений одной линией без музыки и на музыке.

Отработка движения основным шагом в 2 линии по 3 человека на встречу друг другу. Шаг-поворот на 180°. Движение до середины с плавным поворотом на 4-й шаг на 180° по одному с рукой (без руки). Вариант шага-поворота: с «общением» друг с другом. Вариант шага-поворота с перекрещиванием рук.

Отработка шага, положения рук, головы без музыки и под музыку по одному, линией и в 2 линии навстречу друг другу. Распределение пространства и линии.

Шаг-проходка. Шаг в сторону с поворотом на 360° с небольшим перекрестом ног и продолжением шага в сторону.

Демонстрация щага-проходки. Отработка по одному, без рук и с руками, под музыку (без музыки), в группе по 10-12 человек одновременно.

Поворот на месте на 360°. Положение ног. Устойчивость позиции. Положение корпуса. Опережающий поворот головы. Положение рук. Перекрест ног с подъемом на полупальцах и поворотом вокруг своей оси со сменой опоры на противоположную ногу. Основная позиция с другой ноги.

Демонстрация поворотов. Отработка по одному без музыки и на музыке.

Основной шаг-комбинация (с поворотом на 360°). Основной шаг (на 4 й шаг) - шаг-полный поворот и продолжение движения вперед без выноса ноги из-за такта.

Демонстрация основного шага. Отработка по одному без музыки и на музыке, с подключением рук Работа линией навстречу друг другу. С другой ноги.

Выпад в сторону. Выпад в сторону без руки и с рукой из основной позиции. Рука на бедро или в сторону. Вариант с перекатом.

Демонстрация выпада. Отработка.

Шаг-композиция с выпадом в сторону. Основной шаг (на 4-й шаг) -выпад п сторону, продолжение движения вперед, поворот на 180°, без руки и с рукой.

Вариант: с выпадом, быстрым перекатом с ноги на ногу и продолжением движения вперед, поворот на 180°.

Вариант: основной шаг (на 4-й шаг) - выпад в сторону, пауза, возврат в предыдущее положение, продолжение движения вперед, поворот на 180° с выносом руки в сторону.

Демонстрация шага с выпадом. Отработка по одному, в паре, в линии, в 2 линии без музыки и под музыку.

Движение навстречу друг другу, как бы обходя друг друга. С другой ноги.

Демонстрация Отработка по одному, в паре, в линию, в две линии навстречу друг другу с рукой на бедро и в сторону, с музыкой, с другой ноги.

Поворот на 360° с перекрестом ног со сменой опорной ноги и выпадом в сторону без руки, рука на бедро, рука в сторону.

Демонстрация поворотов. Отработка по одному, в паре, в линию, в 2 линии навстречу друг другу под музыку с рукой.

Шаг композиция с поворотом на 180° и выпадом в сторону. Возврат в исходную позицию на свое место. Вариант: с выпадом и перекатом и дви жением в исходную позицию (с рукой и с поворотом головы на партнера). Демонстрация шага. Отработка по одному, в паре, в линию, в две линии навстречу друг другу с рукой на бедро, в сторону с поворотом головы (спиной друг к другу) на партнера, с музыкой.

Шаг с выпадом в сторону и движением по «квадрату». Основной шаг (на 4-й шаг) - шаг-выпад в сторону с поворотом на 90°, продолжение основного шага с новым выпадом - поворотом с полным описанием фигуры «Квадрат». Демонстрация шага. Отработка по одному, в паре, в линию по 2-3 человека, в 2 линии навстречу друг другу (перепостроение) под музыку.

Распределение сценического пространства. Варианты движения колонной (в затылок друг другу), линией по диагонали, массой в несколько рядов (в шахматном порядке).

Практика. Отработка всех элементов шага в положении: колонной, по диагонали, массой, под музыку, с рукой. Освоение сцены.

Распределение сценического времени. Понятие сценического времени, его плотность. Разнообразие движений на одном временном промежутке.

Практика. Отработка всех элементов движений по одному с интервалом времени (запаздыванием - «каноном»), по двое, группой, с музыкой. Создание иллюзии непрерывности движения.

Композиция. Постановка композиций из основных элементов шага.

Практика. Импровизации (без музыки и с музыкой). Составление простых и сложных композиций в соответствии со сценическим замыслом демонстрации модели самостоятельно или с педагогом. Составление групповых композиций для подиума и спектакля. Демонст рация моделей. Отбор манекенщиц в группу Театра моды «Подиум».

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В конце курса обучения учащиеся должны уметь:

  • держать правильную осанку,
  • естественно, грациозно двигаться;
  • распределять пространство, работая в паре, группой, массой;
  • владеть сценическим временем;
  • составлять самостоятельные композиции из основных элементов шага,
  • импровизировать на основе музыки;
  • демонстрировать одежду разного ассортимента.

Обучащиеся должны быть готовы к работе манекенщицами в специализированной группе «Подиум» и к участию в демонстрации коллекций Театра моды. В качестве итога показывают свою версию демонстрации любой модели в сопровождении музыки на подиуме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И. Гайс. Вперед, пешеходы. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, № 1. стр. 41-43
  2. Т. Ибрагимов. Еще раз о ходьбе. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, N? 1, стр. 45.
  3. О. А. Иванова, И. И. Шарабарова. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М., Советский спорт, стр. 17-18.
  4. Н. Л. Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие. - Ярославль, Академия развития, 1996.
  5. Г. А. Колодницкий. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М., Тандем, 1998.
  6. Ю. Хайрова. Босиком за здоровьем. - Журнал «Физкультура и здоровье», 1986, № 1, стр. 43-45.

КУРС 6.  ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Содержание

Мышечный контролер. Понятие «Мышечного контролера». Мышцы, их роль в актерском мастерстве. Работа мышц и подчинение ее своей воле.

Перенос центра тяжести и точки опоры тела. Способы мгновенной ориентировки.

«Ощущение» мускульного напряжения при поднятии мнимых тяжестей. Действия групповой взаимосвязи.

Практика.  Физические упражнения на освобождение мышц. Физические упражнения на выработку умения ощущать работу мышц и подчинять ее своей воле.

Физические упражнения по освоению способов мгновенной ориентировки.

Воображение. Офантазирование предметов. Острота «внутреннего зрения». Понятие «внутреннего зрения». Групповое фантазирование.

Практика. Упражнения по речевой деятельности: устное сочинение. Речевой практикум. Составление коллективного рассказа.

Сценическое внимание.  Понятие о зрительном, слуховом, осязательном внимании.

Групповое внимание. Публичное одиночество.

Практика. Упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания, публичного одиночества.

Вера и сценическая наивность. Понятие о вере и сценической наивности.

Практика.  Пластические этюды: «Птичья ферма», «Зоопарк», «Джаз», «Цирк», «Ожившие витрины», «Мастерская игрушек».

Темпо ритм. «Ощущение» чувства ритма. Одновременное действие нескольких человек на одной сцене в разных темпо ритмах.

Смена деятельности человека в зависимости от смены темпо ритма.

Практика. Выполнение специальных упражнений.

Характерность.  Понятие «образа», «характера» в актерском искусстве. Особенности создания сценического характера. Техника создания образа на сцене.

Понятие пластической выразительности. Приемы пластической выразительности для достижения сценического образа и передачи характера.

Практика. Пластические этюды. Пластические импровизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу учебного года обучающиеся овладевают определенными психофизическими качествами и различными навыками актерского мастерства. Демонстрируют гибкость тела, ритмичность, координацию движений, скорость ориентировки во времени и пространстве, импровизацию в передаче тончайших нюансов внутренней жизни персонажа-образа. Естественно выполняют самые разнообразные движения, упражнения и создают импровизации-этюды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Б. Е  Захава. Мастерство актера и режиссера. - М., 1978.
  2. Л. П. Новицкая. Уроки вдохновения. - М.. Всероссийское театральное общество, 1984.
  3. А. Б. Немеровский. Пластическая выразительность актера. Учебное пособие. - М., Искусство, 1976.
  4. К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. - М., Искусство, 1983.

КУРС 7.  ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Содержание

Цвет - основа языка живописи. Живопись как вид искусства. Изобразительно-выразительные средства языка живописи. Цвет - основа языка живописи. Богатство цвета.

Практика.  Просмотр репродукций картин.

Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Дисперсия света (спектральное разложение).  Явление радуги и цвет. Основные цвета; желтый, синий, красный. Производные цвета (дополнительные). Палитра художника. Холодные и теплые цвета. Яркие и приглушенные. Насыщенные (глубокие) и ненасыщенные (неглубокие). Темные и светлые. Настроения в цвете.

Хроматические и ахроматические цвета. Черный, белый цвета. Их роль в рисовании. Оттенки  Серый цвет.

Практика. Опыт разложения цвета на спектр.

Составление палитры способом разведения красок и смешивания красок. Получение производных цветов. Характеристика полученных цветов. Экскурсия в магазин «Ткани».

Рисование настроения в цвете. Рисование музыки в цвете.

Получение оттенков черного и белого цветов путем смешивания между собой. Получение оттенков черного и белого путем смешивания с другими цветами. Наблюдение за переходами цвета. Игра «Цветовое лото».

Цветовые сочетания. Понятие «согласованности цветов». Принципы сочетания цветов: контрастность, родственность, родственноконтрастность.

Способы передачи формы цветом. Светотень. Аппликация и цвет.

Практика.  Подбор сочетаний цветов по принципу гармонии и контраста цвета. Рисование объемных предметов. Работа с аппликацией.

Цвет в декоративно-прикладном творчестве. Орнамент. История зарождения и развития. Типы орнаментов: геометрический, растительный, животный.

Орнамент и геометрия. Виды орнаментов: вписанный, ленточный, сетчатый, неполный.

Различение типов орнамента. Поиск орнамента на одежде. Рисование орнаментов. Составление орнаментов разных типов. Логические игры на поиск закономерностей чередования рисунков в орнаменте. Поиск орнаментов в техниках бисероплетения, мережки, лоскутной техники, вышивки (ручной).

Понятие «росписи». История развития. Виды художественной росписи: Городецкая, хохломская, гжельская, майданская, дымковская, по ткани (батик).

Выявление особенностей каждого вида росписи. Распознавание среди образцов. Вычленение любимых традиционных цветов росписи. Экскурсия в музей народного творчества. Роспись заго товок о определенной технике Сбор иллюстративного материала Творческие самостоятельные работы.

Роспись игрушки. Роспись ткани.

Живопись - мировое искусство. Искусство живописи Древнего Египта, Древней Греции, Древней Руси.

Возникновение красок, бумаги, кистей, карандашей. Совершен стпование технологий производства   Темпера. Специфика наложения красок.

Художники - мастера наложения цвета  Музеи мира. Классификация. Фонды и коллекции.

Практика. Рефераты учащихся.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия в художественный музей, передвижные выставки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В качестве завершающего аккорда образовательной деятельности по курсу проходят итоговые занятия по темам "Цвет - дело тонкое», «Орнамент расскажет...», «Изобразительность декора», а также организуются выставки творческих работ учащихся по росписи и орнаменту.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Т. В. Беда. Основы изобразительной деятельности. Рисунок, живопись, композиция. - М, «Просвещение». 1969.
  1. А. А. Горбенко. Акварельная живопись. - Киев, 1991.
  1. С. Загорская и др. Все о технике живописи акварелью. - Арт-родник, 1998.
  1. Н. П. Костерин. Учебное рисование. - М., Просвещение, 1994
  1. Н. П. Нешенский. Изобразительное искусство и художественный труд в 5-8 кл. - М., Просвещение, 1995.

6. Н Пузанова.  В городе тысячи  радуг . - Алма-Ата, Онер, 1990.

КУРС 8.  РИСУНОК

Содержание

Введение. Виды изобразительного искусства. Станковое искусство, его виды, жанры. Средства выразительного языка.

Практика. Сравнение репродукций с полотен известных художников со своими работами прошлого курса. Выявление разницы.

Рисунок. Графика - основа языка всех видов изобразительного искусства. Язык графики: линия, точка, пятно. Применение их при создании образа.

Черное и белое - основа языка графики. Линия и пятно - ведущие средства графической выразительности. Взаимосвязь формы и содержания.

Практика. Упражнения на: проведение линий в разных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш; изображения овалов в различных направлениях (с выражением яркой линией ближайшей стороны овала); выполнение тоновой растяжки на 5 шкал.

Изображение пейзажа, передача в нем настроения спокойствия и задумчивости (линии плавные, округлые, светотень равномерная, спокойная). Создание сумрачного, грозового пейзажа (линии и светотень резкие, контрастные, напряженные).

Иллюстрация пейзажей музыкой соответствующего характера.

Изображение человека. Представления о красоте человека. Разные эпохи - разные представления о красоте. Самобытность представления о красоте человека у разных народов. Искусство (живопись, скульптура, графика) - способ запечатлеть эти представления в форме. Форма и содержание

Человеческая фигура: пропорции. Пропорции - основная особенность формы фигуры человека. Правило «золотого сечения».

Фигура человека в движении: особенности расположения рук, ног, корпуса.

Фигура человека в одежде: особенности изображения (учет облегания тканью - плотность, толщина, крой одежды).

Практика. Беседа - диалог об изменениях идеалов красоты с течением времени и у разных народов. Иллюстрация многообразия художественных форм изображения человека   Мини сочинения по соответствующим темам.

Схематичное изображение фигуры человека.

Схематичное изображение человека в движении.

Схематичное изображение фигуры человека на основе предыдущего занятия. Рисование бумажной коллекции одежды.

Декоративное рисование. Виды декора. Изобразительные виды декора: сюжетный, симметрический, орнаментальный.

Ритм, симметрия, единство формы и содержания.

Народный орнамент. Произведения народных мастеров: узоры  вологодских кружев, русской набойки, узбекской керамики; малевки украинской росписи.

Практика. Изображение разных видов декора. Упражнения по созданию орнамента. Отработка единства содержания и формы в декоре.

Создание своего орнамента на основе декоративных элементов народной росписи. Экскурсия в Музей прикладного творчества, в Художественный салон. Изучение видов орнамента на моделях современной одежды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В итоге обучения по предмету учащиеся, имея теоретические знания по графике, пропорциям тела человека, умея схематично рисовать его, владея цветом из предыдущего курса, могут создать бумажную коллекцию одежды или нарисовать эскиз собственной модели, предназначенной для воплощения в изделии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. А. Горденко. Акварельная живопись. - Киев, 1991.
  2. Л. Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека. - М., Эксмо-пресс. 2000.
  3. Ю. М. Кирцер. Рисунок и живопись. - Практическое пособие. М.,
  4. Н. П. Костерин. Учебное рисование. - М., Просвещение,

1984.

  1. Б. М. Йеменский. Изобразительное искусство и художественный труд в 5-8 классах. - М.. Просвещение, 1995.
  2. И. Пузанова. В городе тысячи радуг. Высшая школа, 1992.

КУРС 9.  КОСМЕТИКА И МАКИЯЖ

Содержание

Введение. Понятие «косметика». История развития косметики. Искусство ухаживать за собой.

Внешность. Понятие «внешность». Тип внешности. Черты лица. Формы и типы лица.

Практика. Определение типов внешности. Определение формы лица, черт лица и типа лица.

Уход за лицом. Основные типы кожи лица: жирная, сухая, смешанная, нормальная, угревая. Уход за разными типами кожи. Массаж кожи лица. Гимнастика для лица. Ассортимент косметической продукции. Косметические процедуры.

Практика. Определение типов кожи. Освоение порядка и техники массажа.

Декоративна» косметика и макияж. Понятие «декоративная косметика». Из истории декоративной косметики. Понятие «макияж». Макияж и декоративная косметика. История макияжа.

Виды макияжа: дневной, вечерний, праздничный. Техника макияжа: вечернего, дневного, возрастного. Тенденции современного макияжа.

Цветовая гамма макияжа и тип внешности. Цветовая гамма макияжа и цветовая гамма гардероба.

Практика. Изучение ассортимента декоративной косметики.

Определение видов макияжа по фотоснимкам. Проработка техники макияжа: дневного и вечернего.

Определение индивидуальной цветовой гаммы. Подбор цветовой гаммы в соответствии с одеждой.

Уход за руками. Форма рук, пальцев, кистей. Маникюр. Техника проведения. Косметические препараты отечественных и зарубежных фирм. Правила хранения и пользования. Проблемы ногтей. Уход.

Практика. Демонстрация образцов.

Уход за ногами. Проблемы ног Уход. Ассортимент косметической продукции.

Уход за телом. Понятие «гигиена». Гиг иена тела (общая). Средства по уходу за телом: дезодоранты, кремы, скрабы, лосьоны и т. д. Правила отбора.

Уход за волосами. Волосы - украшение женщины. Типы волос. Структура волос. Заболевания волос.

Цветовая гамма волос. Натуральные и синтетические препараты для окраски волос.

Прически  повседневные и праздничные. Косметические средства для волос.

Практика. Определение типа волос.

Домашний тест-контроль.

Подбор цвета краски.

Ароматы. Классификация запахов. Ассортимент ароматной продукции (мыло, духи, дезодоранты, туалетная вода и др.). Ведущие фирмы-производители. Правила пользования. Условия хранения. Срок годности.

Практика. Индивидуальный выбор ароматов в соответствии с типом внешности, темпераментом, образом.

Стиль и косметика. Понятие стиля и индивидуального образа человека. Соответствие индивидуальной косметики образу и стилю

Практика. Рекомендации в выборе косметической продукции к своему образу. Создание образности модели в макияже.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К завершению курса учащиеся умеют ухаживать за всеми частями тела, грамотно подбирают косметическую продукцию в соответствии с ее назначением, сроками годности, с особенностями кожи и типом внешности, правильно накладывают целесообразный их возрасту макияж, отбирают цветовую гамму, подходящую к демонстрируемой модели.

Итоговыми делами могут быть конкурсы «Создаем прически» и «Дневной и вечерний макияж».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Аршавская. Л. Щербакова. Мода, вкус, красота. - М.; Про-физдат, Миада. 1992.
  2. Б. Выдмухова. Ева всегда молода, Адам всегда молод. - М., Физкультура и спорт, 1991.
  3. И. Гольцева. Зеркало здоровья и красоты. - М., Новость, 1993.
  4. Г. Козловский, Л. Хубеев, М. Пушкарова., К. Трошев. Всегда красивая. - София, Медицина и физкультура, 1986.
  5. Л. М. Молодожникова, О. С. Рождественская, В. Ф. Сотник. Лесная косметика   - М., Экология, 1992.
  6. Г. В. Панина. Растения и косметика. - Минск, Ураджай. 1993.
  7. И. С. Сыромятникова. Технология грима. Практическое пособие  - М., Высшая школа, 1991.

КУРС 10.  ГРИМ-ВИЗАЖ

Содержание

Введение. Визаж - искусство украшения и оформления лица и тела. Визаж - образный макияж.

Визаж. Косметика и область ее применения: показ мод, «живые» картины художников, рекламные проспекты. Декоративная косметика и визаж: аквагрим и работа с аэрографом. Какой цвет Вам к лицу? Тело модели - неотъемлемая часть коллекции. Направление видажа пирсинг, татуировки, художественная роспись по телу.

Практика. Подбор цветовой гаммы с учетом «образа» и модели одежды.

Грим. Цель и задачи гримирования. История возникновения грима. Анатомические основы грима. Применение грима в театральном искусстве. Роль образного грима.

Театральная косметика. Ее назначение, атрибуты: гримировальные краски, гримировальная паста, тональные карандаши, карандаш для век с оттенками, тени для век, крем пудра, жирные румяна.  Значение театральной косметики. Мастера театрального грима.

Волосяные изделия. Роль, виды волосяных изделий, классификация (парики, бороды и т. д.) Грим и прическа. Первоначальные приемы применения грима. Общие принципы изменения формы лица. Схема грима. Несколько способов наложения тона. Элементарное правило по распределению румян

Каноны народного грима. Особенности грима китайского, японского, греческого, римского театров.

Практика. Сравнение с декоративной косметикой для макияжа. Отличия.

Упражнения на выработку навыков наложения грима. Гримирование отдельных частей лица (бровей, глаз, губ, носа, подбородка, овала лица, шеи, ушей, рук).

Создание индивидуального характера. Примеры характерного грима. Примеры национального грима.

Мода и здоровье. Грим и визаж - особый уход за кожей лица.

Фитотерапия в дерматологии и косметике. Гигиена одежды, обуви, предметов быта.

Умеете ли Вы отдыхать? Значение отдыха для поддержания хорошего вида лица и тела. Значение физкультуры и спорта в поддержании имиджа и образа. Лучший макияж и визаж - здоровый, активный, творческий образ жизни и хорошее самочувствие.

Практика. Подбор фиторецептов с учетом индивидуальных особенностей кожи. Антицеллюлитные препараты - последние разработки косметологии.

Тест-опросник.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс, рассчитанный на старшую возрастную группу, даст правильное понимание грима и  визажа как приемов достижения полной завершенности сценического перевоплощения, возможного и необходимого только в театре. Результатом деятельности станет подготовка к выходу на сцену. В повседневной жизни учащиеся больше внимания будут уделять поддержанию естественной красоты, молодости и здоровья, свойственных их возрасту.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ф. В. Вархолов. Грим  Учебное пособие. - М., Советская Россия,
  2. А. Гольцов и др. Пособие по гриму. - М.. ВТО, 1961.
  3. П. Б. Литвинец. А. И. Темкин. Сценический грим и парик. -М.. Искусство,  1955.
  4. В.А.Логинова. Заметки художника-гримера. - М., Искусство, 1978.
  5. М. Малышка и др. Грим и костюм в современном спектакле. -М., Искусство. 1963.

6. А. А. Поляк. Уроки грима (в помощь народному театру и художественной самодеятельности). - М., Музыкальный фонд СССР,  1962.

8. И С. Сыромятникова. Технология грима. Практическое пособие. - М., Высшая школа, 1991.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название курса

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ

И ПОШИВ ОДЕЖДЫ

70

15

55

2

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

8

5

3

3

АЗБУКА МОДЫ

22

16

6

4

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

13

8

5

5

ДЕФИЛЕ

18

8

10

6

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

-

-

-

7

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

-

-

-

8

РИСУНОК

7

3

4

9

КОСМЕТИКА И МАКИЯЖ

6

5

1

10

ГРИМ-ВИЗАЖ

-

-

-

ИТОГО:

144

60

84


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название курса

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ

И ПОШИВ ОДЕЖДЫ

72

18

54

2

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

17

4

13

3

АЗБУКА МОДЫ

-

-

-

4

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

23

5

18

5

ДЕФИЛЕ

-

-

-

6

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

24

9

15

7

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

-

-

-

8

РИСУНОК

-

-

-

9

КОСМЕТИКА И МАКИЯЖ

-

-

-

10

ГРИМ-ВИЗАЖ

8

5

3

ИТОГО:

144

41

103


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название курса

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ

И ПОШИВ ОДЕЖДЫ

72

13

59

2

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

11

1

10

3

АЗБУКА МОДЫ

-

-

-

4

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА

24

2

22

5

ДЕФИЛЕ

18

2

16

6

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

10

2

8

7

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

9

4

5

8

РИСУНОК

-

-

-

9

КОСМЕТИКА И МАКИЯЖ

-

-

-

10

ГРИМ-ВИЗАЖ

-

-

-

ИТОГО:

144

24

120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Дополнительная образовательная программа "Театр моды"

Данный материал может быть использован  педагогами дополнительного образования, учителями технологии....

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...