Урок "Бумага и картон".
план-конспект урока (технология, 5 класс) на тему

Лазовская Ольга Алексеевна

Урок для уч-ся 5 классов по разделу "Ремонтно-строительные работы". Первый урок в этом разделе. Способствует формированию знаний об истории, составе и производстве бумаги,  развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала, воспитанию бережного отношения к природным материалам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_tehnologii_Bumaga_5kl.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лазовская О.А. - учитель технологии МОУ СОШ № 40

Урок технологии

Класс: 5-й

Тема: Бумага и картон.

Цель:   Образовательная:   формировать знания об истории, составе и производстве бумаги.

              Развивающая: способствовать развитию кругозора, знакомить со свойствами изучаемого материала.

              Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природным материалам.

Тип урока:

Методы обучения: Беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала. Инструменты и материалы: Карандаши, линейки, тетради, ножницы, иглы, различные виды бумаги и картона.

Межпредметные связи: история: история бумаги;

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Теоретическая часть

        2.1. рассказ учащихся об истории появления бумаги.(задание дается детям заранее)

        В 105 году нового летосчисления – придворный китайский сановник, Цай Лунь подал властям прошение об использовании нового способа изготовления бумаги. Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на гладкую поверхность отшлифованного камня и прижимали другим отшлифованным камнем. После высыхания кашица превращалась в лепешку наподобие войлока.
          Цай Лунь предложил изготавливать бумагу из волокнистых растений, используя каменную ступу, деревянный пест и сито. С широко распространенного в Китае дерева шелковицы, впоследствии получившего название бумажного дерева, срезали сучья, сдирали с них кору и внутреннюю, волокнистую часть – луб, размачивали в дождевой воде.                                                                                                                

Затем мастер ситом (прямоугольная рама из бамбуковых прутьев, на которую натянуты переплетенные шелковые нити) вычерпывал массу. Осторожно встряхивая, давал воде стечь, оставляя в сите ровный и тонкий слой волокнистой массы. Затем массу опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками укладывали одна на другую.

Стопку связывали, а сверху клали груз. После удаления воды, окрепшие под прессом бумажные листы, снимали с досок и сушили. Бумажный лист, изготовленный по такой технологии, был легкий, ровный, прочный, менее желтый и более удобный для письма.

 На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, ранее используемые для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины, пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.

В начале IX века в Китае появились «летающие монеты» - бумажные деньги. Известный европейский путешественник – Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII века, записал: «В Китае бумага чрезвычайно распространена; белую бумагу делают из хлопка. Серую – из лубяных волокон шелковицы. Великий хан  выпускает столько бумажных денег, сколько ему заблагорассудится…».
         В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, ревностно оберегая тайны мастерства.
         Бумага, появившаяся впервые в Китае, постепенно переезжала из страны в страну. Правда, двигалась она по земному шару очень медленно. Путь в 100 километров занимал почти 100 лет. В 800 году бумагу встречают в Багдаде, в 1100 – в Каире, в 1300 – в Венеции. 300 лет потребовалось бумаге, чтобы из Ирака попасть в Египет.

      Еще длиннее был путь бумаги в Европу. Первые бумажные мельницы появились в Испании в X веке, а уже через 100 лет в Толедо и Шативе вырабатывали бумагу столь высокого качества, что ее охотно покупали во многих странах. В начале XII века произведения некоторых итальянских поэтов были уже написаны на превосходной белой бумаге.
         Вскоре соперниками итальянских бумажников стали французы. По преданию, владельцем первой бумажной мельницы во Франции стал один из предков знаменитых изобретателей воздушного шара братьев Монгольфье, который научился этому ремеслу будучи в арабском плену.
         Из Франции бумажное производство двинулось в Англию, Голландию и на восток – в Германию, Польшу, Московскую Русь.
         Средневековые бумажные мастерские Европы были мало похожи на древнюю китайскую бумажную мельницу. Ступу заменила толчея – каменное корыто, над которым вращался деревянный вал, приводя в движение рычаги с молотками на конце. Эти молотки, поднимаясь и опускаясь, измельчали подготовленный материал.
         Главным лицом в бумажной мастерской был черпальщик. Он даже выделяется своим зеленым фартуком, у всех остальных рабочих – фартуки были коричневые. Он, нагибаясь над деревянным чаном, зачерпывал формой бумажную массу, формировал лист и передавал форму укладчику. Укладчик осторожно опрокидывал сырой лист на сукно и покрывал его другим куском сукна. Стопку сырых листов бумаги ученик относил под пресс. Дважды бумагу прессовали, чтобы полностью удалить воду, а затем листы бумаги развешивали на чердаке для просушки.

          После сушки бумага подвергалась дополнительной обработке. Ее проглаживали на мраморной доске каталками, расколачивали деревянными молотками, пропитывали клеевыми растворами и снова сушили и гладили. Только после этого бумага была готова к продаже.
 

Ручное изготовление бумаги продолжалось до 1799 г., когда французский механик Николя Луи Робер впервые получил патент на изобретенную им длинносеточную бумагоделательную машину. По существу, она состояла из аналога деревянной кадки для стирки, на которой можно было изготавливать бумажное полотно длиной от 12 до 15 м. При этом бумажная масса не зачерпывалась, а наносилась лопастями на поверхность проволочной сетки центрифуги. Привод производился ручным способом с помощью маховика.
        В России с бумагой познакомились намного позже других стран. Это был «заморский» товар, привезенный торговыми людьми Древнего Новгорода, бывавшими в разных землях. Русским людям была известна бумага итальянского, французского, английского, немецкого и голландского изготовления. Россия покупала ее более 260 лет.
        Собственного изготовления бумага появилась в России во второй половине XVI века, во времена царствования Ивана Грозного. В Государственном архиве Дании хранится грамота, написанная на бумаге московской выделки. Примерно к этому же времени относится и упоминание о существовании в Москве бумажной мельницы.
        Мощный импульс развитию бумажного дела в России был дан в XVIII веке. Петр I задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Сподвижник Петра Федор Салтыков представил на имя царя специальное «изъявление» о бумажных заводах: «Повелеть во всем государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках, где сыщутся какие к тому подобные, а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийская, пищая, почтовые, картузные, серыя и синия». Это были те виды бумаги, в которых государство испытывало наибольшую потребность.

         Новый подъем в развитии бумажного производства наблюдается в России XIX века в связи с началом машинного способа изготовления бумаги. К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги. Развитию отрасли способствовало  решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы (1812 г.)              

         Сегодня рабочим сырьем для бумаги в первую очередь служит древесина. На Земле это количественно самый распространеный натуральный продукт (примерно треть суши покрыта лесом). Промышленность, которая выпускает бумагу, называется целлюлозно-бумажной.

            2.2. Беседа с учащимися с демонстрацией различных видов бумаги.

- Скажите, какие виды бумаги, выпускаемые у нас в стране, вы знаете?

  • Бумага для письма, калька, бумага для копировальной техники, миллиметровая бумага, туалетная, гофрированная, цветная, обойная.
  • Верно, еще бывает упаковочная бумага; крафт-бумага - (от нем. Kraft — сила), особо прочная оберточная бумага, из которой изготовляют мешки и пакеты для сыпучих материалов; фильтровальная – это  непроклеенная бумага из хлопчатобумажного волокна, которая служит для фильтрования. Выпускается фотографическая (фотобумага), предназначена для получения фотографических изображений, копирования документации.  Она состоит из бумажной или полимерной основы (подложки) и нанесенного на нее тонкого слоя фотографической эмульсии.
  • Какую ещё продукцию выпускает целлюлозно-бумажная промышленность?
  • Картон и изделия из него.
  • Верно. Бумага и картон выпускаются разных размеров и для разных целей. Картон бывает разного цвета, отбеленный и серый. Толщина картона различна, как и бумаги.

3. Вводный инструктаж

3.1. Ученицы вспоминают, из какого сырья получают волокна тканей растительного происхождения.

3.2. Девочки повторяют правила безопасности при работе с ручными инструментами и правила пожарной безопасности.

4. Лабораторно-практическая работа. Изучение волокнистого строения бумаги.

       4.1.Работа проводится по группам. Ученицы с помощью иглы отделяют волокна бумаги, рассматривают их в лупу и определяют их длину, извитость, прочность. Учитель показывает как горит бумага, а ученицы характеризуют признаки горения, сравнивая их с признаками горения волокон растительного происхождения и доказывают, что волокна бумаги изготовлены из растительного сырья.

         4.2.Учитель обобщает выводы девочек и говорит о том, что сырьем для современной целлюлозно-бумажной промышленности является древесина хвойных - ели, сосны, пихты, лиственницы и лиственных - осины, бука, клена, березы, тополя, эвкалипта пород, солома, отходы деревообработки, макулатура.

5.Заключительная часть.

5.1. Закрепление. В форме фронтального опроса.

          Кто является первым изобретателем бумаги, которую мы видим сегодня?

          Какое сырьё предложил использовать китайский изобретатель для изготовления бумаги?

          Кто и когда изобрел первую бумагоделательную машину?

          Чем отличался ручной способ производства бумаги от машинного?              

          Когда в России появилась бумага собственного производства?

          Как называется промышленность, которая выпускает бумагу и картон?

          Что является сырьем для современной целлюлозно-бумажной промышленности?

           Какие виды бумаги и картона вы знаете?

6. Домашнее задание

Повторить сведения из истории производства бумаги.

7. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Возрождение во Франции. Ангерран Картон - художник 15 века". История 6 класс.

                   Современные искусствоведы приписывают Ангеррану Картону четыре картины. Признанный шедевр среди них ...

Урок по трудовому обучению. Тема: "Изготовление закладки из бумаги и картона". 2 класс.

Урок направлен на коррекцию недостатков мыслительной деятельности (ориентировка в задании, планирование хода работы над изделием, определение приёмов работы и инструментов, необходимых для их выполнен...

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Открытый урок "Игра с движением из картона по мотивам народных росписей Городца" преподавателя Пак Л.П. (ДХШ г. Ногинска)

Урок построен на основе нового метода преподавания народных росписей, разработанного преподавателем Ногинской детской художественной школы Пак Лидией Петровной. Инновационный подход к преподаванию нар...

Лепка из пластилина на картоне "Петух"

Открытое занятие, тема которого входит в раздел "Работа с пластилином" программы кружка "Мастерилка" для детей первого года обучения 7-11 лет. Занятие призвано научить детей делать поделку путем разма...

Внеклассное занятие. Работа с бумагой и картоном.

Это разработка занятия по торцеванию с прилагающейся к нему презентацией и технологической картой по изготовлению цветов....

Магическая папка (окантовка картона)

Презентация к уроку технологии в 4 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном"...