Обучение техники лоскутной пластики
методическая разработка (технология, 7 класс) по теме

Широко представлены почти все используемые в настоящее время техники лоскутной пластики с подробным описанием технологии исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehniki_loskutnoy_plastiki.doc829 КБ
Microsoft Office document icon priemy_ispolneniya_v_loskutnoy_tehnike.doc937.5 КБ

Предварительный просмотр:

Техники исполнения орнаментов лоскутной пластики

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ.

Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и их оттенках, следует иметь некоторое представление о свойствах цвета и ознакомиться с законами гармоничных цветосочетаний.

Видя определенный предмет в каком-либо цвете, надо помнить, что цвет предмета зависит от его способности пропускать, поглощать или отражать падающие на него лучи белого света. Таким образом, если мы видим предмет белого цвета, это означает, что все падающие на предмет лучи полностью им отражаются. Черный цвет говорит о его полном поглощении падающих световых лучей. В случае, если поверхность предмета частично пропускает, а частично отражает падающие на нее лучи света, мы видим предмет в цвете, образованном отраженными лучами.

Белый цвет имеет особенность при прохождении через призму разлагаться на составляющие и образовывать спектр.

Рассматривая натуральный спектр (луч света, пропущенный через призму, радугу и. д. ), трудно точно определить границу между отдельными цветами, так как каждый цвет плавно переходит в другой через ряд оттенков и полутонов. Поэтому принято выделять из спектра семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Из перечисленных цветов выделяют три основных (главных) цвета: красный, желтый, синий. Эти цвета существуют в природе сами по себе, ни из чего не образовываясь. Все остальные цвета образуются от смешения основных цветов.

Попарное слияние основных цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые также присутствуют в цветовом спектре. Так, соединение красного цвета с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим – зеленый цвет, а синего с красным – фиолетовый. Количественные соотношения основных цветов создают при слиянии различные оттенки промежуточных цветов. Для получения коричневого цвета необходимо соединить все промежуточные цвета или все основные.

Все существующие цвета принято различать на ахроматические (бесцветные) и хроматические (окрашенные). К ахроматическим относятся такие цвета, как черный, белый и серый. Они различаются только по такому признаку, как степень их светлоты.

Все остальные цвета, а именно цвета светового спектра, относятся к хроматическим и характеризуются тремя признаками: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон применяется для определения цветности и является основной характеристикой цвета. Называя цвет синим, желтым, красным и. д. , мы четко различаем глазом разницу в цвете или оттенках (красно-фиолетовый, зелено-голубой... )

Необходимо обратить внимание на то, что понятие «тон» одразумевает степень интенсивности в пределах какой-либо одной краски. Этот термин не следует путать с понятием «цвет», когда речь идет о многоцветии окраски.

Светлота (яркость) – это большая или меньшая приближенность какого-либо цвета к белому. Используя этот признак, можно определить цвет как темный или светлый. Так, красный цвет темнее оранжевого, но светлее вишневого.

Насыщенность – это степень густоты цвета в пределах одного основного цвета. Насыщенность достигается посредством приближения окраски к предельно возможной для данного цвета. Таким образом, синий цвет будет считаться насыщенным, если его нельзя сделать более синим. Изменение густоты цвета имеет несколько ступеней перехода и в быту означается такими терминами, как очень светлый, светлый, чуть светлый, средний, чуть темный, темный, очень темный, а также яркий, неяркий, мягкий, резкий и. д.

Если цвет одновременно насыщен и светел, то он называется чистым. Противоположностью чистого являются тусклые и блеклые цвета. Кроме того существуют такие характеристики, как тяжелые и легкие цвета. Тяжелыми принято считать темные, а легкими – светлые цвета.

Если цветовой спектр условно замкнуть в круг, добавив пурпурный цвет для перехода от фиолетового к красному, то получится цветовой круг, состоящий из восьми секторов.

Все хроматические цвета делятся на две группы: теплые и холодные. Деление это условно. Название «теплые цвета» связано с ассоциативным представлением о цвете солнца, нагретых тел, огня, а название «холодные цвета» - с чувством холода, цветом металла, воды, льда.

Деление цветового круга диаметрально на две части дает возможность получить группу теплых цветов (пурпурный, красный, оранжевый, желтый) и группу холодных (зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

В красно-оранжевой зоне первой группы цветов расположен «полюс тепла». Цвета этой гаммы принято считать самыми яркими. «Полюс холода» второй группы цветов находится в сине-голубой зоне.

На границе перехода от одного сектора цветового круга к другому существует множество оттенков.

Один и тот же цвет может иметь оттенки, относящиеся к теплой группе цветов, наряду с оттенками, расположенными в группе холодных цветов. Рассматривая зеленый цвет, можно заметить, что преобладание в нем желтого цвета (желто-зеленый), делает его теплым, а преобладание синего (сине-зеленым) – холодным.

Теплые цвета отражают больше света, они более яркие и активные, чем холодные. Благодаря этому все цвета теплой группы как бы зрительно выступают (приближаются), а цвета холодной группы – отступают (удаляются). При этом действует закон цветового контраста, согласно которому цвет вызывает ощущение пространственности. Это ощущение основано на том, что все предметы, окрашенные в холодные цвета, кажутся при одинаковом расстоянии от глаз дальше предметов, окрашенных в теплые цвета.

Цветовой круг – пример гармоничного расположения цветов. Природа сама подсказала цветовую последовательность. Если произвольно располагать цвета рядом друг с другом, то не всегда можно достичь хорошего сочетания. Для быстрого определения гармоничных сочетаний удобно пользоваться двенадцатисекторным цветовым кругом, в котором помимо восьми цветов есть еще оттенки красного, зеленого, синего цветов.

Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Оттенков – множество: от ярко-красного до светло-розового. Все они прекрасно смотрятся, плавно переходя один в другой (²раскат» цвета).

Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый и. д. Они, оказавшись по соседству, становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Надо сказать, что контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться очень осторожно: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга. Особенно это свойственно красному, желтому и оранжевому.

Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – желтый – синий; зеленый – фиолетовый – оранжевый и. д. Именно подобные сочетания часто встречаются на крыльях бабочек, лепестках цветов и в оперенье птиц.

Цвета соседних цветов вносят дисгармонию, и не стоит соединять их вместе.

Орнамент «Соты»

Порядок работы

1.Построить окружность нужного радиуса и этим же радиусом разделить ее на шесть равных частей. Точки последовательно соединить - получим правильный шестиугольник. Так должен выглядеть лоскуток готовом виде. Сделать шаблон из картона по форме одного лоскутка.


2. Подобрать цветовое сочетание лоскутков, учитывая цвет фона, и раскроить семь лоскутков из выбранных тканей, соблюдая направление долевой нити. Для этого плотно прижать шаблон к изнанке ткани и очертить карандашом.

Вырезать с припусками на швы по 1 см со всех сторон. 
3. Вырезать из бумаги средней плотности (например из обложки на школьной тетради) прокладки для каждого лоскутка. Размер и форма прокладок соответствуют лоскуткам в готовом виде. 
4.Каждый лоскуток «посадить» на бумажную прокладку. Для этого надо приколоть ее булавкой к изнанке лоскутка. Против часовой стрелки загнуть припуски швов на прокладку. Левая рука загибает запасы швов, а правая тут же фиксирует сгибы утюгом. 
5. Прометать лоскуток по запасам шва. Особенно тщательно закрепить углы. Строчка прямая наметочная. Аналогично подготовить остальные лоскутки. 
6.Выложить лоскутки на столе по рисунку лицом вверх. Сшивать последовательно, начиная с центрального: взять центральный лоскуток и любой соседний. Перевернуть их изнаночной стороной вверх. Сшивать с изнанки справа налево мелкими стежками, располагая их перпендикулярно стыку лоскутков, с частотой 5-6 стежков на 1 см.

Нитки по цвету соответствуют соответствующим лоскуткам. При шитье захватывать только запасы на швы, не задевая бумагу прокладки.

Направление шитья: обязательно от края к месту стыка лоскутков. Впротивном случае неточности выходят за края изделия и дают неисправимый дефект, в то время как при правильном шитье неточности равномерно распределяются на длине всего шва и как бы гасятся на нем. Аналогично сшить все лоскутки между собой.


7. Вынуть булавки и наметку и приутюжить орнамент с лицевой и изнаночной сторон. Вынуть бумажную прокладку. 
8.Снова приутюжить орнамент и наложить его изнанкой на лицевую сторону фона. 
9.Сколоть булавками сначала в центре, а потом по краям. 
10. Наметать орнамент на фон на расстоянии 0,5 см от края орнамента. Приутюжить. 
11.Пришить орнамент на фон на машине строчкой в край, то есть н6а расстоянии 0,1 см от подогнутого края орнамента, или подшить ручными стежками впотайную. Для этого надо отогнуть край орнамента на себя и подшивать швом «вперед иголку», захватывая по 3-4 нитки на орнаменте и по 3-4 нитки на фоне. Стежки незатянутые, свободные. Потайная строчка проходит на расстоянии 0,2-0,3 мм от края орнамента. Приутюжить готовый образец.

Орнамент «Пашня»

Порядок работы

Схема сборки лоскутных изделий, которая носит название «пашня», имитирует борозды вспаханного поля. Для работы необходима ткань, выкроенная в виде полос. Выполнение образца по схеме «пашня» включает в себя несколько этапов. Прежде всего следует подготовить схему в натуральную величину для определения последовательности соединения полос. Схема представляет собой поле (в данном случае квадратное), разбитое на три участка, границы которого сходятся под прямым углом.

Каждый из участков разбивают рядом параллельных полос, направление которых на каждом участке свое. Ширина полос произвольная как внутри одного участка, так и между всеми тремя участками. Что касается цветового решения, то порядок чередования полос по цветам имеет свое направление, то есть элементы, отмеченные на схеме одинаковыми цифрами (1-5), имеют одинаковую расцветку.

Для контроля формы лоскутного изделия на каждый участок и на весь образец в целом делают шаблоны из бумаги.

Каждый из трех участков собирают самостоятельно согласно разработанной схеме. Элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по краю и соединяют машинной строчкой. Шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Таким же образом к элементу 2 притачивают элемент 3 и. д. , пока данный участок не будет полностью собран. Форму участка сверяют с шаблоном, излишки ткани срезают. Далее приступают к работе над вторым, а затем над третьим участком схемы. Следует отметить, что каждый из участков собирается с учетом припусков на швы (0,5-0,7 см), необходимых для дальнейшей сборки образца.

Подготовив три участка, переходят к сборке всего образца. Для этого сначала соединяют машинной строчкой участки 1 и 2, а затем к участкам 1 и 2 притачивают участок 3.

Готовый образец подравнивают по шаблону.

Чтобы не потерять геометрическую красоту рисунка, ткани для образца следует выбирать близкие цветовой гамме. Выигрышно смотрятся образцы, выполненные из тканей с мелким набивным рисунком, а также из гладко крашенных, атласных тканей с применением чередования лицевой и изнаночной сторон в крое.

Орнамент «Русский квадрат»

Порядок сборки:

Для работы по схеме сборки «русский квадрат» необходимо выкроить квадратную заготовку, подготовить полосы и равнобедренные прямоугольные треугольники из ткани. 
Чтобы геометрический рисунок схемы выглядел эффектнее, следует понаблюдать определенную пропорциональность между размерами элементов, участвующих в составлении схемы. Если в качестве элемента берут квадрат из ткани со стороной a, то ширина полос для обтачивания этого квадрата должна определяться из соотношения: b меньше a/2, где b - ширина полосы. 
Выбранная ширина полосы может использоваться при выкраивании полос любого яруса. Если ширину полосы необходимо увеличить, то следует вновь прибегнуть к приведенному соотношению. В этом случае в качестве величины a берут размер стороны квадрата, полученного после присоединения предыдущего яруса полос. 
Треугольники, которые притачивают к углам каждого яруса полос, лучше кроить по шаблонам. Размер треугольника зависит от ширины полосы. Построение шаблона ведут в следующем порядке:
Строят равнобедренный прямоугольный треугольник с катетами, равными 2c, где c - ширина полосы данного яруса в рабочем состоянии (т. е. с припуском на шов по одному краю). Затем параллельно гипотенузе данного треугольника, отступив на ширину шва, проводят линию до пересечения с продолжениями катетов треугольника.

Таким образом, получают прямоугольный треугольник, служащий шаблоном, выкраивание по которому ведут без припусков на швы. 
При выполнении схемы сборки «русский квадрат» удобно пользоваться схемой «колодец». Сборку образца начинают с центра.

Элемент 1 последовательно с каждой из сторон обтачивают элементами 2, 3, 4 и 5. Затем на угол стыковки элементов 2 и 3 лицевой стороной накладывают элемент 2а таким образом, чтобы прямой угол треугольника был направлен к центру. Машинная строчка, соединяющая элементы, должна прокладываться параллельно условной диагонали первоначального квадрата, не пересекая его угол. Ширина шва 0,5 - 0,7 см. Следует убедиться, что элемент 2а притачан правильно, без перекосов. В противном случае данный этап работы следует повторить. После этого шов притачивания разутюживают, а лишнюю ткань первого яруса полос срезают. 
Элементы 3а, 4а и 5а притачивают аналогичным образом. 
Получив первый ярус схемы «русский квадрат», переходят ко второму ярусу. Для этого к вновь образованному квадрату притачивают элементы 6, 7, 8 и 9, формируя второй ярус полос. Затем к каждому углу этого яруса притачивают прямоугольные треугольники (элементы 6а, 7а, 8а и 9а). Так, двигаясь от яруса к ярусу, выходят на нужный размер образца. 

Орнамент «Колодец»

Порядок работы

 

1.Загладьте на основе две диагональные линии, сложив основу в двух направлениях, и в точке пересечения приколите «очаг» лицевой стороной вверх.

2.Первую полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровняйте срезы, пристрочите по припуску, приутюжте шов «на ребро», отверните полоску, отутюжьте шов в направлении от центра и обрежьте излишек вровень с «очагом».

3.Вторую полоску приложите лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочите, отверните, отгладьте и срежьте лишнее.

 

4. Аналогично пришейте третью полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской. Лишнее отрежьте.

5. Четвертую полоску притачайте сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» – теперь он вокруг обшит первым рядом полосок.

6.Остальные полоски пришивайте ряд за рядом по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется.

Орнамент «Ананас»

Порядок работы

 

Подготовьте необходимые детали: лоскут-основу из плотной светлой ткани, центральный квадрат и полоски – одни из ткани центрального квадрата, другие из контрастной по цвету ткани. Загладьте основу дважды пополам, образуя две перпендикулярные линии, и приколите в центре квадратик, расположив его углы по заглаженным сгибам.

Полоски первого ряда – контрастные цвету квадратика. Приложите полоску лицевой стороной к квадратику, совместите срезы, пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого ряда притачивайте аналогично, перекрывая стороны квадратика и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски. В этом – одно из отличий от «колодца», где срезы полосок перекрываются полностью.

Второй ряд полосок пришивайте параллельно сторонам основы.

Чтобы контур центрального квадратика остался четким, швы должны пройти по его углам, не заходя на них: прикладывайте полоску лицевой стороной вниз к квадратику, располагая линию припуска точно на вершине угла, концы полоски при этом выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска.

Пристрочите, отгладьте, отрежьте лишнее и притачайте остальные полоски этого ряда.

Третий ряд полосок пришейте параллельно сторонам центрального квадратика: приложите полоску лицевой стороной на любую полоску первого ряда, совместите срезы и притачайте. Заполните полосками всю основу, свободные углы по краям – треугольниками из светлой ткани.

Орнамент «Шахматка»

Для знакомства с этой несложной техникой сшейте образец размером 30х30 см из 25 квадратных лоскутиков. Каждый лоскутик – 6х6 см с учетом припуска на шов по всем сторонам квадрата по 1 см.

Выкройте квадратики и разложите их на ровной поверхности, расположив по цвету как на нашем образце.

Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы – между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне – так намного удобнее. В нашем случае все стороны равны, поэтому начинайте с любой из них.

Порядок работы

1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.

2.Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.

3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

Орнамент «Двухцветная шахматка»

Из двух тканей, контрастных по цвету, можно составить несложный узор «шахматка». Шить полотно с таким узором совсем просто.

Сначала нарезают одинаковое количество полосок того и другого цвета шириной, равной ширине квадрата «шахматки» в готовом виде, плюс припуск на швы с каждой стороны квадрата, то есть на шов добавляют не только с краев полосы, но и учитывают припуск, отмеряя ее длину.

Раскроите полоски нужного размера и сшейте их в полотно, как показано на схеме.

Порядок работы

1. Сшейте мелкими стежками полоски, чередуя их по цвету. Швы приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темной полосы.

2.Сшитое полотно разлинуйте на новые полоски той же ширины, что и прежние (не забудьте о припусках), расположив их поперек швов. Разрежьте полотно по намеченным линиям – образовались полоски из квадратиков.

3. Каждую вторую полоску переверните «вверх ногами» - получился узор «шахматка». Осталось полоски стачать, отутюжить, и полотно готово.

Орнамент «Шахматка по диагонали»

Этот узор используют как декоративную отделку в виде каймы. Для работы нарезают несколько полос разного цвета, но одинаковой ширины и длины (не менее 50 см). Ширину полосы рассчитывают как в предыдущем узоре.

Порядок работы

1.Возьмите насколько разноцветных полосок, сшейте их по длинным сторонам и заутюжьте швы в одну сторону. Разметьте и разрежьте полотно на полоски. Получились полоски из квадратиков.

2. Разложите полоски из квадратиков, смещая одну по отношению к другой на один квадратик вправо, и поочередно их сшейте, не нарушая смещения.

3. Отгладьте полотно и срежьте лишние уголки – получилась декоративная кайма.

Такой отделкой можно украсить одежду, скажем, пришить ее по низу юбки или фартука.

Орнамент «Ёлочка»

Порядок работы

 

Схема сборки лоскутных изделий «елочка», или «паркет», своим названием обязана внешнему сходству с видом паркетной кладки или формой ели.

Для работы необходимы заготовки из ткани, выкроенные в виде квадратов и полос. Правильно подобранная ткань делает работу быстрой, а изделие получается аккуратно выполненным.

Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полосу (элемент 2) складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по краю и скрепляют машинной строчкой. После этого шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Вторую полосу первого яруса (элемент 3) притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, то есть, прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Подравняв притачанную полосу и разутюжив шов, получают первый ярус полос. Далее к элементам 2 и 3 аналогичным образом притачивают элемент 4, подравнивают его, а шов разутюживают. Затем к элементам 3 и 4 притачивают элемент 5. После подравнивания и разутюживания шва получают второй ярус полос «елочки». Таким образом, наращивая первоначальный квадрат от яруса к ярусу по двум сторонам, выходят на нужный размер образца

Орнамент «Кольцо дружбы»

Порядок работы

1. Сделать на кальке чертеж в натуральную величину. Подобрать цветовое сочетание. 
При нежелании строить сборочный чертеж можно ограничиться простым расчетом: угол, образуемый боковыми сторонами лепестка, равен 360/n, где n - количество лепестков в орнаменте. Если n=20, то искомый угол составляет 18 градусов. 
Построить найденный угол с помощью транспортира, провести биссектрису и обрисовать края лепестка. 
2. Изготовить выкройку или шаблон на один лепесток. Указать направление долевой нити (ДН). ДН идет по любой длинной боковой стороне лепестка.


3.Раскроить нужное количество лепестков из выбранных тканей, соблюдая ДН. Ели из каждого вида ткани кроятся несколько лепестков, то выгодно располагать их навстречу друг другу.


4. Разложить лепестки на столе лицом вверх, чередуя цвета согласно эскизу.


5.Складывать лепестки лицевыми сторонами внутрь, скалывать булавками и сшивать попарно: первый со вторым, третий с четвертым и. д. , не дотачивая до наружного края лепестков на 1 см до среза (запас на шов). Нитку в конце закрепить. 
Швы приутюжить, разутюжить запасы швов с изнанки и снова приутюжить фрагменты с лицевой стороны.


Выложить двойные лепестки на столе по рисунку лицом вверх.


6.Соседние пары лепестков складывать лицевыми сторонами внутрь, совмещая уже имеющиеся швы, и скалывать булавками сначала по этим швам.

Если при этом обрабатываемые срезы не совпадают, то линию следующего соединительного шва лучше найти с помощью выкройки или шаблона, размер которых равен лепестку в готовом виде. 
Приложить с изнаночной стороны шаблон нижним краем строго на соединительный шов, плотно прижать и провести карандашом линию по его верхнему краю.

Сколоть булавками и пристрочить по нарисованной линии. Швы приутюжить, разутюжить запасы швов с изнанки и снова приутюжить фрагменты с лицевой стороны.

Выложить на столе по рисунку лицом вверх. 
Для исправления набегающей ошибки, которая к концу шитья может дать эффект воронки, удобно сшивать лепестки по 4-5 штук в четвертинки, а затем по 8-10 штук в половинки «Кольца дружбы». 
Чтобы сшить половинки «Кольца дружбы» в целый орнамент, нужно сложить их лицевыми сторонами внутрь, совмещая швы, и сколоть булавками.

Две линии последнего соединительного шва надо находить уже с помощью не шаблона, а длинной линейки.

Обе линии должны лечь на одну прямую.


7.Швы приутюить, разутюжить запасы и снова приутюжить кольцо с лицевой стороны.


8.При помощи утюга загнуть к внешнему краю кольца 1 см на изнанку.


9. Наложить орнамент изнанкой на лицевую сторону основы-фона. Тщательно выровнять и сколоть булавками от центра к краям. Приметать по наружному краю орнамента.


10. Для центра выкроить по шаблону круг нужного диаметра, оставляя запас на швы 1 см.

Проложить по запасу шва неметочную строчку и отутюжить деталь на шаблоне.

Для этого приложить картонный шаблон, равный по величине готовому центральному кружку, к изнанке выкроенной детали.

Потянув за наметочную строчку, загнуть срезы на шаблон и тут же приутюжить их горячим утюгом.

Вынуть картонный шаблон, а наметку оставить.


11.Приложить готовый центральный кружок изнанкой на лицевую сторону лоскутного кольца и сколоть булавками. Приметать по краю.


12.Пристрочить центр, а затем и край орнамента к основе-фону на машине строчкой в край или пришить вручную потайными стежками. В случае машинного притачивания верхняя нить должна хорошо смотреться на всех разноцветных лепестках.


Варианты орнамента «Кольцо дружбы»:

Орнамент «Кругляш»

Порядок работы

1.Для одного изделия - круга диаметром 32 см - заготовить:
- 4 ярких лоскутка размером 13х13 см (минимум 9х9 см) - для центра
- 8-10 комплектов по 8 лоскутков в каждом. Размер лоскутков 13х13 см. при изготовлении этих комплектов должны быть использованы всего 4-6 разных тканей. Это позволит избежать лишней пестроты. Все лоскутки выкраиваются по долевой нити (ДН). 
2. Каждый лоскуток сложить в «чешуйку». Для этого перегнуть лоскуток пополам по ДН изнанкой внутрь, приутюжить.

Затем сложить сгибами друг к другу, образуя встречную складочку.

Втаком положении лоскуток сильно приутюжить.

Чтобы края лоскутка не отгибались в стороны и «чешуйка» не раскрывалась, можно сколоть ее булавкой, вводя ее с изнаночной стороны «чешуйки», пережимая встречную складочку и снова уводя конец булавки на изнанку.

Готовые «чешуйки» складывать по цвету с стопочки, образуя своеобразную палитру лоскутков. 
3. Подготовить:
- круг диаметром 32 см из хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для основы;
- круг диаметром 32 см из хорошей хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для подкладки-задника;
- вспомогательный круг диаметром 32 см из бумаги или ненужной плотной неокрашенной ткани;
- косую полоску 6х105 см для окантовки края изделия;
- маленькие пяльцы диаметром 15-20 см;
- разноцветные крепкие нитки в тон лоскутков;
4.На круге-основе наметить 8 осей-радиусов. Запялить его в пяльцы. 
5. На вспомогательном круге из бумаги также наметить 8 осей и положить его на стол осями вверх. 
6. Брать «чешуйки» оочередно комплект за комплектом из палитры лоскутков и выкладывать на вспомогательном круге сразу на готовый вид, начиная от центра: сначала выложить 4 ярких центральных лоскутка встык друг к другу, то есть боковыми сгибами «чешуек» к нарисованным осям.

Затем выкладывать сверху второй ряд «чешуек», отступая от центра круга на 1,5-2 см. во втором ряду уже 8 «чешуек». Середина каждой «чешуйки» должна попасть на нарисованную ось. Лоскутки нужно выкладывать по часовой стрелке, либо против нее, не нарушая раз и навсегда выбранного направления.

Все «носики» второго ряда смотрят к центру и удалены от него на одинаковое расстояние.

Проверить это можно «на глаз» или линейкой. 
7. Аналогично выложить на вспомогательный круг все остальные комплекты «чешуек». 
«Чешуйки» четвертого и пятого рядов можно выложить со смещением, то есть встречными складочками не на проведенные оси, а посередине между основными осями. Следующий ряд выложить снова по осям, а затем опять со смещением и так далее до заполнения всей основы. 
8. После подробного выкладывания можно приступать к шитью на основу. 
Осторожно вынимая «чешуйки» из выложенного орнамента (из центра), их надо переносить на запяленный круг, скалывать с основой булавками в «готовый вид» и пришивать вручную сначала «носики», затем «хвостики». Другими словами, сначала надо пришить к основе все кончики «чешуек» и завязать узелок. Затем, не отрезая нити, вывести ее по изнанке основы на нижние края «чешуек» и плотно пришить их к основе по самому краю всего первого ряда. Нитку закрепить и отрезать. Строчка прямая наметочная. Длина стежка равна 1-1,5 см. стежки прокладывать так, чтобы они пережимали все складочки и сгибы «чешуек», тем самым надежно прикрепляя лоскутки на своих местах. Нитки должны быть подобраны в тон лоскутков. 
То же повторить с лоскутками второго и каждого последующего ряда до заполнения всей основы. Не забывайте следить за тем, чтобы в изделии не осталось булавок! Утюжить изделие по ходу работы не надо. 
9. Когда все лоскутки пришиты, подрезать уголки, вылезающие за края основы. Сложить лоскутный верх с подкладкой-задником изнанками внутрь, сколоть булавками и прометать через все слои по самому краю изделия. 
10. Окантовать край круга одинарной или двойной косой полоской.

Орнамент «Йо-Йо»

Порядок работы

1. Выбранные для изделия ткани отутюжить и нарезать кружками (можно квадратиками, чтобы облегчить работу) диаметром 10 см (по желанию диаметр можно менять).

2.Наружный срез подогнуть на изнанку на 1 см (руками) и прометать по сгибу швом «вперед иголку». Строчка идет на расстоянии 0,2 см от сгиба (рис). Нитки крепкие в тон лоскутков. Длина стежка зависит от толщины ткани и составляет 0,2-0,7 см. чем толще ткань, тем длиннее стежок. По мере прометывания нитку подтягивать. Лоскуток постепенно принимает нужную форму. Завязать узелок.

3.Место стыковки (дырочку) расположить в центре объемного лоскутка и слегка приутюжить с лица изнанки.

4.Аналогично заготовить все лоскутки и выложить их на столе по рисунку. Сшивать фрагменты между собой встык согласно общей цветовой идее.

Использовать нитки в тон лоскутков. Если два соседних лоскутка контрастируют по цвету, то нитка должна хорошо смотреться на обоих соседних фрагментах. Нитки прочные. Длина соединения 0,5-1 см. в конце соединения обязательно завязывать узелки.

Орнамент «Пуфики»

Порядок работы

1. Для одного «пуфика» азмером 5х5 см заготовить:
- квадрат 10х10 см из цветной тонкой ткани для верха «пуфика». Особенно хороши «горохи» и «клетка» - квадрат 7х7 см из плотной несыпучей ткани для нижнего слоя «пуфика» - далее подкладка. 
- Обрезки синтепона, ваты и другого объемного наполнителя для набивки «пуфика». 
2. На квадратной подкладке 7х7 сделать надрез длиной 3-4 см.


3. Сложить подкладку с верхней деталью «пуфика» лицевой стороной внутрь, ровняя середину сторон. Сколоть булавками перпендикулярно срезам. Совместить углы подкладки и верхнего слоя «пуфика» и сколоть булавками.

При этом на верхнем слое образуются излишки ткани, которые необходимо заложить в складочки, распределяя их равномерно по две на каждой стороне детали. Сколоть складочки булавками, распределяя их перпендикулярно срезам ткани.


4.Прострочить на машине по всему периметру детали на расстоянии 1 см от срезов квадрата.


5.Вынуть булавки и приутюжить швы. 
6. Вывернуть деталь через прорезь в подкладке на лицевую сторону и выправить углы детали до самой машинной строчки. 
7.Аналогично заготовить остальные фрагменты орнамента и выложить на столе согласно общей цветовой идее. 
8. Отдельные «пуфики» сшивать между собой вручную швом вперед иголку

или через край,собирая сначала полосы, а затем сшивая их между собой в готовое изделие.

Использовать нитки в тон лоскутков. 
9. Аккуратно заполнить «пуфики» набивочным материалом через разрез в подкладке каждого «пуфика».

10. Зашить отверстия, через которые набивали «пуфики», ручными стежками.


11. К изделию можно пришить общую подкладку-задник и окантовать по всему наружному краю. 

Орнамент «Цветок»

Порядок работы

1. Сделать чертеж в натуральную величину на кальке. Перегибая кальку по диагоналям и средним линиям, можно проверить правильность построения лепестков цветка. Подобрать ткань для лепестков, фона и углов. В нашем случае для лепестков взята ткань только двух видов. 
2. Сделать из картона шаблон по форме одного лепестка без запасов на швы. Провести на шаблоне линию середины лепестка, совпадающую с направлением долевой нити ДН. Сделать из картона шаблон по форме центрального кружка без запасов на швы.


3. Раскроить все детали из выбранных тканей, соблюдая ДН. Если вся ткань в обрезках и каждую деталь приходится вырезать отдельно, то кроить 8 правых и 8 левых полулепестков. Если ткани достаточно, то раскроить две полосы нужной длины и ширины, соблюдая ДН.

Стачать полоски в одну широкую. Запасы шва разутюжить.

Затем приложить к изнанке полосы шаблон (средней линией - строго на шов) и обвести его карандашом.

Вырезать с припусками на швы по 1 см кругом.

Получим лепесток из двух половинок. 
Аналогично раскроить с помощью шаблона центральный кружок. 
4.На каждом лепестке проложить вручную наметочную строчку по запасу шва, то есть на расстоянии 0,5 см от среза. Концы нитей оставить по 5 см. по нижней стороне лепестки не прометывать. 
Аналогично прометать по запасу шва центральный кружок.


5. Отутюжить каждый лепесток и центральный кружок на шаблоне. Для этого надо приложить с изнаночной стороны лепестка шаблон - средней линией строго на соединительный шов. Потянув за концы наметочной нити, загнуть срезы на шаблон и сразу же приутюжить горячим утюгом. Утюжить в направлении к лепестку, следя за тем, чтобы запас шва лепестка отгибался точно по краю шаблона. Вынуть шаблон и снова приутюжить каждый лепесток с лицевой стороны. Наметочную нить не вынимать. Должен получиться идеально подогнутый край овального лепестка. 
Аналогично подготовить центральный кружок.


6. Раскроить основную деталь из ткани фона и наметить на ней обмылком или наметкой диагонали и средние линии. Подготовленные лепестки наложить изнанкой на лицевую сторону основной детали - фона строго на свои места, то есть совмещая швы на лепестках с линиями на фоне. Проверить правильность размещения лепестков с помощью сборочного чертежа, выполненного на кальке. Для этого приложить его к лицевой стороне орнамента: через прозрачную кальку хорошо видны все неточности раскладки. Сколоть булавками. 
7. Приметать каждый лепесток к основной детали. Приутюжить. 
8.Просрочить в край каждый лепесток. Строчить легче «восьмерками» через центр без обрыва нити.

Приутюжить. 
Можно лепестки нашить на основную деталь впотайную ручными стежками, как в орнаменте «Соты». 
9.Отутюженный на шаблоне центральный кружок приметать к середине орнамента и настрочить в край или пришить впотайную ручными стежками. Отутюжить. Орнамент готов к дальнейшей обработке.


Варианты орнамента «Цветок»:

Орнамент «Путь пьяницы»

Порядок работы


1. Построить ячейку орнамента в натуральную величину.

Подобрать цветовое сочетание. Сделать выкройки или шаблоны на Д1 и Д2. Указать долевую нить (ДН), середины деталей - КТ, количество и цвет.


2. Раскроить нужное количество деталей из выбранных тканей, соблюдая ДН. В местах КТ сделать надсечки по запасу шва.


3. Разложить детали на столе по рисунку лицом вверх. 
4. Сложить Д1 и Д2 лицевыми сторонами внутрь, равняя срезу и КТ. Сколоть булавками перпендикулярно срезам. Стачать точно по линии соединительного шва.

Шов приутюжить и заутюжить на Д2. Для удобства шитья этот запас на шов можно взять для несыпучих тканей 0,60-0,75 см. 
5. Отдельные ячейки орнамента выложить на столе по рисунку и сшивать между собой сначала в горизонтальные полосы, а затем в готовый орнамент, как в орнаменте «Шахматная доска».

Для исправления набегающей ошибки пользоваться квадратным шаблоном и линейками, по ширине равным готовым ячейкам орнамента.


Варианты орнамента:

Аппликация

Для выполнения аппликации вам потребуется ткань для фона и лоскуты, чтобы вырезать детали узора. Для фона лучше использовать плотную хлопчатобумажную яркую однотонную ткань. Повторяющиеся детали аппликации кроите по шаблону. Лоскутки деталей должны быть контрастны к общему фону.

Выкроенные лоскутные детали разместите на подготовленном к работе лоскуте-фоне в соответствии с задуманным рисунком и прикрепите их булавками или наметочным швом.

Технологии нашивания деталей аппликаций на фон

1. Пришивание деталей вручную «втай». Технология та же, что и при закреплении деталей «втай» в некоторых узорах лоскутной мозаики.

Эту технологию часто используют при аппликации по традиционным рисункам. Она требует значительных затрат ручного труда.

2. Машинный шов «зигзаг». Выкройте деталь точно по рисунку, закрепите ее на лоскуте фона и обработайте границы детали швом «зигзаг» на швейной машинке – так, чтобы полностью перекрыть срез детали. Выступающую из-под шва лишнюю ткань срежьте маленькими ножницами.

Эта технология очень ускоряет выполнение аппликации по рисунку, но сам шов «зигзаг» как бы размывает границу детали, поэтому в традиционных рисунках его применяют не всегда.

3. Машинная аппликация с использованием тесьмы «вьюнчик».Выкройте деталь аппликации с запасом на подгиб (1-1,2 см) и настрочите на ее лицевую сторону, точно по границам подгиба, тесьму «вьюнчик». Подогните лишнюю ткань детали так, чтобы половина ширины тесьмы образовала по границам готовой лоскутной детали волнистый край. Концы тесьмы спрячьте на изнанке детали. Тщательно отпарьте обработанную деталь, закрепите ее на ткани фона и пришейте машинной строчкой по тесьме там, где тесьма стыкуется с тканью детали.

Работая по этой технологии, вы сможете дополнительно украсить границы аппликации.

4. Машинная аппликация с использованием канта из тесьмы косого переплетения. Хорошо тянущуюся тесьму косого переплетения (например, ляссе) можно использовать для предварительной обработки края детали для аппликации. Оберните сложенной пополам тесьмой срез детали. Закрепите кант на детали и пристрочите обработанную деталь на ткань фона. Строчите по тесьме, рядом с ее внутренним краем.

Работая по этой технологии, вы сможете дополнительно подчеркнуть границы рисунка и выделить его детали контрастными полосами канта.

5. Аппликация вручную с использованием шнурка.Свободный срез детали, пришитой к лоскуту фона, можно закрыть шнурком, закрепив его по границам детали вручную косыми стежками. Концы шнурка спрячьте под деталь.

Работая по этой технологии, вы можете дополнительного объемного декоративного эффекта.

Особую выразительность рисунку аппликации придают также специальные вышивальные швы. Ими одновременно обрабатывают края детали и пришивают ее к ткани фона. Выполнять эти швы лучше толстыми нитками (например, ирисом), контрастными по цвету и к ткани фона и к детали аппликации.

Композиция изготовления картин-аппликаций

В последнее время в художественных салонах и на выставках часто встречаются картины из лоскутных аппликаций. Красочные, с интересным сюжетом и композицией, они сразу привлекают внимание посетителей.

Рассмотрим особенности создания картин-аппликаций и технологию их изготовления.

Если вы начинающий художник по лоскутной технике, выберите для картины несложный сказочный сюжет или пейзаж. Не обязательно рисовать самому эскиз картины: можно выбрать подходящий рисунок из детской книги или с открытки и увеличить его до нужного размера. Учтите, что мелкие подробности рисунка легче выполнять, подбирая лоскутки с соответствующим узором, а, не дробя ткань на слишком мелкие детали.

Сделайте эскиз будущей картины в натуральную величину на плотной бумаге, прорисовав все детали узора. Перенесите копию эскиза на кальку и разрежьте рисунок по линиям стыковки деталей на выкройке картины. Для удобства пронумеруйте все детали на эскизе и те же номера проставьте на выкройках деталей.

Из подходящих по цвету и узору лоскутков выкройте детали будущей картины с учетом технологий, которыми вы будете пользоваться, чтобы пришивать лоскуты. Подготовьте единый кусок материала по размеру готовой картины – ее основу из плотной светлой хлопчатобумажной ткани.

Наложите выкроенные детали на основу в соответствии с эскизом и закрепите их булавками. Проверьте общий декоративный эффект заготовки картины и замените неподходящие по цвету или узору лоскутные детали.

Пришейте лоскутные детали на ткань-основу, используя соответствующие технологии. Отпарьте готовое полотно картины.

Лоскутную технику можно значительно обогатить, используя для мелких деталей рисунка кусочки узорной тесьмы, мелкую бижутерию, дополнительную вышивку.

Готовое полотно картины натяните на деревянный подрамник или сделайте текстильную раму: пришейте широкую кайму из однотонной или с набивным рисунком ткани, контрастную по цвету основному фону картины. Подложите под кайму объемный материал – и у вас будет выпуклая текстильная рама для картины.

Создание лоскутных картин-аппликаций дает полный простор для творческой фантазии художника.

Орнамент «Алмаз»

Порядок работы:

Работу начинают с построения схемы. Стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Схему можно раскрасить, выделив определенным цветом треугольники каждого ряда.

Дальше готовят шаблоны: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда и основу из ткани или флизелина. Отмечают на ней 4 пересекающихся линии: 2 перпендикулярные и 2 диагональные. Сборку треугольников ведут по схеме от центра. Закрепляют квадрат на основе лицевой стороной вверх. К одной из сторон прикалывают треугольник первого ряда лицевой стороной вниз, совмещая его длинную сторону с квадратом, и стачивают вместе три детали (основа, квадрат и треугольник) по припуску на шов.

Шов приутюживают «на ребро», отгибают треугольник, еще раз утюжат и закрепляют булавкой. Точно также пристрачивают следующие 3 треугольника этого ряда.

Затем проверяют, совпадают ли углы образовавшегося квадрата с линиями на основе и подравнивают ножницами квадрат, чтобы все стороны были равны.

Следующие ряды треугольников пришивают таким же образом.

Орнамент «Мельница»

Порядок работы:

Работа по схеме «мельница» ебует предварительной подготовки шаблонов в форме равнобедренных прямоугольных треугольников. Сборку образца ведут из восьми одинаковых треугольников, четыре из которых выкраивают из ткани более насыщенной окраски, а четыре других – из ткани менее насыщенной окраски. Во время выкраивания направление долевой или поперечной нити должно совпадать с катетом шаблона.

Соединение треугольников осуществляется поэтапно секторами. Для более качественного выполнения работы следует подготовить шаблоны для контроля фрагментов образца после каждого этапа сборки.

На первом этапе сборки прямоугольные треугольники разных цветов соединяют попарно в квадраты. Для этого элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают их по длинной стороне и стачивают. Шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Подготовив, таким образом, четыре квадрата, приступают ко второму этапу сборки образца.

Квадрат, составленный из элементов 1 и 2, складывают с квадратом, составленным из элементов 3 и 4 лицевыми сторонами внутрь таким образом, чтобы первые швы сборки совпали. По одной из сторон квадраты соединяют машинной строчкой. После разутюживания шва получают верхний фрагмент «мельницы». Аналогично составляют нижний фрагмент. Затем приступают к третьему этапу сборки. Верхний фрагмент «мельницы» складывают с нижним фрагментом лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по длинной стороне и соединяют машинной строчкой.

Орнамент «Звезда»

Порядок работы:

Один из любимых узоров среди лоскутниц – восьмиконечная «звезда» - может быть самых разных цветов, но ярче всего она «сияет», если ткань ее лучей однотонная, а фон – пестрый.

Сборку полотна ведут в несколько приемов. Приготовив цветную схему «звезды», ее разбивают на полосы из квадратов, и затем квадраты – на треугольники. Далее важно не перепутать, что с чем сшить.

Первую и третью полосы узора собирают одинаково: крайние квадраты из двух треугольников, средний – из четырех. Повнимательней рассмотрите средний квадрат. Он состоит из четырех прямоугольных треугольников. Их сшивают попарно, по коротким сторонам, затем 2 больших треугольника стачивают по длинным сторонам. При шитье стараются не нарушить стыковку треугольников в центре квадрата.

Вторую полосу собирают из двух крайних квадратов, составленных из четырех треугольников и цельного квадрата, выкроенного из ткани с рисунком.

Далее полосы стачивают между собой, с соблюдением всех правил стыковки квадратов.

Орнамент «Равносторонние треугольники»

Порядок работы

Техника шитья из равносторонних треугольников успешно используется при работе с полосатыми тканями. Именно здесь такой сложный для лоскутной техники рисунок ткани, как полоска, позволяет создавать оригинальные орнаменты.

В работе применяются одинаковые треугольники из ткани, выкроенные по шаблону в форме равностороннего треугольника. Если для изделия используют ткань в полоску, то расположение шаблона во время раскроя ткани зависит от выбранной схемы сборки.

Наиболее простыми являются схемы сборки шести равносторонних треугольников в многоугольник. Эти схемы имеют определенные названия и различаются по расположению полос в треугольниках. Так, полосы, идущие перпендикулярно основанию треугольника и направленные от центра схемы к краям, дали схеме сборки название «Снежинка».

Если полосы параллельны основанию треугольника и хорошо стыкуются по боковым швам элементов, то получается своеобразная схема «Паутинка». Когда же полосы в каждом из треугольников параллельны одной из боковых сторон, схема приобретает динамичность и называется «Вертушка».

Сборку образца по схеме ведут секционно. Шестиугольник условно делят диагональю пополам. Сначала соединяют треугольники одной половины. Элементы 1 и 2 складывают лицевыми сторонами внутрь и по одной из сторон (в зависимости от выбранной схемы) стачивают. Шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Затем на элемент 2 накладывают элемент 3, совмещая лицевые стороны, и притачивают его. Шов разутюживают. В каждом случае шов должен быть направлен от центра. При этом расположение полос по рисунку контролируется.

Точно также соединяют элементы 4, 5 и 6 второй половины шестиугольника.

Готовые половины складывают лицевыми сторонами внутрь и прокладывают машинную строчку, обеспечивая точную стыковку вершин всех треугольников в центре образца. Шов разутюживают.

Орнамент «Крэйзи»

Подготовка необходимых материалов.

Лоскутки собирают на основе из плотной хлопчатобумажной ткани размером с готовое лоскутное полотно.

Используйте мелкие (от 2-3 см. по стороне) лоскутки с прямыми срезами (треугольники, прямоугольники, трапеции, ромбы). Такие лоскутки обычно образуются как отходы при работе над другими узорами лоскутной мозаики, и их вполне можно применить для создания лоскутных изделий. Советуем вам собирать любые лоскутки, в том числе и мелкой нарезки, сортировать их по цвету и хранить в пакетах. Обрезки ниток и самые мелкие лоскутки (так называемую «лапшу») можно использовать для набивки игольниц, разнообразных подушечек, тряпичных кукол.

Последовательность сборки.

1.Закрепите на основе булавками первый лоскуток, лицевой стороной вверх, сместив его немного относительно центра лоскута-основы. Лучше, если первый лоскуток будет самый темный или самый светлый из имеющихся, но не белый: в готовом лоскутном полотне он будет казаться «дыркой».

2. Выберите второй лоскуток, контрастного цвета по отношению к первому. Наложите второй лоскуток на первый лицом к лицу, совместив края. Основное условие выполнения этой технологии: край верхнего лоскутка должен закрывать край нижнего лоскутка по длине. Сострочите три слоя ткани точно по линии шва (на расстоянии 0,6-0,8 см от сложенных вместе краев).

3. Отогните второй лоскуток на основу, заутюжьте его и закрепите булавкой.

 

4. Срежьте лишнюю ткань второго лоскутка по линии, которая как бы продолжает смежную с пришитой сторону лоскутка.

Последовательно проведите операции 2-4 для остальных лоскутков, постепенно закрывая поверхность лоскута-основы настроченными цветными лоскутками. Лучше заполнять полотно в порядке, сходном со сборкой по типу «алмаз», сначала обшейте со всех сторон первый лоскуток, а затем используйте уже собранную фигуру как центральную и настрачивайте лоскутки по ее сторонам.

Рекомендуем чередовать контрастные цвета в настроченных концентрических слоях лоскутков. Так, вокруг темного центра настрочите слой светлых лоскутков, на них наложите и пристрочите темные и так далее.

 

Если нашитый лоскуток мал по размеру, и его нельзя подрезать по линии, продолжающей край смежной стороны нижнего лоскутка, то срежьте лишнюю ткань от угла нижнего лоскутка к смежному свободному углу нашитого лоскутка. Если же лишней ткани немного, ее можно и не срезать. В любом случае на каждом этапе сборки у фигуры, уже собранной из лоскутков, должны быть прямые общие края: по ним будет удобнее настрачивать прямые края лоскутков следующего слоя.

Заполните цветными лоскутками всю поверхность лоскута-основы. Отпарьте готовое полотно и подравняйте его.

Орнамент «Церковные окна»

Порядок работы

Для выполнения этого узора нужно много ткани одной расцветки (в 4-5 раз больше, чем само готовое изделие) и несколько меньше контрастной ткани. 
Узор «церковные окна» удобнее выполнять вручную, но если у вас уже достаточно опыта, то некоторые операции вы можете выполнить на швейной машинке: это ускорит сборку. 
1.Выкройте из основной ткани детали узора - квадраты, вчетверо большие, чем блок узора в готовом виде, плюс припуск на подгибку (1-1,2 см) со всех четырех сторон. Детали из дополнительной контрастной ткани выкраивают в процессе сборки узора. 
2. Отогните и заутюжьте на изнанку припуски на подгибку со всех четырех сторон детали из основной ткани.


3. Загните и заутюжьте углы детали к ее центру наизнанку. Скрепите углы между собой и с тканью центра детали несколькими стежками вручную. Нитку после закрепления не отрывайте.


4.Переверните заготовку и отогните ее углы к середине лицевой стороны заготовки.

Заутюжьте и снова скрепите углы между собой и остальной тканью заготовки, используя ту же нитку, что и при выполнении операции 3. Закрепите конец нитки и срежьте излишки.


Полученный сложенный квадрат и есть блок узора «церковные окна». Левая его сторона та, на которой вы в последний раз закрепляли углы. Сам узор получается из четырех таких блоков, не менее. 
5. Соедините блоки узора в квадрат, сшивая их стороны вручную через край.


6. Выкройте из дополнительной контрастной ткани небольшой квадрат. Его стороны должны быть на 1-2 мм меньше стороны квадрата, заключенного между границами углов ткани блоков на соединении двух блоков. 
7. Отогните ткань уголка основного материала на квадрат дополнительного материала и пришейте ее вручную «втай».

Старайтесь не захватывать самый нижний слой ткани блока. Проделайте эту операцию на всех сторонах дополнительных квадратов по всему узору.


8. Вырежьте из дополнительной ткани и наложите на уголки блоков, прилежащие к границе узора, треугольники чуть меньшего размера и проделайте операцию 7 на катетах дополнительных треугольников. 
Край готового узора обработайте кантом или тесьмой. 
Готовый узор представляет собой четырехлепестковые рельефные цветы из основной ткани на фоне дополнительной ткани.

Слои ткани узора придают изделию достаточно толщины, чтобы использовать его как легкое летнее одеяло (плед): дополнительной утепляющей подстежки не нужно. 



Предварительный просмотр:

Орнамент «Соты»

 

Орнамент состоит из семи равных по величине правильных шестиугольников – сот. Между собой соты сшиты вручную. Готовый орнамент «Соты» может быть нашит как аппликация на какую-либо основу вручную или на машине. Очень эффективно выглядит целое полотно из таких шестиугольников.

Орнамент «Пашня»

 

Схема сборки лоскутных изделий, которая носит название «пашня», имитирует борозды вспаханного поля. Для работы необходима ткань, выкроенная в виде полос.

Орнамент «Русский квадрат»

²Русский квадрат» относится к национальной технике лоскутного рукоделия, что подтверждает само ее название. Эта техника наиболее сложная и требует особой аккуратности при выполнении изделий.

Орнамент «Колодец»

У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «бревенчатая изба», «лабиринт». Эта схема сборки лоскутных изделий была распространена в Европе и Америке еще в XIX веке. В ее основе лежит шитье из полос. Особенность шитья – сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика, на котором делают цветовой акцент. Размер стороны квадрата превышает ширину полос первого яруса. Узор выполняется на основе.

Орнамент «Ананас»

Этот узор – разновидность «колодца»: в квадрат собирают узкие полоски двух контрастных цветов.

Орнамент «Шахматка»

Из тканей разных цветов можно составить несложный узор «шахматка». Это один из наиболее часто применяемых узоров лоскутного шитья.

Орнамент «Двухцветная шахматка»

Из двух тканей, контрастных по цвету, можно составить несложный узор «шахматка». Шить полотно с таким узором совсем просто.

Орнамент «Шахматка по диагонали»

Этот узор используют как декоративную отделку в виде каймы. Для работы нарезают несколько полос разного цвета, но одинаковой ширины и длины (не менее 50 см).

Орнамент «Ёлочка»

Схема сборки лоскутных изделий «елочка», или «паркет», своим названием обязана внешнему сходству с видом паркетной кладки или формой ели.

Орнамент «Кольцо дружбы»

Орнамент «Кольцо дружбы» относится к аппликационным, так как представляет собой предварительно собранное на машине лоскутное кольцо, которое затем настрачивается в край или пришивается вручную на основу-фон. В цветовом отношении это многоцветный орнамент: 16-20 самых разных по цвету лоскутков группируются вокруг центра, образованного кругом. Гармоничное соседство, содружество разноцветных лоскутков и определило название орнамента.

Орнамент «Кругляш»

Орнамент представляет собой круг, в котором вокруг центра по восьми осям выкладываются особым образом заутюженные лоскутные чешуйки. Для чешуек годятся любые ткани: шелк, ситец, синтетики, трикотаж, шерсть. Причем при соединении в одном изделии разных тканей получается интересная «игра фактур» и светотени. Кроме того применение толстых тканей позволяет изделию быстро наращивать нужный объем, что необходимо при использовании его в качестве круга-утеплителя на стульях, кухонных табуретах, дачных пеньках, скамейках и. д. в цветовом отношении орнамент должен представлять собой гармоничное сочетание лоскутков разных тонов. Чередование пестрых и однотонных лоскутков (обычно темных оттенков) придаст рисунку строгость, графичность. Лоскутный чешуйчатый верх набирается на хлопчатобумажной или шерстяной основе ручным способом с применением обычных вышивальных пялец. Затем с изнанки работа закрывается подкладкой-задником и окантовывается вместе с ним косой полоской.

Орнамент «Йо-йо»

Орнамент «Йо-Йо» (или «ёёшки», как говорили наши бабушки) представляет собой ажурную композицию из самых разных по цвету круглых фрагментов, каждый из которых напоминает своим внешним видом сухую сплющенную инжирину. Весь орнамент от начала до конца собирается только вручную. Особенностью его является то, что каждый фрагмент имеет законченный вид как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Благодаря этому из соединенных между собой отдельных фрагментов можно сразу получать готовые изделия. Это могут быть дорожки, покрывала, скатерти. Можно использовать этот орнамент и в одежде (жилет, фрагменты воротника и др. ): издалека оно напоминает вязаное кружево. Особенно эффективно орнамент смотрится на просвет, и если фрагменты выполнить из легких шелковых или тонких трикотажных тканей, то получится прекрасная занавеска на окно. «Ёёшками», сшитыми в цепочки разной длины, можно оформить дверной проем, создавая своеобразную арочку. Для шитья годятся почти все ткани, кроме толстых и тяжелых. Хороши капрон, шелк, трикотаж, штапель, кружевное полотно, даже шерсть. Однако ткани, которые используются в одном изделии, должны быть похожих фактур, например: только шелк и капрон, только шерсть и полушерсть, только трикотаж и финлен и. д. Лучше использовать хорошо драпирующиеся ткани. Сухая хлопчатобумажная ткань нежелательна, так как дает мятые складочки.

Техника «Пуфики» (бисквит)

Это композиция из выпуклых самостоятельных элементов – «пуфиков». Верхний слой элементов заложен в складочки – драпировки, в то время как нижний остается плоским. Выпуклость достигается путем набивки каждой детали объемным материалом (обрывками синтепона, ваты и др.) через специальную прорезь в нижнем слое. Объемная технология хороша для изготовления декоративных покрывал, подушек, накидок на сиденья и др.

Орнамент «Цветок» (Дрезденская тарелка)

Орнамент образует восемь лепестков, каждый их которых состоит из полулепестков, сшитых между собой на машине. В центре цветка нашит круг. Количество видов тканей может быть от 2 до 16 и более. Если каждый лепесток не разделяется на две половины, тогда орнамент будет называться «Дрезденской тарелкой» Орнамент «Цветок» относится к аппликационным, так как он пришивается на фон. При этом ткань фона вступает в цветовое взаимодействие с лоскутками орнамента и может как усилить, так и приглушить впечатление от красок самого цветка. Однако в том случае все лепестки цветка должны иметь идеально подогнутый край. Любая небрежность в подгибке края лепестка «вылезет» наружу и испортит общее впечатление.

Орнамент «Путь пьяницы» (Виноградная лоза)

Этот орнамент в литературе можно встретить под названием «Пьяная дорожка» или «Виноградная лоза», так как отдельные элементы его соединяются между собой по кривой линии – в данном случае это четверть круга. Ячейкой орнамента является квадрат, разделенный с помощью циркуля на Две части: первую и вторую детали. У первой детали соединительный шов представляет собой вогнутую, а у второй, соответственно, выпуклую линию. Особенность шитья орнамента и заключается в трудности точного соединения выпуклой и вогнутой линий. Для получения хорошего результата необходимо как можно точнее раскроить детали и пользоваться контрольными точками (КТ).

Аппликация

Аппликация – это рисунок, полученный путем закрепления на какой-либо основе кусочков различных материалов, предварительно вырезанных по шаблонам (выкройкам). Техника аппликации относится к более поздним видам декоративно-прикладного творчества и пользуется большой популярностью у рукодельниц. Аппликация применяется для украшения окружающих нас предметов быта (портьер, покрывал, подушек, салфеток и т. д.), для отделки женской и детской одежды, создания пейзажных панно, сумок, поясов...

Картины-аппликации

В последнее время в художественных салонах и на выставках часто встречаются картины из лоскутных аппликаций. Красочные, с интересным сюжетом и композицией, они сразу привлекают внимание посетителей.

Техника «Алмаз» (Квадрат в квадрате)

Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Из геометрии известно, что треугольник относится к фигурам повтора. Это дает возможность создавать разнообразные орнаментальные рисунки из треугольных элементов, открывая большое поле деятельности для воплощения творческих идей. Наряду с вновь созданными существует ряд известных орнаментов, имеющих определенное название. 
Этот узор по-другому называется «Квадрат в квадрате». Свое название он получил оттого, что действительно каждый квадрат узора вставлен в предыдущий и в целом это всё похоже на алмаз.

Орнамент «Мельница»

Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Из геометрии известно, что треугольник относится к фигурам повтора. Это дает возможность создавать разнообразные орнаментальные рисунки из треугольных элементов, открывая большое поле деятельности для воплощения творческих идей. Наряду с вновь созданными существует ряд известных орнаментов, имеющих определенное название. 
Как видно из примера этот узор получил свое название, потому что его вид напоминает лопасти мельницы.

Орнамент «Звезда»

Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Из геометрии известно, что треугольник относится к фигурам повтора. Это дает возможность создавать разнообразные орнаментальные рисунки из треугольных элементов, открывая большое поле деятельности для воплощения творческих идей. Наряду с вновь созданными существует ряд известных орнаментов, имеющих определенное название. 

Один из любимых узоров среди лоскутниц – восьмиконечная «звезда» - может быть самых разных цветов, но ярче всего она «сияет», если ткань ее лучей однотонная, а фон – пестрый. 

Техника «Равносторонние треугольники»

Техника шитья из равносторонних треугольников успешно используется при работе с полосатыми тканями. Именно здесь такой сложный для лоскутной техники рисунок ткани, как полоска, позволяет создавать оригинальные орнаменты.

В работе применяются одинаковые треугольники из ткани, выкроенные по шаблону в форме равностороннего треугольника. 

Техника «Крэйзи»

Традиционная лоскутная техника в стиле «крейзи» (²сумасшедший стиль») – это сборка лоскутного полотна из множества мелких, разных по форме и размерам разноцветных лоскутков. Кажущаяся беспорядочность сборки на самом деле потребует от вас большого вкуса и обостренного чувства гармонии. Рассмотрим последовательность технологических приемов при изготовлении лоскутного полотна в стиле «крейзи».


Техника «Церковные окна» (Витраж)

Этот узор чаще применяют для изготовления декоративных предметов интерьера, например, подушек, и легких летних покрывал (без объемных прокладок).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА»

Кружок «Лоскутная пластика» поможет организовать прикладную художественно-творческую деятельность учащихся....

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...

Урок по технологии "Лоскутная пластика".

Декоративно-прикладное искусство. Творческий проект, краткосрочный, коллективный....

урок ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА

план урока по локутному шитью в теме уроков швейное лело...

Презентация к уроку (технология, 6 класс) на тему: "Лоскутная пластика"

В презентации представлен материал для знакомства с лоскутной пластикой...

мтодическая разработка урока технологии в 5 классе Лоскутная пластика.

При разработке урока учтены цели проектного обучения- дидактическая,развивающая, познавательная.Воспитание внимания,воображения, памяти, мышления, речи, которые выступают как важнейшие компоненты чело...

Использование ИКТ при изучении темы "Лоскутная пластика"

В работе рассматривается использование графических редакторов Paint и Adob Photoshop при создании схем лоскутной мозаики. Подробно рассмотрены этапы работы, есть приложения со схемами узоров. Данная т...