Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
статья по технологии по теме

Лазовская Ольга Алексеевна

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лазовская Ольга Алексеевна, учитель технологии МОУ «СОШ № 40 г. Белгорода»

Методика организации проектной деятельности школьников

в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В настоящее время в мире происходят качественные изменения в сфере общественного производства. Бурно развивающаяся наука приводит к стремительному устареванию теоретических знаний, поэтому конкурентоспособность будущего  специалиста на рынке труда зависит от его активности, гибкости мышления, инициативности, предприимчивости, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Отсюда возникает необходимость изменения самого подхода к образованию. Школа должна учить не накоплению объема информации, а умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применяя на практике полученные знания, чтобы успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям общества. Особую значимость при этом имеет организация проектной деятельности школьников в процессе преподавания различных учебных предметов. В специальной литературе можно встретить множество определений метода проектов. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект  - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [Бухаркина М.Ю.].

Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Главнейший основополагающий принцип метода проектов  - исходить из интересов самого ребенка,  интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Выполнение проекта дает возможность ученику проявить себя индивидуально или в группе, раскрыть свой творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания и умения, принести пользу, создав оригинальный продукт и публично показать достигнутый результат. Для учителя метод проектов  - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет объединить практическую и умственную деятельность обучаемых, создает условия для  творческой самореализации детей, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллекта, самостоятельности, ответственности, умений выявлять проблему, ставить цели, планировать собственную деятельность, принимать решения, критически оценивать результаты.

 Учебным проектом часто называют какую-либо самостоятельную работу ученика, например доклад, реферат или исследовательскую работу. Однако проект имеет ряд отличительных особенностей, которые характеризуют этапы работы над проектом [М.А. Ступницкая]:

  • проблематизация – выявление проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;
  • целеполагание – постановка четкой, реально достижимой цели;
  • планирование – составление последовательности хода работы, выделение отдельных этапов с промежуточными задачами и способов их решения;
  • реализация плана;
  • рефлексия – сравнение полученного проектного продукта с исходным замыслом и самооценка проделанной работы и приобретенного опыта.

Независимо от преподаваемого предмета эти этапы работы над проектом должны быть выдержаны, а вот структура и типы выполняемых проектов могут зависеть от особенностей содержания предмета. Обобщенно типологию учебных проектов можно представить в виде таблицы, предложенной М.А. Ступницкой.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая

компетентность

Практико-ориентированный проект

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной    области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта

участия в

решении

проблемы

проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Основываясь на исследованиях А.А. Карачева, В.В. Колотилова, О.А.Кожиной, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров». В процессе обучения предмету «Технология», который я преподаю, наиболее целесообразно выполнять практико-ориентированные, творческие и игровые проекты. Например, практико-ориентированные краткосрочные проекты (изготовление раздаточного материала) я использую в целях совершенствования учащимися практических предметных умений и навыков. В ходе игровых и ролевых проектов осуществляется развитие коммуникативных навыков учениц. Проектным продуктом в данном случае является разработка семейного праздника или викторины для младших школьников, а главной целью – вовлечение детей и взрослых в работу по подготовке мероприятия. Участие в таких проектах имеет огромное значение для замкнутых, застенчивых учащихся, так как дает им возможность приобрести, или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность, повысить свою самооценку. Особое внимание я уделяю работе с учащимися при выполнении ими творческих проектов, которые предоставляют самый большой простор для развития творческих способностей, позволяют ученику проявить себя, создавая произведения декоративно-прикладного искусства и любого другого жанра. Такие проекты дают возможность поднять статус автора проекта, повысить его самооценку, оказывают развивающее воздействие на коммуникативную компетентность. Творческие проекты учащиеся выполняют индивидуально. Преимущество индивидуальных проектов в том,  что учителю представляется возможность учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащегося, личностные потребности и интересы, а, значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности ученика в целом. Все творческие проекты, выполняемые моими ученицами,   имеют практическую значимость.

Рассмотрим организацию индивидуальной работы на примере творческого проекта в 7 классе «Футляр для спиц «Виктория»».

Для многих учащихся самым трудным в работе над проектом является этап проблематизации, когда необходимо выбрать тему проекта. В данном случае лучше не предлагать готовые темы, а выяснить проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в процессе выполнения проекта.

Ученица 7 класса Виктория не могла выбрать тему проекта. В ходе беседы со мной она рассказала, что у ее мамы скоро день рождения, ей бы хотелось сделать маме оригинальный подарок, но карманных денег у нее нет, поэтому девочка решила сделать подарок своими руками, но не могла придумать какой. Так появилась исходная проблема – изготовление подарка своими руками. Ученица предложила несколько вариантов изделий для подарка. В разговоре мы выяснили, что ее мама очень любит вязать, у нее много спиц, но для их хранения нет специального места. Так был найден самый удачный вариант для подарка, определилась более четкая проблема «Как изготовить футляр для спиц своими руками?» и тема проекта «Футляр для спиц «Виктория»».

Вика поняла, что сделав данный проект, она сможет решить собственную проблему с подарком и помочь другим любительницам вязать, научив их самостоятельно изготавливать необходимую вещь. Целью проекта стала разработка технологии изготовления футляра для спиц и его изготовление, а проектным продуктом – произведение декоративно-прикладного искусства в виде футляра для спиц. Что касается предмета «Биология», то можно предложить для решения такую проблему как преодоление бессонницы. Эта проблема будет иметь практический смысл, так как с подобной проблемой сталкивается множество людей разных возрастов, особенно тяжело переносят недостаток сна дети и подростки. А тему проекта можно сформулировать так: «Как бороться с бессонницей», а цель -  помочь тем, кто страдает от бессонницы. Проектным продуктом здесь будут советы для тех, кто страдает от бессонницы. На данном этапе целеполагания автору проекта под руководством учителя необходимо убедиться, что между проблемой, целью и ожидаемым результатом существует необходимая связь. Для этого надо ответить на вопросы:

Если ты достигнешь цели своего проекта (разработать технологию изготовления футляра для спиц и изготовить его), будет ли решена его проблема (как изготовить футляр для спиц своими руками).

Если ты создашь предполагаемый проектный продукт (футляр для спиц) будет ли достигнута цель проекта (разработать технологию изготовления футляра для спиц и изготовить его).

В данном случае на эти вопросы Викой были даны положительные ответы. Значит можно двигаться дальше, определить задачи, которые нужно решить, способы их решения, порядок этапов работы. Ученица определила для себя следующие задачи:

  1. Ознакомиться с историей бисерного рукоделия на Руси.
  2. Изучить технологию вышивки бисером.
  3. Ознакомиться с технологией изготовления некоторых футляров.
  4. Проявить фантазию и творчество, создавая свой футляр для спиц в подарок маме.

Определила требования к будущему проектному изделию-футляру:

  • должен быть красивым и соответствовать назначению;
  • доставлять маме удовольствие;
  • выполнен качественно и аккуратно;
  • должен быть долговечным и памятным;
  • сложность изготовления изделия должна соответствовать моим умениям;
  • для корпуса футляра использовать прочный и жесткий материал, который не повреждается острыми концами спиц;
  • ткань лучше использовать стрейчевую, ею лучше обтягивать основу для футляра;
  • футляр должен иметь крышку, чтобы спицы не выпадали.

Относительно проекта « Как бороться с бессонницей» эти задачи будут выглядеть следующим образом:

-  изучить природу сна и причины его нарушения;

- найти информацию о способах борьбы с бессонницей;

- выяснить эффективность этих способов на практике;

- научиться разрабатывать опросники и проводить опрос;

- разработать советы по борьбе с бессонницей.

На этапе планирования необходимо помочь автору проекта определить, в каком порядке будут выполняться все шаги.

        На данном этапе работы Виктория определила, что ей необходимо изучить литературу об истории бисерного рукоделия и технологии выполнения бисерной вышивки по накладной канве, найти информацию о технологиях изготовления различных футляров, подобрать необходимые инструменты и материалы, определить примерные расходы на изготовление изделия, его экологическую безопасность и др. Аналогично,  при выполнении проекта по биологии работу можно распланировать следующим образом. Сначала изучить литературу по проблеме бессонницы, самостоятельно придумать опросники для детей и взрослых (с помощью школьного психолога), провести опросы и обработать их результаты (помощь учителя информатики), проанализировать и обобщить данные и на их основе разработать «Советы». Все выше перечисленные этапы работы над проектом можно объединить в один – подготовительный, так как определение проблемы, темы, цели и задач проекта, составление плана работы – это подготовка к реализации проектного продукта.

         После детальной проработки плана начинается этап его реализации. Относительно предмета «Технология» реализацию проекта можно разделить на 2 этапа – конструкторский и технологический. Конструкторский этап включает:

         - поиск вариантов конструирования с учетом требования дизайна;

- сбор и обработку требуемой информации по литературным источникам;

- разработку конструкции, изучение технологии изготовления задуманного продукта;

- разработку соответствующей технико-технологической документации;

            - подготовку необходимых инструментов, материалов, оборудования;

            - предварительную  экономическую  и экологическую оценку;

Технологический этап предполагает:

- выполнение проектного изделия с учетом требований технологии и дизайна;

- текущий контроль и корректировку деятельности учителем;

- соблюдение правил техники безопасности  и санитарных норм;

- окончательную экономическую оценку изделия.

На этапе реализации проекта у Вики были определенные сложности, так как она девочка импульсивная, амбициозная, но ей недостает терпения, она может не довести начатое дело до конца. Поэтому ученице потребовалась моя поддержка и беседы о том, что она не только может изготовить для мамы оригинальный незабываемый подарок, но иметь хороший шанс на участие в городском конкурсе творческих проектов. Поддержание мотива к работе сыграло положительную роль, девочка серьезно взялась за реализацию проекта и достойно выполнила  его.

  По завершении работы ученица сравнила изготовленный футляр со своим замыслом, выполнила контроль качества изделия,  провела испытание проектного продукта и дала самооценку результату работы. В проекте по биологии испытанием проектного продукта может стать пробное применение советов по борьбе с бессонницей несколькими учениками и взрослыми,  корректировка, создание окончательного варианта «Советов» и его оформление в виде настенного постера или брошюры.  Все это является содержанием  заключительного этапа работы над проектом или этапа самооценки и рефлексии. 

Творческий проект – это комплексная работа, которая состоит из следующих составных частей:

- пояснительной записки,

- творческой работы (изделия),

- защиты творческого проекта.

На подготовительном этапе работы над проектом учитель должен предоставить учащимся требования по оформлению пояснительной записки и  структуру контрольно-оценочного листа, где указаны критерии оценки этапов работы и максимальное количество баллов за каждый этап. На написание пояснительной записки необходимо оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Здесь задача учителя -  корректно и лаконично описать весь ход работы.  Для этого я даю учащимся примерную схему-содержание творческого проекта, согласно которой они выполняют описательную часть проекта.

1. Обоснование возникшей проблемы и  потребности

2. Схема обдумывания

3. Банк идей

4. Актуальность, социальная значимость и востребованность

5. Выявление основных параметров и ограничений  

6. История и современность

                7 Теоретические сведения  

8. Эскизная проработка базового варианта

9. Дизайн – спецификация  

10. Инструменты и приспособления  

11 Материалы  

12. Правила безопасности во время работы  

13. Санитарно – гигиенические требования  

14. Экологическое обоснование  

15. Технология изготовления    

16. Экономическое обоснование    

17. Контроль качества  

18. Реклама  

19. Самооценка    

20. Словарь терминов    

21. Литература

Защита проекта проходит в виде презентации. Это краткое (7 – 10 минут) публичное выступление, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы. Это дает ученику навык публичного выступления и самопрезентации собственной компетентности. У Вики не было опыта выступать перед большой аудиторией, поэтому она волновалась и боялась нарушить регламент. Чтобы избежать этих проблем на конкурсе мы отрепетировали ее выступление сначала перед ее подругами, а затем перед аудиторией класса.

Вика осталась довольна своим проектом. Самым главным для нее было то, что подарок, сделанный своими руками, доставил огромную радость маме и принес победу в городском конкурсе творческих проектов среди учащихся 7-х классов.  Кроме непосредственно предметных знаний по технологии (технология вышивки бисером, раскрой, соединение деталей на швейной машине и потайным стежком), девочка проявила свои творческие способности (оригинальность футляра на лицо), расширила свои практические навыки в области информатики (выполнение пояснительной записки и презентации), научилась прислушиваться к советам взрослых и сверстников, преодолевать трудности и волнение, добиваться поставленной цели. Вика повысила свою самооценку и статус не только среди одноклассников, но и других учащихся школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)

ФГОС второго поколения предполагает активное использование  проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация  содержит теоретический материал по проектной технологии (...

Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)

Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...

Обобщение опыта: "Организация продуктивной деятельности ученика в процессе обучения: современные технологии, методы и приёмы обучения"

Переходный период введения в школу Федеральных Государственных Стандартов нового поколения требует от учителей приобретения дополнительных профессиональных компетенций. В 2015-2016 учебном году на нов...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

Применение технологии организации проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочной работе

При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнению с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с услов...

Выступление на ГМО на тему: «Методика организации проектной деятельности школьников»

Выступление на ГМО на тему:  «Методика организации проектной деятельности школьников»...