цветы в интерьере
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Страхова Зинаида Ивановна

Подробный конспект урока по теме цветы в интерьере

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvety_v_intereremicrosoft_word_2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         7 класс

          Модуль «Культура дома»

         Тема: Цветы в интерьере.

Цели: Образовательная:  Рассказать о значении растений в жизни человека;

                                  Познакомить с классификацией комнатных растений;

                                  Научить составлять композиции из цветов.

            Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру;

                                          Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

             Развивающая: развивать эстетические способности,

                  Профориентационная: кратко познакомить с профессией цветовода, флориста

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база – кабинет мастерские;

                                                                 - видеомагнитофон, видеофильм, телевизор;

                                                                 - рамки, ножницы, клей, пластилин;

                                                                 - коллекция комнатных растений;

                                                                 - образцы творческих работ;

                                                                 - набор сухоцветов.

  1. Дидактическое обеспечение – учебник 7 класса «Технология»;

                                                          -  плакат;

                                                          - таблица «Расположение цветов».

Тип урока: комбинированный.

Новые термины: «видео экология»,

 

 I Организационный момент: -  Приветствие учителя.

                                                               -  Отметка отсутствующих.

                                                               - Заполнения учителем журнала.

                                                               -  Проверка готовности к уроку.

                                           

   II Изложение нового материала (метод обучения: рассказ с элементами беседы).

                        1.  Тема нашего урока «Цветы в интерьере». Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире .Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений мы, жители городов, стараемся восполнить дефицит общения с природой. Кстати, то, что мы испытываем на уровне ощущений, ученые не так давно стали определять термином “видеоэкология”, - эта область знаний выясняет взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами. Ученые связывают воздействие убогой архитектурной среды с поведением и умонастроением людей, вынужденных в течении долгого времени находится в этой среде. Поэтому они советуют людям в помещении, где те находятся подолгу, обязательно завести комнатные растения или повесить букетики из засушенных цветов, которые будут радовать глаз и напоминать о красках лета. В настоящее время выбор велик: Америка представлена кактусами, фуксией, бегонией, традесканцией; Австралия – эвкалиптом, циссусом; Европа – геацинтом, цикламеном, плющем, алеандром.

               

                  2.  Выбор комнатного цветка пусть не великое, но все таки искусство, и для того, чтобы не ошибиться, нужно знать его азы. Во-первых необходимо учитывать лечебные свойства растений.

        Сообщения детей о растениях:

                                      Каждый цветок несет в дом не только красоту ,но и много полезных свойств для человека. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества- фитонциды. Они были впервые обнаружены в природе в 1930-х годах. Хорошо известны фитонцидные свойства лука, чеснока и цитрусовых плодов и листьев. Одно из растений ,содержащий огромное количество фитонцидов, под названием- эвкалипт

способно полностью  остановить распад тканей человека , и тем более вылечить его. Слово эвкалипт означает “хороший воздух” Возможности оздоровления воздуха в квартире при помощи этого растения просто беспредельны. Ценное свойство хвойных растений - криптомерии, можжевельника, а также кактусов –наполнять нашу квартиры отрицательно заряженными ионами кислорода, а они уж и создают целебный микроклимат в котором нам становится легче дышать , увеличивается работоспособность, исчезает тревожность. Отрицательные ионы поглощаются телевизорами и компьютерами, поэтому находясь у постоянно работающих аппаратов мы чувствуем себя вялыми, уставшими и мучаемся от головной боли.        

Аспарагусы,такие легкие и нежные, оказывается, поглощают тяжелые металлы из воздуха. Хлорофитум хохлатый поглощает на кухне несгоревшие пары газа, тем самым очищая воздух. Растения с крупными листьями не только красивы, но самым благотворным образом влияют на воздух, в квартире улучшая водно–газовый обмен и уменьшая сухость воздуха в помещении. Упоминая о герани,    хотелось бы отметить ее неприхотливый нрав. Герань - хороший антисептик, противовоспалительное средство. Листья герани уменьшают воспаление и снимает боль: при отите необходимо положить помятый лист в ухо; при зубной боли - за щеку; при радикулите приложить лист к больному месту; приложив лист на запястье, можно восстановить артериальное давление. Закладывая кусочек листа герани в ухо собаке или кошке, избавите их от ушных клещей. Но для детей герань очень сильное средство, которое нужно применять только наружно. Самое распространенное использование герани в медицине это в ароматерапии. У больных ,вдыхающих запах цветущей герани, успокаивается нервная система, проходит бессонница, благотворное воздействие на обменные процессы, желудочно-кишечные функции.

                          Целебные свойства алое или столетника огромны. Из него изготавливаются различные лекарства от практически всех болезней дыхательных органов, кишечно-желудочного тракта, мочевыводящих и много другого.  

Можно приводить еще много различных примеров, лучше, если вы, дети, сами поищут в популярной литературе о других полезных комнатных цветах.

                   

                    3.Чтобы правильно выбрать комнатное растение задайте себе четыре следующих вопроса, а ответы на них помогут составить небольшой список видов, которые удовлетворят вашим условиям содержания.

Вопрос 1. Хочу ли я , чтобы растение оставалось декоративным в течение всего года?

     Существуют четыре основных групп растений: 1) декоративнолистные растения при правильном уходе могут жить в комнатных условиях очень долго. Листья зелены круглый год, хотя некоторые виды нуждаются в прохладном помещении зимой.

                                                                                       2) декоративноцветущие комнатные растения при правильном  содержании могут жить в квартире долгое время. Листва после цветения не отмирают.

                                                                                       3)Декоративноцветущие горшечные растения используют в комнатных условиях для создания временных  композиций и после отцветания убирают, оставляя луковицы или клубни до следующего сезона.

                                                                                       4) Кактусы – растения суккуленты, лучше всего переносят сухой воздух в квартирах с центральным отоплением. Почти все кактусы не имеют обычных листьев, у большинства есть колючки, многие из них цветут.

Вопрос 2. Как много у меня времени и умения?

        Некоторые растения известны как исключительно выносливые. К таким «железным видам» относятся сансевиерия, футсия, аспидистра, многие обычные суккуленты (если их не заливать) и циперус (если его не подсушивать ). Не составит большого труда содержать дома растения, которые переносят разные условия.

Вопрос 3. Растения какого размера и облика мне требуется?

         Основное правило заключается в том, что аранжировка должна учитывать облик входящих в нее растений и вписываться в стиль помещения. ( Работа по таблице.) Одиночное крупное растение размещается на полу просторной комнаты, в маленькой это растение займет много пространства. Высокое узкое растение зрительно приподнимет потолок, низкое распростертое – создаст противоположный эффект. Ампельные растения можно подвешивать в корзинах к потолку – потолок будет казаться ниже, размещать на подставке или  на стене. Растения с разноцветными листьями и цветущие горшечные растения можно расположить на подоконнике или тумбочке.

Важно выдержать и стиль: оригинальные стволы и жесткие листья больше подходят к современной обстановке. В нарядной комнате хорошо смотрятся большие простые листья, а обычный интерьер украсит листва причудливой формы.

           Размещая растения нельзя забывать и о фоне.(Работа по таблице на доске.) Для большинства растений наилучшим фоном является простая без узора стена любого светлого постельного тона. В особенности это относится к зеленым декоративным растениям и к растениям с яркими цветками. Пестролистные или цветущие растения с многочисленными бледными цветками на светлом фоне будут плохо видны: им больше подходит темный фон. Маленькие листья теряются на фоне с крупным рисунком. Для достижения более смелого эффекта старайтесь добиться контраста по цвету и форме. Раскидистое растение может сгладить впечатление от вертикального рисунка обоев.

Вопрос 4. В каких условиях растение будет находиться?

В помещении естественный свет всегда является боковым: он поступает из окна. В этом случае имеет значение ориентация окон на ту или другую сторону света. Южные  окна имеют больше всего света – они открыты солнцу 6-9 часов в день. Восточные  и западные окна пропускают меньше света – 3-4 часа в день. В восточные окна солнце светит с утра. в западные - вечером. В северные окна солнце не попадает. на их подоконниках бывает ровный. одинаковой интенсивности свет в течение всего дня. Освещенность помещений зависит  также от наружного затенения – близко расположенных зданий, забора, густого озеленения.

Доказано, что ритм роста и развития комнатных растений зависит от светового режима помещения и их экологического происхождения. Теневыносливые экземпляры растут при освещенности 700 -1000 люксов, покой у них наступает при 140 люксах; светолюбивым  требуется 1500 – 5000 люксов, их рост останавливается при 700 люксах. Благоприятным обстоятельствам является то, освещенность помещения можно регулировать лампами дневного света – усилить световой поток, увеличить продолжительность освещения.

Можно порекомендовать правила ухода за растениями с экологических позиций:.

Главными факторами определяющими жизнь растений, их рост и развитие, являются свет, влага, тепло, питательная почва, воздух, причем свет – самый главный фактор: он позволяет осуществиться фотосинтезу – процессу жизнедеятельности, при котором зеленое растение лучистую энергию солнца превращает в органические соединения. Пигментные (зеленые) зерна листьев – хлорофилл – на свету обеспечивают соединение углекислого газа и воды, в результате чего образуются углеводы  - органические вещества, являющиеся основной пищей растений. Именно поэтому в процессе эволюции у них выработалась способность поворачивать листовые пластинки к источнику света, приближая их к перпендикулярному положению относительно максимального потока лучей.

Для комнатных растений имеют значение температура и влажность помещения. В начале осени температура колеблется от 13 до 18 С , включение отопления повышает ее до 22 С. В летнее время температура, как правило, бывает 22 -28 С. В целом эти колебания температуры приемлемы для нормальной жизнедеятельности комнатных растений. Однако следует учитывать, что в разных местах помещения температура бывает неодинаковой: на подоконнике она ниже на 3-4, вблизи радиатора, наоборот – на 3 С и более выше. Она ниже в тех местах, где открывает фрамуга для проветривания помещения. Имеет значение и природа самих растений: тропическим растениям тепло необходимо круглый год, они плохо переносят перепады температуры; субтропическим, наоборот, в зимнее время (период покоя) необходимо понижение температуры на 3-5 С.

Оптимальная влажность для нормального протекания фотосинтеза в растениях составляет 50-80%, что в целом соответствует состоянию помещений квартир. В ряде случаев, при сильном отоплении, резко повышается температура воздуха и понижается его влажность до 25-30%, что пригодно лишь для засухоустойчивых растений. В этом случае требуется искусственное увлажнение воздуха. Это можно сделать по-разному: развешивать мокрую ткань в подходящих местах, ставить около растений широкие сосуды с водой, чаще их опрыскивать. Самым хорошим способом увлажнения воздуха является включение комнатного фонтана.

Экологически значимым фактором для комнатных растений является почва: различные виды требуют различной почвы. Ее специально составляют из разных компонентов природной почвы.

 Главными из них являются следующие:

--дерновая земля – это перепревшие в течение года пласты дерна (травы вместе с почвой) с луга.  Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой  преобладают перегнившие растения, в тяжелой – глина. Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев яблонь, груш, клена, тополя, вяза, липы (кроме листьев дуба. ивы и каштана), которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

--хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она кислая, потому что состоит из полусгнившей хвои.

--торфяная земля – это темно-бурая масса, образующая в болотах и высыхающих водоемах,  состоит из остатков полусгнивших растений. ЕЕ можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Это рыхлая (легкая), питательная и влагоемкая земля, но может быстро пересыхать.

--перегной, перепревавший в течение 2 лет в куче, коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой – самая питательная земля, которая содержит все необходимые микро- и макроэлементы.

--песок хорошо пропускает влагу, создает рыхлость почвы, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы вода не застаивалась и корни могли дышать воздухом.

Экологически значимым для жизнедеятельности, роста и развития растений почвенными факторами являются питательные вещества, вода и воздух. Питательные вещества разделяются на макроэлементы (азот, фосфор, калий, кальций, магний, железо) и микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт). Первых надо больше, вторых  - меньше. Все эти элементы вместе или отдельно содержатся в удобрениях, которые выпускаются промышленностью и продаются в специализированных магазинах(«Природа», «Семена» и др.). Обычно здоровые растения удобряют в период их активного роста (весной и летом), больные и только что пересаженные растения подкармливать нельзя. Удобрения добавляют в растворенном виде после полива и в полном соответствии с инструкцией. Молодым растениям больше дают азота, он необходим для роста. С возрастом их подкармливают фосфорным и калийным удобрением: фосфор нужен для нормального развития (цветение, плодоношение); калий хорошо регулирует обмен веществ, поступление воды в клетки организма; кальций способствует нормальному развитию корневой системы. Хорошие результаты получаются при слабой и частой подкормке (1,5 – 2 г удобрения на1 л воды) растений; редкая и концентрированная подкормка менее эффективна.

Очень важно, экологически значимо снабжение растений водой – от умелого и своевременного полива и опрыскивания зависят их рост и фазы развития.. Существуют некоторые общие правила полива для всех растений: в сухом и жарком помещении – независимо от сезона и периода развития растения поливают чаще, чем в прохладном; в пасмурную погоду – реже, чем в солнечную; летом – обильнее, чем зимой; во время вегетативного роста, цветения – больше, чем в период покоя; растения в маленьком горшке поливают чаще, чем в крупном: земля в нем пересыхает быстрее; молодые, сильные и здоровые растения поливают обильнее, чем слабые и болезненные.

В целом можно иметь в виду следующие: полив нужен, если земля пересохла сверху на 1-1,5 см., что устанавливается практическим путем. При поливе вода должна смочить весь ком земли и пролиться на поддон. Вода для полива должна быть отстоянной и комнатной температуры (во время цветения – чуть выше). Полезна дождевая или талая снеговая вода – она мягче водопроводной.

Еще один экологический фактор жизнедеятельности комнатных растений – воздушный режим. Помещение следует проветривать, воздух увлажнять, при этом не допускать попадания на растения холодных токов из фрамуги (форточки).   Корни хорошо могут дышать, если горшок глиняный (имеет поры) и земля в нем рыхлая.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству.

         4. Очень важен подбор горшка для цветка, уже было сказано, что  лучше подобрать глиняный  горшок – пористый материал позволяет испаряться лишней влаге, вредные соли вымываются из почвы. Если ваш горшок потерял привлекательность, его можно обновить, приклеив яичную скорлупу  и затем покрыв лаком.

Очень часто мы для кошек выращиваем траву и наказываем себя тем, что животные просыпают землю, а нам приходится убирать за ними. Я предлагаю способ посадки травы, который доставит вам удовольствие и не будет лишних хлопот. Нужно взять капроновый носок, насыпать в него семена травы,  затем всыпать опилки и завязать, оформив в виде головы. Из проволоки сделать очки по размеру головы и пришить пуговицы-глаза. Поливать нужно часто, можно это делать опуская «голову» в воду. Трава прорастет и получится очень веселый, зеленый человечек.

                  5. В последнее время очень часто растения располагают в композиции – из горшечных растений или в контейнерах, а так же в сосудах-флорариумах.

(Показ композиций на видеомагнитофоне с комментариями.)

  1. Ваши растения будут выглядеть совершенно иначе если вы составите несколько горшков вместе. Безукоризненный внешний вид в композиции не столь важен. Оголенные стволы, односторонний рост, поврежденные листья легко скрыть. Обильная листва и испарения с большой площади почвы увеличивают влажность воздуха, что жизненно необходимо для наиболее нежных растений.
  2. Комнатный садик – представляет собой контейнер с декоративными растениями приятного цвета и интересной формы. Преимущества те же, что в первом случаи. Сочетаются декоративнолистные растения.
  3. Висячая корзина представляет собой великолепное зрелище, если цветы подобраны правильно и ухожены. Воздух наверху более сухой, поэтому чаще необходимо опрыскивать цветы водой.
  4. Сад в плошке – миниатюрный сад, который мы можем создать. В одну специальную емкость высаживаются различные цветы, лучше суккуленты, это может быть пустынный ландшафт, лесной и с применением домиков, мостиков, речушек.

                    6.  Композиции из сухих цветов.

Есть помещения, в которых недостаточно света для растений, поэтому там можно использовать композиции из сухоцветов, цветов из ткани или вязанных цветов.

В последнее время очень большой выбор цветов из ткани, они продаются в композициях, а также вы сами можете составить ее для своей прихожей. Такие композиции не требуют постоянного ухода, с них необходимо иногда протирать  пыль.

Для сухих композиций подходят многие садовые цветы, ветви кустарников и деревьев, а так же покупные срезанные цветы. Сухоцветы можно вырастить самим, высушить их, а затем изготовить картину или композицию.

Консервация растений в домашних условиях:

Метод 1: Высушивание на воздухе.

А) Высушивание в подвешенном положении. Секрет успеха кроется в том, чтобы найти темное и достаточно теплое место.

Б) Высушивание в стоячем положении. В сосуд наливают немного воды, растения ее впитывают и постепенно высыхают (гортензия или стручковые вроде лунника).

В) Высушивание в лежачем положении. Листья, декоративные травы и тяжелые семенные коробочки лучше сушить в лежачем положении на фильтрованной бумаге.

Метод 2: Высушивание при помощи осушителей.

Гигроскопическое вещество или осушитель – мелкозернистое вещество хорошо поглощающее влагу. Помещенные в осушитель цветы и листья не только высыхают быстрее, чем в темной хорошо проветриваемой комнате; осушитель позволяет лучше сохранить окраску и исходную форму цветка. Лучший осушитель – силикагель, но можно использовать и промытый мелкий песок. В подготовленную коробку осторожно поместить закрепленные на проволоке цветы в  вертикальном положении, чтобы они не касались друг друга. Затем осторожно насыпьте сверху и вокруг цветов осушитель. В промежутки между лепестками осушитель подсыпайте мягкой кисточкой, время, от времени встряхивая коробку. Высохшие цветы нужно сразу же вынимать из осушителя (через 2-3 дня).

Метод 3: Консервация при помощи глицерина.

Глицерин замещает воду в тканях – сохраняя таким образом зелень и некоторые цветы. Тщательно перемешайте 1 часть глицерина с 2  частями кипящей воды, вылейте раствор в сосуд и поставьте в него растения на глубину 7 см. держите сосуд в прохладном, затененном месте.

Метод 4: Высушивание в микроволновой печи.

Самый новый и эффективный способ сушки растений.  Метод открытой сушки самый легкий: разложите цветы рядами на нескольких слоях бумаги в печи. Включите печь на половину мощности на 2-3 минуты, затем выньте цветы и подвести их за стебли на пару дней.

При составлении композиций необходимо помнить правила:

1)Выбрать стиль. Различают массивный, линейный, линейно-массивный и смешанный стили. Массивный стиль возник в Европе в эпоху Ренессанса и был прославлен голландскими живописцами 17 века. Композиции объемны, характерно постепенное изменение цвета, имеет овальную или треугольную форму и полное заполнение объема.

Линейный стиль зародился на Востоке, его основные правила были сформулированы в Китае более тысячи лет назад. Каждый элемент композиции имеет значение сам по себе – самый высокий стебель   олицетворяет Небо, центральный -  Человека, а самый короткий  символизирует Землю, все вместе это - связь человека с небом и землей. В настоящее время многие флористы используют этот стиль для изготовления композиций.

Линейно-массивный более  молодой стиль  получил широкое признание -  его основной принцип заключается в том, что каркас композиции, образованный линейным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими цветами или листьями.

Смешанный стиль – к ним относятся композиции не отвечающим правилам построения аранжировок в массивном, линейном или линейно-массивном стилях, а так же совмещающие в себе признаки двух или трех стилей.

         2) Уравновешенность – равновесие композиции имеет главное значение.         Необходимо иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым.

Визуальная сбалансированность – темные цветы выглядят более тяжелыми, чем светлые, расположение в середине или внизу создают уравновешенность.

         3)Разнообразие текстуры – глянцевая, бархатистая, пушистая, матовая, с колючками  - позволяет избежать однообразия.

          4)Фон – окружение аранжировки должно быть таким, чтобы она выглядела более эффектно.

  1. Пропорции – между размерами сосуда и высотой растений.
  2. Динамичность – используя приемы и материалы, заставляющие глаза перемещаться от одной части букета к другой: зелень разного размера и формы, цветы в разных стадиях развития, изогнутые стебли, цветы внутри массы зелени и на ее фоне.
  3. Цвет: - сочетание контрастных цветов;

                       - сочетание похожих цветов;

                       - использование разных оттенков одного цвета.

III Практическая работа: Составление  настенной композиции в  рамочке по группам.

  1. Вводный инструктаж: Сейчас каждый из вас подберет необходимые для вашей композиции сухоцветы. На ваших столах располагаются рамочки в которые вы должны прикрепить пластилин, а затем на него будите закреплять сухоцветы. Необходимо применить те знания , которые вы сегодня получили.
  2. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
  3. Самостоятельная работа по группам.
  4.  Текущий инструктаж.
  5.  Анализ композиций.

 

IV Уборка рабочих мест учащихся.

V  Подведение итогов урока учителем

      Выставление оценок