Урок-игра по теме:"Машиноведение" 5-ый класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Проект урока  по разделу "Машиноведение" 5-ый класс (с использованием современных образовательных технологий).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_5-yy_klass.odt24.81 КБ

Предварительный просмотр:


Московская  область       Одинцовский   район

Муниципальное  образовательное учреждение

Захаровская     средняя   школа

«Содержание и методика обучения технологии в современной школе».

     

Проект урока по теме « Бытовая швейная машина. Машинные швы.»

Раздел Машиноведение 5 класс (на основе использования современных образовательных игровых технологий).

Учитель  технологии   Кирьянова  Раиса Ивановна.

\

1.Игровые педагогические технологии.

   Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Эта человеческая мудрость передачи опыта в игре мне кажется одной из наиболее эффективных технологий.

    Феномен игровых технологий в том, что игра, являясь развлечением, отдыхом перерастает в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и

 проявлений в труде.

   В своей работе игровые технологии я использую для активизации учебного процесса.

    Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. в качестве урока-занятия или его части: введение, объяснение, закрепление, контроль.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов  и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. Различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, компьютерные и др.

   Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, в самоутверждении и самореализации.

           В школьном возрасте наблюдается потребность в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, появление стихийных групповых игр.

     Особенностью игровой  технологии в старшем школьном возрасте является:

  1. нацеленность на самоутверждение перед обществом,
  2. юмористическая окраска,
  3. ориентация на речевую деятельность.

Игровые  технологии определяют целый спектр целевых ориентаций:

  1. дидактическое расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности;
  2. воспитание самостоятельности, нравственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  3. развитие внимания, мышления, речи, умения сравнивать, находить аналоги, развитие творческих способностей, рефлексии;
  4. социализация: адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.

        Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Такая форма занятий позволяет задействовать все органы чувств.

        Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий организую по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

       Эти игровые приёмы я буду использовать в процессе проектируемого урока. Необходимо учитывать имеющиеся группы игр которые различаются по характеру педагогического процесса:

        А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

        Б) познавательные, воспитательные, развивающие;

        В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

Многочисленную информацию о игровых технологиях можно получить из различных источников, но необходимо определить главное — будет ли эта технология воспроизводима в процессе урока.

  1. МОУ Захаровская средняя школа(сельская)

5 класс количество детей 9 человек — возраст 10 лет

3. Исследовательская работа.

В результате исследования (таблица «исследовательская работа»)

-6 чел. –назвали цвет радуги внизу красный

-3 чел.-фиолетовый

-о радуге из книги узнали-4чел. Остальные(д сад, мама,)

-профессия 1-учитель, 2-повар, 3-врач

-тип мышления: лппп-3чел, ллпп-2чел,плпп, пллп,пплп-2чел

-способы выполнения учебного задания:

-рассказ-2чел,ответить устно-2чел,нарисовать-3чел,изготовить руками-2чел.  

 

4.Урок по разделу Машиноведение.

 «Урок – игра» строится на основе стандартного урока.

 Урок начинаем с «настройки»: «Сегодня на уроке нам понадобится сообразительная голова и умелые руки».

1.Тема занятия: «Повторно – обобщающий «урок – игра» по разделу «Бытовая швейная машина. Машинные швы» 5 класс.

2. Цели занятия:  

*Воспитывающие: воспитание творческого начала личност инициативного отношения к делу; воспитание навыков культуры труда, формирование коллективизма в работе, формирование готовности и способности выражать свою позицию.

*Развивающие: развивать стремление, овладевать новыми знаниями и умениями; развивать память и закреплять алгоритм выполнения технологических операций.

*Обучающие: уточнить уровень знаний и умений по разделу «Бытовая швейная машина. Машинные швы»; закрепить и систематизировать знания. Навыки и умения в шитье и заправки ниток на швейной машине.

Межпредметные связи: литература, материаловедение.

Учебники: «Технология» 5 класс, 2010 год под редакцией В.Д. Симоненко.

Материальное обеспечение: плакаты «Швейная машина», «Заправка верхней и нижней ниток», карточки-задания, инструкции по технике безопасности

Тип урока: контрольно-проверочный.

 Метод: урок – соревнование, урок-игра, сотрудничество, иллюстративный метод.

Форма урока: бригадно-звеньевая, индивидуальная.

Важное значение имеет продуманный подбор объектов труда.

              Для практической работы понадобятся: швейные машины, ручные швейные иглы, утюг, лоскут ткани для выполнения образцов швов. Задания для конкурсов различного характера.

Ход урока:

           1. Оргмомомент - (5 мин).

  1. организация рабочих мест;
  2. инструктаж ТБ.

2.  Вводный инструктаж: Вводный инструктаж чётко ставит цель игры и условия её проведения. Перед началом игры необходимо ознакомить команды с её условием и содержанием. Формирование команд, выбор капитанов учащиеся проводят самостоятельно, команды формируем при помощи кружков разного цвета: красный, синий, жёлтый. Какой цвет больше нравится. Игра-соревнование будет состоять из нескольких конкурсов и строиться на любимом материале: загадках, пословицах и поговорках о труде и трудолюбии. В игровых заданиях используем умения учащихся работать на швейной машине, заправки ниток швейной машины, отгадывание загадок, повторение терминов.

3.  Мотивация (звучит любая спокойная мелодия). «Итак, мы с вами изучили темы: «Бытовая швейная машина» «Машинные швы». Сегодня мы проверим, как  вы их усвоили. Для этого проведём игру – соревнование. Её участникам предстоит продемонстрировать свои знания и умения. Ни сказочной волшебной палочки, ни помощников у вас сегодня не будет. Все чудеса вы совершите собственными руками. Класс мы поделили на три  команды. Предлагаю выбрать капитанов, дать название командам (6мин)».\

  1.  Название первой «Исток» - «Ищет, спорит, творит, открывает каждый!»
  2. Следующая команда «Мысль» - «Мыслю – значит живу!»
  3. Третья команда «Нитка» - «Нитка веет, нитка вьётся, наша команда всего добьётся!»

 4. Начало игры. Здесь использую прием активизации(самые активные получают дополнительные баллы)

Конкурс

  1. Начинаем игру с капитанов. На стол кладу номерки вопросов. Капитаны берут по вопросу (номерок к вопросу), вопросы у меня на листке. Я читаю тот вопрос, который соответствует номеру. Капитаны по очереди отвечают на свои вопросы. Если капитан ответил – получает 1 очко, если не ответил, отвечает команда и получает 0, очка, если не может команда, то отвечает тот капитан, который поднял первый руку и получает 1 очко. Вопросы капитанам: (6мин)

1.Тонкий длинный паровозик  

За собой вагоны возит    

Где проехал – дырки нет

Только шпал и рельсов след

(игла с ниткой)

2. Два братца не могут расстаться:

 утром в дорогу, ночью к порогу

 (ботинки)

 3. Смотрите, мы раскрыли пасть

В неё бумагу можно класть.

Бумага в нашей пасти

разделится на части

(ножницы)

 4. Топили, сушили, колотили, крутили,

ткали, на стол клали

 (лён)

5. Мягок, бел, весь мир одел 

 (хлопок)

6. Сижу верхом, не знаю на ком,

 Знакомца встречу, соскочу – привечу.

 (шляпа)

 2.Конкурс  (Метод групповой технологии, этап развития воображения, перевоплащения)

Задания командам (20 мин). Оценивается в 5 баллов.

 «Для конкурса необходим  оператор швейного оборудования. Прошу по одному человеку от каждой команды. Задание ученицы для 1-ой команды: выполнить образец стачного шва вразутюжку; 2-ой – образец стачного шва взаутюжку; для 3-ей – образец шва вподгибку с открытым срезом (всё необходимое для работы учащиеся приготовили заранее)».

3. Конкурс.

«В этом конкурсе должны принять участие все члены команды. Заданий будет три. За правильный ответ – 5 баллов.

 Первое.

Указать последовательность заправки верхней нитки (5 мин). Конверт №1.

Второе. Команды получают по карточке: обозначьте цифрами соответствие детали, изображённой на рисунке, её наименованию.

Третье. Дать (найти) правильное определение (3мин).

 Команды получают конверты №2,  на карточках даны определения:

 1. «Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют….»

2. «Стежок – это …..»

3. «Шов – это …..»

Девочки изготовили образцы швов и сдали мне на проверку. Я ставлю оценки и сдаю жюри для подсчёта очков.

  1. (Метод иллюстраций, схем и кроссвордов включает память, обстрактное мышление, логику)

«В этом конкурсе принимают участие сразу три команды поочерёдно. Разгадываем кроссворд (6мин). Правильный ответ – 1 бал.

 

М

А

Х

О

В

О

Е

 

К

О

Л

Е

С

О

Ш

П

У

Л

Ь

К

А

 

 

Ш

О

В

 

 

И

Г

Л

А

 

 

Н

И

Т

К

И

 

 

Л

А

П

К

А

 

1.Составная часть ножного привода.  2.Деталь для намотки нижней нитки.

3. Место соединения двух или нескольких слоёв материалов.

 4. Рабочий инструмент швейной машины.

5. Без чего машина не выполнит строчку.

6. Рабочий орган швейной машины.

 5. Подведение итогов (10 – 15 мин).

Очки подсчитывает жюри.

 Команда, получившая большее количество очков за урок, получает «5». Отличившиеся учащиеся  в этой команде ещё «5», за второе место «4»; за третье место – «3». Самые активные ещё «5

  1. Закрепление учебного материала. В данном случае этот элемент-урок отсутствует, так как урок контрольно-проверочный.

7. Окончание урока

«Вы довольны уроком?

Что вы узнали нового с этого урока?

 Чтобы вы хотели узнать ещё?

Как вы считаете, справились ли вы с задачей урока? Я Вам благодарна за урок.

Вы работали очень дружно.

Заканчить урок словами: «Спасибо, до свидания. Вы свободны».   

        Форма оценки образовательных результатов осуществляется в процессе игры соревнования по количеству набранных баллов. Дополнительно оценивается активное участие в процессе выполнения каждого задания.

        Саморефлексия.

        Игровая  технология на  уроке помогла сформировать большой интерес и удовлетворение уроком у учащихся.

Мне удалось в процессе соревновательной игровой ситуации  создать атмосферу  содружества, реализовать творческий потенциал каждого ученика с учетом духовно-нравственной установки « Становиться лучше». Успешно решена задача игровой технологии на всех соревновательных этапах урока. В процессе проектирования были отобраны необходимые задания. Они вызвали интерес, внимание , активность и как результат , успешность закрепления пройденного материала.

Удалось проверить практический уровень компитентности, понимания и полученных навыков.

       

Литература.

. 1Данилюк А. Я .Концепция духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России.

2.Гудзеев В.В. Эффективные образовательные технологии., - М., НИИ Школьных

технологий, 2006 г.

3.Козлова В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования.                                                                                                                                   4.Никитина Б.П. Технология развивающих игр., - М., 2006 г.

5.Симоненко В.Д.         Технология — 5-9 класс., - Вентана-Граф, 2008 г.

6.Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе., М., Педагогическое общество России, 2007 г.

                                                          Интернет  ресурсы

Http:/www.sooro.ru