"Родная земля"
материал по технологии (6 класс) по теме

Нигматулина Русал Азымовна

Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_zemlya.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-развлекательная программа «Родная земля»

(урок мира и межнационального согласия)

Разработал:

учительтехнологии

 Нигматулиной Р.А.

2011г.

Ведущий:

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей и праздник – не праздник.

- Ох, и много праздников на Руси раньше было! Многие из них пришли из

глубокой старины. Самые весѐлые и щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября и назывался Сергей – капустник.

 - В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечѐрки» - помочь

нарубить капусты на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось

неуважением к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с

капустой, как с праздником. В этот день щеголяли друг перед другом своими

нарядами. Тут и там во дворах раздавался стук да весѐлый смех. Слышались голоса парней – они не были участниками работы, но приходили для веселья, ждали окончания работы, чтобы в игры поиграть да хороводы поводить.

Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. Пока молдѐжь веселилась, хозяйки накрывали на стол. Главным угощением на столе был капустный пирог. И у нас сегодня – капустник!

Хозяйка. Уж вы, кумушки, голубушки,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите – тка еѐ мне усолить.

Девочка: Эй, хозяюшка, выходи встречать, работнички пришли.

Хозяйка: Заходите, гостюшки, дорогие. Для дорогого гостя и ворота настежь.

(Хозяйка кланяется гостям).

Мойте рученьки свои белые,

Да берите кочаны спелые!

Кто пироги любит есть,

Для того тут работушка есть.

Тебе – кочаны носить,

Тебе - их резать, тебе – солить,

Тебе – их мять да в бочку толкать.

Вот и вся работа.

А я тем временем за капустины пироги возьмусь, вскорости сюда вернусь.

2 – я гостья: Иди, хозяюшка, мы без тебя капусту усолим.

Песня «Матушка-капустка» 

Я на лавочке сижу,
Я топор в руках держу,
Ай ли ай люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу
И капустку всё чешу,
Ай ли ай люли,
 И капустку всё чешу .

И капустку всё чешу ,
Засолить её хочу,
Ай ли ай люли,
Засолить её хочу.

Я капусту чешу,
Да все беленькую
Ай ли ай люли,
Да все беленькую.

Да все беленькую,
Я кочаненькую,
Ай ли ай люли,
Я кочаненькую.

У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай ли ай люли,
Прошу к нам в огород.

Прошу к нам в огород,
Во девичий хоровод,
Ай ли ай люли,
Во девичий хоровод.

3-я гостья:

- А чтобы мы быстрей справились, потешьте – ка вы нас, ребятушки, весѐлой прибауткой!

1-й парень

На болоте, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берѐзе,

Умирает со смеху!

1 – я гостья:

А вот у нас сказочка про нас, да про капусту.

Шла я как – то в огород,

Глянь – капуста сохнет.

Взяла капусту я за хвост,

Положила еѐ под мост,

Пусть капуста мокнет.

Шла я как – то в огород,

Глянь – капуста мокнет,

Взяла капусту я за хвост,

Положила еѐ под мост,

Пусть капуста сохнет.

Хозяйка:

Хорошо у вас получается капусту рубить. Кто про капусту пословицы знает, пусть говорит — не зевает!

1 ребенок: Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.

2 ребенок: Ни один рот без капусты не живет.

3 ребенок: Без капусты щи не густы.

4 ребёнок: Капуста не пуста, сама летит в уста

5 ребёнок: Капусту садить, не разиня рот, ходить

6 ребёнок: "Осенью  в селе первая барыня - капуста

7 ребёнок: Капуста любит воду да хорошую погоду

8 ребёнок: «Хлеб да капуста лихого не попустят»

9 ребёнок:  Ельник, березник – чем не дрова,
                       Хлеб да капуста – чем не еда!

Хозяйка:

Ну вот, пока прибаутки сказывались, дело и сделалось. Недаром говорится, что дело мастера боится.

1 – я гостья:

На Руси уж так идѐт,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец!

Кончил дело – гуляй смело. Девчата – хохотушки, запевай частушки!

 

Частушки

1.Осень щедрая такая                                 

   Всех одарит за труды.                                   

   На капустные вечѐрки                                   

   Принесѐм еѐ плоды.                                      

 

2. А мы майские девчата                                   13. Братец мой по кухне рыщет,

    Красоты рекорды бьѐм.                                   Он вилок капусты ищет.

    Красоты своей рецепты                                    Ну, а мне то что за дело?

    В огороде мы берѐм.                                             Я давно его уж съела.

 

3. У меня фигурка тонка                                14. Поработали на славу,

    И высокий каблучок.                                       Отдохнѐм немножко.

    Я не буду есть котлеты,                                      В угольках мы от костра

    Мне пожарьте кабачок.                                   Испечѐм картошку.

 

 

4. На себе всегда ловлю                                 15. Ай, подружки дорогие,

    Восхищенья взоры!                                              Дайте мне капусты.

    Красоту мне и здоровье                                       Я всѐ лето загорала -

    Дарят помидоры.                                              В огороде пусто.

 

5. Я румяная девица                                       16. Я могу капусту квасить

   И танцую ловко,                                               От безделья не грущу,

   Потому что ем всегда                                       Приходите ко мне в гости -

    Свежую морковку.                                               Всех капустой угощу.

 

6. Я секрет румян достала                               17. На капустные вечѐрки

   У прабабки Фѐклы –                                           Натащили овощей.

   Лучше всех румян заморских                            После праздника наш повар

   Сок от нашей свѐклы.                                         На год нам наварит щей.

 

7. Мне милѐночек прислал

     К празднику записку,

     Что меня он обожает,

     Как салат с редиской.

 

8. Почему в шкафу у мамы

    Стало очень пусто?

    Все наряды я надела,

    Как кочан капусты.

 

9. Не болеем больше гриппом,

    Не боимся сквозняка.

    Все таблетки заменяет

    Нам головка чеснока.

 

10. Разудалый я силач –

     Гну рукой подковку!

     Потому что я жую

     Каждый день морковку!

 

11. Оля бусы из рябины

      Нанизала метров пять.

      Чтобы их носить на шее,

      Надо ей жирафом стать.

 Ведущий в татарском костюме:

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех на татарском подворье. В национальной культуре много весёлых праздников, интересных занимательных обрядов, обычаев и традиций. Татарский народ многие работы, требующие больших физических сил, много времени, привыкли выполнять вместе, коллективно, взаимовыручая друг – друга – бесплатно.

До сих пор в деревнях сохранилась эта традиция – өмә – коллективный труд. Для выполнения особо важных, значимых работ приглашаются соседи, родственники, друзья. Сообща строят дома, убирают урожай, ощипывают гусей. Вот об этом старинном обряде, дошедшем до наших времён, мы и поговорим сегодня

1. Что такое “Каз өмәсе”? или «Ощипывание гусей»? Этот обряд проходит поздней осенью или в начале зимы, после первых заморозков. Всё лето хозяйка ухаживает за гусятами: кормит их, стережёт на берегу речки от воровок – ворон. Издавна достаток и благополучие хозяйки оценивались по количеству и упитанности гусей.

2. Вообще, гуси считались ценными благородными птицами. Самым дорогим подарком на свадьбе было подношение гуся молодым супружеской парой, прожившей в браке достаточно много лет и являющейся примером для подражания.

3. Гусиное мясо засаливали, и оно долгое время не портилось без холодильников, которых раньше не было.

4. А гусиными перьями писали, промокая их в чернила.

5. Вот посмотрите, ребята, - помазок из гусиных перьев. Им мы смазываем блины, пироги, сковороду.

6. А гусиный пух не зря ценится повсюду. Из него получаются самые мягкие, пышные подушки и перины.

7. Канатлар – гусиные крылья. Они служат для подметания полов. Раньше ими выметали остывшую золу из печей.

И так мы рады видеть всех вас на празднике гусиного пера.

Вот и подросли, пожирнели гуси – пора их заколоть. С вечера хозяйка оповещает своих соседей, родственников о предстоящей работе. Наутро приходят девушки и женщины постарше. Начинается трудоёмкая, кропотливая работа. Прежде чем ощипать гусей, их надо ошпарить, но не сильно, чтобы не порвать при ощипывании нежную гусиную кожу. Пожилые женщины наблюдают за работой девушек, выбирая тем самым себе умелую и аккуратную, работящую сноху и жену сыну.

  1. Татарский танец  «Куңелле өмә” ( девушки танцуют имитируя ощипывание гусей)

 Мы ощипываем гусей,

И это нам нравится,

Ведь с песнями и шутками

Дело скоро ладится.

Каурый сибәм су юлына.

Ишле булсын казыгыс.

Өмәләрдә эш күрсәтеп

Ярлар табып калыгыз

Бии-бии матур кызлар,

Чыңлый чулпы, төймәсе.

Борынгыдан килгән гадәт-

Татарның каз өмәсе.

Вед: Но вот работа закончена. Девушки спускаются к речке, чтобы помыть гусей холодной водой. По дороге они разбрасывают гусиные перья. Этот обычай гласил о том, что на следующий год на тропинке будут толпиться молодые гуси.

Пока девушки моют гусей, хозяйка дома печёт блины, раскатывает тесто для «бишбармак», готовит вкусный обед.

У хозяйки тоже есть помощницы и сейчас они покажут как раскатывается тесто для  самого известного татарского блюда из гусиного мяса «бишбармак», или как мы говорим «энкаль»

2.Раскатывание теста. Песня “әйлән-бәйлән” 3-4 кл.

3.Сценка “Соседушки”

Галя – знакум: соседушка, Гулчячяк-бану! я говорю: твои гуси славные какие! Один другого краше; жирные, упитанные. И чем это только ты их откармливала? Не стыдно даже хану к столу поднести, не придётся краснеть. Сколько штук-то их было?

Гөлчәчәк әби  26 голова инде. Я бит списиалист гусялардан. Әе-әе! Хәзер молодёжь-та бит бик уңган, молодиц. Глаз не моргнул-уже ущипал. Вода белән дә ричкада спаласнул. Глаз не успел моргнуть.

Галя – знакум: Я тоже недавно по вашему татарскому обычаю Өмә собирала.ЭЭХ! У Ахата дочка говорю… Какая умница, красавица! А трудолюбивая какая! Эх, такую бы в невестки нашему Николаю в невестки взяла бы. Эх-хе-хе! Как уж богу будет угодно!

Гөлчәчәк әби   Да, красивый пара. Счас молодойлар не слушайт нас. Хочет – женится.Ахатлар – безнең радня. Поможет буду тибя. Хочешмы?

Галя – знакум: Спасибо большое на добром слове. Хорошо было бы! 

Кыз:  Мин егетләрне чакырдым. Ата-бабадан калган йоланы эшләмичә ярамый, диләр. Кызларга да кызыгырак булыр иде, егетләр дә кермичә, каз өмәсе буламыни ул?

Гөлчәчәк әби  Юк, кертмибез. Монда эшләре калмаган. Дилать ничива.

Кыз:  Әбием, бәгырем, ризалаш инде.

Гөлчәчәк әби  Чё делать? Галя-знаком? Просит бит.

Галя – знакум: Ну пусть уж придут, вон как умоляет. Да и то сказать, что ты собираешься нарушить старинный обычай ваших дедов и отцов? Испокон веков на вечеринки женихи приходили. Вспомни, как мы с тобой гуляли....

Гөлчәчәк әби  Да, помнишь, тебя Галимҗан украсть хател? Латно я ысказал твая мамыга… Быстры бегает – спасал тибя. (Девушке) Ярар, пусть приходят

Галя – знакум: Пойдём, соседушка, к нам. Не будем мешать молодым. Блины свои возьми, спокойно чай попьём, поболтаем, вспомним молодость

Гөлчәчәк әби   (в сторону) Хм, гостига свой блины брать!? (обращаясь к соседке) А ты, Галя-дус, пенсия получил? Пряник, наверны, купил, канфит. Зачим блины?

Галя – знакум: Вкусные у тебя блины, возьми.

Гөлчәчәк әби    Ладны инде, вазьму. Твой пряник та фкусный, канфит та.

(Обращаясь к девушке)

Я тута рядом буду.Пять минутка гына барам. Не хулюганте (Әстәге әфирулла), если до утра не приду.(Уходят)

 Вед: Девушки возвращаются, переодеваются в свои чистые наряды и тут начинается веселье.

4.Песня девушек «Шома бас»

 Но какое же веселье без женихов? Юноши тоже готовятся к празднику: заранее узнают где будет Каз өмәсе.

(Юноши стучаться.)

Кызлар Егетләр килгәннәр! Кертәбезме?

1 нче егет

Тәрәзәдән карагыз да

Карап, кемне таныйсыз?

Карап, тилмереп торганчы,

Ник чакырып алмыйсыз?

Кыз Егет, сиңа ни кирәк?

2 нче егет

Пешкән симез кыз кирәк.

Юк, симез каз кирәк,

Тагын матур кыз кирәк.

Кызлар Каз казанга төшәгән,

Егет үзе пешмәгән.

5.Песня «Эх сез матур кызлар»

Кызлар Канат сатабыз, канат,

Яхшысын сайлап, карап.

Егет булсаң-канат ал,

Бер алтын чыгарып сал.

            Продаются крылышки

            Пара – золотой.

            Не скупись, не жадничай

            Парень молодой.

 

Кому девушка продаёт крылышки с тем и становятся в паре и заходят в ручеёк

6. игра Ручеёк  

7.Песня “Утыр әле яннарыма”(хоровод, пары)

1.Кыз балалар каз юалар,

Карлы-бозлы сулары.

Йөрәгемә куеп җылыт,

Өшегендер кулларың

п/в Утыр әле яннарыма, ял булсын җаннарыма

син утырсаң яннарыма ял була җанарыма.

2. егетләре килгәннәр,

 Ишек ачып кергәннәр.

Безнең уенга чыкканны

Әллә каян белгәннәр.

3.Әйдә җырла, әйдә бие,

Җырлап биеп күңел ач.

Нигә безгә шатланмаска,

Тормыш күңелле булгач

Вед: Мы говорим: «Спасибо вам,

     Ученикам, учителям

     И всем сегодняшним гостям.

     Наш долг – традиции хранить,

     Культуру предков возродить,

     Достойным человеком быть».  

Сегодня вы ещё раз увидели, что у каждого народа свои традиции и обычаи, свои праздники и свои песни, мы все такие разные, но всех нас объединяет наша большая Родина, наша Россия.

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, это хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию-

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Песня «Родная страна»

 

“Капустные вечёрки”

1.Ведущий

2.Хозяйка

3.Гости

4.Песня “матушка-капустка”

5.Прибаутки, пословицы и поговорки.

6.Частушки.

7.игра “Капуста”

“Каз өмәсе”

1.Тат.танец «Куңелле өмә” ( девушки танцуют имитирую ощипывание гусей)

2.Раскатывание теста. Песня “әйлән-бәйлән” 3-4 кл.

3.Сценка “Соседушки”

4.Песня девушек «Шома бас» девочки 5-8 кл.

5.Песня парней «Эх сез матур кызлар» мальчики 5-9 кл.

6. Игра  “Ручеёк”

7.Песня “Утыр әле яннарыма”(хоровод, пары)

Заключительные слова ведущего.

8.Песня “” (поют все участники и гости)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли

конкурсная программа, посвященная Подмосковью...

"Родная земля"

Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....

Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)...

Презентация к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Презентация к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Рабочий лист к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)

Рабочий лист к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)...

Презентация "Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли."

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....

ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).

Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...